Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VIII. Анализ и оценка результатов реализации программы.




По содержанию программа 5 класса выполнена полностью.

Учебно-тематический план рассчитан на 68 часов. Фактически проведено 69 часов. Один час использован на тему «Анализ итоговой работы за год».

Практическая часть по предмету выполнена:

произведения для заучивания наизусть отобраны согласно списку, рекомендованному в методическом письме о преподавании предмета;

уроков внеклассного чтения по плану – 6, фактически проведено – 6;

уроков развития речи по плану– 6, фактически выдано – 6;

аудиторных сочинений по плану – 5, фактически выполнено – 5;

домашних сочинений по плану – 1, фактически проведено – 1.

Проведение уроков внеклассного чтения вызывало некоторые трудности в связи с тем, что не все учащиеся имели возможность найти и прочитать указанные авторами произведения. Поэтому мы расширили задачи некоторых уроков. Так был проведён урок-обобщение в виде конкурса знатока народных сказок: ребята заранее читали другие русские народные сказки, готовили по ним викторины и кроссворды, а прочитавшие сказку «Пойди туда, не знаю куда» (из авторской программы), рассказали её остальным ребятам в классе. Урок внеклассного чтения, подразумевавший обсуждение одной сказки В. Гауфа «Холодное сердце», был расширен за счёт чтения других сказок этого писателя. Таким образом, задача уроков внеклассного чтения была решена.

В течение года проводился текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществлялся на каждом уроке. Накопляемость отметок за устные ответы на уроке свидетельствует об интересе учащихся к содержанию предмета, о посильных творческих заданиях.

Тематический контроль проводился по теме «Фольклор», «Авторская сказка», «Лирическое стихотворение». Он показал, что учащиеся усвоили материал, справляемость по всем работам – 100%.

Итоговый контроль проведен в форме ответа на вопрос по каждой изученной теме. Он свидетельствует о том, что учебный материал усвоен.

К концу учебного года было проведено анкетирование родителей и учащихся по удовлетворённости данной программой и учебником.

Подводя итоги, можно сделать вывод: дети и их родители удовлетворены результатами обучения, психологической атмосферой уроков, отношением ребят к уроку литературы, к учебнику, к домашнему заданию. Большинство отмечали следующие достоинства учебника: разнообразие вопросов, вступительные статьи перед произведениями, которые помогают понять замысел автора, фотографии писателей, иллюстрации к произведениям.

14 мая на базе нашей школы состоялась региональная конференция по теме «Итоги первого года апробации учебника литературы» с приглашением авторов учебника литературы (присутствовали Н.Н. Пуряева, Г.В. Москвин), учителей, апробирующих учебник, педагогов нашего коллектива, родителей. Учащиеся 5 класса продемонстрировали знания по предмету, свои творческие возможности, высказали свое отношение к учебнику. Данная конференция получила высокую оценку со стороны всех её участников.

Реализация программы по литературе (авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина) будет продолжена в 6 классе.

 

Такие разные уроки: материалы к урокам литературы по программе Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.

Представленный далее материал окажет неоценимую помощь учителю литературы при подготовке к урокам в 5 классе по учебнику Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. Мы намеренно не выстраивали содержание уроков по единому шаблону: здесь и подробные, пошаговые конспекты уроков, и дидактические материалы, и образцы контрольных и проверочных работ. Именно в такой форме данные материалы, с одной стороны, дают возможность увидеть оригинальную учительскую манеру, неповторимость личности каждого автора урока; с другой стороны, именно такая подача материала даст возможность учителю-читателю выбрать для себя наиболее интересное, важное, актуальное для работы с конкретными детьми. Нельзя дать урок по готовому конспекту, созданному талантливым коллегой. Урок – это живое общение учителя, учеников, писателя, авторов учебника. Урок – это творчество.

Урок «Как строится сказка. Сказка о животных «Лиса и тетерев». Особенности сказок о животных»

Проверка домашнего задания. (Г с.22)

Дома вам предлагалось подумать над заданием Г на с.22. Какие выводы вы сделали?

Почему во многих сказках используется число 3?

Попробуйте объяснить традиционность использования похожих элементов в волшебных сказках. Приведите примеры.

Работа с учебником: статья на с.22 – 25

Задание. Прочитайте материал статьи, выпишите основные понятия и их определения.

Волшебные (сказочные) герои.Главные герои волшебных сказок – добрые и злые.

Волшебные помощники.Существа, которые приходят на помощь главным героям в борьбе со злом.

Волшебные предметы и волшебные средства.Предметы, обладающие волшебной силой. Они помогают герою победить зло.

Зачин.Начало сказки, в котором объясняется, где и когда происходит действие сказки.

Концовка. Традиционное завершение сказки.

Троекратное повторение. Волшебный закон сказки.

Присказка.Не рассказывает, а сопровождает события. Может располагаться в начале, середине или конце сказки.

Работа по заданию Д (с.25). Иллюстрация на с.24.

Чтение и анализ сказки «Лиса и тетерев»

Задание перед чтением сказки:

Вспомните, какие типы сказок бывают в устном народном творчестве. При ответе на этот вопрос обратитесь к материалу учебника на с.17.

Как вы понимаете слово «иносказание»? Вспомните, какими чертами характера наделяет народ лису, а какими тетерева. Можем ли мы предугадать события сказки?

Чтение по ролям (предварительное индивидуальное задание).

Беседа по тексту.

Подтвердились ли наши догадки?

Какой представлена в сказке лиса? Какова ее цель? К каким хитростям она прибегает? Как она разговаривает (интонации, слова, выражения)?

Каков в сказке тетерев?

Чему учит эта сказка?

Сопоставление двух вариантов обработки сказки (Л.Н.Толстого и А.Н.Толстого). Выполнение заданий из рабочей тетради (часть 1. Раздел «Сказки», задание VI).

Какой из вариантов переложения русской народной сказки вам понравился больше? Объясните свой выбор.

Почему такие великие писатели обращались к жанру сказки?

Подведение итогов урока.

Вспомните, как строится сказка (см. тетрадь). Есть ли такие элементы в сказке «Лиса и тетерев»? Почему они отсутствуют?

Что позволяет нам отнести это произведение к жанру сказок?

Самостоятельно сформулируйте несколько «законов» построения сказок о животных («говорящие» животные и традиционность их характеров, ситуация победы добра над злом, честности над ложью и хитростью и т.д., иносказательность сказок о животных, поучительный смысл).

Подтвердите правильность ваших выводов на примере других сказок.

Домашнее задание.

1. Пересказ статьи учебника «Как строится сказка» (с.22 – 25).

2. Сказка «Как старик домовничал», задания А (с.27), Б и В (с.28).

 

Материалы к уроку по теме «Фольклор»

Тест: Малые жанры фольклора

Задание 1. Соотнесите определения с соответствующими названиями жанров.

1) Жанр детского фольклора, шутливые стишки – …          а) сказки

2) Фольклорный и литературный эпический жанр,              б) потешки

 в котором отражены в мифической форме события,              в) легенда )

имевшие место в действительности – …










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...