Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правовые основы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов
Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа: «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»; «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»; «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»; «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»; «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации» [10]. Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране [40]. В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона). Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона). Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной зашиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона). Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: - социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); - полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания; - стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания; - срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т. п.); - социально-консультационная помощь. Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги: 1)одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума; 2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума; 3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100—150% прожиточного минимума. Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум. В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания. Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации. Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности. Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов. Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т. д. Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона). Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов. Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок и т. д. Гарантированные права инвалидам вступают в силу при получении официального статуса инвалида, решение о признании его принимает медико-социальная экспертиза, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и трудновыполнимой процедурой. Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
а медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев; при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза. В нашей стране решением проблем инвалидов занимаются как государственные учреждения, так и различные негосударственные общественные организации, которые помогают людям с ограниченными возможностями успешно адаптироваться в обществе, получать образование, расширять свои социальные контакты, решать психологические и правовые проблемы и т. д. 1.3. Зарубежные концепции социальной работы с детьми-инвалидами Научное обоснование концепции организации социальной работы с детьми-инвалидами свое особое научное обоснование получила в зарубежных социально-психологических теориях. Долгое время во многих странах социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода фобий и предрассудков по их адресу. Это приводило к тому, что детей-инвалидов убивали (как слабых в Спарте или проклятых в средневековой Европе), изолировали от общества и т. д. Сегодня принцип изоляции выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения .Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне прожиточного минимума или ниже его). Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связана с материальным фактором. Изменение идеологии политики в отношении инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов и инвалидность стал распространяться ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Социальные права индивида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей индивида. Разумеется, наличие и осознание этих потребностей лимитируется развитием способности инвалида к пониманию и оценке окружающей действительности, себя самого и своего места в социальном мире. Правда, актуализация этой возможной доступности и степень ее гарантированности в немалой степени зависят от ряда объективных и даже субъективных обстоятельств, ограничиваются объемом социально-экономических ресурсов данного общества и государства [36]. Таким образом, зарубежом пришло понимание того, что социальная реабилитация детей-инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того чтобы быть социально востребованными. В научной литературе подобная система социальной работы строится на различных концепциях инвалидизации и социализации детей с ограниченными возможностями. Рассмотрим каждую из концепций более подробно (Таблица 1, Приложение 1) [4]. Так, Т. Парсонсу принадлежит разработка социального понятия «роль больного», введенного в 1935 г. Гендерсоном. Рассматривая болезнь как форму социального отклонения, при которой индивид играет специфическую социальную роль, ученый разработал модель этой роли больного. Модель описывается четырьмя характеристиками: больной освобождается от обычных социальных обязанностей; больной индивид не считается виновным в том, что он болен; поскольку болезнь социально нежелательна — больной стремится скорее выздороветь и обращается за компетентной профессиональной помощью; ожидается, что в рамках этой социальной роли индивид будет соблюдать предписания компетентного врача. В рамках данной социальной модели Т. Парсонс не рассматривает в качестве болезни такие психофизические состояния, как алкоголизм, беременность, инвалидность, поскольку при этих состояниях человек не освобождается от социальных обязанностей.
Лекция 4.Совокупность особенностей технологий социальной работы с семьями, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности. ПЛАН 1.Семья-как приоритетная форма содержания и воспитания ребёнка-инвалида. 2.Правовая защита семей данной категории. 3.Социально-консультационная помощь и социальная поддержка семей, имеющих проблемы с детской инвалидностью. 4.Социальные услуги, оказываемые детям-инвалидам на дому. 5.Технологии раннего вмешательства и комплексной поддержки. Подготовка детей с инвалидностью к самообслуживванию и трудовой деятельности в семье. 6.Ранняя интервенция в системе социального обслуживания семей с детьми-инвалидами. 7.Патронаж семей, в которых находятся дети с инвалидностью.
Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей степени занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Деятельность по оказанию помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, - одно из важнейших направлений социально-педагогической работы. 6.Основные цели ранней интервенция в системе социального обслуживания семьи: а) мотивация родителей на осуществление поддерживающей деятельности по отношению к ребенку, обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения; б) предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидание родителей относительно ребенка не оправдались; в) приспособление семей, имеющих детей с задержками развития, для максимально эффективного удовлетворения потребностей ребенка. Социальный педагог должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилю жизни данной семьи [6, 7, 8]. 5.Технология раннего вмешательства икомплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, включает в себя следующие этапы: 1. Диагностический этап. Его цель – формирование у родителей адекватных представлений о структуре нарушений психофизического развития ребенка, возможностях и перспективах его образования и социализации. На этом этапе реализуются следующие действия: 1) оценка микросоциума и воспитательного потенциала семьи (материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции и т.д.); 2) определение члена семьи, способного осуществить главную функцию при организации реабилитационного процесса; 3) обеспечение участия члена семьи – организатора реабилитационного процесса во всех видах диагностического обследования, проводимого на базе психолого- медико-педагогической консультации, реабилитационного центра или в условиях семьи; 4) анализ вместе со всеми членами семьи результатов обследования, выявление основных проблем, специфических особенностей ребенка; 5) составление предварительной индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком в условиях семьи.
2. Организационный этап. Цель – организация коррекционно-педагогического процесса в условиях семьи и обеспечение его успешности. Данный этап подразумевает: 1) обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы; 2) активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации; 3) подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений; 4) налаживание стиля семейного общения, отработка оптимального для данной семьи стиля обучающего взаимодействия взрослого и ребенка; 5) отработка организационных форм деятельности, условий обучения. Вначале родителям демонстрируется дидактический материал, затем наглядно представляется прием обучения в виде имитации движений: педагог демонстрирует действия с ребенком, после чего действия выполняются педагогом совместно с ребенком и родителем. Завершает обучение самостоятельное выполнение действий родителем с ребенком; 6) обучение родителей навыкам самостоятельного анализа потенциальных возможностей ребенка, определения уровня сформированности того или иного навыка и т.д. 3. Заключительный этап. Цель – установление оптимальных взаимоотношений между родителями и детьми, другими членами семьи в сфере ближайшего окружения. Данный этап подразумевает развитие воспитательных навыков родителей; блокирование неадекватных типов поведения родителей по отношению к ребенку; консультирование самостоятельной деятельности родителей по реабилитации ребенка [9,10]. Успешность процесса социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от участия в нем соответствующих специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов в сфере культуры, реабилитации инвалидов. Необходимо взаимодействие ученых и практиков, специалистов государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации. Задача властей всех уровней – обеспечить достойные условия для инвалидов, дать им возможность чувствовать себя полноценными гражданами общества. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |