Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины и структура детской инвалидности




Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие:

1. биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода;

2. медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления инвалидизирующего заболевания до оформления инвалидности и начала реабилитации, некачественное оказание медицинской помощи, недостаточное количество абилитационных служб для детей первых лет жизни;

3. социально-средовые - ухудшение экологической обстановки, пищевой дефицит, социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие возможности для здорового образа жизни.

Рост числа безнадзорных детей сопровождается значительным ростом травм и отравлений, приводящих к инвалидности (наступление инвалидности).

Более чем у 60% детей-инвалидов отмечаются сочетанные нарушения способностей передвигаться, производить точные движения, говорить, адекватно вести себя, контролировать собственные действия [27;9-10].

При низкой культуре брака и планирования семьи, при нарастающей патологии беременности и родов, то есть при растущем числе мало жизнеспособных новорожденных, как правило, происходит накопительный эффект в детской популяции больных с хронической патологией. При грубых повреждениях головного мозга в неонатальном периоде остаточные психоневрологические расстройства могут обнаруживаться в 60-97% случаев [27;9].

В структуре детской инвалидности (на примере Санкт-Петербурга)преобладают врожденные аномалии развития (24%), заболевания нервной системы (17%), психические расстройства и расстройства поведения (17%), заболевания внутренних органов (16%). Выросло количество детей-инвалидов с заболеваниями органов пищеварения[27;8].

В целом структура детской инвалидности в Санкт-Петербурге стабильна на протяжении последних трех лет.

Хроническая заболеваемость в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях постоянно растет. Показатели хронической заболеваемости (на 1000 человек населения) в детских дошкольных учреждениях составляли: в 1998 году - 206,2%, в 1999 году - 211,1%; в общеобразовательных учреждениях в 2000 году - 261,3%, в 2001 году - 271,6% [27;11].

Вместе с тем необходимо отметить, что благодаря комплексной и эффективной реабилитации 12,92% хронически больных детей снято с диспансерного учета [27;12].

Таким образом, мероприятия по повышению эффективности профилактики детской инвалидности в Санкт-Петербурге должны быть направлены на основные группы факторов, провоцирующих детскую инвалидность, которые были подробно изучены в ходе реализации целевой медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды" в 1998-2000 годах . Кроме того, для снижения врожденных аномалий развития необходимо продолжить мероприятия по пренатальной диагностике патологических состояний плода, скринингу новорожденных на врожденные и наследственные заболевания. Для дальнейшего снижения хронической пораженности детей необходимо расширение отделений (центров) реабилитации при детских поликлиниках, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений здравоохранения.

 

...

 

 

Лекция 3.Сущность и специфика технологий социальной работы с детьми-инвалидами.

                           ПЛАН

1.Объективные предпосылки многообразия технологий социальной работы с детьми- инвалидами.

2.Уровни и типы технологий социальной работы с данной категорией.

3.Принципы и основания классификации технологий социальной работы данной группы. 4.Структурная модель современных типов технологий социальной работы с детьми, имеющими нарушения речи, зрения, слуха,умственную отсталость, замедленное психическое развитие, аутизм, синдром Дауна.

 

Аутичные дети

 Особую категорию составляют аутичные дети, основой социальной работы с которыми является выбор индивидуального образовательного маршрута. Он должен быть динамичным, корректироваться в соответствии с возрастными и личностными особенностями ребенка, потребностями, обусловленными в первую очередь глубиной аутистических расстройств.

Специфика организации социальной работы с аутичными детьми заключается прежде всего в том, что она должна быть направлена на развитие их

коммуникативной деятельности.

Развитие умения общаться с разными людьми в различных ситуациях и на разных уровнях социума помогает аутичному ребенку не только научиться контролировать свое поведение, но и по возможности преодолевать диспраксические явления.

       Важным в работе с аутичными детьми является умение преодолевать

неконтактность ребенка, принимать стереотипии в его поведении не как проявления болезни, а как защитную реакцию и отчасти как своеобразную психотехнику, с помощью которой снимается внутреннее напряжение и облегчается реакция на изменения в привычном для такого ребенка окружении.

       Необходимо ставить задачи помощи такому ребенку в развитии его бытовой адаптации к домашней жизни, практических навыков коммуникации, в социальном развитии.

       Социализация такого ребенка, преодоление им трудностей обучения, конечно, происходит на основе установления эмоционального контакта, личной связи специалиста с ребенком.

       Начиная работу с таким ребенком, необходимо быть готовым к патологическим проявлениям агрессии и самоагрессии, тревоги, страха, неадекватных поведенческих реакций. Высока значимость первого контакта с аутичным ребенком, которому должен предшествовать пролонгированный период наблюдения за его поведением в разных ситуациях и во взаимоотношениях с близкими людьми.

       В этот период важно выяснить у родителей пристрастия ребенка, его коммуникативные и моторные особенности, игровые возможности, уровень развития навыков самообслуживания и социальных навыков. Необходимо исследовать, какие обстоятельства могут вызвать состояния эмоционального, сенсорного дискомфорта или, наоборот, релаксации, удовольствия.

       Развитие способности аутичного ребенка адекватно оценивать смысл происходящего и организовывать поведение в соответствии с этим смыслом требует специальной работы. Среда, в которой живет и учится такой ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру.

       Конечно, она должна отвечать индивидуальным возможностям ребенка к восприятию этих смыслов (они должны быть определены психологом, работающим с ребенком).Контакт с ребенком устанавливается на уровне эмпатии, но даже такие формы общения, как зрительный или тактильный контакты, могут быть использованы лишь по инициативе самого ребенка.

Определенные требования предъявляются и к обстановке, в которой происходит общение. Трудности аутичного ребенка в произвольной организации себя в пространстве и времени, сложность активного диалога с миром, невозможность уверенно чувствовать себя в ситуации, развитие которой непредсказуемо. Сохранение постоянства в пространственной организации жизни ребенка в учреждении поможет избежать многих поведенческих проблем. Для него важно организовать индивидуальный адаптированный ритм занятий, возможность своевременного переключения и отдыха.

       Все игровые материалы должны находиться в поле зрения ребенка, ему нужно дать время на их изучение. Ребенок должен сам определить свое местонахождение в пространстве комнаты или игровой зоны, самостоятельно выбрать вид деятельности и объем принимаемой помощи или участия взрослого.

       Следовательно, социальная работа с аутичным ребенком, строится исходя из его индивидуальных возможностей и определяется

следующими факторами:

тяжесть и глубина психофизических расстройств;

максимально ранняя диагностика;

активная коррекционно-развивающая среда;

динамика в выборе методов и средств социальной работы;

активное включение в работу родителей.

Аутичные дети должны получить помощь в осознании того, что они любят и не любят, к чему привыкли, что им хочется изменить, что такое «хорошо» и что такое «плохо», чего от них ждут другие люди, где границы их возможностей. Все это они могут усвоить, только подробно проживая, сопереживая все возникающие жизненные ситуациивместе с близким взрослым — родителем, педагогом.

Для такого ребенка важно само введение его в смыслы человеческой жизни, в социальную жизнь, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с другими людьми.

Содержанием взаимодействия может быть и обучение навыкам коммуникации и бытовой адаптации, учебным навыкам, расширение знаний об окружающем мире, других людях. Чем больше ребенок усваивает таких навыков, тем более структурно разработанной, устойчивой становится его социальная роль, разнообразными стереотипы поведения.

Таким образом, социальная работа с аутичным ребенком требует разработки индивидуальной программы, которая должна строиться на основе его избирательных интересов и способностей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...