Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право коммунальной собственности на природные ресурсы




Самостоятельной и относительно новой формой права собствен­ности на природные ресурсы выступает право коммунальной собст­венности, которое представляет собой право собственности терри­ториальных громад.

Право коммунальной собственности на природные ресур­сы это совокупность правовых норм, устанавливающих ос­нования возникновения, использования и распоряжения природ­ными объектами населенных пунктов.

Перераспределение природных ресурсов между государством и территориальными громадами производится путем разграничения их в натуре на местности и оформляется путем бесплатной передачи их из государственной в коммунальную собственность.

Субъектами права коммунальной собственности выступают тер­риториальные громады сел, поселков, городов как непосредственно, так и в лице их представительных органов — советов. Территори­альная громада — это жители, объединенные постоянным прожи­ванием в пределах села, поселка, города, которые являются само­стоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, которые имеют единый административный центр. Свои полномочия терри-

120


ториальная община может осуществлять как непосредственно, например, путем проведения местных референдумов, так и через свои органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Закона Украины от 5 февраля 2004 года «О разграничении земель государственной и коммунальной собст­венности» к землям коммунальной собственности относятся: все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной соб­ственности и земель, отнесенных к государственной собственности; земельные участки за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты коммунальной собственности; земли запаса, которые ранее были переданы территориальным громадам сел, поселков, городов в соответствии с законодательством Украины; земельные участки, на которых размещены объекты недвижимого имущества, являющиеся совместной собственностью территориаль­ной громады и государства.

В коммунальной собственности могут находиться леса, которые произрастают в пределах населенных пунктов, и объекты природ-но-заповедного фонда.

Основанием возникновения права коммунальной собственности территориальных громад выступает, в первую очередь, бесплатная передача природных ресурсов, которые находились в государствен­ной собственности. В коммунальную собственность могут перехо­дить природные ресурсы и по завещанию от граждан, собственников природных ресурсов, или в порядке наследования в случае отсутст­вия наследников по завещанию или по закону.

Одним из оснований возникновения права коммунальной собст­венности на природные ресурсы является переход в собственность территориальной громады бесхозного природного объекта. Соглас­но кормам гражданского законодательства Украины (так как ана­логичные нормы в экологическом законодательстве отсутствуют) бесхозным признается природный объект, если он не имеет собст­венника (например, собственник отказывается от права на природ­ный объект или потерял на него право) или собственник природно­го объекта неизвестен. Бесхозные природные объекты берутся на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании заявления органа местного самоуправления, на територии которого они находятся. Факт взятия бесхозных природных объектов на учет оповещается через печатные средства массовой информации. После истечения одного года с момента взятия на учет бесхозного природного объек­та по заявлению органа, уполномоченного управлять имуществом соответствующей территориальной громады, они по решению суда передаются в коммунальную собственность.

В общегражданском порядке территориальные громады могут приобретать право собственности на природные ресурсы по догово-

121


ру купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым сделкам. Договор отчуждения природных ресурсов подлежит нота­риальному удостоверению. Заключение таких сделок осуществля­ется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины с учетом требований экологического законодательства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...