Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УКАЗАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА




 

1. Журнал нефтяных операций является судовым документом и оформляется в соответствии с установленным для судовых документов порядком, т. е. должен быть прошнурован, внесен в реестр судовых документов и заверен капитаном порта, в котором получен журнал.

2. Записи в Журнале нефтяных операций на судах, имеющих Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, должны дублироваться на английском.

3. Журнал нефтяных операций хранится на борту судна в течение трех лет после внесения в него последней записи.

4. В портах стран-участниц Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 право проверки правильности регистрации операций в Журнале нефтяных операций и снятии копии записей имеют представители компетентных органов Правительств этих стран и уполномоченные должностные лица судовладельца. По требованию указанных лиц капитан судна обязан заверить такие копии.

5. Записи в Журнал должны вноситься регулярно сразу же после окончания фиксируемой операции.

6. Каждая запись в Журнале должна быть подписана ответственным за проведение операции лицом с указанием даты записи. Рядом с подписью в скобках указывается должность, фамилия и инициалы ответственного лица. Каждая заполненная страница Журнала подписывается капитаном судна.

7. Записи в Журнале должны быть разборчивыми. Производить записи карандашом не допускается.

 


Лекция №10 Предотвращение загрязнения водной среды

балластными водами

10.1. Балластные воды — источник распространения

вредных водных организмов

Водяной балласт — это вода и взвешенные в ней вещества, принятые на борт судна для обеспечения требуемого дифферента, крена, осадки, остойчивости судна. По оценкам ИМО, на судах, плавающих во всех регионах Мирового океана, ежегодно перемещается в качестве балласта около 12 млрд. тонн водяного балласта.

При балластном переходе для обеспечения безопасности плавания танкеры принимают забортную воду в качестве балласта в свободные от нефти «грязные» грузовые танки. Чистые танки заполняются забортной вода непосредственно, без их предварительной подготовки. Перед заполнением «грязных» грузовых танков забортной водой они должны быть очищены от имеющихся в них НВ установленным порядком.

Имеющиеся результаты исследований показывают, что в водяном балласте и осадках, перевозимых на судах, даже после рейсов продолжительностью несколько недель многие виды бактерий, растений и живых организмов могут выжить и сохраняться в устойчивой форме. Сброс загрязненного балласта или осадков в воды государства порта может привести к появлению в этих водах нежелательных видов патогенных организмов, нарушающих экологическое равновесие, причинить ущерб зонам отдыха, создать угрозу здоровью и жизни местного населения, животных и растений. Возникновение заболеваний также может быть результатом попадания в воды государства порта больших количеств балластных вод (БВ), содержащих вирусы или бактерии.

Наиболее распространенными видами микроорганизмов (определенными как патогенные или условно патогенные) являются кишечные палочки, стафилококк и сальмонелла. Временами наблюдается присутствие кишечных бацилл. По оценкам ИМО 4,5 тысячи различных видов переносится по всему миру за один раз в балластных танках. Поэтому сброс БВ считается потенциально опасным не только ИМО, но также и ВОЗ, которая озабочена вопросом недопущения распространения болезнетворных эпидемиологических бактерий с БВ.

Балластом служит вода, взятая прямо из-за борта. Вместе с водой насосы закачивают не только несметные количества микроорганизмов, но и крупную живность: крабов, моллюсков, мелких рачков. Подсчитано, что в среднем в балластных водах присутствует свыше 400 разновидностей животных, микроорганизмов и растений. Если ее сбрасывают там, где соле­ность, температура, питательная среда устраивают вновь прибывших гостей, они начинают борьбу с местными обитателями за право здесь жить. В бухте Сан-Франциско, например, 99 % биомассы состоит из организмов, ранее никогда здесь не живших. При сбрасывании балласта в портах захода, чужеродные организмы, не встречая особого сопротивления, быстро размно­жаются и начинают угрожать существованию других постоянно живущих там организмов. Однако опасность, которую несут с собой микроорганизмы, оказалась еще большей, чем в случае крупных организмов. Во всяком слу­чае, узнав о результатах этих исследований, некоторые правительства уже задумалась об ужесточении борьбы со сливом балластной воды в прибреж­ной зоне. К такому выводу пришли американские ученые, которые провели бактериологическое исследование воды, используемой в качестве балласта на пришедших из иностранных портов судах. Ими было обнаружено, что бо­лезнетворные микробы могут путешествовать на огромные расстояния вну­три судов, куда они попадают вместе с балластной водой, а после прихода в порт они вместе с бактериями могут оказаться за бортом и стать причиной массовых заболеваний у жителей побережья. Например, холероподобные бактерии вызвали заражение устриц у побережья Северной Америки. В ре­зультате тяжелые отравления получили сотни людей.

Кроме того, загрязнения, принятые с БВ, оседая в балластных танках, увеличиваются в объеме после каждой балластировки, что приводит к сниже­нию провозоспособности судна. Удаление осадков из балластных емкостей - сложный, трудоемкий технологический процесс, который способствует увеличению простоя и стоимости ремонта судов. Трудоемкость его вызвана тем, что балластные танки расположены, как правило, во втором дне, в носо­вых и кормовых частях судна со сложным конструктивным набором.

Например, ежегодно суда перед заходом в порты США сливают в целом миллионы тонн воды, закачанной в балластные танки в других районах Мирового океана. Группа ученых из Смитсоновского центра исследо­ваний ОС (штат Мэриленд) проанализировала состав балластных вод в судах, прибывших главным образом из стран Европы и Средиземноморья, обнаружила, что в них содержатся бактерии (в том числе холерный вибрион) и вирусы. Концентрация бактериальных кле­ток в литре воды достигала почти 1 млрд., а вирусных частиц — более 7 млрд. Многие микробы остались неопознанными, но наверняка среди них были такие, которые могут принести вред местным морским экоси­стемам.

Америка, в свою очередь, одарила Старый Свет посланцами, оби­тающими в ее прибрежных водах. Какое-то судно, вероятно, где-то в районе Атлантике набрало с БВ беспозвоночных живот­ных — гребневиков. У гребневика, как у медузы, прозрачное, студенистое тело, по форме напоминающее короткий толстый огурец, обрезанный с одного конца. Гребневик — это хищник. Он питается планктоном, мелки­ми водными организмами, мальками рыб и их икрой. Лет пятнадцать назад он попал в Черное море, нашел там благоприятные для себя условия и настолько размножился, что, по сути, нанес ущерб местному рыболовству.

Поучительный пример преподнес Океанографический музей в Монако в 1984 году. Там ополоснули контейнер, в котором были привезены водоросли из южных морей. По невнимательности или по незнанию, эту воду с растительными остатками выплеснули в море. Сегодня на дне Средиземного моря водоросль-новосел занимает 3 тысячи гектаров. Она полностью изгнала коренную растительность.

Для судов рыбопромыслового флота РФ было проведено изучение фактического состояния и использования водяного балласта на рыбопро­мысловых судах, находящихся в эксплуатации. Практически на всех таких судах имеются цистерны водяного балласта. Их общий объем составляет порядка 12 % от дедвейта судов, а на танкерах и сухогрузах 35–40 %. Согласно предварительной оценке, использование балластных цистерн на рыбопромысловых судах в процессе их эксплуатации составляет около одной трети общего промыслового времени, поэтому, несмотря на сравнительно небольшие объемы перевозимой балластной воды (по сравнению с транспортными судами) рыбопромысловые суда могут осуществлять перенос жизнеспособных организмов из одной среды их обитания в другую.

 

10.2. Нормативно-законодательная база управления

водяным балластом

Нормативно-законодательная база. В статье 196 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. записано, что «необходимо принять меры для предотвращения и со­хранения под контролем загрязнение морской среды в результате пред­намеренного или случайного введения организмов, чуждых или новых для морской среды, которые могут вызвать в ней значительные и вредные изменения».

В 1997 г. была принята Резолюция ИМО А.868(20) «Руководство по контролю и управлению балластными опера­циями на судах в целях сведения к минимуму переноса вредных водных организмов и патогенов». Резолюция предоставила Администрациям и властям государства порта нормативы процедур, которые должны свести к минимуму риск внесения нежелательных водных и патогенных орга­низмов из водяного балласта и осадков судов.

Сущность рекомендуе­мых Руководством вариантов решения проблемы управления и контроля заключается в следующем:

- в целях уменьшения вероятности захвата водных организмов при приеме балласта следует избегать таких районов портовых акваторий, которые известны, как места существования попу­ляций опасных организмов или как очаги вспышек эпидемий, на мелководье и в темное время суток, когда придонные орга­низмы поднимаются в верхние слои толщи воды;

- постоянно и регулярно очищать балластные танки от осадков, которые являются местом обитания многих опасных видов;

- избегать замены балласта, когда в этом нет необходимости;

- принимать меры по управлению БВ, к которым относятся: за­мену перед приходом судна в порт водяного балласта, приня­того в порту, на морскую воду, принятую в открытом море, так как морские организмы, обитающие в портовых водах, менее приспособлены к выживанию в открытом море;

- не сбрасывать или свести к минимуму сброс балластных вод;

- сброс балластных вод в портовые приемные сооружения;

- проведение исследований и разработка дополнительных мер безопасности, особенно по мере поступления новой информации о водных организмах и возбудителях патогенных заболева­ний.

Для защиты своих морских биоресурсов ряд стран (США, Австралии, Канады, Израиля, Чили, Панамы, Аргентины, Новой Зеландии) в соответствии с резолюцией А.868 (20) принял законодательные акты, регламентирующие операции с водяным балластом в национальных водах и портах. При этом на судах должны выполняться операции по смене балласта в открытом море вне зоны шельфа, обработка его гипохлоритами натрия или кальция и предоставление сертификата об отсутствии в балластных водах токсичных водорослей или свидетельства о дезинфек­ции балластной воды.

Судоходная промышленность достаточно активно занимается поиском решения проблемы переноса чужеродных организмов. Процедуры сброса водного балласта и осадков в целях сведения к минимуму риска ввоза нежелательных водных и патогенных организмов должны варьироваться нормами, основанными на карантинных правилах и руководствах, предусматривающих меры по контролю за загрязнением или его уменьшением. Во всех случаях администрация порта должна рассматривать вопрос о влиянии процедур сброса водяного балласта и осадков на безопасность судов и находящихся на них людей и сведения к минимуму расходы и задержки судов.

Исходя из того, что судоходство является отраслью международной деятельности, то естественно, что единственным способом решения вопроса является введение системы единых международных стандартов. Так, на 49-й сессии Комитета по защите морской среды (МЕРС) Международной морской организацией в 2004 г. была принята Международная конвенция о контроле водяного балласта и осадков судов и управлении ими. Основное предназначение Конвенции — предотвращение, сведение к миниму­му и устранению опасности для ОС и здоровья человека, связанной с переносом вредных водных и патогенных организмов, посредствам водяного балласта и его осадков.

Конвенция основывается на:

- постоянном выполнении всеми судами определенных базо­вых требований, которые обеспечивают при сбросе водяного балласта минимальную опасность причинения вреда ОС и здоровью человека;

- договоренности между странами устанавливать районы управления водяным балластом, и создании дополнительных региональных требований.

- обеспечении в портах и на терминалах достаточных бере­говых или плавучих приемных сооружений для приема БВ и проведения работ по очистке или ремонту балластных танков.

Конвенция применяется ко всем судам валовой вместимостью 400 рег. т и более и требует выполнение следующего.

Международного свидетельства об управлении водяным балла­стом. Суда, к которым применяется Конвенция, подлежат первоначаль­ному, промежуточному или дополнительному освидетельствованиям. После свидетельствования выдается или подтверждается международ­ное свидетельство об управлении водяным балластом, которое должно быть предъявлено в любом порту или на удаленном от берега терминале при проверке судна должностными лицами;

Плана управления водяным балластом, в котором излагаются проце­дуры связанные с управлением водяным балластом, удалением осадков в море, порту или сухом доке; процедуры по координации управления во­дяным балластом с властями прибрежного государства или порта, в водах которого выполняются такие действия;

Журнала управления и регистрации операций с водяным балластом, который содержит данные о предполагаемом объеме водяного балласта при различных ситуациях. Каждая операция, касающаяся управления во­дяным балластом, регистрируется в Журнале. Объем водяного балласта на судне должен рассчитываться в метрах кубических;

Оборудования или системы, обеспечивающие соответствие водяно­го балласта надлежащему стандарту при сбросе в море и которые должны быть:

- экологически приемлемыми, т.е. не оказывать экологического воз­действия, большего, чем воздействие, которое они устраняют;

- совместимыми с конструкцией и эксплуатацией судна;

- биологически эффективными с точки зрения удаления или лишения активности вредных водных и патогенных организмов в водяном балласте и эффективными по затратам, т.е. экономичными.

Стандарты управления водяным балластом.Принято, что эффективность замены водяного балласта на судах должна состав­лять 95 % по объему. Параметры стандартов по количественному и биологическому аспектам обмена и обеззараживания водяного балласта (правила конвенции D-I и D-2) определяются:

- в зависимости от величины объема судовых балластных ци­стерн;

- валовой вместимостью судов (400 рег. т и более);

- удаленностью от берега (не менее 200 миль) и глубины аквато­рии (не менее 200 метров);

- действиями в условиях, при которых соблюдение указанных параметров по удаленности судна от берега и соответствия ми­нимальной глубины практически неосуществимо в силу есте­ственной гидрологии морской акватории (правило В-4).

Управление водяным балластом в соответствии требованиям Конвенции позволяет производить судам сброс, если в сбрасываемых БВ содержится:

- менее чем 10 жизнеспособных организмов в 1 м³, размеры ко­торых составляют более чем 50 мкм;

- менее чем 10 жизнеспособных организмов в 1 мл, размеры которых составляют от 10 до 50 мкм.

В системах управления водяным балластом используют химические вещества или биоциды, а также биологические механизмы, которые могут менять характеристики водяного балласта.

Требования Конвенции не применяются:

- к военным кораблям и судам, используемым для правитель­ственной некоммерческой службы;

- к приему или сбросу водяного балласта и осадков, для обеспе­чения безопасности судна;

- к сбросу водяного балласта и осадков с судна в том же месте, в котором были приняты водяной балласт и осадки, и при условии, что не производилась смешивание с водяным балластом и осадками, принятыми в других районах.

При установлении района контроля сброса водяного балласта, необходимо выполнять мониторингэтого района для предот­вращения или сведения к минимуму перенос вредных водных или пато­генных организмов с последующим представлением полученных данных Организации для рассылки другим Сторонам.

Программа управления балластными водами.ИМО объединило свои усилия с правительствами стран-членов и судоходной промышленностью для оказания помощи индустриально слаборазвитым странам в решении проблемы БВ. Полное название этой программы «Снятие барьеров на пути эффективной реализации мер по контролю водяным балластом судов и управлению им в развивающихся странах» или более просто «Глобальная программа управления балласт­ными водами». Эта программа призвана помочь основным развивающимся странам реализовать мероприятия по контролю за вне­дрением в БВ чужеродных морских организмов.

Таковыми являются следующие шесть демонстрационных центров:

Восточная Азия — Дальян (Китай); Южная Азия — Мумбай (Индия); Ближний Восток — о-в Харг (Иран); Африка — Кейптаун (ЮАР); Восточная Европа — Одесса (Украина); Южная Америка — Сепетиба (Бразилия).

По мере развития программы эти демонстрационные центры смогут выполнять свои функции в рамках своих регионов. Ожидается, что этот проект в дальнейшем будет стимулировать развитие системы междуна­родных правил по БВ путем согласования совместных мер всех стран-членов ИМО.

 

10.3. Технические решения проблемы обработки балластных вод

 

В соответствии с рекомендациями ИМО, изложенными в резолюции А.868(20), существующие методы замены БВ,— это полное опорожнение и снова наполнение или наполнение объема балластных танков в три при­ема отнимают много времени и требуют постоянного контроля за про­водимой операцией и дополнительной комплектации личного состава.

Замена водяного балласта в открытом море — один из вариантов, но он не идеален, так как осадки в балластных танках не удаляются при смене БВ. Эти осадки, как правило, даже больше заселены водными организмами, чем вода из того же самого танка. Методы обработки БВ должны быть разрушительными для водных организмов, но безопасными для оборудования и конструкции судна.

Учеными всех стран мира ведутся исследования по изучению и разработке мер, которые обеспечивали бы более полное решение этой проблемы. Среди предложенных вариантов можно выделить фильтрацию БВ, обеззараживание озонированием, ультрафиолетовым облучением или химикатами и пр.

Так, Норвежская компания Navionпровела ряд испытаний оборудования по очистке БВ на судах по методу, предложенному сотрудника-НИИ Sintef (Норвегия). Испытания показали, что даже небольшого различия в плотности воды и плотности, содержащихся в ней иных составляющих (биоты, как наиболее легкой) всего лишь в 0,05 г/см³ достаточно для достижения такого эффекта как «поток вытеснения», т. е. концентрации биологических составляющих в поверхностном слое БВ. Перемешивание между водой и биотой с меньшей плотностью незначи­мо. Необходимо удалять верхний слой воды с биологическими составляющими из балластного танка в сборную емкость для обработки или последующей сдачи в приемное береговое сооружение.

Конструктивно балластный танк должен состоять из двух отсеков, соединенных между собой трубопроводами в верхней и нижней частях. Система должна представлять замкнутый контур. Прокачка БВ из одного отсека в другой обеспечивается балластным водяным насосом, а для повышения эффективности системы можно подключать водяные насосы системы охлаждения. Балластные танки при перекачке БВ всегда будут заполненными, и контроль за состоянием судна в данном случае не тре­буется.

При проектировании танков необходимо учитывать, чтобы конструкция внутренней поверхности танков была оптимальной для уменьшения турбулентности и перемешивания БВ.

Проводились специальные исследования по механической очистке БВ. Так, в рамках демонстрационного проекта технологии механической очистки БВ в течение 4 лет проводились испытания с использованием специального оборудования, установленного на нескольких судах и в портовых приемных сооружениях Северной Америки:

- 50-микронных фильтров экранного типа с обратной промывкой;

- 100-микронных пористых фильтров дискового типа с обратной промывкой;

- гидродинамического (гидроциклонного) сепаратора для очист­ки БВ от частиц размерами до 100 микрон.

В результате испытаний с использованием фильтров экранного или дискового типов получен результат эффективности удаления из БВ водных организмов и патогенов до 90 %. Наилучшие результаты очистки БВ (91,6 %) показала установка с исполь­зованием фильтра дискового типа (с точки зрения большего периода времени между циклами обратной промывки, что позволяет обеспечить более высокую производительность установки). Использование гидродинамического сепаратора обеспечило более низкую эффективность очистки — порядка 30 %.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 836.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...