Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Картелизация российской экономики




Ежегодно в России выявляется все большее количество картелей и иных антиконкурентных соглашений. В 2016 г. было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них 330 - дела о картелях, что на 18% больше, чем в 2015 г. При этом более 80% дел по картелям – сговоры на торгах, что почти на 30% больше, чем в 2015 г.

Антиконкурентные соглашения, включая наиболее опасный их вид – картели – широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе имеющих стратегическое значение (распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания). Высокой степенью картелизации характеризуются сфера строительства, сфера лекарств и медицинских изделий, сфера промышленности (см. Приложение № 3 к настоящему Докладу).

Специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов, организаций и должностных лиц, совершение государственными служащими деяний, содержащих признаки преступлений (взятка, хищение, злоупотребление служебным положением) с целью сокрытия и (или) обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Так, в 2016 г. антимонопольными органами было возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти, что превышает показатели 2015 г. на 15%. Картели являются питательной средой для коррупции.

Количество хозяйствующих субъектов, участвующих в одном картеле, исчисляется зачастую десятками, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, десятками и сотнями. Сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам: структурированность, устойчивость, распределение ролей. Все чаще в картельных практиках на территории России участвуют иностранные компании, незаконно и нелегально вторгаясь, в том числе и в стратегически важные отрасли экономики. Все чаще для достижения тайных антиконкурентных соглашений используются цифровые технологии.

Деятельность картелей наносит вред национальной безопасности России, интересам бизнеса и населения страны, причиняет существенный ущерб бюджетам государства и компаний при проведении закупок, оказывая крайне негативное влияние на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации и страны в целом.

Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми регионами. Для реализации своего соглашения участники рынка разработали специальные ограничительные требования для автоперевозчиков, в частности значительные размеры обеспечения заявок и исполнения контрактов. Эти требования включались в закупочную документацию, что и обеспечило картелю победу в закупках «Чукотснаба» на общую сумму более 800 млн рублей. В результате, в 2014 г. – первой половине 2015 г. на Чукотке отмечалось существенное завышение цен на нефтепродукты на оптовом и розничном рынках в сравнении со средними показателями по Дальневосточному федеральному округу за аналогичный период. К примеру, завышение розничных цен на нефтепродукты составило: на АИ-95 – 12 руб./л, АИ-92 – 13,5 руб./л, на дизельное топливо – 14,5 руб./л. Это существенно сказалось на затратах потребителей и негативно повлияло на экономическую ситуацию в регионе. Восстановление прозрачности закупок привело к стабилизации ситуации на товарном рынке реализации нефтепродуктов и, например, в первом полугодии 2016 г. розничная цена на дизельное топливо в Чукотском автономном округе снизилась на 6,5 руб./л.

На фармацевтических рынках сектор государственных закупок составляет более 30%. Деятельность картелей с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам медикаментов и изделий медицинского назначения зафиксирована на территории 82 субъектов Российской Федерации (см. Приложение № 4 к настоящему Докладу).

Ежегодный объем закупок в Российской Федерации для государственных нужд и нужд государственных компаний составляет свыше 30 трлн рублей. При том, что латентность картелей на торгах крайне высока и сопоставима с латентностью коррупционных преступлений, совокупный ущерб от деятельности всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т.д.) может достигать до 1,5-2% ВВП.

Общественная опасность картелей очевидна. Картели - тайные соглашения, влекущие серьезную административную и, зачастую, уголовную ответственность.

ФАС России ежегодно выявляет несколько сотен картелей и иных антиконкурентных соглашений, за участие в подобных соглашениях к административной ответственности ежегодно привлекаются до полутора тысяч хозяйствующих субъектов. При этом органами внутренних дел в 2016 г. выявлено всего 3 картеля и возбуждено 3 уголовных дела по ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции) и ни одно из них не было направлено в суд. Вместе с тем нарастание картелизации экономики как вызов экономической безопасности Российской Федерации требует адекватных мер со стороны государства и общества.

Так, указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 картели признаны одной из угроз экономической безопасности страны и борьба с ними предусмотрена Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. 05.08.2017 Президентом Российской Федерации утвержден перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...