Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Практические рекомендации по работе с учебником Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.




Планирование как основа творческого преподавания

Учебник «Литература» авторов Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной – учебник, отвечающий современным требованиям, ориентирующий обучающихся не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и творческих способностей.

Для разработки рабочей учебной программы по литературе для 5 класса по авторской программе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной учителю необходимо выполнить следующие задачи (приводим алгоритм разработки рабочей программы):

изучить нормативно-правовые, нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность учителя литературы на Федеральном уровне, как основание для разработки рабочей программы;

изучить нормативно-правовые, нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность учителя литературы на региональном уровне, как основание для разработки рабочей программы;

проанализировать содержание авторской программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной как основание для разработки рабочей программы;

изучить пояснительную записку к авторской программе: понять авторскую концепцию, определить цели и задачи обучения в каждом классе, обратить особое внимание на требования авторов к результатам обучения;

сопоставить содержание авторской программы с государственным образовательным стандартом по литературе в части называния имён и произведений, обязательных для изучения; выявить отличия;

сопоставить распределение содержания материала по классам в авторской программе с Примерной программой по литературе; выявить отличия в распределении;

сопоставить распределение часов, отводимых на изучение содержания в 5 классе, в авторской программе с распределением часов, рекомендуемых Примерной программой по литературе; выявить отличия в распределении;

соотнести заявленные темы, произведения, количество часов на уроки внеклассного чтения и развития речи в авторской программе с требованиями, предъявляемыми содержанием литературного образования;

познакомиться с опытом работы коллег – учителей литературы, изучающих предмет по указанной программе;

выявить положительные стороны авторской программы в части предлагаемого планирования.

Проанализировав пояснительную записку к программе по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, убеждаемся, что особенностью авторской программы является методическая концепция, основа которой заключается в идее творческого познания как синкретического по своей сути процесса. «Авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух основных подходов в организации учебного процесса: от теории к деятельности и от деятельности к теории».[14]

Анализ «Пояснительной записки» авторской программы дает учителю возможность при составлении рабочей программы по литературе:

видеть результат, к которому должен прийти учитель и ученик;

четко поставить цель;

определить задачи по достижению цели;

определить основные методы обучения, с учетом контингента каждого конкретного класса.

Особенности авторской программы

Отличительной положительной особенностью программы по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной является предложенное авторами распределение часов на изучение содержания программы, уроки внеклассного чтения, уроки развития речи, обобщение изученного, резервные часы (для учителя ОУ).

Анализ представленной таблицы позволяет сделать следующие выводы:

1. Разумное распределение часов на изучение содержания авторами программы создает благоприятные условия учителю любого класса при составлении (проектировании) рабочей программы, потому что:

количество отводимых часов на освоение содержания предмета «Литература» авторами Г.В. Москвиным, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной в 5 классе 70, в 6 классе 70 совпадает с количеством часов «Примерной программы основного общего образования по литературе» в 5-6 классах 140 часов.

2.В авторской программе учтены уроки, обеспечивающие выполнение требований «Примерной программой основного общего образования по литературе» в части рекомендаций выделения часов на развитие речи «в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения).

3. Авторы программы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина (отлично от других авторских коллективов) предлагают систему уроков внеклассного чтения, что в свою очередь создает положительные условия учителю для выполнения задач литературного образования. Предлагаемая система уроков внеклассного чтения выражает авторскую идею, поэтому содержательные единицы, распределение часов предлагается самими авторами, хотя учитель может внести необходимые коррективы, если того требуют условия конкретного класса.

4. Авторы программы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина (отлично от других авторских коллективов) предлагают спланировать часы на обобщение изученного материала. Учитель-практик понимает, насколько важны эти уроки.

5. Авторы программы Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина (отлично от других авторских коллективов) предлагают резервные часы. Это дает возможность учителю при разработке рабочей программы:

возможность выразить своё видение изложения материала,

учесть уровень обучающихся детей в классе,

вносить коррективы в программу в течение учебного года (если, например, пропущены уроки по каким-либо причинам).

Структура рабочей программы

Рабочая учебная программа имеет определённую структуру, включающую в себя несколько обязательных блоков: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематический план, методический блок, приложения.

Титульный лист программы содержит все необходимые реквизиты.

Пояснительная записка

В тексте пояснительной записки следует указать:

нормативно-правовые, нормативно-методические документы, на основе которых разработана рабочая учебная программа;

цели и задачи на данный учебный год;

какие внесены изменения в части номинативной, в части распределения учебного времени; обоснования изменений;

используемый учебно-методический комплект.

Учебно-тематический план – это разработка структуры учебного курса, внутреннее упорядочение и установление согласованности учебных тем. Тематический план раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, распределяет учебные часы по разделам и темам курса, указывает виды уроков (традиционный - нетрадиционный уроки, уроки развития речи, внеклассное чтение).

Предлагаемая форма учебно-тематического плана

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Формы контроля
Традиц. уроки Нетрадиц. уроки Уроки развития речи Уроки внеклассного чтения Возможные формы контроля: вводный, текущий, тематический, промежуточный, итоговый
               

 

Календарно-тематический план – это распределение по урокам учебного материала каждой темы. Как правило, такой план составляется на полугодие или год и утверждается директором школы.

Предлагаемая форма календарно-тематического плана

№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Формы урока (традиц.-нетрадиц., вн.чт., р.р.) Содержание урока (в этом разделе учитель может обозначить основные теоретико-литературные понятия; категории вечных ценностей; проблематику, произведения для заучивания наизусть …) Оборудование (в этом разделе учитель может указать технические средства, иллюстративный, дидактический и др. материал) Форма контроля

Форма календарно-тематического плана может иметь развернутый формат, при этом возможны рубрики:

цель урока или темы (раздела) в целом (тогда необходимо добавить горизонтальную строчку для наименования раздела);

виды деятельности учащихся на уроке;

теоретико-литературные понятия;

нравственно-философские категории;

виды домашних заданий (в том числе индивидуальные);

вопросы повторения;

методические материалы к уроку (журнал, цифровые образовательные ресурсы) и др.

Имея такой формат планирования, учитель может не создавать поурочного планирования. Заполняя содержательную составляющую календарно-тематического плана, необходимо сосредоточить внимание на заполнении графы «дата проведения урока», так как именно своевременное заполнение и корректировка этой графы обеспечит контроль выполнения учебного плана (т.е. необходимое количество часов). Изменения даты проведения урока по объективным или субъективным причинам для удобства можно фиксировать в плане другим цветом. Эти действия учителя не напрасны: анализ и оценка результатов реализации программы проводится в конце четверти, полугодия, года.

Содержание программы –этоосновное содержание всех разделов, тем курса, т.е. краткое описание изучаемого материала, основные понятия, которые определены авторами программы. Поэтому к рабочей программе обязательно прилагается авторская программа. Содержание авторской программы переписывать в рабочую программу не следует.

Учебно-методический комплектвключает в себя перечень основной и дополнительной литературы для учителя и учащихся.

учебник;

рабочая тетрадь;

методическое пособие для учителя;

дидактические материалы;

учебные материалы для тематического контроля.

Список литературы включает библиографические описания изданий, которые располагаются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания.

Требования к уровню подготовки обучаемых. В этом блоке рабочей программы фиксируются требования по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При формулировке требований к уровню подготовки обучаемых ориентирами являются «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента образовательного стандарта, а также соответствующий раздел авторской программы.

Методический блок. Включает в себя краткое описание используемых технологий, методов и организационных форм обучения с кратким обоснованием их выбора. Это наиболее трудный для учителя блок рабочей программы, т.к. требует времени, определенных знаний, учета контингента обучающихся и т.д. Поэтому целесообразно заполнять этот раздел рабочей программы в течение учебного года.

Анализ и оценка результатов реализации программы.Наиважнейший раздел рабочей программы, где подводятся итоги выполнения содержания Программы, учебного плана, требований к результатам обученности и т.д.

Приложения. К данному блоку нет обязательных требований, но есть рекомендация – предоставить рабочей программе дидактическую поддержку. Все учебно-дидактические материалы по курсу, для которого разработана данная рабочая программа, необходимо сгруппировать в приложения. Целесообразными считаются следующие приложения:

дидактическое обеспечение всех видов контроля по курсу (тесты, самостоятельные проверочные работы, контрольные работы и др.);

перечень тем докладов, рефератов, проектов, виды творческих работ, уроки развития речи, уроки внеклассного чтения, которые будут предлагаться учащимся в ходе изучения материала;

опорные схемы, алгоритмы, справочники по изучаемым темам;

модели, конспекты нетрадиционных уроков и др.

Рабочая программа проходит экспертизу на предмет соответствия общим требованиям, ГОСу по предмету, учебному плану и визируется руководителем МО и (или) председателем методического совета. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

Рабочая программа представляется на утверждение руководителю образовательного учреждения до начала учебного года.

Рабочая программа утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Таким образом, предложенная разработка даёт право считать этот проект документом – рабочей программой по литературе для 5 класса.

Вниманию учителя предлагается вариант рабочей программы, отдельные формы, разделы, идеи которой помогут составить планирование для своего класса.

 



Примерный вариант рабочей программы по литературе

Титульный лист

_______________________ образовательное учреждение










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...