Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Беседа. Юмор. Юмор в повести.




Представьте, что вы Солоха, вы замерзли и вам нужно спуститься домой. Изобразите ее действия.

Почему Гоголь просто не написал, что ведьма и черт на метле спустились в дом? Как автор описал спуск героев? (Смешно, с юмором).

Оказывается в литературном произведении юмор – это не просто смешной эпизод, герой, его черты, это еще и литературный прием. Слово юмор происходит от англ. humour, которое переводится: нрав, настроение.

Юмор – добродушный смех в произведении. Сам Н.В.Гоголь утверждал: «Засмеяться добрым, светлым смехом может только глубокая добрая душа».

Объясните смысл этого высказывания.

Найдите в тексте повести примеры юмора. Почему нам не страшны в повести ведьма и черт?

Докажите с помощью найденных примеров справедливость высказывания Г.Гейне: «Юмор, как плющ, вьется вокруг дерева. Без ствола он никуда не годен».

Творческое задание.

Как я всегда узнАю произведения Гоголя, даже если на обложке книги не будет имени автора среди других книг?

Домашнее задание.

Читать по ролям понравившийся отрывок повести.

Объяснить (письменно) смысл высказывания В.Гюго: «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

Урок «М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

 «Мир человека и мир природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Эпиграф: (подбирают дети).

Ход урока

Повторение пройденного. Викторина по изученным произведениям.

Беседа перед викториной:

Что вы знаете о сказках?

Какие особенности отличают сказки от других литературных жанров?

Хорошо ли вы ориентируетесь в пройденном материале, мы проверим с помощью викторины.

2. Викторина:

Какое из названных произведений не является сказкой: «Золотой ключик», «Лебедь, рак и щука», «Иван-царевич и серый волк»?

В чем главное отличие между двумя сказками: «Хрустальная гора» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

Кого из отрицательных сказочных героев вы знаете?

Какое из изученных произведений можно охарактеризовать как: волшебную сказку, пьесу-сказку, сказочную повесть?

Введение понятия «сказка-быль». Проверка домашнего задания.

Сегодня мы познакомимся с произведением, жанр которого определяется как сказка-быль. Вспомните определение сказки. А что такое быль?

В тетрадь: Быль – то, что было, рассказ о действительном происшествии.

Как же могут между собой сочетаться эти два противоположные понятия? (чтение отрывка из статьи учебника на с. 176) Введение темы урока.

Задание: в течение урока подумайте, какие слова из произведения М.М.Пришвина можно использовать в качестве эпиграфа к нашему разговору.

Что узнали о писателе М.М.Пришвине из статьи, прочитанной дома?

Читали ли вы его произведения раньше?

Какие особенности его произведений отмечаются в статье?

Как авторы закончили текст (учебник с.177)? (увлекательные, добрые и мудрые).

4. Работа с текстом произведения.

Где и когда происходит действие? (чтение начала). Похоже ли начало произведения на сказку?

Что знаете о Великой Отечественной войне?

Кого мы можем назвать главными героями произведения?

Задание: Опираясь на текст 1-2 глав, выполни задание из рабочей тетради (Часть 1. Раздел «Пришвин М.М. «Кладовая солнца», задание V).

Сравни характеры брата и сестры (Настю и Митрашу; какие сходные черты есть у брата и сестры, в чем они отличаются). Заполни таблицу.

  Настя Митраша
как автор называет героев    
черты сходства характеров    
черты различия характеров    

Какие отношения складываются между братом и сестрой? Какое они имеют значение? (дружба, взаимовыручка, взаимопомощь).

Дети на болоте. Беседа. Комментированное чтение. Запись в тетрадь.

На какое дело серьезное дело решились дети?

Почему автор называет их «охотниками»?

Какие опасности подстерегают их на болоте? (анализ названий: Блудово болото, Слепая елань).

Какой предстает природа? (чтение начала 4 главы).

Какие глаголы использует автор, описывая сосну и ель? Как можно охарактеризовать эти отношения? (борьба за жизнь, противостояние, соперничество) Приведите другие примеры противостояния в природе?

Природа противопоставлена человеку, она тоже живет, но совсем другой жизнью. Создавая природные образы, Пришвин использует прием «олицетворение».

В тетрадь: Олицетворение – это…

Когда природа и человек испытывают единение? (чтение отрывка «Восход солнца»).

Что чувствуют дети, что животные? Почему они испытывают одни и те же чувства?

Чтение отрывка на с. 185:

Что меняется? Как меняется?

Как развиваются события дальше?

Почему дети поссорились? Кто, по-вашему, прав в этом споре?

Как автор передает свое отношение к происходящему? (последний абзац 4 главы).

Подведение итогов.

Какие черты были и сказки вы увидели в первых главах?

Какие приемы изображения жизни природы и человека использует автор?

Зачем он противопоставляет людей и природу?

Какие слова из произведения можно сделать эпиграфом к нашему разговору?

Домашнее задание.

Дочитать произведение. Подготовить рассказ о Травке. Сравните поведение Насти и Митраши на болоте. Найти в словаре и выписать в тетрадь понятие «контраст».

 

Урок «Природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Урок с использованием ИКТ.

Ход урока

Знакомство с биографией писателя.

Прочитайте текст на с.175-176 (до слов «Сказка-быль «Кладовая солнца»…). Что писатель говорил о природе? Объясните смысл высказывания (см. текст слайда М.М. Пришвин).

Как и сама природа, Пришвин был скромен, прост, но внутренне красив и богат. В большинстве своих произведений он предстает как певец природы. Почти всю жизнь Михаил Михайлович посвятил путешествиям и описанию их в своих многочисленных очерках. Все герои, которые живут в его произведениях, выражают отношения самого писателя с природой. Вся его жизнь – это диалог с природой.

Первичное восприятие произведения.

Вы прочитали произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно? Что было непонятно при чтении?

Докажите, что это произведение о природе.

Какая природа в этом произведении? Подтвердите свои слова тестом повести. (Реальная и сказочная, таинственная) + (работа со слайдами «Картины природы в сказке-были»). Почему болото «Блудово», елань «Слепая», волк – «серый помещик»?

Сравните с картинами природы на слайдах: в чем отличие фотографии и художественного описания природы в произведении?

Все ли картины природы автор описывает как реальные? Подтвердите текстом.

Анализ эпизода «Ель и сосна»

Прочитайте историю двух деревьев (с. 182-183).

Сказочная или реальная история перед нами?

Что вы можете сказать о жизни ели и сосны?

Какой прием использует автор в описании деревьев?

Почему Пришвин использует сказочную историю в произведении наряду с реальными событиями? (Показать загадочность, таинственность природы, ее непостижимость; существование сказки бок о бок с реальностью).

Специфика жанра «сказка-быль». Заполнение таблицы

Найдите в произведении сказочные и реальные моменты. Заполните таблицу.

сказочное реальное
Название произведения Реальное место действия
Путешествие Главные герои -дети
Природа (палестинка), ее жители (помощник – собака, враг – волк) Реальное время действия

Зачем писатель в одном произведении объединил сказочное и реальное? Почему писатель это сделал?

Каков жанр этого произведения? (вопрос А с. 177).

Почему Пришвин охарактеризовал свое произведение как «сказка-быль»?

Итог урока.

Какую роль играет природа в произведении М.М.Пришвина? В чем ее отличие от реальных картин природы, которые мы наблюдаем каждый день?

Домашнее задание.

1. Нарисовать иллюстрацию «Природа в сказки-были «Кладовая солнца»».

2. Индивидуальное задание: для тех учеников, у которых есть компьютер: подобрать из текста повести цитаты к картинкам слайдов (презентация «Картины природы»).

3. Вопросы Б с. 204.

4. История Травки (индивидуальное задание).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...