Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Частота (событие/время, кол. рейсов) х средний ущерб (ущерб/событие).




 

Для получения количественного значения обобщенной оценки риска в безразмерном виде величины ущерба от каждой аварии следует преобразовывать в безразмерную величину путем, например, деления рассчитанной величины ущерба от каждой такой аварии на максимально возможное значение этой величины на основе имеющихся данных по водным бассейнам России, с учетом географического положения водной акватории, на которой произошла авария с разливом нефти в ВС.

Оформлению результатов анализа риска должно предусматривать их четкость и однозначность оформления с тем, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе.

 

20.4. Структура и состав практических рекомендаций

по уменьшению риска

 

Структура и состав практических рекомендаций по уменьшению риска перевозки должны быть изложены конкретные направления возможных мероприятий по уменьшению риска, основанные на полученных результатах анализа последствий.

При выборе и обосновании конкретного перечня возможных практических рекомендаций, направленных на снижение риска опасности перевозки, необходимо различать два взаимосвязанных между собой понятия «ЭБ технического объекта (судна)» и «обеспечение ЭБ технического объекта».

Первое, являющееся синонимом термина «экологичность», характеризует свойство судна обеспечивать исключение или снижение до допустимых значений возможность, например, разлива нефти в ВС при ее перевозке. При этом следует руководствоваться тем, что экологичность судна, так же как, например, его надежность, закладывается при его проектировании, обеспечивается на стадии строительства, а проявляется — при эксплуатации.

Второе — необходимость наличия соответствующих инструментов (нормативная и правовая база, механизмы управления, кадровое и материальное обеспечение) и проведение комплекса природоохранных мероприятий с целью обеспечения ЭБ перевозки.

Меры по уменьшению риска могут носить технический, технологический или организационный характер. При обосновании мер следует иметь в виду, что решающее значение при этом имеет общая оценка действенности и надежности мер, оказывающих влияние на снижение риска, а также размер затрат на их реализацию. Практика подобных мер в других отраслях экономики показывает, что организационные меры могут компенсировать ограниченные возможности для принятия крупных технических или технологических мер по уменьшению риска перевозки.

Вследствие возможной ограниченности ресурсов при разработке конкретных мер по уменьшению риска необходимо, в первую очередь предусматривать разработку простейших, связанных с наименьшими затратами рекомендаций, а также меры на перспективу.

В большинстве случаев первоочередными мерами обеспечения безопасности перевозки, как правило, должны являться меры превентивного характера, направленные на предупреждения возникновения аварийных ситуаций или смягчению их последствий, а затем меры по ликвидации аварий.

Превентивные меры по предупреждению аварий должны быть направлены на исключение инициирующих событий аварий, физической защиты всего технологического процесса перевозки, используемых технических средств и оборудования, снижение вероятности перерастания опасных явлений в аварийную ситуацию, например, с разливом нефти в ВС.

В общем виде выбор планируемых для внедрения перечисленных мер уменьшения риска экологической опасности перевозки грузов или пассажиров должен иметь следующие основные приоритеты:

1. Меры по уменьшению вероятности возникновения аварийной ситуации, включающие:

- меры по уменьшению вероятности возникновения инициирующих событий;

- меры по уменьшению вероятности перерастания опасных явлений (инцидентов) в аварийную ситуацию;

2. Меры по уменьшению тяжести последствий свершившейся аварии, которые, в свою очередь, имеют следующие приоритеты:

- меры, предусматриваемые при проектировании танкеров, технологического оборудования и приборов, используемых для погрузки/выгрузки и перевозки;

- меры, относящиеся к системам противоаварийной защиты и контроля (например, применение более надежных и эффективных газоанализаторов, различных резервных запорных устройств и т.д.);

- меры, касающиеся готовности экипаж танкера, привлекаемых установленным порядком аварийно-спасательных служб к локализации и ликвидации последствий аварий.

С учетом изложенного практические мероприятия по уменьшению риска возникновения ЧС с экологическими последствиями для ОС в ходе, например, перевозки нефти могут быть представлены в следующем виде:

- конструктивно–технологические меры, осуществляемые на стадиях разработки (проектирования) и изготовления танкеров (наличие в составе танкера оборудования для очистки НВ, СВ и уничтожения мусора (сборных емкостей для НВ, СВ и мусора), автоматического замера, регистрации и управления сброса нефти, комплекта средств для ликвидации последствий, а также защитное расположение танков изолированного балласта);

- организационные меры (разработка судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью и другими вредными веществами; распределение обязанностей членов экипажа при ликвидации последствий аварий с разливом перевозимых жидких грузов и обучение их практическим действиям);

- превентивные эксплуатационные меры (выполнение всех технических требований при погрузке/выгрузке грузов и их перевозке, исключающих возникновение ЧС с разливом перевозимых жидких грузов; соблюдение требований на сброс запрещенных для сброса материалов; обеспечение безопасной перекачки нефти и других жидких грузов; осуществлять сбор в герметичную емкость материалы, используемые для сбора попавшей на палубу топлива, нефти; перед входом судна в порт или зону, в которой запрещен сброс вредных веществ опломбировать все клапаны, клинкеты или другие запорные устройства, через которые может производиться сброс за борт вредных веществ, НВ и СВ; заблаговременно подать диспетчеру порт заявку на сдачу накопившихся остатков нефтепродуктов, НВ, СВ и мусора; обеспечить постоянное наблюдение за водной поверхностью вблизи судна, находящего в акватории порта);

- послеаварийные меры (принять меры по уменьшению сброса перевозимой жидкости в море; перекачка жидкости из аварийного танка (цистерны) в свободные или не полностью заполненные танки; заделка пробоин; перекрытие трубопроводов, связанных с поврежденным танком; перекачка жидкости на другое судно; вывести его из района разлива судно, если оно оказалось, например, в нефтяном поле; при перекачке нефти с аварийного судна на другое следует заранее привести в состояние полной готовности все средства пожаротушения на обоих судах и строго соблюдать правила швартовки судов, связи между ними);

- локализационные меры (определить скорость и направление перемещения загрязненного пятна; ограничить с использованием технических средств растекание загрязненного пятна по водной поверхности);

- ликвидационные меры (осуществить механический сбор разлившейся жидкости с использованием специальных технических средств; применить всевозможные способы борьбы с загрязнением моря жидкостью, основанные на использовании её физико–химических свойств, с использованием, например, поверхностно–активных веществ, уменьшающих поверхностное натяжение воды и рассеивают, например, нефть; применить сорбенты, способные впитывать и удерживать нефть).

Естественно, что необходимо проведение технико–экономической оценки целесообразности предлагаемых практических мероприятий, направленных на уменьшение риска экологической опасности перевозки.

При этом следует иметь в виду, что, исходя из отечественного и зарубежного опыта, Госгортехнадзором России рекомендуется целесообразным при обосновании и оценки эффективности предлагаемых мер по уменьшению риска опасных производственных объектов, а, следовательно, и перевозки грузов или пассажиров ВТ придерживаться двух следующих альтернативных целей их оптимизации:

- при заданных средствах обеспечить максимальное снижение риска перевозки;

- при минимальных затратах обеспечить снижение риска перевозки до приемлемого уровня.

Для определения приоритетности выполнения мер по уменьшению риска в условиях заданных средств или ограниченности ресурсов следует:

- определить совокупность мер, которые могут быть реализованы при заданных объемах финансирования;

- провести технико-экономическую оценку предлагаемых решений мероприятий по показателю «эффективность–затраты»;

- обосновать и оценить эффективность предлагаемых практических мер по снижению риска.

Таким образом, суть методологии анализа риска экологической опасности перевозки грузов и, в частности нефти, ВТ заключается в построении множества всех без исключения сценариев возникновения и развития возможных аварийных ситуаций, приводящих, например, к разливу нефти в ВС, с последующей оценкой частот реализации, определением масштабов последствий каждого из них, и разработке на этой основе структуры и состава практических мероприятий по повышении ЭБ перевозки грузов или пассажиров ВТ.


Список использованных источников

1. Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. Общая теория риска Учебное пособие для ВУЗов М.: Издательский центр «Академия», 2008.— 368 с.

2. ГН 2.1.5.689-98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и дополнения к ним.

3. ГН 2.1.5.690-98. Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и дополнения к ним.

4. ГН 2.1.5 1315‑ 03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ воде водных объектов хозяйственно‑питьевого и культурно‑бытового водопользования.

5. Латухов С.В. Проблемы экологической безопасности судоходства: монография. / С.В. Латухов, В.А. Никитин, В.Н. Окунев, О.В. Соляков, П.Г. Химич. - СПб.: ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2015. - 160 с.

6. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ–78/95). 7 Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1972 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней — МК МАРПОЛ–73/78.

7. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ).

8. Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС–74/95).

9. Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03–496–02). Ростехнадзор, 2016.— 37 с.

10. Михрин Л.М. Предотвращение загрязнения морской среды с судов и морских сооружений. Книга 1. Основные международные, региональные, национальные и российские документы в области предотвращения загрязнения морской среды с судов и морских сооружений.— СПб.,— 2005.— 368 с.

11. Михрин Л.М. Предотвращение загрязнения морской среды с судов и морских сооружений. Книга 2. Технологии и оборудование для предотвращения загрязнения ОС с судов и морских сооружений.— СПб.,— 2005.— 336 с.

12. Нунупаров С.М. Предотвращение загрязнения моря с судов. Учебное пособие для вузов. М.: Транспорт, 1985.— 288 с.

13. Основы экологической безопасности судоходства. Новиков В.К., , Мокеров Л.Ф., Дубовицкий В.А. Учебное пособие.— М.: Альтаир–МГАВТ, 2015.— 293 с.

14. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов ВВТ».

15. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 «Об утверждении технического регла­мента о безопасности объектов морского транспорта».

16. Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях РФ (НД2-020101-100).

17. Предотвращение загрязнения водной среды водным транспортом. Новиков В.К. Учебное пособие. – М.: МГАВТ, 2014. – 285 с.

18. Российский Речной Регистр. Правила. Т. 4. Правила классификации и постройки судов смешанного (река–море) плавания (ПССП). Правила экологической безопасности судов (ПЭБ).— М.: «ПО Волге»,— 2002.— 197 с. 

19. Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах». Ростехнадзор, 2016.— 51 с.

20 СанПиН 2.1.5.980-00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы.

21. Топалов В.П., Торский В.Г. Риски в судоходстве Монография Одесса: Астропринт, 2007.— 368 с.

22. Экология транспорта. Павлова Е.И., Новиков В.К. Учебник и практикум для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. – 479 с.

23. Экология. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е. Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2006. - 622 с.




Дополнение к Лекции №7

МАРПОЛ 73/78. Приложение I










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 475.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...