![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
VIII. Анализ и оценка результатов реализации программы.
По содержанию программа 5 класса выполнена полностью. Учебно-тематический план рассчитан на 68 часов. Фактически проведено 69 часов. Один час использован на тему «Анализ итоговой работы за год». Практическая часть по предмету выполнена: произведения для заучивания наизусть отобраны согласно списку, рекомендованному в методическом письме о преподавании предмета; уроков внеклассного чтения по плану – 6, фактически проведено – 6; уроков развития речи по плану– 6, фактически выдано – 6; аудиторных сочинений по плану – 5, фактически выполнено – 5; домашних сочинений по плану – 1, фактически проведено – 1. Проведение уроков внеклассного чтения вызывало некоторые трудности в связи с тем, что не все учащиеся имели возможность найти и прочитать указанные авторами произведения. Поэтому мы расширили задачи некоторых уроков. Так был проведён урок-обобщение в виде конкурса знатока народных сказок: ребята заранее читали другие русские народные сказки, готовили по ним викторины и кроссворды, а прочитавшие сказку «Пойди туда, не знаю куда» (из авторской программы), рассказали её остальным ребятам в классе. Урок внеклассного чтения, подразумевавший обсуждение одной сказки В. Гауфа «Холодное сердце», был расширен за счёт чтения других сказок этого писателя. Таким образом, задача уроков внеклассного чтения была решена. В течение года проводился текущий, тематический и итоговый контроль. Текущий контроль осуществлялся на каждом уроке. Накопляемость отметок за устные ответы на уроке свидетельствует об интересе учащихся к содержанию предмета, о посильных творческих заданиях. Тематический контроль проводился по теме «Фольклор», «Авторская сказка», «Лирическое стихотворение». Он показал, что учащиеся усвоили материал, справляемость по всем работам – 100%. Итоговый контроль проведен в форме ответа на вопрос по каждой изученной теме. Он свидетельствует о том, что учебный материал усвоен. К концу учебного года было проведено анкетирование родителей и учащихся по удовлетворённости данной программой и учебником. Подводя итоги, можно сделать вывод: дети и их родители удовлетворены результатами обучения, психологической атмосферой уроков, отношением ребят к уроку литературы, к учебнику, к домашнему заданию. Большинство отмечали следующие достоинства учебника: разнообразие вопросов, вступительные статьи перед произведениями, которые помогают понять замысел автора, фотографии писателей, иллюстрации к произведениям. 14 мая на базе нашей школы состоялась региональная конференция по теме «Итоги первого года апробации учебника литературы» с приглашением авторов учебника литературы (присутствовали Н.Н. Пуряева, Г.В. Москвин), учителей, апробирующих учебник, педагогов нашего коллектива, родителей. Учащиеся 5 класса продемонстрировали знания по предмету, свои творческие возможности, высказали свое отношение к учебнику. Данная конференция получила высокую оценку со стороны всех её участников. Реализация программы по литературе (авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина) будет продолжена в 6 классе.
Такие разные уроки: материалы к урокам литературы по программе Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. Представленный далее материал окажет неоценимую помощь учителю литературы при подготовке к урокам в 5 классе по учебнику Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. Мы намеренно не выстраивали содержание уроков по единому шаблону: здесь и подробные, пошаговые конспекты уроков, и дидактические материалы, и образцы контрольных и проверочных работ. Именно в такой форме данные материалы, с одной стороны, дают возможность увидеть оригинальную учительскую манеру, неповторимость личности каждого автора урока; с другой стороны, именно такая подача материала даст возможность учителю-читателю выбрать для себя наиболее интересное, важное, актуальное для работы с конкретными детьми. Нельзя дать урок по готовому конспекту, созданному талантливым коллегой. Урок – это живое общение учителя, учеников, писателя, авторов учебника. Урок – это творчество. Урок «Как строится сказка. Сказка о животных «Лиса и тетерев». Особенности сказок о животных» Проверка домашнего задания. (Г с.22) Дома вам предлагалось подумать над заданием Г на с.22. Какие выводы вы сделали? Почему во многих сказках используется число 3? Попробуйте объяснить традиционность использования похожих элементов в волшебных сказках. Приведите примеры. Работа с учебником: статья на с.22 – 25 Задание. Прочитайте материал статьи, выпишите основные понятия и их определения. Волшебные (сказочные) герои.Главные герои волшебных сказок – добрые и злые. Волшебные помощники.Существа, которые приходят на помощь главным героям в борьбе со злом. Волшебные предметы и волшебные средства.Предметы, обладающие волшебной силой. Они помогают герою победить зло. Зачин.Начало сказки, в котором объясняется, где и когда происходит действие сказки. Концовка. Традиционное завершение сказки. Троекратное повторение. Волшебный закон сказки. Присказка.Не рассказывает, а сопровождает события. Может располагаться в начале, середине или конце сказки. Работа по заданию Д (с.25). Иллюстрация на с.24. Чтение и анализ сказки «Лиса и тетерев» Задание перед чтением сказки: Вспомните, какие типы сказок бывают в устном народном творчестве. При ответе на этот вопрос обратитесь к материалу учебника на с.17. Как вы понимаете слово «иносказание»? Вспомните, какими чертами характера наделяет народ лису, а какими тетерева. Можем ли мы предугадать события сказки? Чтение по ролям (предварительное индивидуальное задание). Беседа по тексту. Подтвердились ли наши догадки? Какой представлена в сказке лиса? Какова ее цель? К каким хитростям она прибегает? Как она разговаривает (интонации, слова, выражения)? Каков в сказке тетерев? Чему учит эта сказка? Сопоставление двух вариантов обработки сказки (Л.Н.Толстого и А.Н.Толстого). Выполнение заданий из рабочей тетради (часть 1. Раздел «Сказки», задание VI). Какой из вариантов переложения русской народной сказки вам понравился больше? Объясните свой выбор. Почему такие великие писатели обращались к жанру сказки? Подведение итогов урока. Вспомните, как строится сказка (см. тетрадь). Есть ли такие элементы в сказке «Лиса и тетерев»? Почему они отсутствуют? Что позволяет нам отнести это произведение к жанру сказок? Самостоятельно сформулируйте несколько «законов» построения сказок о животных («говорящие» животные и традиционность их характеров, ситуация победы добра над злом, честности над ложью и хитростью и т.д., иносказательность сказок о животных, поучительный смысл). Подтвердите правильность ваших выводов на примере других сказок. Домашнее задание. 1. Пересказ статьи учебника «Как строится сказка» (с.22 – 25). 2. Сказка «Как старик домовничал», задания А (с.27), Б и В (с.28).
Материалы к уроку по теме «Фольклор» Тест: Малые жанры фольклора Задание 1. Соотнесите определения с соответствующими названиями жанров. 1) Жанр детского фольклора, шутливые стишки – … а) сказки 2) Фольклорный и литературный эпический жанр, б) потешки в котором отражены в мифической форме события, в) легенда ) имевшие место в действительности – … |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |