Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Э.Т.А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» (1 час)




Краткая биография писателя. Обратить внимание на разностороннюю одаренность Гофмана.

Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Обучение сопоставительному анализу эпизодов: Вставной элемент структуры сказки – «Сказка о твердом орехе». Сравнить со сказкой о Лутонюшке из «Двух кленов»: кто и зачем рассказывает (сюжетная мотивировка), на каком этапе произведения рассказаны, роль сказок в произведениях.

Задание Г (стр. 133) направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы.

Примерные вопросы для сопоставления Мари (примеры из текста) Фриц (примеры из текста)
Возраст героев    
Портрет героев    
Черты характера    
Отношение к окружающим    
Что ценит в жизни больше всего    
Мое отношение к герою    

 

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» (3 часа)

Краткая биография Гоголя.

Задачи: В этом произведении сказочного вымысла меньше по сравнению с предшествующими произведениями раздела, на это следует обратить внимание учащихся. При изучении повести основное внимание следует сосредоточить на соотношении в ней фантастического и реального. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать противопоставление Диканька – Петербург. Сделать итоговое обобщение, что описано реалистично, что – фантастично. Можно затронуть вопрос нравственной проблематики: героиня бросает вызов герою[8]. Другие аспекты проблематики повести на данной этапе обучения не следует затрагивать.

Методика: Обучение сопоставительному анализу эпизодов: эпизод Оксана перед зеркалом сравнить с эпизодом мачеха перед зеркалом в «Сказке о мертвой царевне». Сходство и различие героинь. Роль этих эпизодов в каждой сказке: в «Сказке о мертвой царевне».

Задание В.1. (стр. 175). Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования важнейшего для речевой деятельности человека – умения сжимать текст. Не надо проводить эту работу лишь формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста. Это задание можно дополнить творческим заданием сделать рисованный фильм по повести, проиллюстрировав основные эпизоды.

Сказка представляет сложность для учащихся с точки зрения лексики. На снятие этих проблем направлены задания рабочей тетради.

 

 



М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» (2 часа)

Краткая биография Пришвина. Специфика его творчества.

Задачи: Это произведение – самое «реалистическое» в разделе. На его примере удобно показать соотношение реального и вымышленного. Реальное в произведении (реальное время – после войны, реальные герои – дети-сироты, реальное место – деревня). Сказочные элементы в произведении (путешествие в таинственное место – таинственная палестинка, герои-помощники – собака Травка, враг – волк Серый помещик).

Сопоставление образов главных героев (сходства и различия в характерах). Роль природы в произведении. Особое внимание обратить на эпизод сосны и ели, росших у большого плоского камня, составить с образами брата и сестры, их ссорой у того самого камня (часть IV). Роль природных пейзажей в передаче настроения героев. Животные и птицы, встречающиеся героям на пути. Вывод о единстве человека и природы для Пришвина. Подтвердить высказыванием Пришвина: «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Методика: В качестве творческого задания можно предложить учащимся сделать рисованный фильм по произведению, проиллюстрировав основные эпизоды.

Здание А (стр. 175). Выполнение задания перед текстом о М.М. Пришвине можно организовать как подготовку индивидуальных сообщений о писателях. Выступления учащихся могут сопровождаться демонстрацией компьютерных презентаций.

После изучения произведения целесообразно провести обощение, еще раз проговорив «убывание» вымысла.

В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было»  (1 час)

Краткая биография (без упоминания о душевном расстройстве и самоубийстве).

Задачи. Это произведение представляет другую сторону сказки. Необходимо вспомнить сказки о животных, их нацеленность на поучение и иносказательность как ведущий художественный принцип. Эта сказка логически подготавливает работу со следующим разделом учебника - «Басня».

Методика:Фантастическое в сказке (герои – животные, насекомые и птицы, их беседа) разворачивается на фоне реальности (двор, кучер Антон). Главный вопрос героев – «Что есть мир?» (его задала ящерица) – о высоком. Высокое немедленно снижается сравнением мира (земной шар) с навозным шаром жука-навозника. Противопоставление – один из основных приемов сказки: герои разделены на пары антагонистов, т.е. все главные вопросы в сказке рассматриваются с 2 противоположных точек зрения. Пары антагонистов: гусеница – кузнечик (что ценнее, настоящее или будущее); старый гнедой – улитка (путешествовать или сидеть на месте); навозный жук – муравей (труд ради цели (потомства) или труд ради труда (без явной цели)); мухи - ящерица (мухи как сниженная идея круга жизни, «бытовой герой»; ящерица как сниженная идея высокого героя).

Это сказка-притча. Определение притчи можно вводить или не вводить на усмотрение учителя в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Главное – обратить их внимание на философское обобщение, которое достигается в сказке посредством иносказания: общество беседующих животных – образ человеческого мира. Если класс достаточно подготовлен, можно при изучении «Анчара» и «Трех пальм» сказать об элементах притчи в этих произведениях.

Задние А.2 (стр. 205). Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Если в классе знают сказку хорошо, предложим пятиклассникам рассказать ее «по цепочке».

Задание В.3 (стр. 211). В случае необходимости поясним значение слова «трагический» – связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.

В качестве творческого задания можно предложить учащимся создать портретную галерею героев рассказа, нарисовав их портреты.

 

Басня

Начиная изучать данный раздел целесообразно обсудить разницу между сказкой Гаршина и собственно баснями, чтобы понять специфику жанра.

Структура авторской программы совершает переход от мира сказки к миру басни неслучайно: у этих двух жанров много общего. Кроме того, учащиеся знакомятся с басней еще в начальной школе и уже имеют представления о ее художественном своеобразии. Наличие в авторской программе басен «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська» не перегружает содержание, т.к. данные басни изучались в начальной школе (в большинстве программ, особенно в программах развивающего обучения). Планируя свою работу, следует это учитывать.

Авторская концепция изучения басни раскрывается в определении, данном в учебнике литературы для 5 класса: «Басня – это краткий критический и поучительный рассказ, переданный в иносказании с применением аллегорических образов и содержащий мораль как обращение к читателю или слушателю»[9].

Программа рекомендует учителю ознакомить учащихся с такими понятиями, как образы и сюжеты басни, аллегория, мораль. Желательно сравнить басни и сказки о животных. Расширение и углубление знаний о басне происходит в процессе работы с теоретическим материалом учебника. Учащиеся получают представление о басне как эпическом жанре литературы, особенностях ее композиции, видах комического. Задание «Проверь себя»[10] предлагает следующий понятийный перечень: аллегория, аллегорический образ, аллегорический смысл, иносказательная речь, иносказательный смысл, комическая ситуация, сатирический смех, сатира. Кроме того, школьники знакомятся с историей жанра, с именами наиболее известных баснописцев (Эзоп, Лафонтен, И.И.Дмитриев). В статье о творчестве И.А.Крылова авторы также касаются вопроса об оригинальных произведениях и авторских переложениях широко известных басен.

Первая басня – «Ворона и Лисица» - переложение басни Эзопа. Она хорошо известна и любима школьниками с начальной школы. Поэтому работу с ней следует построить в ином ключе: провести сравнительный анализ басни И.А.Крылова со сказкой «Лиса и тетерев», а также с басней Эзопа «Ворон и Лисица». В ходе этой работы учащиеся учатся не только выявлять жанровые черты, анализировать композицию, язык и образы басни, но и делать выводы о своеобразии басен И.А.Крылова. Раскрывая комизм ситуации, необходимо заострить внимание пятиклассников на том, какой вид смеха использует в своем произведении баснописец, объяснить, почему, подсмеиваясь над слабостями человека, И.А.Крылов шутит легко и добродушно.

Басня «Свинья под Дубом» отличается от предыдущей не только оригинальностью сюжета, но и характером смеха. В чем отличие юмора от сатиры? На этот вопрос учащиеся отвечают в процессе сопоставительного анализа произведений, который предусмотрен в вопросе В 3[11]. Задача учителя – доказать, что басня отнюдь не развлекательный жанр литературы, а попытка художника при помощи смеха усовершенствовать человека и общество. Таким образом, мы раскрываем значение выражения «критический и поучительный рассказ» (см. определение басни).

Анализируя миниатюры «Лебедь, Щука и Рак», «Демьянова уха», «Слон и Моська», учащиеся углубляют свои знания об иносказательности басни, аллегоричности ее языка, дают характеристику героев, определяют виды смеха. Задания учебника помогают выстроить работу так, чтобы актуализировать полученные знания.

Учебник содержит ряд заданий творческого и игрового характера. Например, после изучения басни «Лебедь, Щука и Рак» учащимся предлагается привести в качестве примера жизненные ситуации, в которых уместно было бы вспомнить мораль этой басни. Как итоговое задание Ж[12] к теме предлагается чайнворд по высказываниям героев басен.

 

Легенда

В этом разделе собраны литературные произведения, имеющие в своей основе легендарное событие, как событие имеющее реальную основу. Таким образом, это следующий этап развития основной идеи курса 5 класса – соотношение реального и фантастического в произведении. Легенда как жанр фольклора намеренно не рассматривается. В разделе представлены произведения разной жанровой природы.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» (1 час)

Это философское стихотворение обычно изучается в 9 классе, однако главная его идея – добро и зло – вполне, если не гораздо лучше, чем в более старшем возрасте, понятно 5классникам.

Историко-культурная основа стихотворения (подавление декабристского восстания, навеянные, в частности и этим, размышления поэта о проблеме человеческой власти, природе добра и зла).

Образ дерева в мировой мифологии. Древо познания добра и зла в христианстве. Анчар как редуцированная идея древа познания добра и зла – древо зла, стоящее «как грозный часовой» на границе мира людей.

Композиция стихотворения: состоит из двух идейных частей, противопоставленных при помощи союза «но». В первой части – зло в природном мире, во второй – в мире людей. Жажда власти как причина зла в человеческом мире. Образы двух людей в стихотворении. Обратить внимание на изменение их номинаций (от «человека человек» до «раб» VS «непобедимый владыка»).

Методика: Это произведение целесообразно прочитать в классе, используя прием медленного чтения. Целесообразно задавать вопросы, акцентирующие внимание на частях важных идейных частях стихотворения и стимулирующие размышление. Например: «Что делает часовой? Почему часовой?» Ожидаемый ответ: «Сторожит что-то», «Отмечает границу между чем-то и чем-то…» В зависимости от степени подготовленности класса можно намекнуть на идею «древа зла» вместо «древа познания», «день гнева» - день грехопадения. Другие возможные вопросы для подготовленной аудитории: «Почему зверь и птица не идут?» - «Они не знают плод древа зла, а человек знает». И обязателен вопрос: «Кто больше боится, тот, кто посылает, или тот, кого посылают?» Ответ очевиден: «Тот, кто посылает». «А стрелы вернутся?» - «Вернутся». Таким образом можно показать круговорот зла в мире.

Итак, главные идеи для 5 класса – появление, существование и распространение зла в мире. Здесь можно вспомнить понятие притчи, если оно вводилось.

Задание А (стр. 215). Для полноценного понимания литературного произведения необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Практика преподавания истории сегодня предусматривает изучение в 5 классе истории древнего мира. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше вопросу А. Организовать работу учитель может по-разному (с учетом особенностей класса и уровня его подготовки): беседа с учащимися перед чтением текста, самостоятельные поиски ответа на вопрос дома (как предлагается в учебнике) и индивидуальные сообщения учащихся, слово учителя.

Учитель может организовать словарную работу: составить вместе с учащимися словарик архаизмов и старославянизмов, использованных в стихотворении (с «переводом»).

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Три пальмы»  (1 час)

Историко-культурная основа стихотворения (арабский восток в русской поэзии начала XIX в. как пространство, ассоциированное с философскими вопросами, проблемой судьбы).

Основная проблема произведения – проблема жизненного выбора, ропот на судьбу, отказ от своего назначения. Образы главных героев – трех пальм, человеческие черты. Роптание на судьбу как причина гибели трех пальм. Идея приятия бытия.

Это стихотворение, как и «Анчар», имеет перспективное значение для старших классов. О них обязательно вспомним, когда будем изучать «Преступление и наказание».

Задания Г.1, Г.2 (стр. 221). Эти вопросы могут стать основой самостоятельной научно-исследовательской (проектной) работы учащихся.

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге)(2 часа)

История и время создания. Нестор летописец (краткие сведения о нем). Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы (историческое, юридическое, дидактическое, легендарное). Фольклорные элементы.

Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации. Поэтому нет характера героев, оценки их поступков.

Как и при изучении стихотворения «Анчар», целесообразна работа по составлению словаря устаревших слов.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (2 часа)

Историко-культурная основа стихотворения: интерес к теме истории в литературе 20-х гг. XIX в. Источник сюжета – легенда об Олеге, пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства российского» (в свою очередь Карамзин опирался на летописи).

Главные герои – князь Олег и кудесник. Они имеют явные черты характеров. Сравнение этих образов.

Композиция «Песни»: идейно-смысловые части (описание князя Олега, встреча с кудесником и предсказание, пир через много лет, князь Олег навещает могилу коня и гибнет, похороны князя Олега) не соотносятся во времени так жестко, как в «повести временных лет». Сравнить язык двух произведений. Выводы: в «Повести» внимание на изложении фактов, в «Песни» – на художественной идее, т.е. именно художественный вымысел дает возможность автору выразить свои идеи. Основные темы (судьба, вера и неверие, мужество и слабость, свобода выбора или несвобода, верность другу или предательство).

Работа с лексикой стихотворения – см. комментарий выше.

Внеклассное чтение. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час

При отсутствии текстов легенды учитель вправе выбрать произведение для внеклассного чтения самостоятельно. Хорошо, если это будет именно легенда, т.к. в подобном случае урок внеклассного чтения станет логическим завершением изучения раздела программы.

 

Часть 2

Этот необычный мир…

Лирическое стихотворение

Мир чувств

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

Важной задачей литературного образования школьников является формирование умения воспринимать лирическое произведение, т.к. именно лирика непосредственно воздействует на чувства человека. В кратком словаре литературоведческих терминов (Под. ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева) дается следующее определение лирики: «Один из трех родов литературно-художественных произведений. Лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями». Одна из форм существования лирики – лирическое стихотворение. Это небольшое по форме поэтическое произведение, цельность, красоту и мелодичность которому дают ритм и рифма. Такое определение дается в учебнике в статье «Лирическое стихотворение»[13] (часть 2, с.20)

Главная идея программы 5 класса -- истоками лирических переживаний могут быть любовь, дружба, природа, отношение к жизни, родине. Если учесть особенности данного возрастного периода, то становится ясна логика выстраивания литературного материала.

Открывают тему послания А.С.Пушкина. В них поэт обращается к миру чувств, самыми доступными среди которых являются дружба и привязанность. До пятиклассников важно донести, что основой данных поэтических произведений стали жизненные впечатления. Иначе, контрастно звучат мотивы одиночества и грусти в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Ребенок получает первое представление о настроении поэтического произведения, учится разнообразию чувств.

Дальше следует перенести учащихся-читателей в мир природы. Эта тема не нова: учащиеся знакомятся с пейзажной лирикой еще в начальной школе. Задача данного этапа – показать, как мир природы связан с миром человека. Введение понятия «лирический герой» способствует выявлению этой взаимосвязи. Именно настроение лирического героя становится путеводной нитью, ведущей от одного стихотворения к другому.

Начинается разговор о мире природы со стихотворений А.А.Фета. В них через образ природы раскрываются такие важные философские темы, как тема родины, дома, детства (понятие «философские» уже знакомо учащимся по легендам). Картины природы помогают почувствовать настроение лирического героя: покой, радость, упоение жизнью.

Стихотворения А.А.Фета созвучны по настроению поэтическим произведениям Ф.И.Тютчева. В них гармония природы и человека, разнообразие чувств, насыщенность действием. Эти лирические произведения могут стать основой для разговора о красоте природы родного края, о смене времен года. Но не следует избегать разговора о философском подтексте пейзажной лирики Тютчева: в жизни человека, как и в природе, бывают разные этапы, каждый из которых по-своему прекрасен.

На первый взгляд, кажется, что стихотворение Н.А.Некрасова нарушает выстроенную концепцию подбора лирических произведений. Однако это не так. Стихотворение «Крестьянские дети» не только позволяет подвести некоторый итог, но и расширяет представления учащихся о лирическом стихотворении. Разговор вновь возвращается к жизненным впечатлениям как основе литературного произведения. Анализ сюжета и композиции стихотворения помогают раскрыть замысел автора, идею произведения: показать две «стороны медали» жизни крестьянских детей. Природа здесь не храм, а мастерская, фон, на котором четче проступают черты их нелегкой участи. В финале образ природы приобретает символическое звучание и выражает авторскую позицию. Таким образом, пятиклассники получают представление о том, что лирическое стихотворение может иметь не только философскую, но и социальную направленность.

Следующие два стихотворения – И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» и С.А.Есенина «Береза» – могут стать основой для самостоятельной работы по анализу лирического стихотворения, т.е. закрепления полученных знаний. Образы природы, созданные этими поэтами, понятны и доступны воображению учащихся. Задания учебника обращают нас к исследованию изобразительно-выразительных средств языка. На ознакомительном уровне вводятся понятия «контраст», «композиция стихотворения», «эпитеты», «лексический повтор», «олицетворение».

Урок внеклассного чтения предполагает обращение к произведениям Гете и Гейне. Сравним вместе с учащимися переводы, выполненные русскими поэтами разных эпох. Это позволяет вернуться к проблеме лирического героя, к роли пейзажа в раскрытии авторского замысла.

Таким образом, в теме «Лирические стихотворения» мир природы представлен во всем многообразии. Учащиеся получают первое представление о роли пейзажа в литературном произведении, о его художественном своеобразии. Приобретая навыки анализа поэтического текста, пятиклассники, прежде всего, учатся чувствовать настроение стихотворения, а потом выявлять средства, которыми оно создается. Умение воспринимать лирическое стихотворение способствует развитию духовного мира ребенка, обогащению его эмоциональной сферы.

Система заданий учебника позволяет познакомить учащихся с такими литературоведческими понятиями, как: лирическое стихотворение, лирический герой, ритм, рифма, лирическое послание, тема и идея стихотворения, композиция и сюжет, контраст, эпитеты, сравнения, олицетворение, лексические повторы, звукопись. Понятия, обозначенные курсивом, вводятся в данной теме, работа с остальными носит пропедевтический характер и направлена на формирование навыка анализа поэтического текста.

 

Роман, повесть, рассказ

Задача темы «Роман, повесть, рассказ» - подробнее познакомить учащихся с наиболее распространенными эпическими жанрами, выявить их особенности. Выбор произведений обусловлен внутренней логикой всего раздела авторской программы. Все названные произведения имеют некоторые общие черты, позволяющие говорить о единстве методической задачи. Проблемы, поднятые в этих произведениях, можно разделить на три основные группы:

· человек в необычной ситуации (Д.Дефо «Робинзон Крузо», А.С.Грин «Зеленая лампа», А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро», О,Генри «Вождь краснокожих»);

· человек и природа (Д.Дефо «Робинзон Крузо», И.С.Тургенев «Бежин луг», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»);

· комическое в произведении (О,Генри «Вождь краснокожих», М.М.Зощенко Рассказы из цикла «Лелька и Минька»).

Кроме того, главными героями большинства названных произведений являются дети, что повышает непосредственный читательский интерес.

Каждому из изучаемых произведений предшествует небольшая статья, содержащая сведения о личности и творчестве писателя, а также короткий комментарий к произведению. В программе этот материал носит наименование «Слово о писателе».

Знакомство с эпическими жанрами начинается с романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Следует отметить, что школьникам предлагаются лишь некоторые главы из большого произведения. Это облегчает задачу учителя. Понятие романа как «произведения большого объема» дается во вводной статье, а литературный материал дополняет представления об этом жанре. Школьники выясняют, что события романа могут разворачиваться в течение долгого времени, а предметом изображения становится жизнь человека во всех ее проявлениях. Образ Робинзона Крузо доступен и понятен пятиклассникам. Они легко выявляют положительные и отрицательные стороны его характера, с интересом следят за тем, как герой преодолевает трудности, выпавшие на его долю. Анализ глав заканчивается творческой работой, предложенной авторами учебника: сравнить цитату из Библии об изгнании Адама из рая и содержание романа.

Проблема испытаний и преодоления их является ведущей в произведениях А.С.Грина «Зеленая лампа» и А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Сила духа, умение противостоять жизненным невзгодам, любовь к жизни – вот черты, которые объединяют героев этих произведений. Задача учителя - показать, как под влиянием чрезвычайных обстоятельств раскрываются их характеры. Следуя за сюжетом, школьники учатся анализировать проблематику произведения, отбирать материал для характеристики образов героев. Одновременно продолжается работа над своеобразием эпических жанров. Учащиеся находят различия между изученными произведениями и делают самостоятельные выводы о своеобразии жанров рассказа и повести.

Варианты уроков по произведениям И.С.Тургенева, Дж.Лондона и В.П.Астафьева широко представлены в методической литературе. Отметим только, что данная авторская программа рекомендует сделать акцент на взаимоотношениях человека и природы. О роли пейзажа в художественном произведении подробно говорилось при изучении произведений Н.В.Гоголя и М.М.Пришвина, а также в разделе «Лирическое стихотворение».

Чувство природы пронизывает рассказы И.С.Тургенева «Бежин луг» и Ю.П.Казакова «Оленьи рога». В них пейзаж выступает как средство раскрытия внутреннего мира человека. Он не только подчеркивает сказочно-поэтическое восприятие мира главными героями, но и становится своего рода декорацией для событий, которые разворачиваются по ходу действия. В контексте изучения этих произведений возможно возвращение к проблеме переплетения реальности и вымысла, которая была центром авторской концепции в первом разделе программы. Кроме того, расширяются представления учащихся о жанровом разнообразии рассказа. Например, «Оленьи рога» характеризуются как рассказ-фантазия. С особенностями этого жанра пятиклассники знакомились в процессе работы над сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было». Таким образом, происходит актуализация знаний, что помогает сформировать у учащихся устойчивые навыки самостоятельного анализа художественного текста.

В качестве письменных работ, завершающих изучение этих произведений, можно порекомендовать следующие задания:

· сопоставить рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (задание Г на с. 161);

· написать отзыв на рассказ Ю.П.Казакова «Оленьи рога»;

· дать письменный ответ на вопрос: «Какую роль играет фантазия в жизни человека?»

Выбор заданий может зависеть от уровня подготовки учащихся и их читательских предпочтений.

Следующая группа произведений по-иному раскрывает тему «Человек и природа».

Действия повести Дж.Лондона «Сказание о Кише» и рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» разворачиваются на фоне суровой северной природы. Непростые жизненные условия формируют такие человеческие качества, как сила воли, решительность, находчивость. Приключения главных героев вызывают неизменный интерес у пятиклассников.

Работу над художественными текстами, несомненно, следует вести с учетом жанровых особенностей. «Сказание о Кише» корнями уходит в традиции устного народного творчества. Образ легендарного героя уже рассматривался в теме «Легенда». Почему Киш стал героем народных преданий? Что сделал он для своих соплеменников? Что общего между ним и другими известными легендарными героями? – вот небольшой перечень вопросов, которые могут использоваться в процессе анализа повести Дж.Лондона. Почему это небольшое по объему произведение относится к жанру повести, объясняется в статье «Роман, повесть, рассказ» (с. 66-67).

Также материал учебника предлагает сравнить жанр «Васюткина озера» В.П.Астафьева с жанром «Кладовой солнца» М.М.Пришвина (задание В-2 с.212). Особенностью рассказа В.П.Астафьева является то, что в основу произведения положены реальные события из жизни писателя. На уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием «автобиографичность прозы».

В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам составить небольшой приключенческий рассказ на основе своих жизненных впечатлений (задание Г с. 212).

Произведения О'Генри и М.М.Зощенко относятся к жанру юмористического рассказа. Поэтому программа рекомендует подробнее остановиться на понятии «комическое». Учащиеся уже имеют представление о двух видах смеха: осуждающий, язвительный – сатирический и мягкий, добродушный – юмористический. Кроме того, знают о том, какую роль играет смех в художественной литературе (см. тему «Басня»).

Расширить имеющиеся знания позволяют рассказы «Вождь краснокожих» О'Генри и несколько рассказов из цикла «Лелька и Минька» М.М.Зощенко. В процессе работы над этими произведениями учащиеся знакомятся со способами создания комического. Перед ребятами можно поставить задачу найти в тексте примеры смешного и постараться аргументировать свой выбор. Таким образом, создается основа для анализа произведений (рассматриваются особенности речи, характеры и поступки героев, комизм ситуаций, смешение веселого и грустного). Завершить работу можно инсценировкой одного из рассказов М.М.Зощенко (задание Г с.246). В помощь учащимся даны авторские рекомендации. Пятиклассники на своем опыте смогут понять, как тяжело создать по-настоящему смешное произведение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 528.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...