Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок «Е.Л.Шварц «Два клёна» (пьеса-сказка)»




Урок с элементами театрализации и с использованием ИКТ.

Защита творческих работ.

Аннотация содержания урока: на изучение пьесы отводится 3 часа. Первые два урока – рассказ об авторе (презентация о Е.Л.Шварце), чтение статьи учебника «Что такое пьеса», чтение текста художественного произведения, анализ эпизодов, чтение по ролям, художественный пересказ фрагментов. Третий урок урок-обобщение. Чтобы провести такой урок, необходимо дать опережающие задания. Класс поделён на творческие группы и при совместном обсуждении определены задания:

Теоретики (Задание: подготовить сообщения: «Что такое пьеса», «Мы в театре», «Сходство и отличие пьесы-сказки «Два клёна» от народной сказки»).

Философы (Задание: выявить, по каким правилам в жизни подчиняются герои сказки – Баба-Яга и Василиса; какие жизненные уроки можно извлечь из сказки).

Актёры (Задание: выбрать и инсценировать фрагмент сказки).

План урока: 1) слово учителя;

2) выступление «теоретиков»;

3) выступление «актёров»;

4) выступление «философов»;

5) итоги работы.

Материалы к уроку

Группа «Теоретики».

Презентация «Что такое пьеса».

Сообщение «Мы в театре» (по книге Юрия Алянского «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.).

Слово театр – греческого происхождения, оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Сначала в театре показывали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. В играх рождались диалоги. Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в 5 и 6 веках до нашей эры драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Интересно, что уже в те далёкие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновьего долга, товарищества, преданности.

Презентация буклета «Словарик юного актёра».

Группа «Актёры».

Инсценировка фрагментов: «Разговор двух братьев-клёнов», «Битва Василисы с Бабой-Ягой», «Встреча Василисы с сыновьями».

Группа «Философы».

Жизненные правила Василисы(читают по очереди две девочки в костюмах):

«А что если с лаской подойти?»

«Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».

«Работа меня от всех бед спасла».

«Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».

«Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».

«Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».

Вывод: Эти правила помогли Василисе-труженице пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей.

А теперь послушаем Бабу-Ягу и узнаем её жизненные правила (выразительное прочитывание реплик несколькими девочками в костюмах):

«Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».

«Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».

«Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».

«Совести у меня нет и не было».

«Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».

«Я, умница, больше люблю в спину бить».

«Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».

«Я терпеть не могу, когда люди радуются».

Вывод: Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, трудолюбия.

Итоги урока:

Ребята, понравился вам такой урок?

Чем он необычен?

Какой фрагмент урока больше понравился, запомнился? Почему?

Чему каждый из вас научился на уроке или при подготовке к нему?

Послушайте несколько ваших высказываний-отзывов, которые вы писали на втором уроке. Напомню задание: продолжить начатую фразу: Сказка «Два клёна» - это …. Вот как вы написали: «…это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пошли их спасать»; «…это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»; «…это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве»; «…это жизненный урок для нас: кто из дому сбежал – не растёт и не умнеет».

Домашнее задание: подготовиться к конкурсу рисунков по этой сказке; художественный пересказ монолога Бабы-Яги.

Урок «Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

Выразительное чтение учителем отрывка из повести.

1. «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, что бы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за полверсты».

Беседа. Мастерство Н.В.Гоголя в описании природы.

Мысленно нарисуйте себе эту картину, что на ней изображено?

Какие звезды вы себе представили? Почему у Гоголя они «глянули»?

Почему «месяц величаво поднялся», какой художественный прием использовал при этом автор?

Охарактеризуйте эпитетами эту ночь. (Живая, волшебная, яркая, таинственная).

Почему Гоголь рисует именно такую необычную ночь?

Как вы думаете, почему Гоголь так подробно описал рождественскую ночь?

Посмотрите на картинки на слайдах, сравните их с художественным описанием в тексте. Сумели ли художники передать замысел Гоголя? Докажите. (См. слайды «Рождественская ночь»).

Какой вы себе представляете рождественскую ночь?

Прочитайте выразительно описание ночи так, чтобы мы почувствовали ваше восхищение ее красотой (с. 135)

Найдите в тексте повести другие пейзажные зарисовки. Выразительно прочитайте (с.136-137 – эпизод кражи месяца и звезд; с. 139 – Чуб смотрит в окно; с. 146 – метель на пути Чуба; с. 166-167 – полет Вакулы в Петербург).

Какая из зарисовок вам больше всего понравилась, почему?

Какие художественные приемы употребил автор во всех этих зарисовках?

2. Выразительное чтение учителем отрывка из повести.

«Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался с утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою.

Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.

Черт таким же порядком отправился вслед за нею…»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1107.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...