содержание произведений, предусмотренных авторской программой в соответствии с содержанием ГОСа по литературе: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Песнь о вещем Олеге», Е.Л. Шварца «Два клёна», Э.-Т.-А. Гофман «Щелкунчик», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», И.С. Тургенев. «Бежин луг», В.П. Астафьев. «Васюткино озеро», М.М. Пришвин «Кладовая солнца» и др., их авторов;
смысл и значение понятийного аппарата для 5 класса: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория), смех, юмор, сатира;
смысл и значение понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь и уважение к людям, справедливость, обязанность, ответственность.
определять род и жанр (вид) литературного произведения (эпос: рассказ, роман, сказка, басня; лирика: пейзажная, философская, о животных; драма: пьеса);
воспринимать художественный текст, владеть элементами анализа; отличать художественный текст от бытового рассказа;
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
работать с доступным справочным материалом.
создать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, телевидение, Интернет);
выражать желание участвовать во внеклассной работе.
Учебно-тематический план составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом по литературе, Примерной программой по литературе, авторской программой Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
Календарно-тематический план составлен в соответствии с авторской программой Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
№п/п
| Тема урока
| Дата
| Кол-во
часов
| Форма урока
| Содержание урока
| Оборудование
| Формы контроля, творческие работы
|
Введение 1 час
Дать понятие искусства, литературы как учебного предмета, его задачи. Объяснить понятия: «художественная литература» и «бытовой, информационный рассказ»
|
1.
| Литература как искусство слова. Реальность и вымысел
| | 1
| традиц.
беседа
| Литература и жизнь. Что такое литература и чем данный предмет отличается от чтения в начальной школе? Зачем изучать литературу? Бытовой рассказ и художественная литература.
Какие книги прочитали летом, какие особенно запомнились?
| Выставка книг.
Иллюстрации учебника.
Словари.
| |
Фольклор. 5+1Вн.чт.
Вспомнить жанры фольклора; дать определение малых жанров, обозначить их особенности, привести как можно больше примеров; вспомнить виды сказок, обозначить их особенности; составить тематический сборник «Фольклор». Способствовать воспитанию любви ко всему окружающему, уважительного отношения к прошлому, истории и культуре нашей родины
|
2.
| Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки
| | 1
| традиц.
комбин.
| Малые жанры фольклора.
Пословицы и поговорки. Роль средств худож. изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Лексическая работа: смысл пословиц и поговорок; фразеологические выражения, созданные на основе пословиц и поговорок.
| Сборники пословиц.
Иллюстрации.
Фразеологический словарь.
| Текущий: творческая работа: составить «Устав школы» с использованием пословиц.
|
3.
| Малые жанры фольклора. Загадки.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Малые жанры фольклора.
Загадки. Выражение народного миропонимания.
Художественные средства выразительности.
| Сборники загадок.
Иллюстрации.
| Текущий: творческая работа: создание книжки-малышки
|
4.
| Русские народные сказки. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Сказка как выражение миропонимания и мироотношения. Художественный мир сказок. Виды сказок. «Хрустальная гора» - волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура и герои волшебной сказки.
| Сборники сказок.
Иллюстрации.
Фонохрестоматия.
| Текущий: пересказ сказки.
|
5.
| Бытовая сказка. «Как старик домовничал»
| | 1
| традиц.
комбин.
| Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
| Выставка книг.
Иллюстрации.
Фонохрестоматия.
| Текущий: выразительное чтение диалога.
|
6.
| Сказка о животных. «Лиса и тетерев»
| | 1
| традиц.
комбин.
| Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
| Выставка книг.
Иллюстрации.
Фонохрестоматия.
| Текущий: инсценировка сказки.
|
7.
| Внеклассное чтение №1
Сказка «Пойди туда, не знаю куда…»
| | 1
| Вн.чт.
| Урок-конкурс «Знаток русских сказок». Конкурс рисунков и викторина по изученным сказкам.
Лексическая работа: пословицы, поговорки, загадки, употребляемые в сказках;
Устойчивые речевые клише, употребляемые в зачинах, концовках сказок.
| Выставка книг.
Иллюстрации.
Видеофрагменты.
Фразеологический словарь.
Словарь крылатых выражений.
| Тематический в форме теста.
Текущий: чтение по ролям.
|
Авторская и литературная сказка. 12+2р.р.+1Вн.чт.
Отличия народной и авторской сказки, писателей-сказочников; дать понятие пьесы-сказки, сказочной повести, сказки-были.
Способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника.
|
8.
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Образы героев. Сюжет.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев.
Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие.
| Портретная галерея.
Выставка книг.
Иллюстрации.
Толковый словарь.
| Текущий: работа в группах, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика царевны и царицы».
|
9.
| А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Нравственная проблематика.
| | 1
| традиц.
беседа
| Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина.
Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость
| Выставка книг.
Иллюстрации.
Фонохрестоматия.
Толковый словарь.
| Текущий: ответ на вопрос по содержанию произведения; выполнение задания по словарю, наизусть отрывок.
|
10.
| Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна». Специфика пьесы. Образы героев. Фольклорная основа сказки.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ
| Слово о писателе. Сказка-пьеса. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Читатель и зритель.
| Компьютер, Портретная галерея.
| Текущий: письменная проверочная работа (ответ на вопрос: по содержанию произведения).
|
11.
| Е.Л. Шварц. Пьеса-сказка «Два клёна».
| | 1
| нетрадиц.
урок-защита творческих работ
| Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
| Портретная галерея.
Иллюстрации.
| Текущий: инсценировка фрагментов сказки, чтение наизусть монолога Бабы-Яги.
|
12.
| Р.р.№1 Обучающее изложение по пьесе-сказке «Два клёна» (вопрос 3Б, стр.98. учебник часть 1)
| | 1
| Р.р.
| Классное изложение.
Лексическая работа:
| Портретная галерея.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
| Текущий: письменная работа.
|
13.
| Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Реальное и чудесное в сказке.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке.
Лексическая работа: смысл категорий: добро – зло; жизнь – смерть; власть;
Смысл слов: повелевать, удовольствие.
| Компьютер, Портретная галерея.
| Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения.
|
14.
| Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик и Мышиный король». Значение мечты в реальной жизни.
| | 1
| нетрадиц.
с применением компьютера (просмотр фрагмента мультфильма)
| Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Лексическая работа: смысл категорий: мечта – фантазия; жизнь – смерть; добро – зло.
| Компьютер, Портретная галерея.
| Текущий: создание рисованного фильма (работа в группах).
|
15.
| Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Слово о писателе. Сюжет повести. Образы героев.
Лексическая работа: смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка – реальность.
| Портретная галерея.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
| Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения.
|
16.
| Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Фантастическая повесть. Изображение быта в повести.
Лексическая работа:
смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка - реальность
| Портретная галерея
Иллюстрации
Учебник литературы
| Текущий: ответ на вопрос: по содержанию произведения, выразительное чтение по ролям.
|
17.
| Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Художественные средства. Юмор.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ
видеофильм
| Художественные средства в повести. Юмор. Волшебные и фольклорные основы повести.
Лексическая работа:
смысл понятий: реальное – фантастическое; сказка – реальность.
| Компьютер, Портретная галерея.
| Текущий: инсценировка, чтение наизусть.
|
18.
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Специфика жанра. Образы героев.
М.М. Пришвин и Ярославский край.
| | 1
| нетрадиц.
урок-экскурсия
с применением ИКТ
(виртуальная экскурсия)
| Слово о писателе. Специфика сказки-были. Образы героев.
Понятие краеведения.
Лексическая работа: смысл слов и понятий: родина, родня, отчизна, любовь к ближнему, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимопонимание, милосердие, страдание, сострадание, сочувствие.
| Компьютер, Портретная галерея.
Толковый, орфографический словари.
| Текущий: пересказ любимых эпизодов.
|
19.
| М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная проблематика.
М.М. Пришвин и Ярославский край. Прототипы героев произведений М.М. Пришвина.
| | 1
| традиц.
комбин.
с применением ИКТ
видеозапись встречи с прототипами героев сказки-были
| Сказочные элементы в произведении. Нравственная проблематика.
Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость, патриот, гражданин.
| Компьютер.
Портретная галерея.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
| Текущий: пересказ любимых эпизодов, выразительное чтение эпизода. Творческая работа: викторина, кроссворд по произведению.
|
20.
| Р.р.№2 Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина.
«Кто прав: Настя или Митраша?»
| | 1
| Р.р.
| Обучение сочинению-рассуждению: структура, умение выбрать цитату.
Лексическая работа: значение слов-понятий, обозначающих вечные ценности: добро, любовь, милость, милосердие, справедливость: составление рядов однокоренных слов.
| Учебник литературы.
Толковый, орфографический словари.
| Текущий: письменная работа.
|
21.
| В.М. Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». Специфика жанра.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Слово о писателе.
Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
Лексическая работа: Смысл жизни. Счастье. Быть полезным и нужным. Служить людям
«Моя хата с краю…».
| Портретная галерея.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
| Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя.
|
22.
| Внеклассное чтение №2 В. Гауф. Сказка «Холодное сердце».
| | 1
| Вн.чт.
с применением ИКТ
| Конкурс «Знатоки сказки Гауф» (по принципу «вертушки»).
Лексическая работа:
добро-зло; смысл жизни; счастье; быть полезным и нужным.
| Компьютер, Портретная галерея.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
| Текущий: пересказ эпизода, выразительное чтение эпизода; ответ на вопрос учителя; творческое задание; индивидуальное задание.
Тематический: тесты в двух вариантах «Авторская сказка».
|
Легенда 6+1Вн.чт.
Дать определение легенды; познакомить с разными видами: историческая, философская, бытовая легенда. Развивать интерес к прошлому страны, к истокам литературы. Воспитывать нравственные качества.
|
23.
| А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». Специфика легенды. Отличие от сказки. Добро и зло в человеке и в мире.
| | 1
| традиц.
комбин.
| Специфика легенды. Её отличие от сказки. Стихотворение «Анчар». Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа: смысл слов: анчар, добро – зло, власть, раболепие.
| Портретная галерея.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
Толковый, словарь. Энциклопедия «Тайны живой природы» - М.: «РОСМЭН», 2000 г. – на с.38 (сведения об анчаре).
| Текущий: выразительное чтение стихотворения; чтение наизусть, ответ на вопрос учителя; индивидуальное задание; выполнение задания по словарю.
|
24.
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописная основа произведения.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Летописная основа произведения.
Лексическая работа: значение слов-понятий: летопись, рок, судьба, вещий, кудесник.
| Учебник литературы.
Толковый, словарь.
Иллюстрации.
| Текущий: выразительное чтение стихотворения; ответ на вопрос учителя; индивидуальное задание (вопрос Ж, стр.229); выполнение задания по словарю
|
25.
| А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Вымысел и реальность. Человек и судьба.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ
| Легендарное и художественное. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
Викторина «Знаток устаревших слов»
Лексическая работа:
рок, судьба, вещий, кудесник, волхвы, отроки, внемлет, презреть
| Компьютер, диск «КиМ»
Аудиозапись.
| Текущий: чтение по ролям, чтение наизусть, ответ на вопрос учителя; работа с иллюстрациями (вопрос Д, стр. 234).
|
26.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Проблема жизненного выбора.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа: значение слов-понятий:
жизненный выбор.
| Портрет писателя. Учебник литературы.
Иллюстрации к произведению.
| Текущий: выразительное чтение стихотворения; ответ на вопрос учителя.
Творческая работа: рисунки и поделки к стихотворению.
|
27.
| «Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей»).
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. «Основание Киева» из сказаний о князьях Олеге, Игоре и княгине Ольге.
Лексическая работа:
Мудрость, Честность. Междоусобица, Вражда,
Ненависть.
| Сборник «Повесть временных лет».
Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий: чтение с комментариями учителя; ответ на вопрос учителя.
|
28.
| «Повесть временных лет» («Создание славянской азбуки»).
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Летопись как один из истоков древнерусской литературы. Основы создания азбуки, авторы славянской азбуки.
Лексическая работа: мудрость, искусный философ.
| Сборник «Повесть временных лет».
Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий: чтение с комментариями учителя; ответ на вопрос учителя.
|
29.
| Внеклассное чтение №3. «Легенда о Томасе Лермонте».
| | 1
| Вн.чт.
|
| | Текущий: чтение басен.
|
Басня. 2ч.+1Вн.чт.
Обобщить сведения по теме «Басня». Дать сведения о других баснописцах. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и развитию творческих способностей учащихся.
|
30.
| Басня. Специфика жанра. И.А.Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Слон и Моська».
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ
| Слово о писателе. Басни, особенности жанра. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль. Лексическая работа:
лесть, подхалимство, наивность, глупость, невежда, неблагодарность, отсутствие авторитетов, бесшабашность.
Анализ слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
| Портрет писателя. Иллюстрации к произведению. Компьютер, диск КиМ (презентация, мультфильм).
| Текущий:
чтение наизусть (по выбору учащихся);
ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
инсценировка.
|
31.
| И.А.Крылов. «Демьянова уха», «Лебедь, щука и рак»
| | 1
| традиц.
| И.А.Крылов. Басни «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська». Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
Лексическая работа:
навязчивость, угодливость, дружба, несогласие, непонимание
| Сборники басен. Иллюстрации к произведениям.
Толковый словарь.
| Текущий:
чтение наизусть (по выбору учащихся);
ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
инсценировка
творческая работа: рисунки, поделки «Герои басен».
|
32.
| Внеклассное чтение №4.Эзоп, Жан де Лафонтен
| | 1
| Вн.чт.
с применением ИКТ
| Представители басенного жанра. Обсуждение «похожих» басен.
Лексическая работа: лесть, подхалимство, наивность, глупость, невежда, навязчивость, неблагодарность, отсутствие авторитетов, бесшабашность, угодливость, дружба, несогласие, непонимание.
| Учебник литературы. Компьютер.
Диск КиМ.
Портреты баснописцев.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
индивидуальное задание: рассказ о баснописцах;
устная работа: сравнение басен Крылова, Эзопа и Лафонтена.
|
Лирическое стихотворение. 11+1Р.р.+1Вн.чт.
Дать понятие лирического произведения, стихотворения, лирического героя. Узнать новых поэтов-лириков и их стихи, приёмы создания художественных образов. Развивать эстетическое чутьё, умение увидеть прекрасное в обыденном. Воспитывать доброе отношение к окружающему, уважение к культурному наследию, прежде всего, родного края.
|
33.
| А.С.Пушкин «Няне», «И.И.Пущину»
| | 1
| традиц.
комбинир
| Мир чувств. Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа:
Озарение души.
Сокровенные чувства: любовь, дружба, душевная близость, признательность.
| Учебник литературы.
Иллюстрации к стихотворениям.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; чтение наизусть;
индивидуальное задание.
|
34.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром.
| | 1
| нетрадиц. (виртуальная экскурсия «По лермонтовским местам»)
| Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа:
Судьба, одиночество,
отчаяние, трагизм.
| Компьютер, диск.
Презентация.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; исследовательская работа в группах: изобразительно-выразительные средства стихотворения.
|
35.
| М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва». Стремление человека к гармонии с миром.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа:
душевные невзгоды, надежда, вера, исцеление.
| Учебник литературы.
Аудиозапись.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение.
|
36.
| А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…». Лирические переживания человеком мира
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о поэте. Стихотворения Фета. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния.
Лексическая работа:
семейный покой,
счастье, покой.
| Портрет поэта. Учебник литературы.
Аудиозапись.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение;
чтение наизусть.
|
37.
| А.А.Фет. Стихотворения «Мотылёк Мальчику».
Лирические переживания человеком мира
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния.
Лексическая работа:
семейный покой,
счастье, покой.
| Учебник литературы.
Аудиозапись.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение.
|
38.
| Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы. Человек и природа.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ
| Слово о поэте. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа:
Пробуждение. Обновление. Вера в лучшее.
| Компьютер, диск КиМ.
Презентация о поэте.
Аудиозапись.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; работа с иллюстрациями;
чтение наизусть.
|
39.
| Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы. Человек и природа.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о поэте. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер». Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа:
Восприятие человеком природы. Природный храм.
| Аудиозапись.
Иллюстрации.
Учебник литературы.
| Тематический: мини-тесты в формате ЕГЭ в шести вариантах.
|
40.
| Н.А.Некрасов. Некрасов и Ярославский край. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ
виртуальная экскурсия
| Слово о писателе. Поэт-земляк. Стихотворение «Крестьянские дети». Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа: крепостничество, крепостные, воля, свобода, уважение к человеку, труду.
| Компьютер, диск КиМ.
Презентация о поэте.
Портреты поэта.
Учебник литературы.
Аудиозапись.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; работа с иллюстрациями;
индивидуальное задание.
|
41.
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Стихотворение «Крестьянские дети». Сюжетность в лирике. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа: крепостничество, крепостные, воля, свобода, уважение к человеку, труду.
| Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть.
|
42.
| И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». Композиция. Образ природы.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.
Лексическая работа: патриот, чувство родины.
| Портрет поэта.
Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть.
|
43.
| С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза». Образ природы.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ
виртуальная экскурсия
| Слово о писателе. Стихотворение «Берёза». Образ природы. Поэтический мир стихотворения
Лексическая работа: самобытность, любовь к природе, родине.
| Компьютер, диск КиМ.
Презентация о поэте.
Портреты поэта.
Учебник литературы.
Аудиозапись.
Иллюстрации
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выразительное чтение; чтение наизусть;
индивидуальное задание.
|
44.
| Р.р.№3 Обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся)
|
| 1
| Р.р.
| Структура подобного сочинения, отличие от сочинения по рассказу; выбор стихотворения и поэта; самостоятельная работа.
Лексическая работа:
самобытность, любовь к природе, родине, патриот, чувство родины, уважение к человеку, труду, восприятие человеком природы, пробуждение, обновление, вера в лучшее, душевные невзгоды, надежда, вера, исцеление, семейный покой, счастье.
| Учебник литературы.
Иллюстрации.
Памятки.
Карточки с заданиями.
| Текущий: письменная работа.
|
45.
| Внеклассное чтение: Г.Гейне. «На севере диком…».
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Разные варианты перевода стихотворения «На севере диком». Особенности поэтического восприятия
Лексическая работа: трагическое, уродливое, истина, невозможность воплощения мечты.
| Портрет поэта.
Сборники стихов.
| Работа в парах: сравнительная характеристика стихотворений;
ответ на вопрос учителя;
выразительное чтение.
|
Роман, повесть, рассказ. 17 часов+3Р+1Вн.
Дать представление о различных эпических жанрах. Раскрыть понятие «образ героя». Развивать умение работать с большими текстами. Способствовать воспитанию доброго, порядочного, честного, готового прийти на помощь, любящего себя и близких человека.
|
46
| Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II,V, X).
Лексическая работа:
настойчивость,
нарушение сыновьего долга, наказание, стыд, раскаяние, «Виновник собственных несчастий», отчаяние, смекалка, находчивость.
| Портрет поэта.
Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; чтение по ролям.
|
47.
| Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVI, XXVII). Воля и труд.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Роман «Робинзон Крузо». Воля и труд (главы XXVI, XXVII).
Лексическая работа: смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд.
| Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; чтение по ролям; пересказ понравившихся эпизодов; ролевая игра.
|
48.
| Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы XXVIII, XXX). Воля и труд.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Роман «Робинзон Крузо». Воля и труд. Способы выживания человека в экстремальных условиях (главы XXVIII, XXX).
Лексическая работа:
смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд, желание жить.
| Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; чтение по ролям;
творческая работа: рисунки, поделки; составление кроссворда «Робинзон Крузо и Пятница» или викторины «Внимательный ли ты читатель?»
|
49.
| Р.р.№4. Обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?»
| | 1
| Р.р.
| Совместное обсуждение вопроса, составление плана, подбор рабочих материалов, цитат; самостоятельная работа.
Лексическая работа: смекалка, находчивость, рациональность, расчётливость, воля, труд, желание жить
| Учебник литературы.
Памятки.
| Текущий: письменная работа.
|
50.
| А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Повесть «Зелёная лампа». Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные, сильные мужчины и надёжные, искренние женщины.
| Портрет поэта.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выполнение задания по словарю; пересказ.
|
51.
| А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». Проблема испытания и преодоления.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Повесть «Зелёная лампа». Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные.
| Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; выполнение задания по словарю; пересказ.
|
52.
| Р.р.№5. Обучающее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?»
| | 1
| Р.р.
| Обсуждение в группах, аргументация тезиса; самостоятельная работа.
Лексическая работа: жизненные невзгоды, везение, удача, ковать характер, благородство, душевная высота, бесстрашные.
| | Текущий: письменная работа.
|
53.
| А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя.
Лексическая работа.
| Портрет писателя.
Учебник литературы.
Толковый словарь.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя.
|
54.
| А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Человек в экстремальной ситуации.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
Лексическая работа.
| Учебник литературы.
Толковый словарь.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов.
|
55.
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ,
виртуальная экскурсия
| Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг».
Образы главных героев.
Лексическая работа.
| Компьютер Презентация о писателе.
Портрет писателя
Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя;
пересказ эпизодов.
|
56.
| И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг». Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.
Лексическая работа.
| Учебник литературы.
Иллюстрации.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; составление плана рассказа;
чтение по ролям.
|
57.
| Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Внутренний мир человека.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Лексическая работа.
| Портрет писателя.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; пересказ; выборочное чтение.
|
58.
| Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Человек и природа. Характер главного героя.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
Лексическая работа.
| Портрет писателя.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов;
выборочное чтение.
|
59.
| В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации.
| | 1
| нетрадиц.
с применением ИКТ,
виртуальная экскурсия
| Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
Лексическая работа.
| Компьютер, диск.
Портрет писателя.
Презентация.
Фрагменты фильма.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов.
|
60.
| В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
| | 1
| нетрадиц. ролевая игра«Наши открытия»
| Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации.
Природа – наш друг или враг?
Лексическая работа.
| Карточки с заданиями
Учебник литературы
| Текущий:
работа в группах; ответ на вопрос учителя; пересказ эпизодов
|
61
| В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Рассказ «Васюткино озеро». Человек в чрезвычайной ситуации. Преодоление себя.
| Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя;
пересказ эпизодов;
изготовление поделок, рисунков;
составление викторин и кроссвордов.
|
62.
| Р.р.№6. Обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.Астафьева»
| | 1
| Р.р.
| Обдумывание темы, составление плана, подбор цитат, обучение цитированию, написание сочинения.
| Кластер «Васютка».
Таблицы для записи материалов к сочинению.
| Текущий: письменная работа.
|
63.
| О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». Необычная ситуация. Комическое.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.
| Портрет писателя.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя;
пересказ эпизодов;
выразительное чтение; чтение по ролям.
|
64.
| М.М.Зощенко. Рассказ из цикла «Лелька и Минька»: «Ёлка». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка».
| Портрет писателя.
Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя;
пересказ эпизодов;
выразительное чтение; выборочное чтение.
|
65.
| М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Галоши и мороженое», «Золотые слова». Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
| | 1
| традиц.
комбинир.
| Столкновение мира взрослых и детей. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Золотые слова», «Галоши и мороженое».
| Учебник литературы.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя;
пересказ эпизодов;
выразительное чтение; выборочное чтение.
|
66.
| Внеклассное чтение №6 «Мы помним»
| | 1
| Вн.чт. с применением ИКТ
урок-концерт
| Произведения о Великой Отечественной войне.
| Компьютер, диск.
Иллюстрации. Магнитофон.
Аудиозаписи стихов и песен.
Фрагменты фильмов.
| Текущий:
Чтение наизусть стихов и прозы;
Инсценирование;
Развёрнутые высказывания-рассуждения
|
Обобщение изученного. 2 часа
Обобщить знания, полученные в 5 классе.
|
67.
| Контрольная работа
| | 1
| традиц.
| Ответы на вопросы и выполнение заданий.
| Вопросы на листах.
| Итоговый: письменная работа.
|
68.
| Вн.чт №7 Читательская конференция (с приглашением родителей, классного руководителя).
| | 1
| Вн.чт.
с применением
ИКТ
| Итоги изучения литературы в 5 классе. Обсуждение вопросов. Ответы на вопросы анкеты.
| Презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 5 классе.
Рисунки и поделки учащихся. Тематические портфолио,
творческие работы, сочинения.
Выставка книг.
Иллюстрации учебника.
| Текущий:
ответ на вопрос учителя;
отзыв о любимых произведениях;
выразительное и выборочное чтение, пересказ любимых эпизодов;
«защита» творческих работ.
|
| | | | | | | | |