Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контроль за выбросами с судов озоноразрушающих веществ




Любые преднамеренные выбросы озоноразрушающих веществ, происходящие в ходе операций по перезарядке, обслуживанию и ремонту установок на борту судна, запрещены (за исключением случаев, для целей безопасности судна или сохранения жизни на море или при повреждении судна). Преднамеренные выбросы не включают в себя минимальные утечки, связанные с возвратом или рециркуляцией озоноразрушающих веществ.

Запрещается эксплуатация следующих установок:

- установок, содержащих озоноразрушающие вещества, не являющиеся гидрохлорфторуглеродами (ГХФУ): на судах, построенных 19 мая 2005 г. или после этой даты; или на судах, построенных до 19 мая 2005 г., договорная поставка оборудования на которые осуществлена 19 мая 2005 г. или после этой даты или, в случае отсутствия даты договорной поставки, фактическая поставка оборудования на которые осуществлена 19 мая 2005 г. или после этой даты;

- установок, содержащих ГХФУ: на судах, построенных 1 января 2020 г. или после этой даты; или на судах, построенных до 1 января 2020 г., договорная поставка оборудования на которые осуществляется 1 января 2020 г. или после этой даты или, в случае отсутствия даты договорной поставки, фактическая поставка оборудования на которые осуществляется 1 января 2020 г. или после этой даты.

Озоноразрушающие вещества и оборудование, содержащее такие вещества, при удалении их с судов должны доставляться на приемные сооружения.

Контролю за выбросами озоноразрушающих веществ с судов не должно подвергаться постоянно герметизированное оборудование, содержащее ХФУ и ГХФУ, в котором нет соединений для заправки холодильного агента или потенциально съемных элементов. К такому оборудованию могут быть отнесены бытовые холодильники, холодильные камеры, кондиционеры воздуха и т. п.

На каждом судне валовой вместимостью 400 и более: должен быть перечень оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества. Данный перечень вносится в Свидетельство; при наличии на судне перезаряжаемых систем, содержащих озоноразрушающие вещества, должен вестись Журнал озоноразрушающих веществ.

Журнал озоноразрушающих веществ может являться составной частью существующего Судового журнала или системы электронной регистрации, одобренной Администрацией РФ. Журнал озоноразрушающих веществ должен содержать записи по изменению количества озоноразрушающих веществ, кг, которые производятся при:

- перезарядке (полной или частичной) оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества;

- ремонте или техническом обслуживании оборудования, содержа­ щего озоноразрушающие вещества;

- преднамеренном и непреднамеренном выбросе озоноразрушающих веществ в атмосферу;

- сбросе озоноразрушающих веществ в береговые приемные сооружения;

- поставке озоноразрушающих веществ на судно.

 

Окислы азота (NOx).

Требования по контролю выбросов окислов азота применяются:

- к каждому дизельному двигателю мощностью более 130 кВт, установленному постоянно на борту судна, построенному 19 мая 2005 г. или после этой даты независимо от его валовой вместимости;

- к каждому дизельному двигателю мощностью более 130 кВт, который подвергся значительному переоборудованию 19 мая 2005 г. или после этой даты, за исключением случаев, когда продемонстрировано, что такой двигатель является идентичной заменой двигателя, который он заменяет.

Требования по контролю выбросов окислов азота не применяются:

- к аварийным дизельным двигателям;

- к двигателям, установленным на спасательных шлюпках и в составе любого оборудования, используемого исключительно в аварийных ситуациях на судне, на котором они установлены;

- к двигателям, обеспечивающим работу технологического оборудования, используемого исключительно и непосредственно при разведке, разработке и связанных с ними процессах обработки в море минеральных ресурсов морского дна.

Дата начала значительного переоборудования может быть определена: контрактом на это переоборудование; или датой вывода двигателя из эксплуатации в соответствии с Судовым журналом (при отсутствии контрактной даты переоборудования).

 

Летучие органические соединения (VOC).

Все нефтеналивные суда, которые подлежат контролю в отношении выбросов паров VOC, должны быть обеспечены системой сбора паров, одобренной Регистром в соответствии с «Стандартами для систем контроля выбросов паров», а также требованиями 9.9 части VII I «Системы и трубопроводы» Правил классификации и постройки морских судов.

На нефтеналивных судах, перевозящих сырую нефть, должны иметься и выполняться одобренные Регистром Планы управления ЛОС, разработанные в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС. 185(59) и циркуляром ИМО MEPC.l/Circ.680, а также циркуляр ИМО MEPC.l/Circ.719. На нефтеналивных судах, не перевозящих сырую нефть, наличие таких планов не требуется.

 

Сжигание на судне

Сжигание на судне твердых отходов допускается только в судовом инсинераторе, имеющем типовое одобрение.

Сжигание нефтяных остатков (шлама) допускается в следующих одобренных установках:

- инсинераторах с соответствующей системой подготовки нефтяных остатков (шлама) для сжигания;

- вспомогательных паровых котлах с соответствующей системой подготовки нефтяных остатков (шлама) для сжигания;

- нагревателях системы термальной жидкости с соответствующей системой подготовки нефтяных остатков (шлама) для сжигания;

- системах инертных газов с соответствующей системой подготовки нефтяных остатков (шлама) для сжигания.

Каждый судовой инсинератор, установленный на судне 1 января 2000 г. или после этой даты, должен иметь типовое одобрение в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.76(40) или МЕРС.244(66) в зависимости от того, что применимо.

Положения по освидетельствованию инсинераторов на борту судна приведены в 4.4 части V «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором».


РАЗДЕЛ III. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СУДОХОДСТВЕ

Лекция №7 Особенности загрязнения водной среды нефтью

и его экологические последствия»

7.1. Пути поступления нефти в водную среду и классификация

масштабов ее разливов

 

Нефть является одним из главных загрязнителей ВС. Существует несколько следующих путей поступления нефти в водную среду:

- сбросы в море промывочных, балластных и льяльных вод с судов (23 %);- сбросы в портах и припортовых акваториях, включая потери при загрузке бункеров наливных судов (17 %);- сброс промышленных отходов и сточных вод (10 %);- ливневые стоки (5 %);- катастрофы судов и буровых установок в море (6 %)- бурение на шельфах (1 %);- атмосферные выпадения (10 %);- вынос речным стоком во всем многообразии форм (28 %)Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации с танкерами, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод,— все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей.

Ежегодно в воду попадает почти 1.5 млн. м³ нефти и нефтепродуктов, около 45 % утечек имеют естественные причины. По данным Международной консалтинговой фирмы за период с 1960 по 2005 год в результате только крупных аварий в воде оказалось более 34 т нефти. С подобными проблемами сталкивались 112 государств мира. Однако наибольшее количество аварий происходило в Мексиканском заливе, вблизи Северо-Восточного побережья США, в Средиземном Море, в Персидском заливе и в Северном Море.

По подсчетам Национального Исследовательского Совета США ежегодно в воду попадает почти 1.5 млн. м³ нефти, около 45 % утечек имеют естественные причины (нефть из подводных пластов самопроизвольно изливается в море). Примерно 5 % нефти попадает в моря, океаны и озера в результате процесса добычи и производства. Транспортные аварии (танкеры, нефтепроводы и пр.) обеспечивают 22 % подобных разливов. Остальная нефть попадает в воду в результате сотен и тысяч мелких аварий и утечек.

Большинство крупных аварий танкеров (крупной считается авария, результатом которой был выброс более 700 т нефти) происходит в результате попадания на мель (в общей сложности, 118 случаев такого рода за 1974-2006 гг.), столкновений (97) и повреждений корпуса (43).

В РФ в настоящее время, например, в Каспийском море танкеры ежегодно перевозят от 12 до 14 млн. т нефти. За год танкеры совершают около 2500 рейсов. Столь интенсивное движение, особенно в условиях суровых зимних штормов и неудовлетворительном техническом состоянии судов, значительно увеличивает вероятность крупных аварий. В связи с этим, в 2006 г. Международный социально-экологический союз обратился с письмом-обращением в адрес МПР РФ и Росприродназора, в котором была обозначена проблема резкого увеличения перевалки и перевозки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю. Экологи обратили внимание чиновников на то, что транспортировка ведется на неприспособленных танкерах с одинарной обшивкой корпуса, без внедрения систем управления движением, без оценки последствий возможного загрязнения акватории Каспийского моря.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»взависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади разлива при их классификации на территории субъектов РФ выделяются следующие чрезвычайные ситуации (ЧС):

- локального значения — разлив от 0,2 тонны до 100 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива не выходит за территорию объекта;

- местного значения — разлив от 100 до 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов;

- территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн раз­лившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива не выхо­дит за административные границы субъекта РФ;

- регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн разлив­шихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива представляет угрозу загрязнения территории или побережья морей соседних субъектов РФ;

- федерального значения — разлив более 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает терри­тории более двух субъектов РФ, а также разлив нефти входя­щий с территорий сопредельных государств.

Классификация разливов нефти на морских акваториях (внутренних морских водах, территориальных морях РФ, акваториях континенталь­ного шельфа РФ) установлена нормами международного права. В соот­ветствии с правовым статусом морских акваторий и другими нормами международного права и международными договорами РФ разливы неф­ти на морских акваториях подразделяются на:

- разлив малый (1-го уровня) — не превышает 100 тонн нефти для морей, не отнесенных МАРГТОЛ-73/78 к особым регионам, отно­сится к ЧС территориального значения;

- разлив средний (2-го уровня) — не превышает 5000 тонн нефти, относится к ЧС регионального значения;

- разлив крупный (3-го уровня) — более 5000 тонн нефти, отно­сится к ЧС федерального значения.

 

7.2. Физико-химические и токсические свойства нефти

 

Физико-химические свойства нефти.Нефть представляет собой природный компонент, а нефтепродукты являются продуктами ее переработки.

Нефть — маслянистая жидкость, темно-коричневого цвета. Она состоит преимущественно из насыщенных алифатических и гидроароматических углеводородов. Основными элементами, которые входят в состав нефти, являются: углерод — 83–87 % массового содержания и водород — 12–14 %. Углеводороды подразделяются на 4 класса:

- парафины(алканы) (до 90 % от общего состава) – устойчивые вещества, молекулы которых выражены прямой и разветвленной цепью атомов углерода;

 - циклопарафины (30–60 % от общего состава) насыщенные циклические соединения с 5–6 атомами углерода в кольце;

- ароматические углеводороды (20–40 % от общего состава) — ненасыщенные циклические соединения ряда бензола, содержащие в кольце на 6 атомов углерода меньше, чем циклопарафины;

 - олефины (алкены)(до 10 % от общего состава) — ненасыщенные нециклические соединения с одним или двумя атомами водорода у каждого атома углерода в молекуле, имеющей прямую или разветвленную цепь.

Кроме того, в состав нефти в наиболее заметном количестве могут входить сера, азот и кислород. Содержание серы в нефти колеблется от нескольких сотых процентов до 6–8 % иногда и выше — до 9,6 %. По содержанию серы нефть делится на три класса: малосернистые — до 0,2 % серы, сернистые — 0,2–3,0 % серы, и высокосернистые — более 3,0 % серы. Сера в нефти находится в виде сероводорода, меркаптана и сульфидов. Иногда в свободном виде. Присутствие серы и сернистых соединений в нефти ухудшает ее качество. Азот и кислород входят в состав нефти в меньших количествах — соответственно 0,02–1,7 % и 0,05–3,6 %.

Нефтепродукты получаются при переработке нефти путем ее разделения на различные смеси углеводородов при нагревании.

Различные свойства нефти и нефтепродуктов по-своему могут влиять на протекание процессов разлива, в том числе движения пятна, испарение, растворение нефти и нефтепродуктов. Основными из большого комплекса свойств нефти, которые играют заметную роль при решении задач ликвидации аварийных разливов, являются плотность, вязкость, испаряемость, температура застывания и вспышки.

Плотностьопределяет плавучестьнефти, влияет на процессы растекания и на естественную дисперсию Плотность нефти при температуре 20 0С колеблется в пределах от 700 до 1070 кг/м³.

Вязкостьнефти и нефтепродуктов — это их сопротивление растеканию. Вязкость нефти зависит от температуры — при низкой температуре воды и воздуха ее вязкость увеличивается, и ее распространение по водной поверхности происходит медленнее.

Испаряемость нефти оказывает влияние не только на уровень загрязнения атмосферного воздуха, но и на характер загрязнения водоема при ее аварийном разливе. При испарении легких фракций углеводородов меняется состав разлитой нефти, структура смеси нефти с водой и поведение пятна разлива. Интенсивность испарения нефти зависит от величины давления насыщенных паров, которое определяется составом нефти и ее температурой.

Температурой застывания считается температура, ниже которой нефть становится полутвердой массой и теряет текучесть.

Температура вспышки — это температура, при которой над поверхностью разлитой нефти образуются пары в достаточном количестве для создания воспламеняющей смеси. Эта характеристика важна для обеспечения безопасности операций при работах по ликвидации разливов нефти пары нефти могут легко воспламеняться, пока не испарились и не рассеялись в атмосфере ее более летучие фракции.

Некоторые компоненты нефти растворяются в воде. Несмотря на то, что растворимость невелика относительно испаряемости, тем не менее, она может быть значительной с точки зрения токсичности для морских организмов.

Токсическое воздействие нефти на живые организмы.Токсическое воздействие нефти на живые организмы и растения морской среды изучено ещё не достаточно полно, тем не менее, по имеющимся отдельным литературным данным, представляется возможным сделать определенные прогнозные значения такого влияния.

Так, например, рыбыподвергаются воздействию разливов нефти в воде при употреблении загрязненной пищи и воды, а также при соприкосновении с нефтью во время движения икры. Гибель рыбы, исключая молодь, происходит обычно при серьезных разливах нефти. Следовательно, большое количество взрослой рыбы в больших водоемах от нефти не должно погибать. Однако сырая нефть отличаются разнообразием токсичного воздействия на разные виды рыб. Концентрация 0,5 миллионной доли или менее нефти в воде способна привести к гибели форели. Почти летальный эффект нефть оказывает на сердце, изменяет дыхание, увеличивает печень, замедляет рост, разрушает плавники, приводит к различным биологическим и клеточным изменениям, влияет на поведение.

Личинки и молодь рыб наиболее чувствительны к воздействию нефти, разливы которой могут погубить икру рыб и личинки, находящиеся на поверхности воды, а молодь — в мелких водах. Так, например, разлив нефти в Балтийском море в 1969 г. привел к гибели многочисленные виды рыб, которые обитали в прибрежных водах. В результате исследований нескольких загрязненных нефтью мест и контрольного места, проведенных в 1971 г., было обнаружено, что популяции рыб, возрастное развитие, рост, состояние организма ненамного отличались друг от друга. Очевидно, что это явилось следствием загрязнения морской среды нефтью.

Известно, что беспозвоночныеявляются хорошими индикаторами загрязнения от сбросов в силу своей ограниченности в передвижении. Опубликованные данные разливов нефти часто отмечают гибель, чем воздействие на организмы в прибрежной зоне, в отложениях или же в толще воды. Влияние разливов нефти на беспозвоночные может длиться от недели до 10 лет. Это зависит от вида нефти; обстоятельств, при которых произошел разлив и его влияния на организмы. Колонии беспозвоночных (зоопланктон) в больших объемах воды возвращаются к прежнему (до разлива) состоянию быстрее, чем те, которые находятся в небольших объемах воды. Это происходит из-за большого разбавления выбросов в воде и большей возможности подвергнуть воздействию зоопланктон в соседних водах.

Разлившаяся на поверхности водной среды нефть оказывает внешнее влияние на птиц, прием ими пищи, загрязнение яиц в гнездах и изменение среды обитания. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Гибель является результатом воздействия холодной воды, птицы тонут. Птицы, которые большую часть жизни проводят на воде, наиболее уязвимы к разливам нефти на поверхности водоемов.

Птицы заглатывают нефть, когда чистят клювом перья, пьют, употребляют загрязненную пищу и дышат испарениями. Заглатывание нефти редко вызывает непосредственную гибель птиц, но ведет к вымиранию от голода, болезней, хищников. Яйца птиц очень чувствительны к воздействию нефти. Загрязненные яйца и оперение птиц пачкают нефтью скорлупу. Небольшое количество некоторых типов нефти может оказаться достаточным для гибели в период инкубации.

Разливы нефти в местах обитания птиц могут оказать на них как быстрое, так и длительное влияние. Испарения от нефти, нехватка пищи и мероприятия по очистке могут сократить использование пострадавшего участка. Сильно загрязненные нефтью сырые участки, приливо-отливные илистые низины способны изменить биоценоз на долгие годы.

Нефть также загрязняет или разрушает природные источники пищи птиц. Особенно страдают ныряющие птицы, поскольку в поисках пищи им приходится многократно нырять сквозь слой нефти на поверхности. Помимо воздействия на отдельные водные организмы, нефть влияет и на целые экосистемы.

В районах, где нефть часто попадает в воду, заметными становятся и изменения видового состава морского сообщества. Как нефть, так и нефтяные смолы (гудрон) содержат некоторые канцерогенные вещества.

Результаты исследований, проведенных на моллюсках в загрязненных водах, свидетельствуют о том, что у этих животных обнаруживается аномально большое число новообразований, сходных с раковыми опухолями человека.

После попадания нефти в воду требуется определенное время для исчезновения их следов. Сюда надо включить и время, необходимое для повторного заселения загрязненной зоны теми же и в том же количестве организмами, которые обитали здесь ранее. Если выброс нефти не привел к полной гибели всех местных организмов, то оставшиеся, размножаясь, начинают заполнять свободное пространство, по мере того как исчезает нефть. Сюда же начинают прибывать организмы из соседних мест, либо приплывая, либо переносясь течениями воды (например, личинки), либо выселяясь из соседних колоний (водоросли). Губительное влияние нефти может сказываться в течение долгих лет.

На много меньше имеется данных о влиянии разливов нефти на млекопитающих, чем на птиц. Морские млекопитающие, которые в первую очередь выделяются наличием меха (морские выдры, полярные медведи, тюлени, новорожденные морские котики) наиболее часто погибают от разливов нефти. Загрязненный нефтью мех начинает спутываться и теряет способность удерживать тепло и воду. Взрослые сивучи, тюлени и китообразные (киты, морские свиньи и дельфины) выделяются наличием жирового слоя, на который влияет нефть, усиливая расход тепла. Кроме того, нефть может вызвать раздражение кожи, глаз и препятствовать нормальной способности к плаванию. Известны случаи, когда кожа тюленей и полярных медведей впитывала нефть. Кожа китов и дельфинов страдает меньше.

Большое количество попавшей в организм нефти способно привести к гибели полярного медведя. Однако тюлени и китообразные более выносливы и быстро переваривают нефть. Попавшая в организм нефть может вызвать желудочно-кишечные кровотечения, почечную недостаточность, интоксикацию печени, нарушение кровяного давления. Пары от испарений нефти ведут к проблемам органов дыхания у млекопитающих, которые находятся около или в непосредственной близости с большими разливами нефти.

К вредному влиянию разливов нефти можно отнести сокращение пищи или изменение отдельных видов. Это влияние может иметь разную продолжительность, особенно в брачный период, когда передвижение особей женского пола и молоди ограничено.

Морские выдры и тюлени особенно уязвимы к разливам нефти из-за плотности размещения, постоянного пребывания в воде и влияния на теплоизоляцию меха.

Степень подверженности рептилий и земноводных нефтяному загрязнению недостаточно известна. Морские черепахи едят пластмассовые предметы и нефтяные сгустки. Имеются отдельные данные о том что, зародыши черепах погибли или развивались ненормально после того, как яйца побывали в песке, покрытом нефтью.

Нефть, подвергшаяся атмосферному влиянию, менее вредна для эмбрионов, чем свежая нефть. В последнее время покрытые нефтью пляжи могут создать проблему для вновь выведенных черепах, которые должны пересекать пляжи, чтобы добраться до океана.

Имеющиеся данные о влиянии разливов нефти на растения содержат факты гибели морской травы, большинства водорослей, увеличение или уменьшение биомассы и активность к фотосинтезу колоний фитопланктона; изменение микробиологии колоний и увеличение числа микробов.

«Черные приливы», как принято называть вынос разлившейся нефти на берег, оказываются ещё более тяжким, чем собственно морской разлив. Они полностью уничтожают всех обитателей литорали (прибрежной полосы, покрытой водой в разлив и обнажающейся в отлив) — водоросли и сидячих беспозвоночных. Гибнут крабы, рачки-бокоплавы и другие, обитающие у берега ракообразные; во множестве гибнут птицы (кулики, цапли и др.).

От горизонта до горизонта тянется широкая черная полоса, накрывающая собой все живое по обе стороны границе воды и суши. Трудно представить себе, что на такой пляж может вернуться жизнь. Этот процесс осложняется, если штормовой прибой покрывает выброшенную на берег нефть песком, галькой или морской травой. В таком «слоеном пироге» нефтепродукты оказываются, укрыты от окисления, а при повышении температуры могут начать вновь стекать в море. Именно это произошло на тех участках побережья Керченского пролива (2008 г.), где выброшенный на берег мазут по разным причинам не удалось своевременно убрать.

 

7.3. Динамика поведения нефти на поверхности воды

 

Процессы трансформации нефти при попадании в водную среду.При попадании нефти на поверхность водоема с нею начинают происходить сложные процессы. Часть нефти начинает испаряться. Еще некоторая часть, которая остается на поверхности воды, начинает перемещаться на этой поверхности под действием различных причин, и ещё некоторая их часть переходит в толщу воды, образуя дисперсную систему из воды и нефти.

Протекание указанных процессов приводит к изменению структуры и свойств слоя разлитой нефти. Так, в процессе испарения из пятна разлива улетучиваются легкие составляющие нефти и остаются более тяжелые. За первые сутки испаряются почти все углеводороды, которые в данных условиях аварийного разлива могут испариться. Испарение части нефти приводит к изменению ее свойств в пятне разлива и оказывает влияние на последующее поведение пятна.

Нефть, находясь в условиях контакта с водой, начинают образовывать дисперсные системы разного типа. Ближе к слою образуется система типа «вода в нефти», в которой концентрация нефти больше чем воды. Обычно эта дисперсная система представляет собой очень устойчивую эмульсию, почти жестко структурированную систему. Устойчивость дисперсной системы будет определяться, в том числе, и свойствами тех углеводородов, которые ее образуют. Такими углеводородами, скорее всего, будут более тяжелые углеводороды, которые не испарились с поверхности пятна и которые могут содержать примеси.

Ближе к воде возникает система типа «нефть в воде», в которой концентрация воды больше, чем нефти или нефтепродуктов. Та часть разлитой нефти, которая перешла в толщу воды, может попадать в живые организмы, а также подвергаться биохимическому окислению.

В целом это приводит к рассеянию нефти в природной среде иногда до очень низких концентраций или приводит к их разложению в более простые и безопасные вещества.

Подвижность водной среды обусловливает значительно большее негативное последствия ее загрязнения, чем при загрязнении, например, грунта и почвы. С одной стороны это связано с частой труднодоступностью места загрязнения (особенно в болотистой местности), возможностью миграции загрязнения с течением из одного района в другой, переходом загрязнения с воды на прибрежные участки почвы, а с другой — сложностью сбора нефти, тонкой пленкой расплывшейся по водной поверхности.

В целом процесс поведения нефти на поверхности воды условно можно разделить на следующие стадии:

- испарение легкокипящих компонентов нефти;

- растворение некоторых компонентов;

- поглощение гидробионтами с последующей трансформацией;

- бактериальное окисление на глубине (анаэробное);

- осаждение на дно;

- накопление в грунте и попадание в воды водоносного горизонта;

- эмульгирование нефти;

- образование водно-нефтяных смолистых шариков, загрязняющих побережья;

- то же из поверхностной пленки при перемешивании верхних слоев воды и из-за приливов-отливов;

- фотоокисление нефтяных компонентов в прибрежных водах;

- бактериальное окисление на поверхности воды (аэробное).

При нефтяном загрязнении водной среды тесно взаимодействуют три следующих группы экологических факторов:

- сложность состава нефти, находящегося в процессе постоянного изменения;

- сложность, гетерогенность состава и структуры водной экосистемы, находящейся в процессе постоянного развития и изменения;

- многообразие и изменчивость внешних факторов, влияющих на водную экосистему (скорость ветра и течения, температуры, влажности, давления и т. д.).

Поэтому оценивать последствия загрязнения водной экосистемы нефтью и намечать пути этих последствий необходимо с учетом конкретного сочетания и системного анализа этих перечисленных трех факторов.

Установлено, что нефть под влиянием солнечных лучей окисляется. Тонкая пленка нефти и нефтяной эмульсии легче окисляется в воде, чем более толстый слой нефти. Нефть с высоким содержанием металла или низким содержанием серы окисляется быстрее, чем нефть с низким содержанием металла или высоким содержанием серы.

Колебания воды и течения смешивают нефть с водой, в результате чего получается либо нефтеводяная эмульсия (смесь из нефти и воды), которая со временем растворится, либо водонефтяная эмульсия, которая не будет растворяться. Водонефтяная эмульсия содержит от 10 % до 80 % воды; 50…80 процентные эмульсии часто называют «шоколадным муссом» из-за плотного, вязкого вида и шоколадного цвета. «Мусс» распространяется очень медленно и может оставаться на воде или берегу без изменения в течение многих месяцев.

Движение нефти с поверхности воды в процессе растворения и превращения в эмульсию доставляют молекулы и частицы нефти к живым организмам. Микробы (бактерии, дрожжи, нитевидные грибки) в воде меняют состав нефти на мелкие и простые по структуре углеводороды и неуглеводороды. Частички нефти в свою очередь прилипают к частичкам в воде (обломкам, тине, микробам, фитопланктону) и оседают на дне, где микробы меняют легкие и простые по структуре компоненты. Тяжелые компоненты более устойчивы к микробному воздействию и в итоге оседают на дне.

Разные организмы притягивают нефть. Фильтрующий зоопланктон, двустворчатый моллюск поглощают частички нефти. Хотя моллюски и большинство зоопланктона не способны переварить нефть они могут переносить ее и являются временным хранилищем. Рыба, млекопитающие, птицы и некоторые беспозвоночные (ракообразные, многие червеобразные) переваривают определенное количество углеводородов нефти, которые они заглатывают во время питания, очищения, дыхания.

Время нахождения нефти в воде обычно составляет менее 6 месяцев, если разлив нефти не произошел накануне или непосредственно зимой в северных широтах. Нефть может попасть в ледовую ловушку до наступления весны, когда начнет подвергаться воздействию воздуха, ветра, солнечных лучей и усиленному воздействию микробов, сопровождающихся повышением температуры воды.

Нефтяная пленка изменяет состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Пропускание света тонкими пленками нефти составляет -10 %, 60-70 %.

Процессы трансформации нефти при попадании на побережье.Разлив нефти на водной акватории наносит значительный экологический вред прибрежной зоне, куда нефть попадает в результате выбросов с водой.

Наибольший вред побережью аварийные разливы наносят тогда, когда нефть прибивается ветром или приливом к берегу. Воздействие нефти зависит от типа побережья. Обычно на пляжах, подверженных действию волн, нефть механически разбивается на мельчайшие частицы, которые, как и детрит, или ил, скапливаются в укрытых местах. В местах, защищенных от сильного волнения, наибольшие количества нефти отлагаются вдоль высокой волны.

Ожидаемый ущерб от загрязнения нефтью можно оценить по классификации, полученной в результате ряда научных исследований аварийных разливов нефти (табл. 7.1).

Время нахождения нефти в прибрежных отложениях, либо уже подверженных атмосферному влиянию в качестве водонефтяной эмульсии определяется характеристиками отложений и конфигурацией береговой линии. Период сохранения нефти в прибрежной ОС варьируется от нескольких дней на скалах до более чем 10 лет в укрытых от приливо-отливов и сырых участках.

Таблица 7.1

Классификация возможного ущерба побережью от загрязнения нефтью

Тип побережья Характер загрязнения и необходимость очистки
Незащищенные скалистые обрывы При сильном волнении очистка обычно не нужна
Незащищенные скалистые террасы Действие волн приводит к быстрому рассеиванию нефти, как правило, в течение нескольких недель. В большинстве случаев очистка не нужна
Равнинные мелкопесчаные пляжи В плотные мелкозернистые отложения просачивание нефти ограничено. Нефть образует тонкий поверхностный слой, который нетрудно удалить. Очистку следует проводить на линии уреза воды при высоком приливе. Низкие участки очистятся под действием волн
Пляжи со средне- и крупно - зернистыми отложениями Нефть проникает в отложения на глубину до 1 м, где появляются толстые слои сильно загрязненных осадков. При очистке поверхности пляжу наносятся повреждения, поэтому очистку следует проводить в основном на урезе высокой воды.
Незащищенные приливные отмели Нефть не может проникнуть через поверхность плотных отложений, но наносит биологический ущерб. Очистка производится только в случае сильного загрязнения
Смешанные песчано-гравийные пляжи Нефть быстро проникает в отложения, образуя погребенные, долго сохраняющиеся слои, которые служат источником длительного загрязнения
Гравийные пляжи Нефть проникает глубоко и образует погребенные слои. Удаление загрязненного гравия может вызвать последующую эрозию пляжа
Защищенный скалистый берег При отсутствии действия волн нефть налипает на скальные поверхности и заполняет понижения приливной отмели. Хотя нефть причиняет значительный биологический ущерб, очистку проводить не рекомендуется, так как ущерб может только возрасти
Защищенные приливные отмели Нефть причиняет долговременный биологический ущерб. Устранение нефти почти невозможно без дополнительного ущерба. Очистка рекомендуется только в случае сильного загрязнения приливной отмели
Марши и мангры Длительное неблагоприятное воздействие. Нефть может сохраняться в течение 10 лет и более

 

Нефть, удерживаемая в отложениях и на берегу, может быть источником загрязнения прибрежных вод.

Многообразие динамических факторов, действующих в береговой зоне, обуславливают многообразие типов морских побережий. В свою очередь структура побережий предопределяет способы и технологические особенности загрязнения и ликвидации последствий нефтяного загрязнения. В соответствии с этим разработана система ранжирования отдельных участков береговой черты по степени их чувствительности к нефтяному загрязнению.

Система индексации побережий по степени их чувствительности к нефтяному загрязнению (табл. 7.2) сочетает в себе данные о качественной характеристике побережья и процессах, происходящих при попадании нефти на берег.

В результате нефтяного загрязнения совершенно чистый с виду пляж мог быть пропитанным на значительную глубину нефтью, просочившейся туда под действием прибоя, что естественно сказывается на экологической обстановке в этом районе. Единственный способ борьбы в таких случаях заключался во вспахивании и бороновании подобных участков.

Таблица 7.2

Индексация побережий по степени чувствительности к загрязнению нефтью

 

Индекс Тип берега Характеристика побережья
1 Открытые выходы непроницаемых коренных пород Грунт непроницаем и нефть остается на поверхности, где естественные процессы способствуют ее быстрому удалению. Уборка нефти не требуется и не рекомендуется
2 Скально-глыбовые развалы Нефть удаляется с побережья естественным путем. В уборке нет необходимости, за исключением загрязненных обломков и нефтяной полосы на уровне высокой воды
3 Мелкопесчаные пляжи Степень проникновения нефти не высокая, т.к. побережье сложено полупроницаемыми осадками, однородными и уплотненными. Уборка упрощена наличием плотного грунта.
4 Крупнопесчаные пляжи Уборка затруднена в связи с большой подвижностью осадка, механизмы вязнут в сыпучем песке. Высокая степень проникновения и захоронения нефти
5 Песчано-гравийные пляжи Высокая проницаемость грунта позволяет нефти проникать глубоко в песок, что приводит к разрушению поверхностного слоя во время уборки. Берега подвергаются естественному перемешиванию осадка
6 Гравийные и щебнистые пляжи Породы позволяют нефти просачиваться довольно глубоко, а низкий уровень естественной ротации замедляет естественные процессы удаления нефти. Медленный процесс накопления гравия делает удаление загрязненного грунта крайне нежелательным
7 Усыхающие отмели Осадки насыщены водой, что приводит к низкой степени проникновения нефти вглубь. Если побережье сухое, то степень проникновения нефти высока. Нефть плохо закрепляется или просачивается, попадая, на плотные, водонасыщенные отложения песка. Приливное течение может смыть нефть и перенести вдоль берега. Уборка нефти затруднена из-за возможности смешивания нефти с песком во время этих мероприятий

 

 

Продолжение таблицы 7.2

8 Закрытые песчаные, песчано-галечные, галечные пляжи, скально-глыбовые развалы и антропогенные сооружения Разлитая нефть покрывает поверхности горной породы в защищенных местах и может сохраняться на них долгое время. Уборка этих береговых линий всегда трудоемкая и может оказать негативное воздействие на биологические сообщества
9 Защищенный усыхающий  берег Отложения насыщены водой, что не позволяет глубоко проникать нефти. Обычны заросли морских трав. Высокая концентрация. Степень естественной очистки низкая. Любые попытки уборки нефти приводят к перемешиванию нефти с илом и еще большим ее углублением
10 Зарастающие, заболоченные земли Уборка нефти здесь затруднена не только из-за труднопроходимости, но и вследствие высокой степени проникновения нефти вглубь болот

 

7.4. Природные ресурсы морской акватории и побережья,

чувствительные к воздействию нефтяного загрязнения

 

Водная среда, как уже отмечалось ранее,— важнейший источник для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха человека. Это — водный (питьевой) источник для населения флоры и фауны, источник самого дешевого вида транспорта — водного, регулятор климата, источник кислорода и т.д. В тоже время водная среда вместе с ее многочисленной флорой и фауной является одним из самых уязвимых компонентов природной среды от различного рода загрязнителей, в том числе нефти (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Относительная уязвимость различных компонентов

водной экосистем к воздействию нефти

Наименование компонента экосистемы

Коэффициент относительной уязвимости

Нефтяная пленка Диспергированная нефть
Фитопланктон 1 1
Зоопланктон 2 2
Макроводоросли 4 5
Сосудистые растения 4 4
Донные беспозвоночные 2 4
Рыбы (икра, мальки) 4 5
Рыбы (взрослые особи) 3 3
Птицы 5 4
Китообразные 4 3
Ластоногие 5 4

 

Относительная уязвимость различных компонентов экосистем к прогнозируемым воздействиям задается исходя из накопленных знаний и корректируется специалистами с учетом местной специфики. Изменения уязвимости отдельных групп организмов на протяжении года характеризуются путем построения сезонных карт распределения.

Побережье состоит из зон, расположенных между высокими и низкими водами, примыкающих участков земли, на которых обитают животные и растения, относящиеся к морской среде. К этой среде относятся: скалистые утесы, песчаные пляжи, галечники, скалы, илистые отмели, болота, мангровые леса и участки примыкающих нагорий. Подверженность разливам нефти прибрежной среды возрастает с увеличением пористости нижнего слоя почвы (субстрата) и уменьшением силы волн.

Тип берега и местные климатические условия определяют поведение нефтяного пятна и степень его воздействия на окружающую территорию. В результате многолетних исследований были определены признаки, по которым производится ранжирование прибрежной полосы по степени её чувствительности к нефтяному загрязнению. Впервые система ранжирования участков побережья и прибрежных акваторий по степени их относительной чувствительности к нефтяному загрязнению была применена американскими специалистами в 1976 году для бухт острова Кука.

В основе индексации при определении побережья на степень чувствительности к нефтяному загрязнению лежит качественная и количественная характеристика побережья, т.е. связь между строением и структурой берега, и физическими процессами, происходящими при попадании нефти на берег, концентрацией ресурсов чувствительных к нефтяному загрязнению. Такая классификация побережий позволяет определить наиболее ранимые или более устойчивые к загрязнению реципиенты.

Наиболее подвержена нефтяному загрязнению литораль (зона океана, занимающая прибрежную часть мелководья, между самым высоким приливом и самым низким отливом) и супралитораль (область на границе моря и суши, располагающаяся выше уровня максимального прилива, куда достигают самые высокие заплески морских волн в шторм). Именно здесь оседает плавающая на поверхности воды нефть при достижении пятном береговой черты. При этом тип берега во многом определяет дальнейшее поведение нефти, степень его воздействия на все компоненты природы и методы ликвидации загрязнения.

Индекс уязвимости морской прибрежной ОС от разливов нефти с учетом ее влияния на биологию следующий:

- подверженные воздействию, глубоко погруженные или же крутые скалистые мысы;

- подвергающиеся эрозии морские платформы;

- песчаные пляжи с ровной поверхностью;

- затопляемые пляжи из среднего и крупнозернистого песка;

- подверженные воздействию плотные приливо-отливные поверхности;

- пляжи со смешанной структурой из песка и галечника;

- укрытые скалистые берега;

- укрытые соленые, болотистые и мангровые побережья.

В некоторых местах побережья располагаются плотно населенные гнездовья птиц в брачный период и большое количество птиц в период миграции. Скрытые от ветра участки также защищают от хищников, поедающих рыбу и большое количество птиц на берегу. Поэтому в этот период нефть на побережье представляет огромную опасность. Она также несет опасность для тюленей в брачный период, когда маленькие тюлени двигаются к кромке воды.

Пляжи, залитые нефтью, представляют опасность для морских черепах, в период кладки яиц в песок, подвергшийся недавнему загрязнению нефти, либо в песок, подвергавшийся загрязнению в период насиживания яиц и во время движения молоди к океану. Живые организмы мелководья могут серьезно пострадать от разливов нефти вдоль береговой линии.

Таким образом, при оценке экологического ущерба от загрязнения нефтью в составе морской акватории и побережья выделяют следующие чувствительные к этому загрязнению реципиенты: транспортный, водный, биологический и рекреационный ресурсы (рис. 7.1).

Естественно, что каждый из этих природных ресурсов имеет различную чувствительность к нефтяному загрязнению и соответственно различные последствия от этого загрязнения.

Так, применительно к транспортному ресурсу, хотя само по себе нефтяное загрязнение морской акватории не оказывает воздействие на функционирование морского транспорта, но аварийные разливы могут стать причиной простоев судов в ожидании ликвидации образовавшегося нефтяного пятна или его обхода по более длинным путям, что в конечном итоге приведет к соответствующим убыткам для судовладельцев обусловленные следующими обстоятельствами:

- нарушением навигационных работ;

- задержкой (простоем) судов из-за нецелесообразности преодоления загрязненной морской акватории;

- изменением навигационных путей в обход загрязненной морской акватории.

 

Нефтяное загрязнение

 

 


Природные ресурсы акватории и побережья

Рекреационный
Водный
Биологический
Транспортный

Рис. 7.1. Природные ресурсы водной акватории и морского побережья,

чувствительные к нефтяному загрязнению

 

Ущербводному ресурсубудет обусловлен:

- лишением источника биологической продукции;

- снижением уровня поддержания газового состава атмосферы;

- снижением степени участия водной среды в круговороте тепла и влаги;

- нарушением систем течения;

- снижением степени влияния водной среды на формирование погоды и климата;

- снижением химического сырьевого ресурса водной среды для промышленности; изменение химического состава воды;

- снижением ассимиляционного потенциала воды, т.е. способности воды к самоочищению от различных антропогенных загрязнителей, что в конечном итоге приводит к нарушению равновесия морской системы.

Ущерб биологическому ресурсу — живому ресурсу водной экосистемы (растениям, животным микроорганизмам) в результате нефтяного загрязнения проявиться в:

- уменьшении источников продовольствия для населения (рыбы, беспозвоночные, млекопитающие, водоросли);

- снижении источников органического сырья для приготовления сырьевой (мука для животных) и технической продукции (жир, удобрения);

- разрыве пищевых цепей, разрушении экологического равновесия, приводящие к нарушению промысла биоресурсов;

- ухудшении жизнедеятельности фитопланктонов из-за препятствия нефтяной пленки проникания света, что приводит к уменьшению исходного пищевого звена в воде и снижению кислородного снабжения атмосферы;

- приведении к гибели морских организмов;

- приведении к гибели птиц при контакте с нефтяной пленкой;

- нарушении рыбного промысла (снижение улова).

Ущерб рекреационному ресурсубудет заключаться в нарушении рекреационной индустрии приводящей к:

- снижению степени привлекательности экосистемы моря и побережья;

- нарушению природно-ресурсного потенциала моря и природно-климатических условий его береговой зоны, используемых для санитарно-курортного лечения населения, отдыха и туризма;

- оттоку клиентов из-за ухудшения эстетических показателей побережья в результате нефтяного загрязнения.


 

Лекция №8 Ликвидация последствий загрязнения водной среды нефтью

8.1. Организация работ по ликвидации разливов нефти

 

В России принято, что организация ликвидации последствий аварийных разливов нефти (нефтепродуктов) определяется: классификацией аварийных разливов; требованиями к системе управления; организацией работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти; требованиями к технологиям и программам выполнения этих работ.

В развитие постановления Правительства РФ от 21.06.2000 № 613 «О не­отложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» разработано Положение, в котором изложены требования к планам по предупреждению и ликвидации аварийных разливов неф­ти и нефтепродуктов (ЛРН) и организациям, осуществляющим добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и ответственным за ло­кализацию и ликвидацию аварийных разливов нефти.

Как в отечественной практике применяются разные организационные способы ЛРН в зависи­мости от величины разлива, но во всех случаях общими принципами организации является наличие оперативной службы ЛРН, которая должна:

- обеспечивать постоянное слежение за состоянием водной по­верхности определенной акватории с целью получения сво­евременной информации о загрязнении и иметь отлаженную систему оповещения для срочного принятия мер защиты;

- обеспечивать незамедлительные действия по предотвращению расширения нефтяного пятна (локализации) и его ликвидации преимущественно силами специализированных служб;

- обеспечивать прогноз гидрометеорологической обстановки при развитии ситуации;

- заблаговременно определять зоны локализации нефтяного раз­лива для направления в них технических средств;

- обеспечивать безопасное проведение операций по ЛРН для ее участников;

- определять ущерб и убытки, нанесенные нефтяным разливом;

- решать финансовые проблемы, связанные с выполнением ра­бот по ликвидации и уборке загрязнения: возмещение убыт­ков виновником загрязнения, определение соответствующих штрафных санкций, финансирование профилактических работ с целью приобретения технических средств и поддержания их готовности;

- обеспечивать дежурства аварийных бригад, обучение и трени­ровки обслуживающего персонала, проведение профилактиче­ских мероприятий по предупреждению загрязнения и выпол­нение работ по ЛРН в случае аварий.

В случае аварии судна в первую очередь необходимо сделать все возможное для предотвращения разлива нефти. Ликвидация разлива будет проведена тем успешнее, чем быстрее удастся остановить его перемещение или ограни­чить распространение. Наиболее эффективным при этом считается перекачка нефти из поврежденного танка (отсека) судна в другой танк (отсек) или другой танкер (судно).

Поскольку наиболее частые аварийные ситуации создаются в ходе перевозки нефти водным транспортом, то соответственно должна быть организовано аварийно - спасательное обеспечение в целях оказания помощи судам, терпящим бедствие на море, проведения судоподъемных и подводно-технических работ, ликвидации аварийных разливов нефти и других вредных химиче­ских веществ в море.

В целях совершенствования аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте Приказом Минтранса РФ № 32 от 7.06.1999 г. введено в действие «Положение об организации ава­рийно-спасательного обеспечения на морском транспорте». В Зоне ответственности РФ ликвидация разливов нефти в море возложена на Госморспасслужбу России, состоящую из центрального управления в Москве и восьми бассейновых аварийно-спасательных управлений (БАСУ).

Операции по ЛРН на трассах Северного морского пути организует Администрация Северного морского пути через штабы морских операций.

Госморспасслужба России, БАСУ, а также спасательно-координаци­онные центры (СКЦ):

-формируют систему сил и средств для организации и координа­ции действий спасательных служб на море, проведения работ по ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и других вредных химических веществ, включая проведение ра­бот, вытекающих из международных обязательств РФ;

- организуют несение аварийно-спасательной готовности сил и средств (АСГ) на морских бассейнах РФ совместно с морски­ми администрациями портов (МАП).

Задачей АСГ является поддержание установленной готов­ности сил и средств для ликвидации последствий морских аварий.

Принято, что в состав дежурных сил и средств АСГ БАСУ вклю­чаются:

- многоцелевые спасательные и спасательно-буксирные суда;

- суда всепогодные спасательные, бонопостановщики и водолаз­ные боты;

- морспецподразделения;

- аварийные партии БАСУ и их подразделения;

- аварийно-спасательное имущество и оборудование для ЛАРН должно храниться на дежурном судне или на берегу в готов­ности к немедленной погрузке.

Несение АСГ в морских портах и поддержание установленной го­товности организуют МАПы силами и средствами портов (а где нет МАП капитан порта), а также на основе заключения договоров МАП с БАСУ на оказание услуг специализированными судами и оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти. Дежурное судно должно иметь запасы топлива и воды и провизии, на борту должен находиться экипаж, способный обеспечить безопасное выполнение работ.

Для дежурного судна устанавливаются следующие степени готовно­сти к выходу в море:

- двухчасовая готовность, при которой вахтенная служба судна долж­на поддерживать энергетическую установку и другие судовые техниче­ские средства в таком состоянии, при котором ввод их в действие может быть обеспечен в течение двух часов;

- 30-минутная готовность, при которой вахтенная служба судна
должна поддерживать энергетическую установку и другие судовые тех­нические средства в таком состоянии, при котором ввод их в действие может быть обеспечен в течение 30 мин;

- постоянная готовность, при которой вахтенная служба судна долж­на поддерживать энергетическую установку и другие судовые техниче­ские средства в таком состоянии, при котором ввод их в действие может быть обеспечен в минимально возможное время, но не более 10 мин.

Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба (Госморспасслужба) при министерстве транспорта РФ несет пол­ную ответственность за ликвидацию разливов нефти в открытом морском пространстве РФ. Официальными представителями Госморспасслужбы РФ являются БАСУ (Бассейновое аварийно-спасательное управление):

Балтийское БАСУ — Балтийский бассейн;

Мурманское БАСУ и Архангельское БАСУ — Северный бас­сейн;

Астраханское БАСУ — Каспийский бассейн;

Новороссийское БАСУ — Черноморский бассейн;

Сахалинское, Камчатское и Дальневосточное БАСУ — Дальневосточный бассейн.

Основными задачами БАСУ является несение аварийно-спасатель­ной службы и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и зоне ответственности своего бассейна.

Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов неф­ти и нефтепродуктов должны разрабатываться:

-организациями, осуществляющими добычу, транспортировку, переработку и хранение нефти с последующим согласованием с соответствующими органами по предупреждению и ликвидации ЧС на основе анализа существую­щих ситуаций и организационно-технических мероприятий по локализации и ликвидации нефтяного загрязнения;

- государственной морской аварийной и спасательно-координа­ционной службой РФ в соответствии с действующими норма­тивными правовыми актами с учетом максимально возмож­ного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:

- нефтеналивное судно — 2 танка;

- нефтеналивная баржа — 50 % ее общей грузоподъемности;

- стационарные и плавучие добывающие морские станции и нефтяные терминалы — 1500 тонн;

- трубопровод при порыве — 25 % максимального объема прокач­ки в течение 6 ч и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

- трубопровод при проколе — 2 % максимального объема прокач­ки в течение 14 дней.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»; Приказом МЧС России от 28.12.2004 №621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» план ЛРН должен предусматривать:

-прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;

- количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродук­тов, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

- организацию взаимодействия сил и средств их состав и дис­локацию, управления, связи и оповещения;

- порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;

- систему взаимного обмена информацией между организация­ми - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродук­тов, их первоочередные действия при получении сигнала о ЧС;

- географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов;

- обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;

- график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

- организация материально-технического, инженерного и фи­нансового обеспечения.

8.2. Судовой план чрезвычайных мер

по предупреждению загрязнений водной среды нефтью

 

В Конвенции МАРПОЛ-73/78 (Приложения I) определено, чтобы каждый нефтяной танкер валовой вместимостью 150 per. т. и более и каждое иное судно валовой вместимостью 400 per. т. и более имели на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, одобренный Администрацией. Во исполнение требований этого правила, Комитет по защите морской среды (КЗМС) на своей 32 сессии Резолюцией МЕРС.54(32) принял Руководство по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

В дальнейшем во исполнение требований правила 26 Приложения I и правила 16 Приложения II Конвенции МАРПОЛ-73/78, КЗМС на своей 44 сессии Резолюцией МЕРС.85(44) принял Руководство по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря нефтью и (или) вредными жидкими веществами. В ходе разработки данного Руководства КЗМС подготовил также поправки к принятому ранее Резолюцией МЕРС.54(32) и упомянутому выше руководству по нефти. Эти поправки, принятые Резолюцией МЕРС.86(44), имеют целью достижение единообразия двух близких по содержанию руководств.

Данное Руководство не противоречит исправленному руководству по нефти, а лишь дополняет его в том, что касается борьбы с загрязнением моря вредными жидкими веществами. Им можно руководствоваться при разработке судовых планов по борьбе с загрязнением моря только нефтью или только вредными жидкими веществами, а также при разработке объединенных судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря нефтью и вредными жидкими веществами (для судов, подпадающих одновременно под действие правила 26 Приложения I и правила 16 Приложения II).

План должен иметь название, соответствующее его назначению. На основании правила 26 Приложения I и правила 16 Приложения II план по борьбе с загрязнением только нефтью должен называться «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью», план по борьбе с загрязнением только вредными жидкими веществами должен называться «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря вредными жидкими веществами», а объединенный план по борьбе с загрязнением нефтью и вредными жидкими веществами должен называться «Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря».

Следует иметь в виду, что КЗМС не требует приводить в соответствие с настоящим Руководством или с исправленным руководством по нефти те судовые планы, которые уже были одобрены Администрацией (Российским морским регистром судоходства) ранее, в соответствии с первым (неисправленным) вариантом руководства по нефти.

Для новых судов требование по разработке планов вступило в силу с 4 апреля 1993 г., для существующих судов — с 4 апреля 1995 г.

Разработка Планадолжно осуществлятьсяна основе и с учетом в части касающегося соответствующего судна следующих нормативных документов:

- Конвенция МАРПОЛ-73/78 (Приложение 1);

- Руководство по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью;

- Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов РД 152-011-00;

- Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 №613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 №240) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;

- Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ»;

- Приказ МПР №156 от 03.03.2003 г. «Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к ЧС»;

- Приказ МЧС №621 от 28.12.2004 г. «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ».

Цель плана состоит в том, чтобы предоставить рекомендации капитану судна в отношении мер, которые должны быть приняты в случае инцидента, вызывающего загрязнение или вероятности такого инцидента. План основывается на положениях руководства, введённого в силу Резолюцией МЕРС 54(32) ИМО и принятой Комитетом по защите морской среды ИМО 6 марта 1992 г.

Судовой план должен содержать выдержки из соответствующих инструкций судовладельца и соответствующие данные по оснащённости судна и распорядок работ. При заполнении плана должны учитываться конкретные обстоятельства для данного судна с учётом того, что план подлежит одобрению Администрацией.

План должен содержать подробное описание действий, которые должны быть предприняты экипажем для уменьшения сброса нефти в случае инцидента или для управления сбросом.

План должен включать следующие разделы:

- действия, которые капитан должен выполнить при передаче сообщения об инциденте, вызвавшем загрязнение нефтью;

- перечень организаций или лиц, с которыми должна устанавливаться связь в случае инцидента, вызвавшего загрязнение нефтью;

- подробное описание действий, которые должны быть немедленно предприняты командой судна для предотвращения или уменьшения выброса нефти;

- процедуры и пункты связи на судне для координации с национальными и местными властями действий по борьбе с загрязнением, осуществляемых на борту судна.

Достаточность и целесообразность содержания Плана необходимо проверять во время проведения учений и учебных тревог. На основании их результатов в План вносятся необходимые изменения и дополнения.

Судоходные компании могут воспринимать указанные стандарты АСК в качестве руководства, учитывая, что типовые планы одобрены Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и рекомендованы к использованию при разработке плана ликвидации аварийного разлива нефти для конкретного судна.

 

8.3. Технические средства для ликвидации разливов нефти

в водной среде

 

При выборе (обосновании) технологии и специальных технических средств для локализации разливов нефти, должны обеспечивать надежное удержание нефтяного пятна в минимально возможных границах. Применение любых сорбирующих материалов в виде крошки рекомендуется только при наличии техники и технологий по их дальнейшему эффективному сбору и утилизации.

При этомосновными требованиями к оборудованию для сбора нефти с водной поверхностиявляются:

- направляющие, ограждающие и сорбирующие боновые ограж­дения должны быть изготовлены из материалов стойких к воз­действию нефти и воды, выдерживать нагрузки такое количе­ство времени, которое необходимо для выполнения сбора нефти;

- достижение максимальной производительности сбора разли­той нефти  при минимальном содержании воды в собранной смеси;

- технологии механического сбора нефти должны быть приме­нимы в достаточно широком диапазоне температур ОС, а так же пожаробезопасны.

В зависимости от степе­ни разлива нефти применяются следующие разновидности оборудования:

- портативные нефтесборщики для сбора небольших количеств разлитых нефтепродуктов на палубе судна или нефтяного терминала;

- нефтесборщики для сбора нефти в местах, где затруднено ис­пользование оборудования больших габаритов;

- нефтесборщики (скиммеры) с производительностью сбора до 200 м³/ч и выше для использования в открытом море в комплекте с ограждающими бонами;

- ограждающие боны;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...