Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дети, имеющие зрительные нарушения




 

       Особой спецификой отличается социальная работа с детьми, имеющими зрительные нарушения. Зрительные нарушения вызывают у них значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают ориентировку,

возможность заниматься многими видами деятельности.

Работа должна строиться по следующим направлениям:

развитие мышц лица и ознакомление с основными жестами, принятыми в общении людей;

ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения (радость, страх, удивление, горе); упражнение и закрепление выразительных движений в игровой

деятельности;перенос сформированных умений в различные виды деятельности детей;

развитие на этой основе речевого общения.

Этапность обучения не означает строгой последовательности. На каждом этапе присутствуют элементы переноса, оречевления и т.д.Трудности реализации задач на каждом этапе обусловлены ограниченностью познавательной деятельности ребенка и отсутствием пособий, отражающих особенности эмоциональных проявлений.

Фактически «дидактическим пособием» становится взрослый человек (тифлопедагог, воспитатели, родители), который является «образцом» выражения жеста, позы, того или иного состояния. Большая нагрузка падает и на самого ребенка, который вынужден контролировать правильность своих действий на суженной сенсорной основе (рука действует и одновременно контролирует) или полагаться на оценку взрослого.

Если полученные навыки не закреплять, то они быстро утрачиваются. Приведем некоторые виды упражнений, которые могут быть использованы при обучении детей «языку жестов».

Целенаправленное формирование коммуникативных навыков у детей включает использование различных форм деятельности:

задания по ознакомлению с неречевыми и речевыми средствами общения (мимика, поза, жест) на занятиях, проводимых учителем-дефектологом при ознакомлении с сюжетной картиной и иллюстрациями, развитию движений, формированию представлений об окружающем;

совместное планирование работы по данному направлению воспитателей и учителей-дефектологов (использование масок-символов при характеристике мимики, изготовление пособий на соотнесение действующего лица и предмета, с которым он действует, обучение детей выполнению движений по предлагаемым схемам и т.п.);

обучение на коррекционных занятиях элементам показа кукольного театра с использованием кукол би-ба-бо, плоскостных и теневых фигур сказочных героев, что позволяет не только рас-

ширить представления детей, но и создать любую психологическую ситуацию, требующую определенного социального опыта или позволяющую его приобрести.Реализации полученных умений и навыков в общении способствуют: организованная игра, в которой дети имеют возможность выполнять определенные социальные роли и строить в соответствии

С ними свое поведение (предварительно с детьми проводится большая подготовительная работа, включающая экскурсии, ознакомление с литературой, беседы о профессиях, проигрываются типичные ситуации, проговариваются наиболее часто упо-

требляемые диалоги и т.д.);

Систематическая работа по взаимодействию детей друг с другом и формированию их взаимоотношений в процессе выполнения поставленной задачи (строительно-конструктивные игры);организация систематического посещения детьми театров, музеев, различных массовых мероприятий.

Театрализованные игры являются одним их важных элементов работы с детьми, страдающими нарушениями зрения, в специальном детском саду. Они способствуют творческому развитию личности ребенка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи,

действенно-практической деятельности и социальной адаптации детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...