![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Танки изолированного балласта 1 страницаСтр 1 из 23Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и Речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Новиков В.К. ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СУДОХОДСТВЕ Курс лекций Альтаир–МГАВТ Москва 2017 УДК 502.3 Н-73 Новиков В.К. Предотвращения загрязнения окружающей среды при судоходстве.Курс лекций. – М.: Альтаир-МГАВТ, 2017. — 269 с.
Разработан в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего образования и учебных планов по специальностям 26.05.05 «Судовождение» и 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Изложены источники и последствия загрязнения окружающей среды при судоходстве, требования Международных конвенций ПДНВ, МАРПОЛ-73/78, МКУБ и др. в области предотвращения окружающей среды с судов, Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующихся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации (НД 2-020101-100). Приведены особенности загрязнения окружающей среды нефтью, нефтесодержащими, сточными и балластными водами, мусором в ходе судоходства и их экологические последствия для компонентов окружающей среды. Показаны возможные пути, методы и средства предупреждения загрязнения окружающей среды при судоходстве и ликвидации последствий загрязнений в случаях их появления. Предназначен для изучения дисциплины «Предотвращение загрязнения окружающей среды при судоходстве» по специальностям 26.05.05 «Судовождение» и 26.05.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок».
Рецензенты – декан Судомеханического факультета к.т.н., доцент Якунчиков В.В., заведующий кафедрой Управления судном, к.т.н. Яппаров Е.Р.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом МГАВТ
Рассмотрены и рекомендованы к использованию в учебном процессе на заседании кафедры Естественнонаучных и математических дисциплин МГАВТ (протокол №1 от 13 сентября 2017 г.).
Ответственность за оформление и содержание передаваемых в печать материалов несут авторы и кафедры академии, выпускающие учебно-методические материалы.
Ó МГАВТ, 2017 Ó Новиков В.К., 2017 Содержание Раздел 1. Особенности и последствия загрязнения окружающей среды Лекция №1 Источники и последствия загрязнения окружающей среды………. 11 1.1. Загрязнение окружающей среды……………………………….. 11 1.1.1. Загрязнение атмосферы…………………………………... 12 1.1.2. Загрязнение водоёмов…………………………………….. 13 1.1.3. Загрязнение земель и почв……………………………….. 15 1.2. Основные виды загрязнения водной среды……………………. 17 1.3. Особенности загрязнения океанов и морей……………………. 19 1.4. Особенности загрязнения рек и озер…………………………… 23 Лекция №2 Особенности влияния водного транспорта на загрязнение 2.1. Состав, структура и особенности функционирования объектов 2.2. Источники и особенности негативного воздействия водного 2.2.1. Загрязнение водной среды с судов………………………. 30 2.2.2. Загрязнение атмосферы с судов………………………….. 33 2.2.3. Загрязнения акваторий портов…………………………… 37 2.2.4. Загрязнение литосферы…………………………………... 39 2.3. Источники экологической опасности для окружающей 2.4. Экологическая обстановка на судах, способы и методы Раздел 2. Международные и национальные требования по предотвращению Лекция №3 Международные и российские законодательные акты в области 3.1. Международные соглашения в области охраны 3.2. Международное морское право, понятие, 3.3. Основы международного морского права…………………….. 53 3.4. Международное морское право о защите морской среды…… 59 3.5. Особенности российского законодательства о предотвращении Лекция №4 Требования международной конвенции и кодекса о подготовке 4.1. Общие положения Международной конвенции и Кодекса 4.2. Требования в отношении капитана и палубной команды……. 75 4.2.1. Спецификация минимального стандарта 4.2.2. Спецификация минимального стандарта компетентности 4.2.3. Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных помощников капитана и капитанов судов 4.2.4. Спецификация минимального стандарта компетентности 4.3. Требования в отношении машинной команды……………….. 77 4.3.1. Спецификация минимального стандарта компетентности для вахтенных механиков судов с обслуживаемым 4.3.2. Спецификация минимального стандарта компетентности 4.3.3. Спецификация минимального стандарта компетентности (Таблица А-III/50)……………………………………….. 79 4.3.4. Спецификация минимальных стандартов 4.3.5. Спецификация минимальных требований 4.4. Стандарты относительно требований для специальной подготовки персонала определенных типов судов…………... 81 4.4.1. Обязательные минимальные требования 4.4.2. Спецификация минимальных стандартов 4.4.3. Спецификация минимальных стандартов 4.4.4. Спецификация минимального стандарта компетентности по начальной подготовке для грузовых операций 4.4.5. Спецификация минимального стандарта компетентности по расширенной подготовке для грузовых операций 4.5. Стандарты в отношении несения вахты………………………. 83 Лекция №5 Требования международной конвенции по предотвращению 5.1. Общие положения Конвенции…………………………………. 85 5.2. Правила предотвращения загрязнения нефтью……………….. 85 5.3. Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими 5.4. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке……………….. 90 5.5. Правила предотвращения загрязнения сточными 5.6. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов…….. 92 5.7. Правила предотвращения загрязнения атмосферного
Лекция №6 Требования Правил по предотвращению загрязнения с судов, 6.1. Положения по техническому наблюдению…………………… 97 6.1.1. Общие положения………………………………………... 97 6.1.2. Освидетельствование судов……………………………... 97 6.2. Конструкция, оборудование и устройства судов 6.2.1. Требования к нефтеналивным судам………………….. 100 6.3. Конструкция, оборудование и устройства судов 6.3.1. Общие положения………………………………………. 108 6.3.2. Требования к оборудованию судов для перевозки 6.3.3. Требования к оборудованию судов, 6.4. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами………………………………... 111 6.4.1. Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса сточных и хозяйственно-бытовых вод ………111 6.5. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором ……………………………………….…..114 6.5.1. Общие положения………………………………………. 114 6.5.2. Оборудование и устройства для сбора, хранения 6.6. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы………………………………………... 118 6.6.1. Общие положения………………………………………. 118 6.6.2. Контроль за выбросами с судов………………………... 118 Раздел 3. Предотвращение загрязнения окружающей среды Лекция №7 Особенности загрязнения водной среды нефтью 7.1. Пути поступления нефти в водную среду и классификация 7.2. Физико-химические и токсические свойства нефти ………….124 7.3. Динамика поведения нефти на поверхности воды…………... 129 7.4. Природные ресурсы морской акватории и побережья, чувствительные к воздействию нефтяного загрязнения…….. 134 Лекция №8 Ликвидация последствий загрязнения водной среды нефтью…… 139 8.1. Организация работ по ликвидации разливов нефти…………. 139 8.2. Судовой план чрезвычайных мер по предупреждению 8.3. Технические средства для ликвидации разливов нефти в водной среде………………………………………………….. 145 Лекция №9 Предотвращение загрязнения водной среды 9.1. Источники образования и состав нефтесодержащих вод ……150 9.2. Методы и технические средства очистки 9.3. Порядок замера, регистрации и управления сбросом с судов Лекция №10 Предотвращение загрязнения водной среды 10.1. Балластные воды — источник распространения 10.2. Нормативно-законодательная база управления водяным балластом………………………………………….. 162 10.3. Технические решения проблемы обработки Лекция№11 Предотвращение загрязнения водной среды сточными водами... 168 11.1. Состав и свойства судовых сточных вод…………………… 168 11.2. Порядок сброса сточных вод с судов……………………….. 169 11.3. Методы и технические средства обработки сточных вод…. 170 Лекция №12 Предотвращение загрязнения водной среды мусором………….. 173 12.1. Состав мусора, образующегося на судах…………………... 173 12.2. Требования нормативных документов по предотвращению 12.3. Установки для обработки и утилизации мусора…………... 177 Лекция №13 Предотвращение загрязнения воздушной среды………………... 181 13.1. Источники и последствия загрязнения атмосферного воздуха с судов ………………………………181 13.2. Требования Международной конвенции МАРПОЛ–73/78 по предотвращению загрязнения воздуха с судов …………183 13.2.1. Общие положения ……………………………………183 13.2.2. Освидетельствование судна …………………………185 13.2.3. Требования в отношении контроля Раздел 4 Система управления безопасностью компании и судна Лекция №14 Система управления безопасностью компании и судна ………...192 14.1. МКУБ – основа управления безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды ………192 14.2. Сущность и содержание системы управления 14.3. Основные международные документы, 14.4. Требования к компетентности моряков в соответствии 201 с Кодексом ПДМНВ-78/95 …………………………………..201 Лекция №15 Особенности оборудования судов для предотвращения 15.1. Оборудование судов для предотвращения загрязнения 15.2. Оборудование судов для предотвращения загрязнения 15.3. Оборудование судов для предотвращения загрязнения …...205 водной среды сточными водами …………………………….205 15.4. Оборудование судов для предотвращения загрязнения водной среды мусором ……………………………………….207 15.5. Оборудование судов для предотвращения загрязнения атмосферы ………………………………………209 Лекция №16 Организация и порядок обработки судовых отходов, 16.1. Организация и порядок сбора судовых отходов …………...213 16.2. Структура и состав портовых приемных сооружений 16.3. Организация и порядок утилизации судовых отходов …….216 Лекция №17 Структура и содержание судового плана чрезвычайных мер 17.1. Общие требования к порядку разработки судового плана ….218 17.2. Нормативные документы, определяющие структуру 17.3. Цель и содержание судового плана …………………………..219 17.4. Действие экипажа судна при загрязнении водных путей 17.4.1. Требования к подготовке экипажа …………………...220 17.4.2. Сообщение о загрязнениях водной среды …………...221 17.4.3. Организация работ по ликвидации разливов нефти ...222 Лекция №18 Автономность плавания судов по условиям 18.1. Общие требования к судам по обеспечению автономности плавания по условиям экологической безопасности ………228 18.2. Порядок расчета автономности плавания судов 18.3. Экологический надзор и контроль Лекция №19 Перечень и содержание документов, касающихся предотвращения 19.1. Необходимый перечень документов на судне, подтверждающих его экологическую безопасность ……….239 19.2. Судовой план управления мусором и журнал операций с мусором ………………………………………….242 19.3. Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью ………………………………………244 Лекция№20. Научно–методические основы оценки риска 20.1. Основные положения анализа риска аварий при перевозке грузов …………………………………………248 20.2. Метод расчета размера ущерба, причиняемого 20.3. Метод обобщенной оценки риска (степени риска) перевозки грузов ……………………………………………...263 20.4. Структура и состав практических рекомендаций 264 по уменьшению риска ……………………………………….264 Список использованных источников …………………………………………….268
Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СУДОХОДСТВЕ Лекция №1 Источники и последствия загрязнения окружающей среды 1.1. Загрязнение окружающей среды
Загрязнение ОС, воздействие на биосферу, представляющее опасность для представителей живой природы и устойчивого существования экосистем. Различают природные загрязнения, вызванные естественными причинами, и антропогенные, связанные с деятельностью человека. Практически все виды хозяйственной деятельности влекут за собой те или иные формы загрязнения. Она сопровождается увеличением уровня содержания вредных для организмов веществ, появлением новых химических соединений, частиц и чужеродных материалов, токсичных или не способных к утилизации в биосфере, чрезмерным повышением температуры (тепловое загрязнение), шума (шумовое загрязнение), электромагнитного излучения, радиоактивности (радиоактивное загрязнение) и другими изменениями среды. Ежегодно из недр Земли извлекается более 100 миллиардов тонн различных пород. При сжигании около 1 миллиарда тонн условного топлива (в том числе бензина) в биогеохимические циклы включаются не только дополнительные массы оксидов углерода и азота, соединений серы, но и большие количества таких опасных для организмов элементов, как ртуть, свинец, мышьяк и др. Вовлечение в промышленное и сельскохозяйственное производство тяжёлых металлов значительно превосходит те количества, которые находились в биосферном круговороте за всю предшествующую историю человечества. В биосферу поступает до 67 % тепла, вырабатываемого электростанциями. К 21 веку в мире синтезировано около 12 миллионов ранее не встречавшихся в природе соединений, из которых около 100 тысяч широко распространились в ОС (например, хлорсодержащие пестициды, полихлорбифенилы). Загрязнение ОС столь велико, что естественные процессы круговорота веществ в природе и разбавляющая способность атмосферы и гидросферы не в состоянии нейтрализовать его вредное воздействие. Нарушаются сложившиеся в ходе длительной эволюции природные системы и связи в биосфере, подрывается способность природных комплексов к саморегуляции. Экологические нарушения проявляются в сокращении численности и видового разнообразия организмов, в снижении биологической продуктивности, деградации экосистем. Наряду с этим происходит неконтролируемое размножение организмов, легко вырабатывающих устойчивые формы (некоторые насекомые, микроорганизмы). И хотя в ряде развитых стран объём выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ОС к 21 веку уменьшился, в целом загрязнение биосферы нарастает, в том числе за счёт глобальных (распространяемых по всему земному шару) и стойких (персистентных, сохраняющихся на протяжении многих десятков лет) загрязнителей. Непосредственными объектами загрязнения служат атмосфера, водоёмы и почвы.
1.1.1. Загрязнение атмосферы
Сжигание нефти, природного газа, угля, древесины и органических отходов - основные источники загрязнения соединениями серы, оксидами азота и углерода, аэрозолями, пылью, дымами и тяжёлыми металлами. Значительные количества метана выделяются при добыче ископаемого топлива, при сжигании различных органических веществ и др. Концентрация СО2 за последние 200 лет возросла более чем в 1,3 раза, оксидов азота - почти в 1,9 раза, метана - более чем в 3 раза. Антропогенные выбросы СО2 и некоторых других газов, в том числе метана, фторуглеродов, гексафторида серы, озона, создают в атмосфере «парниковый эффект» и могут привести к изменению климата на планете. Около 60 % попадающей в атмосферу серы имеет антропогенное происхождение (сжигание топлива, производства серной кислоты, меди, цинка и др.). Оксиды серы, азота и углерода взаимодействуют с водяными парами атмосферы, что служит причиной выпадения кислотных дождей, ставших серьёзной экологической проблемой в Европе, Северной Америке, Китае. Выбросы в атмосферу хлорфторуглеродов и ряда других веществ ведут к истощению озонового слоя стратосферы, защищающего всё живое от жёсткого УФ-излучения. В начале 21 века было зарегистрировано появление «озоновой дыры» над Антарктикой. Она захватывает также южную оконечность Южной Америки, Фолклендские острова, Новую Зеландию, часть Австралии. С появлением «озоновой дыры» связывают увеличение частоты заболевания раком кожи и катарактой. Отмечается возрастание интенсивности УФ-излучения в средних широтах Северного и Южного полушарий Земли и в Арктике. С 1990-х годов заметную долю в загрязнение атмосферы вносят лесные пожары. В России более 60 миллионов человек живут в условиях высокого (до 10 ПДК) и очень высокого (более 10 ПДК) загрязнения атмосферы. Около 50 % всех вредных веществ и до 70 % общего объёма парниковых газов поступают в атмосферу от предприятий топливно-энергетического комплекса.
1.1.2. Загрязнение водоёмов
Развитие промышленности, урбанизация и интенсификация сельского хозяйства в 20 веке привели к существенному ухудшению качества воды в поверхностных континентальных водоёмах и значительной части подземных вод. В начале века преобладало засоление (минерализация), в 1920-е годы - загрязнение соединениями металлов, в 1930-е - органическими веществами, в 1940-х годах началась интенсивная эвтрофикация водоёмов; в 1950-х - загрязнение радионуклидами, после 1960-х годов - закисление. Основными загрязнителями являются сельскохозяйственные, промышленные и бытовые стоки, с которыми в водоёмы поступают соединения азота, фосфора, серы, мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора и хлора, а также углеводороды. Широкомасштабная очистка промышленных сточных вод начала производиться в большинстве стран только во 2-й половине 20 века. В Западной Европе очищается более 95 % сточных вод; в развивающихся странах - около 30 % (Китай планирует очищать 50 % сточных вод к 2010). Наиболее эффективные очистные сооружения удаляют до 94 % фосфорсодержащих и до 40 % азотсодержащих соединений. Загрязнение водоёмов сельскохозяйственными стоками обусловлено, прежде всего, наличием в них различных удобрений и пестицидов (ежегодно используется до 100 миллионов тонн, до 300 кг на 1гектар сельскохозяйственных угодий; до 15 % из них вымывается). Кроме того, они содержат стойкие органические соединения, в том числе хлорсодержащие пестициды, полихлорбифенилы, диоксины. Поступление азота и фосфора сопровождается интенсивным развитием водных растений и дефицитом кислорода в водоёмах и, как следствие, существенным нарушением водных экосистем. Около 10 % загрязнений пресных вод в мире приходится на муниципальные сточные воды. В целом ежегодно во внутренние водоёмы сбрасывается более 1,5 тыс. м3 сточных вод, на разбавление которых уходит около 30 % всего речного стока, составляющего около 46 тыс. м3. Значительная часть загрязнителей попадает в природные воды из атмосферы, с дождевыми и талыми водами. В США, например, в 1980-е годы таким путём в водоёмы поступило до 96 % полихлорбифенилов, 90 % азота и 75 % фосфора, большая часть пестицидов. К началу 21 века более половины крупных рек мира оказались сильно загрязнёнными, их экосистемы деградируют. В донных отложениях рек и особенно водохранилищ происходит накопление тяжёлых металлов и стойких органических загрязнителей. От заболеваний, связанных с загрязнением источников питьевой воды, в конце 20 века только в Африке ежегодно умирало 3 миллиона человек. Во многих регионах России загрязнение поверхностных водоёмов нефтепродуктами, соединениями меди, марганца, железа, азота, фенолом и другими органическими веществами в десятки раз превышает уровень ПДК. Около 20% загрязнённых сточных вод приходится на предприятия ТЭК. Нередки случаи высокого загрязнения ртутью, свинцом, сульфидами, сероводородом, пестицидами, лигнином, формальдегидом. Например, на дне волжских и других водохранилищ накопились десятки миллионов тонн солей тяжёлых металлов и других опасных для организмов веществ, что превратило эти водоёмы в неконтролируемые места захоронения токсичных отходов. В 2005 почти 30 % поверхностных водоёмов, используемых для питьевого водоснабжения, не соответствовали гигиеническим нормам, более 25 % проб воды - нормативам по микробиологическим показателям. Не лучшая обстановка в этом и в настоящее время. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |