![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гарантии, охрана и формы защиты экологических прав граждан
Гарантии прав в научной юридической литературе рассматриваются как совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на фактическую реализацию прав человека, на устранение причин и препятствий их ограничения, ненадлежащего их осуществления и защиты их от нарушений. В ст. 10 Закона «Об охране окружающей природной среды» установлены эколого-правовые гарантии экологических прав граждан. Анализ гарантий свидетельствует об их различной направленности. Они обеспечиваются: а) проведением широкомасштабных государственных мероприятий по поддержанию, восстановлению, улучшению состояния окружающей природной среды (имеет эколого-эко-номический характер, обеспечивает экологическое равновесие и гармоничное развитие природы и общества); б) обязанностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций осуществлять технические и другие мероприятия для предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, выполнять экологические требования при планировании, размещении производственных сил, строительстве и эксплуатации народнохозяйственных объектов; в) участием общественных объединений и граждан в деятельности по охране окружающей природной среды; г) осуществлением государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства по охране окружающей природной среды; д) компенсацией в установленном порядке ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды; е) неотвратимостью ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды; ж) созданием и функционированием сети общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации. В указанной статье также закреплено положение, согласно которому деятельность, препятствующая осуществлению права граждан на безопасную окружающую природную среду и других их 104 экологических прав, подлежит прекращению в порядке, установленном законодательством Украины1. По своему содержанию данная гарантия имеет пресекающий характер. Кроме названных гарантий, имеющих общее значение, в законодательстве также установлены специальные гарантии экологических прав, содержащиеся в экологическом законодательстве. Правовая охрана экологических прав представляет собой систему предписаний, закрепленных в законодательстве, которые обеспечивают меру разрешенного и надлежащего поведения субъектов. Иными словами, охрана прав сводится к правотворческой деятельности по установлению охранительных норм в статике (в объективном содержании), применяется в период нормального (беспрепятственного) осуществления экологических прав, а защита наступает в случае их нарушения с целью их восстановления, где необходимо применить принуждение со стороны компетентных органов. О защите прав граждан в сфере экологии речь идет в ст. 11 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», где закреплено общее правило, что государство гарантирует своим гражданам реализацию экологических прав, предоставленных им законодательством. В частности, конкретные органы государственного управления обязуются предоставлять всестороннюю помощь гражданам при осуществлении ими своих экологических прав. Нарушенные права граждан должны быть восстановлены, а их защита осуществляется в судебном порядке. Способы и формы защиты следует рассматривать как явления не тождественные. Формы защиты — административная, судебная, общественная, самозащита, обращение к Уполномоченному по правам человека и т.п. А способы защиты в экологическом законодательстве (кроме земельного), в отличие от гражданского (ст. 16 ГК Украины), не содержатся в обобщенном виде, хотя они все же получили опосредованное закрепление в поресурсовом экологическом законодательстве. В частности, к ним можно отнести следующие виды: признание экологических прав; восстановление нарушенных прав; прекращение деятельности, препятствующей осуществлению права; возмещение убытков и другие способы возмещения имущественного вреда, а также морального вреда (экологического вреда); изменение правоотношения; прекращение правоотношения; признание незаконным решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, местного самоуп- 1 Див.: Постанову Верховно!' Ради Укра1ни вщ 29 жовтня 1992 року № 2751-ХП «Про Порядок обмеження, тимчасово!' заборони (зупинення) чи припинення Д1Яльност1 шдприемств, установ, оргатзацш 1 об'ектв у разх порушення ними законодавства про охорону навколишнього природного середовища» // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — № 46. — Ст. 637. 105 равления, служебных и должностных лиц; и другие способы, установленные в нормативно-правовых актах. Административная форма защиты регламентируется ст. 40 Кон-, ституции Украины, Законом Украины «Об обращении граждан» от 2 октября 1996 г. (393/96-ВР), в соответствии с которой граждане ; могут обращаться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, к предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности с обращениями, в частности, замечаниями, предложениями и жалобами, в том числе и по экологическим вопросам. Лица, к которым направлены такие обращения, должны их рассмотреть и дать обоснованный ответ в месячный срок. Тем не менее, месячный срок рассмотрения обращений граждан может быть продлен руководителем соответствующего органа или его заместителем, если решить возникший вопрос в указанный срок невозможно. Они устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, при этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать 45 дней, о чем сообщают лицу, | подавшему обращение. При этом плата за рассмотрение обращений не взимается. Форма обращений может быть устной или письменной. Обращение может быть представлено как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное). Одной из главных функций Уполномоченного по правам человека в сфере экологии является контроль за деятельностью исполнительных и других органов государственной власти путем рассмотрения жалоб граждан на действия тех или иных органов или должностных лиц, которые привели к нарушению экологических прав гражданина. К общественному порядку защиты можно отнести: референдум; общественные (публичные) слушания; общие сборы граждан по месту проживания; привлечение экспертов от общественности в рабочие группы по экологическим вопросам, образованным органами власти для участия в проведении государственной экологической экспертизы, а также проведении общественной экологической экспертизы; собрания, митинги, шествия, демонстрации; работа с депутатами. К самостоятельной форме защиты экологических прав следует отнести самозащиту. Возможность защищать право не в государственных органах является отличительной чертой самозащиты. Она относится к конституционным правам. Способы самозащиты могут быть определены в законе или договоре. Характерно, что число < способов самозащиты не ограничивается. Они могут применяться как в отдельности, так и в комплексе, но лишь с соблюдением условий правомерной реализации. Лицо может самостоятельно выбирать способы самозащиты с учетом содержания нарушенного права, характеристики противоправного поведения. Но избранный способ самозащиты не может противоречить требованиям закона. Цод самозащитой экологических прав понимают предусмотренные моральными основами общества и нормами законодательства, в определенных случаях в договоре, действия лица (то есть применение средств противодействия), наделенного указанным правом, направленное на обеспечение неприкосновенности права, прекращение нарушения и ликвидацию последствий. К формам правовой защиты прав и свобод гражданина относится, в частности, судебная защита, которая является наиболее эффективным механизмом в данной сфере. Проведение и реализация судебно-правовой реформы в Украине обеспечивает приоритет прав во всех сферах жизни общества. Право на судебную защиту является конституционным и не требует дополнительного закрепления в других нормативно-правовых актах. Статья 55 Конституции Украины содержит норму, которая устанавливает право каждого обращаться в суд, если: его права и свободы нарушены или нарушаются; созданы или создаются препятствия для реализации прав или свобод; имеют место незаконные ограничения прав и свобод. Указанные положения трансформируются и на нарушенные экологические права. Надлежащая реализация экологических прав должна обеспечиваться не только гарантиями, но и действием всей системы экологического законодательства относительно их обеспечения, в частности: стандартизацией и нормированием качества окружающей природой среды, экологическим страхованием, государственным контролем за состоянием окружающей среды и иными мероприятиями. Вопросы для самоконтроля: 1. Какими нормативно-правовыми актами предусматриваются и какими способами реализуются экологические права граждан? 2. Раскройте понятие, сущность и содержание права граждан на безопасную окружающую природную среду. 3. Куда целесообразно обращаться гражданам за защитой экологических прав? 4. Каков порядок рассмотрения обращений граждан? 5. Общая характеристика и порядок проведения публичных мероприятий по защите окружающей природной среды. 6. Рассмотрите основные конституционные права и обязанности граждан. 7. Дайте характеристику права граждан на получение экологической информации. Рассмотрите процедуру получения экологической информации. Какие требования предъявляются к экологической информации? Какими нормативно-правовыми актами регла- ентируется данные информационные отношения? о- Охарактеризуйте гарантии, обеспечивающие осуществление экологических прав граждан.
106 107
10. Определите особенности возмещения убытков, причиненных Темы рефератов 1. Сущность экологических прав граждан. 2. Сущность экологических обязанностей граждан. 3. Способы защиты экологических прав и обязанностей граждан. 4. Классификация экологических прав и обязанностей граждан. 5. Право граждан на безопасную окружающую природную среду. 6. Порядок обращения граждан за защитой нарушенных прав. 7. Порядок рассмотрения обращений граждан, связанных с обеспечением экологических прав. 8. Характеристика основных конституционных прав и обязанностей граждан в сфере экологии. 9. Право граждан на получение экологической информации.
10. Гарантии реализации экологических прав гражданами. 11. Особенности права граждан на возмещение вреда, причиненного нарушением их права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. 12. Формы защиты экологических прав граждан. 13. Формы охраны экологических прав граждан. Рекомендованная литература: Анисимова А.В. Осуществление гражданами экологических прав: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06. — X., 1996. — 168 с. Васильева М.И. Право граждан СССР на здоровую окружающую среду: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06 / Моск. гос. ун-т. — М., 1990. — 26 с. Васильева М.И. Экологические права человека — важнейшие права нового поколения // Права человека: итоги века, тендеции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой. — М.: Норма, 2002. — С.40-76. Гетьман А.П. Законодавч1 аспекти зародження екологачних прав людини // Весник Академп правових наук Украши. — 2000. — №1(20).— С. 129-137. Кобецька Н.Р. Еколопчш права громадян Украши: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.06. — К., 1998. — 173 с. Краснова М. Право громадян на еколопчну шформащю: пробле-ми гарантш реал1зацп й захисту // Право Украши. — 1997. — № 3. — С. 42-48. Лозо В.И. К вопросу об истории закрепления и обеспечения права человека на естественную окружающую среду в международном праве и экологическом законодательстве ЕС // Проблеми законности — Вип. 71. — 2005. — С. 3-12. Малишева Н.Р. Студенти Ки'шського утверситету права НАН Украши готов1 захищати еколойчш права громадян // Часопис Кшвського ун-ту права. — 2004. — № 4. — С. 112-113. Рабинович П.М., Хавронюк МЛ. Права людини I громадянина. Навч. пособник. — К.: Атша. — 2004. — 463 с. Степашко В. Реалхзащя еколопчних прав громадян в Украпп // Право Украши. — 2005. — № 9. — С. 28-33. Судовий захист еколопчних прав громадян Украши: Довщ. Для судд1в / Краснова М.В., Малишева Н.Р., Шевчук П.1. та ш. — К.: Вид. д1м «КМ Академия», 2001. — 178. Шуклша Н.Г. Конституцшно-правове регулювання прав 1 свобод людини 1 громадянина в Укра'ш! (проблеми теорп 1 практики): Монография. — К.: Центр навч. лгг. — 2005. — 424 с. 108
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ План 1. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы. 2. Право государственной собственности на природные ресурсы. 3. Право коммунальной собственности на природные ресурсы. 4. Право частной собственности на природные ресурсы. 5. Права и обязанности собственников природных ресурсов, ограничения, защита и гарантии их прав. 6. Ответственность за нарушение прав собственников и права собственности на природные ресурсы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 531. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |