![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Беседа. Юмор. Юмор в повести.
Представьте, что вы Солоха, вы замерзли и вам нужно спуститься домой. Изобразите ее действия. Почему Гоголь просто не написал, что ведьма и черт на метле спустились в дом? Как автор описал спуск героев? (Смешно, с юмором). Оказывается в литературном произведении юмор – это не просто смешной эпизод, герой, его черты, это еще и литературный прием. Слово юмор происходит от англ. humour, которое переводится: нрав, настроение. Юмор – добродушный смех в произведении. Сам Н.В.Гоголь утверждал: «Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа». Объясните смысл этого высказывания. Найдите в тексте повести примеры юмора. Почему нам не страшны в повести ведьма и черт? Докажите с помощью найденных примеров справедливость высказывания Г.Гейне: «Юмор, как плющ, вьется вокруг дерева. Без ствола он никуда не годен». Творческое задание. Как я всегда узнАю произведения Гоголя, даже если на обложке книги не будет имени автора среди других книг? Домашнее задание. Читать по ролям понравившийся отрывок повести. Объяснить (письменно) смысл высказывания В.Гюго: «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица». Урок «М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» «Мир человека и мир природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Эпиграф: (подбирают дети). Ход урока Повторение пройденного. Викторина по изученным произведениям. Беседа перед викториной: Что вы знаете о сказках? Какие особенности отличают сказки от других литературных жанров? Хорошо ли вы ориентируетесь в пройденном материале, мы проверим с помощью викторины. 2. Викторина: Какое из названных произведений не является сказкой: «Золотой ключик», «Лебедь, рак и щука», «Иван-царевич и серый волк»? В чем главное отличие между двумя сказками: «Хрустальная гора» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»? Кого из отрицательных сказочных героев вы знаете? Какое из изученных произведений можно охарактеризовать как: волшебную сказку, пьесу-сказку, сказочную повесть? Введение понятия «сказка-быль». Проверка домашнего задания. Сегодня мы познакомимся с произведением, жанр которого определяется как сказка-быль. Вспомните определение сказки. А что такое быль? В тетрадь: Быль – то, что было, рассказ о действительном происшествии. Как же могут между собой сочетаться эти два противоположные понятия? (чтение отрывка из статьи учебника на с. 176) Введение темы урока. Задание: в течение урока подумайте, какие слова из произведения М.М.Пришвина можно использовать в качестве эпиграфа к нашему разговору. Что узнали о писателе М.М.Пришвине из статьи, прочитанной дома? Читали ли вы его произведения раньше? Какие особенности его произведений отмечаются в статье? Как авторы закончили текст (учебник с.177)? (увлекательные, добрые и мудрые). 4. Работа с текстом произведения. Где и когда происходит действие? (чтение начала). Похоже ли начало произведения на сказку? Что знаете о Великой Отечественной войне? Кого мы можем назвать главными героями произведения? Задание: Опираясь на текст 1-2 глав, выполни задание из рабочей тетради (Часть 1. Раздел «Пришвин М.М. «Кладовая солнца», задание V). Сравни характеры брата и сестры (Настю и Митрашу; какие сходные черты есть у брата и сестры, в чем они отличаются). Заполни таблицу.
Какие отношения складываются между братом и сестрой? Какое они имеют значение? (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь). Дети на болоте. Беседа. Комментированное чтение. Запись в тетрадь. На какое дело серьезное дело решились дети? Почему автор называет их «охотниками»? Какие опасности подстерегают их на болоте? (анализ названий: Блудово болото, Слепая елань). Какой предстает природа? (чтение начала 4 главы). Какие глаголы использует автор, описывая сосну и ель? Как можно охарактеризовать эти отношения? (борьба за жизнь, противостояние, соперничество) Приведите другие примеры противостояния в природе? Природа противопоставлена человеку, она тоже живет, но совсем другой жизнью. Создавая природные образы, Пришвин использует прием «олицетворение». В тетрадь: Олицетворение – это… Когда природа и человек испытывают единение? (чтение отрывка «Восход солнца»). Что чувствуют дети, что животные? Почему они испытывают одни и те же чувства? Чтение отрывка на с. 185: Что меняется? Как меняется? Как развиваются события дальше? Почему дети поссорились? Кто, по-вашему, прав в этом споре? Как автор передает свое отношение к происходящему? (последний абзац 4 главы). Подведение итогов. Какие черты были и сказки вы увидели в первых главах? Какие приемы изображения жизни природы и человека использует автор? Зачем он противопоставляет людей и природу? Какие слова из произведения можно сделать эпиграфом к нашему разговору? Домашнее задание. Дочитать произведение. Подготовить рассказ о Травке. Сравните поведение Насти и Митраши на болоте. Найти в словаре и выписать в тетрадь понятие «контраст».
Урок «Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Урок с использованием ИКТ. Ход урока Знакомство с биографией писателя. Прочитайте текст на с.175-176 (до слов «Сказка-быль «Кладовая солнца»…). Что писатель говорил о природе? Объясните смысл высказывания (см. текст слайда М.М. Пришвин). Как и сама природа, Пришвин был скромен, прост, но внутренне красив и богат. В большинстве своих произведений он предстает как певец природы. Почти всю жизнь Михаил Михайлович посвятил путешествиям и описанию их в своих многочисленных очерках. Все герои, которые живут в его произведениях, выражают отношения самого писателя с природой. Вся его жизнь – это диалог с природой. Первичное восприятие произведения. Вы прочитали произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно? Что было непонятно при чтении? Докажите, что это произведение о природе. Какая природа в этом произведении? Подтвердите свои слова тестом повести. (Реальная и сказочная, таинственная) + (работа со слайдами «Картины природы в сказке-были»). Почему болото «Блудово», елань «Слепая», волк – «серый помещик»? Сравните с картинами природы на слайдах: в чем отличие фотографии и художественного описания природы в произведении? Все ли картины природы автор описывает как реальные? Подтвердите текстом. Анализ эпизода «Ель и сосна» Прочитайте историю двух деревьев (с. 182-183). Сказочная или реальная история перед нами? Что вы можете сказать о жизни ели и сосны? Какой прием использует автор в описании деревьев? Почему Пришвин использует сказочную историю в произведении наряду с реальными событиями? (Показать загадочность, таинственность природы, ее непостижимость; существование сказки бок о бок с реальностью). Специфика жанра «сказка-быль». Заполнение таблицы Найдите в произведении сказочные и реальные моменты. Заполните таблицу.
Зачем писатель в одном произведении объединил сказочное и реальное? Почему писатель это сделал? Каков жанр этого произведения? (вопрос А с. 177). Почему Пришвин охарактеризовал свое произведение как «сказка-быль»? Итог урока. Какую роль играет природа в произведении М.М.Пришвина? В чем ее отличие от реальных картин природы, которые мы наблюдаем каждый день? Домашнее задание. 1. Нарисовать иллюстрацию «Природа в сказки-были «Кладовая солнца»». 2. Индивидуальное задание: для тех учеников, у которых есть компьютер: подобрать из текста повести цитаты к картинкам слайдов (презентация «Картины природы»). 3. Вопросы Б с. 204. 4. История Травки (индивидуальное задание).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 515. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |