Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типа организационных отношений




1. предпосылочные.

2. делегирующие – выдача и отзыв доверенности

3. контрольные – авторский надзор контрольных организаций

4. информационные – обязанность предоставить информацию о товаре.

 

В принципе, нетрудно заметить, что в корпоративных отношениях сочетаются организационно-предпосылочные (по созданию корпорации), организационно-делегирующие (по формированию органов юр. лица), контрольные (по контролю участников за деятельностью этих органов), информационные (по получению участниками юр. лица информации о нем) и отношения имущественные (отношения по получению дивидендов, ликвидационной квоты).

 

Концепция организационных отношений до настоящего времени в основном не поддерживается в литературе, хотя постепенно находит все больше сторонников. Основной упрек: организованность - это сторона всех имущественных отношений.

 

       Учебники:

       Кафедральный учебник: С. 34-41, 59-66

       Под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало и В.А. Плетнева.

       Параграф первый гл. 1. ВНИМАНИЕ: отсутствует информация о корпоративных отношениях.

       Дополнительно. И.А. Покровский Основные проблемы гражданского права. Раздел IСодержит прекрасный обзор и обоснование точки зрения автора по вопросу о делении права на публичное и частное, продолжением которого является вопрос о предмете гражданского права.

       Д.И. Мейер. Русское гражданское право. Параграф 1.Обратите внимание, что здесь говорится о понятии науки гражданского права, хотя по сути речь ведется о предмете отрасли. Это следствие использования несколько иной терминологии и иной постановки вопроса (автор все-таки в основном ведет речь о науке и лишь касается вопроса о предмете регулирования). Для целей освоения учебной дисциплины мы будем пользоваться понятиями «отрасль права», «предмет и метод правового регулирования» и т.д. Главная мысль для целей данного вопроса - гражданское право должно регулировать только имущественные отношения.

       Г.Ф. Шершеневич. Учебник русского гражданского права. Параграф 1.Основное внимание уделяется проблеме деления права на публичное и частное, в отличие от И.А. Покровского обосновывается правильность материальной теории (теории интереса как критерия разделения права на частное и публичное).

       О.А. Красавчиков. Структура предмета ... Гражданские организационно-правовые отношения. В кн. Категории науки гражданского права (Т.1) С. 45-57.

Излагается взгляд на вопрос о предмете гражданского права, во многом определяющий подходы уральской цивилистики, и, соответственно, взгляд на регулирование организационных отношений гражданским правом.

2. Метод гражданско-правового регулирования; основные начала гражданского законодательства.

Метод гражданско-правового регулирования.

       Основные черты (в основном по В.Ф. Яковлеву). Совершенно оправданно Вениамин Федорович считает все черты метода проявлением его дозволительной направленности.

 

       1) Главная черта метода - правонаделение. Именно через него наиболее ярко проявляется дозволительная сущность гражданского права. Управомочивающие нормы в гражданском праве занимают центральное место. Обязывающие и запрещающие - играют вспомогательную роль. Самый простой пример: нормы о правоспособности граждан прежде всего наделяют граждан определенным набором возможностей. Норма же, запрещающая сделки, направленные на ограничение правоспособности граждан носит вспомогательный характер. Это правило служит гарантией того, что граждане, наделенные правоспособностью, не будут ее лишены.

       2) Диспозитивность - наделение субъектов возможностью по собственному усмотрению, хотя и всегда в определенных пределах приобретать конкретные субъективные права и обязанности, определять их содержание. Конечно же диспозитивность проявляется в большом количестве диспозитивных норм, но и императивные нормы служат реализации диспозитивности. Они задают эти самые рамки, в которых субъекты действуют по собственному усмотрению, служат гарантией одних субъектов от произвола иных.

       3) Правовая инициатива - В.Ф. Яковлев: «Механизм ... действия гражданского права основан на использовании актов, исходящих от самих субъектов гражданского права». Для возникновения, осуществления, защиты абсолютного большинства субъективных гражданских прав требуется волевое действие субъектов.

       4) Юридическое равенство. Проявляется в отсутствии власти и подчинения между субъектами. Это то самое начало координации, о котором писал И.А. Покровский. Проявляется прежде всего в наделении всех субъектов гражданского права в основном своем содержании «равной возможностью правообладания», инициативой, диспозитивностью.

       Чуть позже мы узнаем, что на самом деле различные субъекты гражданского права все же наделяются неодинаковой правоспособностью. Прежде всего эта разница ощутима на примере юридических лиц. Например, государственные учреждения, фонды, банки ограничены в правоспособности законом. Однако это вполне объяснимо. Ведь юридическое лицо - искусственный субъект, инструмент для реализации правоспособности граждан, поэтому и ограничение правоспособности юридических лиц никак не противоречит юридическому равенству. Граждане в зависимости от собственных целей в рамках, дозволенных законом, на началах равенства определяют, какие юридические лица, с каким объемом правоспособности им создавать.

       Можно встретить и иные характеристики метода, которые на самом деле вытекают из перечисленных и в конечном счете из дозволительного «посыла» гражданского права. Так, выделяют правовую самостоятельность сторон, которая, конечно же является проявлением и правонаделения, и диспозитивности, и инициативы.

       Дополнительно нужно отметить такие отдельные черты как преимущественно восстановительный характер защиты и имущественную направленность ответственности.

       _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Из нормативного материала приведите конкретные примеры проявления каждой из указанных черт метода гражданско-правового регулирования.

Принципы.

Для запуска презентации - двойной щелчок по картинке мышью.

 

Принципы в литературе часто определяются как основополагающие идеи, основы, на которых строится правовое регулирование. Это определение, конечно же, не отражает признаков такого явления как принципы.

       Следует согласиться с тем, что принципы - это явления нормативного характера (С.С. Алексеев). Это особого рода нормы права, которые направлены не впрямую на поведение людей. Их ближайшая цель - применение иных норм данной отрасли права. Можно сказать, что это нормы о том, как должны применяться другие нормы. С этой точки зрения между основными началами гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ) и принципами гражданского права можно поставить знак равенства.

       Значение принципов.

       1) Должны использоваться при толковании норм гражданского права. Если возможны несколько вариантов толкования нормы, то правильным должно быть признано такое, которое наиболее соответствует принципам.

       2) Должны использоваться при устранении противоречий между нормами. Если нормы, равные по юридической силе, противоречат друг другу, то применяться должна та норма, которая в наибольшей степени соответствует принципам.

       3) Используются при восполнении пробелов в правовом регулировании (аналогия права).

Задание.См. последний слайд презентации (предложение по теме курсовой работы). Приведите несколько примеров корректного и не очень, с вашей точки зрения, применения принципов в судебной практике.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебники:

       Кафедральный учебник: С. 41-58

       Рекомендуемый комментарий:

       Постатейный комментарий к главам 1, 2, 3 / Под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: 2013. Ст. 1 ГК и комментарий к ней.

       Дополнительно.

       Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.По сути представленная здесь информация по вопросу о методе правового регулирования является конспектом некоторых положений этой книги с небольшими добавлениями от лектора. Книга содержит обширный материал не только собственно о методе, но и о предмете гражданско-правового регулирования, их соотношении, о разграничении гражданского права с другими отраслями по методу.

О.А. Красавчиков. Структура предмета ... Диспозитивность в гражданско-правовом регулировании. В кн. Категории науки гражданского права (Т.1) С. 45-57.Прекрасная лаконичная статья о значении диспозитивности именно как общей черты метода гражданско-правового регулирования.

      

3. Понятие и система источников гражданского права.

 

Предисловие к вопросу.

       Нормы права существуют (или должны существовать) для того, чтобы определенным образом структурировать общественные отношения.

       Выражается это упорядочение в придании общественным отношениям правовой формы. Например, правовое регулирование придает экономическим отношениям обмена товара на деньги правовую форму. В результате мы говорим о договоре купли-продажи и, соответственно, о правах и обязанностях покупателя и продавца.

       Поскольку основной (хоть и не единственной) правовой формой является правоотношение, выражающееся прежде всего в субъективных правах и обязанностях, то и правовое регулирование в самом общем и упрощенном (но только в самом общем и упрощенном!) виде можно свести к образованию этих самых субъективных прав, т.е. к правообразованию, а также к «манипуляциям» с этими правами (их изменение и прекращение).

       Для лучшего усвоения дальнейшего материала схематично представим механизм правообразования (по О.А. Красавчикову).

       1. Материальные предпосылки: собственно общественные отношения, требующие правового регулирования, т.е. наделения их участников определенными правами и обязанностями по отношению друг к другу[2].

       2. Юридические предпосылки и основания. Они и находятся в сфере непосредственного внимания юристов.

       1) Нормативная предпосылка:

       а) императивные нормы права, регулирующая соответствующее отношения;

       б) регулирование, создаваемое в допускаемых пределах участниками отношений: договорное регулирование, корпоративное регулирование и т.д.;

       в) диспозитивные нормы, содержащиеся в нормативных актах;

       г) обычай;

       б) при отсутствии а-г) норма права, регулирующая схожее отношение (аналогия закона);

       в) при отсутствии а) и б) - аналогия права.

       2) Правосубъектная предпосылка: наличие необходимой право- и дееспособности.

       3) Юридико-фактическое основание.

       _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание: Из курса теории государства и права и конституционного права вспомнить и воспроизвести иерархию нормативно-правовых актов федерального уровня.

       Значение Конституции РФ для гражданского законодательства.

           

 

1. является на территории РФ актом высшей юридической силы, все источники гражданского права должны соответствовать ей и толковаться в соответствии с положениями Конституции;

2. Конституция регулирует законотворческий процесс, устанавливает систему законодательства;

3. содержит положения о конституционных правах человека, большинство из которых являются ничем иным как элементами гражданской правоспособности;

 

Задание. Приведите примеры соответствующих конституционных положений___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       4.разграничивает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в отношении гражданского законодательства.В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции гражданское законодательство отнесено к ведению РФ. Данная конституционная норма продублирована в п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса (обратите внимание на этот пункт, он неслучайно первый в рассматриваемой статье).

При этом в силу ст. 72 Конституциивопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к совместному ведению. Однако предметы регулирования гражданского и перечисленных отраслей законодательства частично совпадают. Если земельное законодательство, например, частные права на землю, то соответствующие нормативные акты вправе принимать только Российская Федерация.

Таким образом, общее правило: гражданское законодательство прерогатива федерального законодательства.    

Кроме того, в соответствии с правовой позицией пленумов ВС и ВАС нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов Российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и Кодексу (п. 3 постановления № 6/8).

 

       Примеры того, чего не могут делать субъекты РФ:

       1. Субъекты РФ не могут устанавливать своими законами свободные экономические зоны, как например поступила Волгоградская областная дума, приняв законы создающие свободные экономические зоны на территории ОАО «Металлургический завод Красный октябрь», ОАО «Волгоградский тракторный завод» и др. Впрочем все эти зоны были уничтожены и вполне обоснованно Верховным судом РФ.  2. Нельзя субъектам, к примеру, установить порядок создания игорных домов.

       3. Нельзя установить своенормативное регулирование проведения торгов.

       4. Нельзя установить свои организационно-правовые формы юридических лиц, уточнить содержание вещных прав, создать особый порядок передачи имущества в аренду (определение Верховного Суда РФ от 11.02.2003 N 93-Г03-4).

       5. Нельзя уменьшить имущественную ответственность субъекта по обязательствам (Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2002 N 56-Г02-36)

6. Ни субъект РФ, ни тем более муниципалитет не вправе принимать нормативные акты, возлагающие на арендаторов муниципального имущества дополнительные обязанности и обременения, не предусмотренные федеральным законом (Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2008 N Ф09-3548/08-С1 по делу N А47-484/08)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...