Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гарантии, охрана и формы защиты экологических прав граждан




Гарантии прав в научной юридической литературе рассматрива­ются как совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию прав человека, на устра­нение причин и препятствий их ограничения, ненадлежащего их осуществления и защиты их от нарушений.

В ст. 10 Закона «Об охране окружающей природной среды» уста­новлены эколого-правовые гарантии экологических прав граждан. Анализ гарантий свидетельствует об их различной направленности. Они обеспечиваются: а) проведением широкомасштабных государ­ственных мероприятий по поддержанию, восстановлению, улучше­нию состояния окружающей природной среды (имеет эколого-эко-номический характер, обеспечивает экологическое равновесие и гармоничное развитие природы и общества); б) обязанностью мини­стерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций осуще­ствлять технические и другие мероприятия для предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую природную среду, выполнять экологические требования при планировании, размещении производственных сил, строитель­стве и эксплуатации народнохозяйственных объектов; в) участием общественных объединений и граждан в деятельности по охране окружающей природной среды; г) осуществлением государственно­го и общественного контроля за соблюдением законодательства по охране окружающей природной среды; д) компенсацией в установ­ленном порядке ущерба, причиненного здоровью и имуществу гра­ждан вследствие нарушения законодательства об охране окружаю­щей природной среды; е) неотвратимостью ответственности за нару­шение законодательства об охране окружающей природной среды; ж) созданием и функционированием сети общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации.

В указанной статье также закреплено положение, согласно ко­торому деятельность, препятствующая осуществлению права гра­ждан на безопасную окружающую природную среду и других их

104


экологических прав, подлежит прекращению в порядке, установ­ленном законодательством Украины1. По своему содержанию дан­ная гарантия имеет пресекающий характер.

Кроме названных гарантий, имеющих общее значение, в зако­нодательстве также установлены специальные гарантии экологи­ческих прав, содержащиеся в экологическом законодательстве.

Правовая охрана экологических прав представляет собой систе­му предписаний, закрепленных в законодательстве, которые обес­печивают меру разрешенного и надлежащего поведения субъектов. Иными словами, охрана прав сводится к правотворческой деятель­ности по установлению охранительных норм в статике (в объектив­ном содержании), применяется в период нормального (беспрепят­ственного) осуществления экологических прав, а защита наступает в случае их нарушения с целью их восстановления, где необходимо применить принуждение со стороны компетентных органов.

О защите прав граждан в сфере экологии речь идет в ст. 11 Зако­на Украины «Об охране окружающей природной среды», где закреп­лено общее правило, что государство гарантирует своим гражданам реализацию экологических прав, предоставленных им законода­тельством. В частности, конкретные органы государственного управления обязуются предоставлять всестороннюю помощь граж­данам при осуществлении ими своих экологических прав. Нару­шенные права граждан должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке.

Способы и формы защиты следует рассматривать как явле­ния не тождественные. Формы защиты — административная, судебная, общественная, самозащита, обращение к Уполномочен­ному по правам человека и т.п. А способы защиты в экологическом законодательстве (кроме земельного), в отличие от гражданского (ст. 16 ГК Украины), не содержатся в обобщенном виде, хотя они все же получили опосредованное закрепление в поресурсовом эко­логическом законодательстве. В частности, к ним можно отнести следующие виды: признание экологических прав; восстановление нарушенных прав; прекращение деятельности, препятствующей осуществлению права; возмещение убытков и другие способы воз­мещения имущественного вреда, а также морального вреда (эколо­гического вреда); изменение правоотношения; прекращение пра­воотношения; признание незаконным решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуп-

1 Див.: Постанову Верховно!' Ради Укра1ни вщ 29 жовтня 1992 року № 2751-ХП «Про Порядок обмеження, тимчасово!' заборони (зупинення) чи припинення Д1Яльност1 шдприемств, установ, оргатзацш 1 об'ектв у разх порушення ними законодавства про охорону навколишнього природного середовища» // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 46. — Ст. 637.

105


равления, служебных и должностных лиц; и другие способы, уста­новленные в нормативно-правовых актах.

Административная форма защиты регламентируется ст. 40 Кон-, ституции Украины, Законом Украины «Об обращении граждан» от 2 октября 1996 г. (393/96-ВР), в соответствии с которой граждане ; могут обращаться в органы государственной власти, местного само­управления, объединения граждан, к предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности с обращениями, в частности, замечаниями, предложениями и жалобами, в том чис­ле и по экологическим вопросам. Лица, к которым направлены такие обращения, должны их рассмотреть и дать обоснованный от­вет в месячный срок. Тем не менее, месячный срок рассмотрения обращений граждан может быть продлен руководителем соответ­ствующего органа или его заместителем, если решить возникший вопрос в указанный срок невозможно. Они устанавливают необхо­димый срок для его рассмотрения, при этом общий срок рассмотре­ния обращения не может превышать 45 дней, о чем сообщают лицу, | подавшему обращение. При этом плата за рассмотрение обращений не взимается. Форма обращений может быть устной или письмен­ной. Обращение может быть представлено как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).

Одной из главных функций Уполномоченного по правам челове­ка в сфере экологии является контроль за деятельностью исполни­тельных и других органов государственной власти путем рассмот­рения жалоб граждан на действия тех или иных органов или долж­ностных лиц, которые привели к нарушению экологических прав гражданина.

К общественному порядку защиты можно отнести: референ­дум; общественные (публичные) слушания; общие сборы граждан по месту проживания; привлечение экспертов от общественности в рабочие группы по экологическим вопросам, образованным органа­ми власти для участия в проведении государственной экологической экспертизы, а также проведении общественной экологической экс­пертизы; собрания, митинги, шествия, демонстрации; работа с де­путатами.

К самостоятельной форме защиты экологических прав следует отнести самозащиту. Возможность защищать право не в государ­ственных органах является отличительной чертой самозащиты. Она относится к конституционным правам. Способы самозащиты могут быть определены в законе или договоре. Характерно, что число < способов самозащиты не ограничивается. Они могут применяться как в отдельности, так и в комплексе, но лишь с соблюдением усло­вий правомерной реализации. Лицо может самостоятельно выбирать способы самозащиты с учетом содержания нарушенного права, характеристики противоправного поведения. Но избранный способ самозащиты не может противоречить требованиям закона.


Цод самозащитой экологических прав понимают предусмо­тренные моральными основами общества и нормами законодатель­ства, в определенных случаях в договоре, действия лица (то есть применение средств противодействия), наделенного указанным правом, направленное на обеспечение неприкосновенности права, прекращение нарушения и ликвидацию последствий.

К формам правовой защиты прав и свобод гражданина относится, в частности, судебная защита, которая является наиболее эффек­тивным механизмом в данной сфере. Проведение и реализация судебно-правовой реформы в Украине обеспечивает приоритет прав во всех сферах жизни общества. Право на судебную защиту является конституционным и не требует дополнительного закрепления в дру­гих нормативно-правовых актах. Статья 55 Конституции Украины содержит норму, которая устанавливает право каждого обращаться в суд, если: его права и свободы нарушены или нарушаются; созданы или создаются препятствия для реализации прав или свобод; имеют место незаконные ограничения прав и свобод. Указанные положения трансформируются и на нарушенные экологические права.

Надлежащая реализация экологических прав должна обеспечи­ваться не только гарантиями, но и действием всей системы эколо­гического законодательства относительно их обеспечения, в част­ности: стандартизацией и нормированием качества окружающей природой среды, экологическим страхованием, государственным контролем за состоянием окружающей среды и иными мероприя­тиями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими нормативно-правовыми актами предусматриваются и какими способами реализуются экологические права граждан?

2. Раскройте понятие, сущность и содержание права граждан на безопасную окружающую природную среду.

3. Куда целесообразно обращаться гражданам за защитой эколо­гических прав?

4. Каков порядок рассмотрения обращений граждан?

5. Общая характеристика и порядок проведения публичных мероприятий по защите окружающей природной среды.

6. Рассмотрите основные конституционные права и обязанности граждан.

7. Дайте характеристику права граждан на получение экологи­ческой информации. Рассмотрите процедуру получения экологиче­ской информации. Какие требования предъявляются к экологиче­ской информации? Какими нормативно-правовыми актами регла-

ентируется данные информационные отношения? о- Охарактеризуйте гарантии, обеспечивающие осуществление экологических прав граждан.


 


106


107


9. Проанализируйте формы и способы защиты экологических
прав граждан.

10. Определите особенности возмещения убытков, причиненных
нарушением экологических прав граждан.









Темы рефератов

1. Сущность экологических прав граждан.

2. Сущность экологических обязанностей граждан.

3. Способы защиты экологических прав и обязанностей граж­дан.

4. Классификация экологических прав и обязанностей граж­дан.

5. Право граждан на безопасную окружающую природную среду.

6. Порядок обращения граждан за защитой нарушенных прав.

7. Порядок рассмотрения обращений граждан, связанных с обес­печением экологических прав.

8. Характеристика основных конституционных прав и обязан­ностей граждан в сфере экологии.

9. Право граждан на получение экологической информации.

 

10. Гарантии реализации экологических прав гражданами.

11. Особенности права граждан на возмещение вреда, причинен­ного нарушением их права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.

12. Формы защиты экологических прав граждан.

13. Формы охраны экологических прав граждан.

Рекомендованная литература:

Анисимова А.В. Осуществление гражданами экологических прав: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06. — X., 1996. — 168 с.

Васильева М.И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / Моск. гос. ун-т. — М., 1990. — 26 с.

Васильева М.И. Экологические права человека — важнейшие права нового поколения // Права человека: итоги века, тендеции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. — М.: Норма, 2002. — С.40-76.

Гетьман А.П. Законодавч1 аспекти зародження екологачних прав людини // Весник Академп правових наук Украши. — 2000. — №1(20).— С. 129-137.

Кобецька Н.Р. Еколопчш права громадян Украши: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.06. — К., 1998. — 173 с.

Краснова М. Право громадян на еколопчну шформащю: пробле-ми гарантш реал1зацп й захисту // Право Украши. — 1997. — № 3. — С. 42-48.


Лозо В.И. К вопросу об истории закрепления и обеспечения пра­ва человека на естественную окружающую среду в международном праве и экологическом законодательстве ЕС // Проблеми закон­ности — Вип. 71. — 2005. — С. 3-12.

Малишева Н.Р. Студенти Ки'шського утверситету права НАН Украши готов1 захищати еколойчш права громадян // Часопис Кшвського ун-ту права. — 2004. — № 4. — С. 112-113.

Рабинович П.М., Хавронюк МЛ. Права людини I громадянина. Навч. пособник. — К.: Атша. — 2004. — 463 с.

Степашко В. Реалхзащя еколопчних прав громадян в Украпп // Право Украши. — 2005. — № 9. — С. 28-33.

Судовий захист еколопчних прав громадян Украши: Довщ. Для судд1в / Краснова М.В., Малишева Н.Р., Шевчук П.1. та ш. — К.: Вид. д1м «КМ Академия», 2001. — 178.

Шуклша Н.Г. Конституцшно-правове регулювання прав 1 свобод людини 1 громадянина в Укра'ш! (проблеми теорп 1 практики): Монография. — К.: Центр навч. лгг. — 2005. — 424 с.


108


Раздел V




ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

План

1. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы.

2. Право государственной собственности на природные ресурсы.

3. Право коммунальной собственности на природные ресурсы.

4. Право частной собственности на природные ресурсы.

5. Права и обязанности собственников природных ресурсов, ограничения, защита и гарантии их прав.

6. Ответственность за нарушение прав собственников и права собственности на природные ресурсы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 430.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...