Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право государственной собственности на природные ресурсы




Право государственной собственности представляет собой сово­купность правовых норм, которые закрепляют и охраняют принад­лежность природных ресурсов народу Украины в лице избранного им представительного органа государственной власти, устанавли­вают порядок приобретения, использования и отчуждения объектов государственной собственности.

Особенностью государственной собственности на природные ресурсы является то, что в этом случае она выступает в виде соб­ственности народа Украины (ст.ст. 9, 10 Закона Украины «О соб­ственности», ст. 324 ГК Украины). Это означает, что на природные ресурсы, провозглашенные собственностью народа, у государства есть лишь компетенция по управлению этими ресурсами в общена­родных интересах. От имени Украинского народа органы государ­ственной власти лишь осуществляют права собственника. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами пра­ва собственности Украинского народа в соответствии с законом.

Таким образом, право исключительной собственности народа Украины на природные ресурсы это особая форма государст­венной собственности, которая характеризует принадлеж­ность природных ресурсов и иных природных благ народу Ук­раины в целом.

Право государственной собственности на природные ресурсы отличается от права коммунальной и частной собственности, не­смотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в государственной собственности могут на­ходиться любые природные ресурсы. Во-вторых, некоторые осно-

116


вания приобретения природных ресурсов в собственность могут быть использованы только государством (например, конфискация или присвоение бесхозяйного земельного участка). В-третьих, право государственной собственности на природные ресурсы носит все­объемлющий характер, так как, будучи одновременно политиче­ским органом и собственником, государство само, исходя из воли и интересов народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены правомочия, и в каких формах они будут осущест­вляться. Таким образом, как политический суверен государство путем издания законодательных актов само устанавливает рамки своих прав собственника и границы их осуществления.

Закон не дает прямого определения объектов права государствен­ной собственности на природные ресурсы, тем не менее, анализ экологического законодательства позволяет отнести к этим объек­там все природные ресурсы, кроме тех, что находятся в коммуналь­ной или частной собственности.

Объектом права государственной собственности на землю вы­ступают все земли Украины, за исключением тех, которые находят­ся в коммунальной или частной собственности. Исключительно в государственной собственности находятся земли атомной энергети­ки и космической системы, земли обороны, кроме земель под объ­ектами социально-культурного, производственного и жилого на­значения, земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, которые имеют национальное и общегосударственное значения, земли под водными объектами общегосударственного значения, земельные участки, которые ис­пользуются для обеспечения деятельности Верховной Рады Укра­ины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины и других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук, земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы.

Объектом права государственной собственности на недра высту­пает государственный фонд недр. В состав государственного фонда недр как объекта права собственности входит часть земной коры, расположенная под поверхностью суши и дном водоемов, месторож­дения полезных ископаемых, техногенные месторождения полез­ных ископаемых, а также минеральные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Хотя каждая составная часть государственного фонда недр и отличается одна от другой целевым назначением, порядком создания и место­расположением, но для всех их установлен общий правовой режим собственности. Этот режим характеризуется исключительным пра­вом собственности народа Украины, которое означает, что недра находятся исключительно в собственности государства, а всем иным лицам предоставляются только в пользование.

117


Объектом права собственности государства на воды выступает государственный водный фонд, который составляют все воды (вод­ные объекты) Украины. Под водами в данном случае понимается совокупность индивидуально определенных физико-географических водных объектов (реки, озера, водохранилища, другие поверхност­ные водохранилища и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды, внутренние моря и другие внутренние воды Украины), которые не могут быть исчерпаны и находятся в пределах государственных границ Украины.

Право собственности распространяется не на все существующие в природе воды вообще, а лишь на те воды, которые могут быть ин­дивидуализированы, т.е. на водные объекты. Не являются объектом права собственности воды, которые находятся в атмосфере, грунте, воды живых тканей, так как они не подлежат индивидуализации. Перестает быть объектом природы и соответственно объектом права собственности вещество «вода», отделенное от природной среды. Например, вода, отделенная от водного объекта, и поступившая в водопровод, резервуары, в другие емкости, превращается в товар, включается в гражданско-правовой оборот и соответственно регули­руется нормами гражданского законодательства.

Водный объект не включает в себя землю, на которой расположен или с которой связан конкретный водный источник, водохранили­ще, так как земля является самостоятельным объектом права соб­ственности.

Объектом права собственности государства на леса выступают все лесные массивы в пределах территории Украины, которые не переданы в коммунальную или частную собственность. Действую­щее лесное законодательство определяет леса как тип природных комплексов, в котором доминируют древесная и кустарниковая растительность, с соответствующей почвой, травяной растительно­стью, животным миром, микроорганизмами и другими природны­ми компонентами, которые в своем развитии биологически взаимо­связаны, влияют друг на друга и на окружающую среду (ст.1 ЛК Украины). Такое определение, на наш взгляд, является не совсем корректным для лесов как объекта права собственности, так как земля, животный мир и растительность выступают самостоятель­ными объектами права собственности на природные ресурсы.

К объектам права государственной собственности на леса следу­ет относить лесные участки, в том числе защитные насаждения линейного типа, площадью не меньше 0,1 гектара, на которых ра­стут деревья и кустарники, а также техническое и лечебное сырье, корма, пищевые и другие продукты леса. Не являются объектами права собственности на леса зеленые насаждения в пределах насе­ленных пунктов, а также отдельные деревья и группы деревьев, кустарники, растущие на землях сельскохозяйственного назначе­ния, а также на приусадебных, дачных и садовых участках.


Самостоятельным объектом права государственной собственно­сти выступает растительный мир, а именно дикорастущие сосуди­стые растения, мохоподобные, водоросли, лишайники, грибы, а также их группировки и место расположения.

В государственной собственности могут находиться и объекты животного мира. Это исключительно дикие млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и др. животные во всем их видовом и популяционном разнообразии и на всех стадиях развития, которые находятся в состоянии естественной свободы, содержатся в неволе или полувольном состоянии, части диких животных (рога, кожа и т.п.), продукты жизнедеятельности диких животных (мед, воск и т.п.).

Объектами права собственности указанные объекты животного мира выступают тогда, когда они постоянно или временно населяют территорию Украины или относятся к природным богатствам ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономи­ческой зоны.

Домашние и сельскохозяйственные животные не являются объ­ектами права собственности на животный мир.

Право собственности государства возникает по различным пра­вовым основаниям. Такими основаниями выступают изъятие при­родных ресурсов для общественных нужд, по мотивам общественной необходимости и конфискация природных ресурсов, как принуди­тельное изъятие в пользу государства.

Перечень общественных нужд четко определен законодательно в отличие от общественной необходимости. К общественным нуждам относятся принудительный выкуп под здания и сооружения органов государственной власти и органов местного самоуправления, под здания, сооружения и другие производственные объекты государ­ственной и коммунальной собственности; под объекты природно-за-поведного и природоохранного назначения; обороны и националь­ной безопасности; под строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструк­туры (дорог, газопроводов, водопроводов, линий электропередач, аэропортов, нефтегазовых терминалов, электростанций и т.д.); под размещение дипломатических и приравненных к ним представи­тельств иностранных государств и международных организаций; под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общего пользования, необходимые для обслуживания населения.

Общественная необходимость возникает только в случае введе­ния военного или чрезвычайного положения и по своей сути вы­ступает форс-мажорным обстоятельством отчуждения в пользу го­сударства.

Конфискация представляет собой бесплатное изъятие государ­ством природных ресурсов в виде санкции за правонарушение.


 


118


119


Например, конфискации в пользу государства подлежат дикие жи­вотные в случае жестокого обращения с ними иных собственников (ст. 29 Закона Украины «О животном мире»).

Право государственной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основании гражданско-правовой сделки (да­рение, купля-продажа, обмен, наследование).

Право собственности на природные ресурсы возникает с момен­та нотариального удостоверения сделки и ее государственной реги­страции по месту нахождения объекта собственности.

Прекращение права государственной собственности на природные ресурсы возможно лишь в случаях добровольной передачи их в ком­мунальную или частную собственность. Т.е. право государственной собственности не может быть прекращено по каким-либо принуди­тельным основаниям без добровольного согласия собственника. На отдельные объекты природы право государственной собственности вообще не может быть прекращено. Это касается объектов, которые представляют особую природоохранную, научную и эстетичную ценность. К ним принадлежат животные, занесенные в Красную книгу Украины; особо ценные продуктивные земли; земли, занятые природными историко-культурными объектами и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...