![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В отношении судов под флагом Российской Федерации Конвенция применяется как при плавании в российских водах (портах), так и при заходе этих судов в иностранные порты.
Конвенция не применяется к: · судам, которые не спроектированы или не построены для перемещения балластных вод и осадков; · судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией государства флага судна (территориальное море и внутренние морские воды), если государство флага судна не решит, что сброс балластных вод с таких судов, либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб; · судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией другого государства, если это государство разрешает такое исключение; · судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией одного государства и в открытом море (без захода в иностранные территориальное море или внутренние морские воды), если такое государство не решит, что сброс балластных вод с таких судов либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб; · военным кораблям, военно-вспомогательным судам или другим судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы; · судам, перевозящим в закрытых танках постоянные балластные воды, которые не подлежат сбросу; · судам-земснарядам в отношении воды в их трюмах; · плавучим установкам для хранения и плавучим установкам для производства, хранения и выгрузки. Иначе говоря, Конвенция в том числе не применяется к судам, работающим в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и в открытом море (за исключением специально оговоренных РФ прибрежных морских районов, сброс балластных вод в которых может нанести существенный вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу или биологическим ресурсам). При введении таких районов, РФ обязана заранее уведомить судовладельцев и другие заинтересованные стороны не менее, чем за 6 месяцев. К дате вступления Конвенции в силу Россия не принимала решения о том, что сброс балластных вод с судов, эксплуатируемых исключительно в водах под юрисдикцией России или в водах под юрисдикцией РФ и в открытом море, либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб, и следовательно для таких судов не возникает обязанности выполнять требования Конвенции, если только Обязательными постановлениями по конкретному морскому порту не установлены процедуры управления балластными водами при заходе в такой морской порт. Для указанных судов нет необходимости получать какое-либо изъятие или освобождение от требований Конвенции. В РФ уполномоченной организацией по освидетельствованию судов на соответствие Конвенции является Российский морской регистр судоходства, а в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, также – классификационные общества Bureau Veritas и RINA. По результатам освидетельствования на соответствие Конвенции на судно выдается Международное свидетельство об управлении балластными водами. Одним из требований Конвенции является наличие на судне системы управления балластными водами, обеспечивающей обработку таких вод, с тем, чтобы количество вредных организмов в сбрасываемой за борт воде не превышало определенных концентраций (Стандарт D-2). Суда, построенные 8 сентября 2017 года и после этой даты, должны соответствовать Стандарту D-2 с даты поставки. Для существующих судов система управления балластными водами стандарта D-2 должна быть установлена на судне до даты ближайшего освидетельствования для возобновления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP), которая наступит после 8 сентября 2017 года. Суда, к которым не применяется возобновляющее освидетельствование IOPP, должны соответствовать стандарту D-2 с 8 сентября 2017 года. Международная морская организация в 2017 года на КЗМС-71 рассматривала вопрос сроков и порядка применения стандарта D-2 (необходимость наличия на борту системы управления балластными водами) и одобрила резолюцию, предполагающую следующий график применения стандарта D-2: · суда, построенные 8 сентября 2017 года или после этой даты, должны соответствовать требованиям D-2 к моменту поставки судна; · для судов, построенных до 8 сентября 2017 года, применение стандарта D-2 определяется в зависимости от сроков проведения возобновляющего освидетельствования по IOPP, а именно: – если возобновляющее освидетельствование по IOPP проведено в период с 8 сентября 2014 до 8 сентября 2017 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 при первом возобновляющем по IOPP после вступления Конвенции в силу (8 сентября 2017 года); – если возобновляющее освидетельствование по IOPP проведено в период с 8 сентября 2017 до 8 сентября 2019 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 при втором возобновляющем освидетельствовании по IOPP после вступления в силу Конвенции. Для судов, не подпадающих под требования Приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ, срок соответствия стандарту D-2 определяется Администрацией, но он должен быть не позднее 8 сентября 2024 года. В связи с тем, что Конвенция на момент проведения КЗМС71 еще не вступила в силу, приведенная схема будет окончательно принята на КЗМС-72 в апреле 2018 года после вступления в силу Конвенции. В РФ подтверждена возможность раннего срока предъявления судна к возобновляющему освидетельствованию по IOPP и, как следствие, что позволяет судовладельцам получить при выполнении указанных выше условий максимальную отсрочку по применению стандарта D-2.
Лекция№11 Предотвращение загрязнения водной среды сточными водами 11.1. Состав и свойства судовых сточных вод
Сточные воды (СВ), образующиеся на судах, условно делятся на хозяйственно-фекальные и хозяйственно-бытовые. К судовым хозяйственно-фекальным сточным водам относятся: -стоки и прочие отводы из всех видов туалетов, писсуаров, унитазов, а также шпигатов, находящихся в общих уборных; - стоки из раковин, ванн, душевых и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях; - стоки из помещений, в которых содержатся животные; - прочие стоки, если они смешаны со стоками, перечисленными выше. К хозяйственно-бытовым сточным водам относятся: стоки от умывальников, душей, ванн, шпигатов жилых и санитарно-гигиенических помещений, от моек и оборудования камбуза и других помещений пищеблока. Если хозяйственно-бытовые и СВ не смешанных с хозяйственно-фекальными водами, то их сбор и обработка требованиями конвенции МАРПОЛ-73/78 не предусматриваются. По своему составу хозяйственно-фекальные СВ состоят из 58 % органических и 42 % минеральных веществ (из них 20 % представляют собой нерастворимые вещества в виде взвешенных частиц), в которых содержатся пять следующих основных загрязняющих компонентов: - большое количество бактерий, паразитов, а возможно и вирусов, заражающих морских животных и людей; - растворенные органические и взвешенные компоненты, имеющие средневысокую биохимическую потребность в кислороде; - твердые частицы (органические и неорганические), осаждающиеся на дно и при своем биохимическом распаде поглощающие кислород; - плавающие частицы (органические и неорганические), удерживающиеся на поверхности воды и представляющие серьезную проблему с точки зрения удобств использования морских бассейнов для отдыха; - большие концентрации питательных веществ (главным образом фосфорных и азотных соединений). В случаях чрезмерного или постоянного загрязнении водной среды СВ количество растворенного в ней кислорода уменьшается, что в свою очередь приводит к нарушению процесса естественного самоочищения и, как следствие, к изменению всего экологического характера акватории. Низкая концентрация растворенного кислорода и высокая концентрация органических веществ создают неблагоприятные условия для существования рыбы, которая или гибнет, или уходит из загрязненного района. До настоящего времени не установлено критерия, который признавался бы всеми государствами как универсальный, удовлетворяющий оценке загрязненности сбрасываемых с судов СВ с точки зрения их вредного воздействия на морскую среду. В этих условиях в различных странах безопасная степень загрязненности лимитируется различными значениями основных показателей, колеблющихся в широких пределах. Для определения степени загрязнения СВ обычно используют ранее, следующие основные показатели: БПК5 — биохимическое потребление кислорода в течение 5 суток. Это количество кислорода (мг/л), которое требуется для аэробного биохимического разложения органических веществ, содержащихся в воде в течение 5 суток при температуре 20 °С без доступа воздуха и света. Биохимическая потребность в кислороде не учитывает стойкие органические вещества, не затрагиваемые биохимическим процессом, и часть веществ, идущих на прирост бактерий; ХПК— химическое потребление кислорода. Это количество кислорода (мг/л), которое требуется для полного химического окисления содержащихся в воде органических и минеральных веществ под действием окислителей; ТВВ— твердые взвешенные вещества. Это количество плавающих на поверхности или находящихся во взвешенном состоянии твердых веществ (мг/л); Коли индекс — это количество бактерий группы кишечной палочки («коли») в единице объема на 1 литр воды или 1 кг субстрата (количественный показатель загрязнения воды — не более 3 в 1 литре). Наличие этих бактерий является указателем на возможность наличия болезнетворных (патогенных) микроорганизмов. Практика показывает, что болезнетворные бактерии при низкой температуре морской воды сохраняются гораздо дольше, чем в теплых водах. Но в любом случае эти бактерии и вирусы выживают в водной среде длительное время, достаточное для непосредственной передачи инфекции человеку, попадания в организм морских животных и нанесения ущерба их жизнедеятельности.
11.2. Порядок сброса сточных вод с судов
Сброс с судов СВ в открытом море и особых районах моря регламентируется правилами Приложения IV к конвенции МАРПОЛ-73/78 и конвенции ХЕЛКОМ -92 (табл. 11.1), а во внутренних и территориальных водах Российской Федерации — Законом РФ об охране ОС.
Таблица 11.1 Условия сброса сточных вод согласно Приложению IV МК МАРПОЛ-73/78
Во внутренних и территориальных водах РФ разрешается сброс с судов СВ: - очищенных и обеззараженных СВ в пределах I и II поясов санитарных зон после обработки их в установке, одобренной КО, показатели очистки и обеззараживания которой соответствуют нормам по коли индексу — не более 2500, по БПК5 — не более 50 мг/л, ТВВ — не более 100 мг/л сверх содержания взвешенных веществ в промывочной воде; - сброс производится при движении судна со скоростью не менее 4 узлов и не приводит к появлению видимых плавающих твердых частиц, а также не вызывает изменения цвета окружающей воды. При нахождении судна в районах моря, где сброс запрещен, СВ должны собираться в сборные танки. Сдачу СВ на суда-сборщики или в портовые приемные сооружения следует осуществлять судовыми насосами, по возможности исключив использование эжекторов. 11.3. Методы и технические средства обработки сточных вод
Очистки СВ осуществляется с применением следующих способов: Механический — отстаивание, процеживание, фильтрование, центрифугирование; Физико-химический — коагулирование, флотация, сорбция, дезодорация, электрохимические и др.; Химический — нейтрализация, аэрация, хлорирование, озонирование; Биологический — биологическое разложение, биологическое окисление; Термический — сжигание. Перечисленные способы обработки сточных вод реализуются с применением различных типов судовых систем и установок. В общем случае любая судовая установка для обработки СВ должна удовлетворять следующим основным требованиям: - обеспечивать обработку стоков с постоянным качеством очищенной воды независимо от интенсивности поступления СВ и концентрации загрязнения, в том числе крупнофракционного; - на качество очистки не должна влиять температура СВ (температура внешней среды — до 50 °С; температура сточных вод — до 80 °С); - возможность отключения системы на длительный период ивключаться в работу за минимально возможное время; иметь систему автоматизации; - надежно работать в условиях качки (крен или дифферент судна до 30°, бортовая и килевая качки до 30°) и при наличии вибрации; - иметь минимально возможные массу и габариты. Втиповых судовых системах СВ подвергаются предварительной обработке, споследующим извлечением из них нерастворимых примесей. Осветленная сточная жидкость обеззараживается и сбрасывается за борт или поступает всанузлы. Извлеченные примеси либо сжигаются в инсинераторах, либо поступают в накопительные емкости для последующей сдачи в портовые приемные сооружения, либо сбрасываются в разрешенных морских районах. Наибольшее практическое применение получили установки очистки СВ с биологическим, физико-химическими электрохимическим принципом действия. Сущность каждого из них сводится к следующему. Биологический метод очистки СВ основан на создании и поддержании оптимальных условий существования бактерий, перерабатывающих содержащиеся в СВ вредные вещества в продукты, безвредные для окружающей среды — двуокись углерода и воду с неорганическими примесями. Для этой цели при очистке СВ используют аэробные бактерии, потребляющие кислород из аэрированной воды. Непосредственный процесс очистки СВ заключается в измельчение отходов, аэрирование жидкости, ее отстаивание от активного ила и химическое обеззараживание (хлорирование), после чего обработанные воды сбрасываются за борт, а отстой (шлам), содержащий бактерии, собирается и возвращается в аэрационную цистерну для последующей обработки. Преимуществом таких установок является простота их конструкции и обслуживания, малый расход химических реагентов. Вместе таким установкам присущи следующие недостатки: - чувствительность к солености стоков; - потребность в сравнительно длительном времени на ввод установки в действие после значительных перерывов в работе; - чувствительность к наличию в СВ поверхностно-активных веществ. Установки на биологическом принципе применяются на пассажирских судах, для которых важно полностью исключить необходимость сдачи СВ на приемные портовые сооружения, что связано со значительными затратами времени и средств. В установках с физико-химическим принципом действия используется химическая обработка, коагуляция (разделение раствора на две фазы), осаждение коагулированного загрязнения, флотация (всплытие измельченных частиц на поверхность вместе с пузырьками воздуха), фильтрование, окисление загрязнения. Преимущества таких установок — скорость процессов обработки стоков в них в 10…20 раз выше, небольшие габариты и масса, малая зависимость от солености и температуры стоков, возможность автоматизации процесса обработки. В отличие от установок биологической очистки установки с физико-химическим принципом обработки имеют более достаточно сложные технологические схемы и конструкции. Кроме того, эти установки обеспечивают более низкое качество очистки. Электрохимический метод обработки СВ отличается от физико-химического тем, что процесс коагуляции совершается в электрическом поле. Модуль грубой очистки предназначен для отделения крупнодисперсионных примесей и сбора шлама. Шлам после обработки в измельчителе перекачивается насосом в емкость для сбора шлама. Чем мельче частицы отходов, тем больше их суммарная поверхность и тем интенсивнее происходит биологический процесс. Модуль тонкой очистки предназначен для электрохимической обработки и обеззараживания СВ. Блок состоит из четырех следующих отсеков: в первом отсеке расположен блок электродов коагулятора, в остальных — блоки электродов флотаторов. СВ, проходя через межэлектродное пространство коагулятора, насыщаются ионами алюминия, образующимися при растворении электродов. Ионы алюминия коагулируют загрязняющие вещества, находящиеся в коллоидном состоянии. Во втором — четвертом отсеках блока загрязняющие вещества поднимаются на поверхность обрабатываемой жидкости с пузырьками газа, образующимися при электролизе воды. Пена, образующаяся в процессе флотации, удаляется с поверхности в шламовую цистерну. К числу основных особенностей установок на электрохимическом принципе действия относятся: - отсутствует ограничение по исходной концентрации загрязнения; - стабильность степени очистки при длительной работе установки; - для очистки 1 м³ СВ требуется 1,2 кВт электроэнергии; - возможно изменение производительности за счет изменения числа модулей; - автоматизация технологического процесса. |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |