Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальные экономические вызовы развитию экономики Российской Федерации




О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва - 2018

Содержание:

 

Введение. 5

 

1. Глобальные экономические вызовы развитию экономики Российской Федерации.. 7

 

2. Проблемы развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.. 10

2.1. Государственно-монополистические тенденции в экономике. Региональный аспект. 11

2.2. Картелизация российской экономики. 21

2.3. Проблемы параллельного импорта. 24

2.4. Тарифная дискриминация. 25

2.5. Недостаточное развитие малого бизнеса. 28

2.6. Ограничение конкуренции органами государственной и муниципальной власти. 31

2.6.1. Ограничение конкуренции при осуществлении                                 государственных имуниципальных закупок. 36

2.6.2. Проявления государственного протекционизма                                              на региональном уровне. 39

2.6.3. Развитие тенденций экономического «сепаратизма». 50

 

3. Правовые и институциональные условия для развития конкуренции на региональном уровне. Направления по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.. 55

3.1. Совершенствование антимонопольного,                                                     тарифного законодательства, законодательства о государственных закупках и торговой деятельности. 55

3.1.1. Национальный план развития конкуренции. 59

3.1.2. О Планах развития конкуренции («Дорожных картах») в отраслях экономики. 62

3.2. Региональный Стандарт развития конкуренции как инструмент консолидации усилий по развитию конкуренции в субъектах                  Российской Федерации. 63

3.2.1. О Стандарте развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. 63

3.2.2. О реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. 66

3.2.3. Положительные практики субъектов Российской Федерации                        в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции. 70

3.2.4. Лучшие практики регионов,направленные на развитие                            конкуренции. 80

3.2.5. Перспективы Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. 88

 

4. РЕШИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ в российской федерации.. 89

4.1. Необходимая система программных документов                            государственной политики по развитию конкуренции. 90

4.2. Задачи федеральных органов исполнительной власти                                        и организаций по развитию конкуренции. 91

4.3. Задачи органов власти субъектов Российской Федерации по развитию конкуренции. 95

 

Приложения. 103

1. Количество организаций государственной и муниципальной форм                             собственности в разрезе субъектов Российской Федерации. 103

2. Информация по размеру кредиторской задолженности по отдельным                     унитарным предприятиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 105

3. Распространение картелей в сферах экономики Российской Федерации. 106

4. Экспансия картелей на рынках медицинских изделий и медикаментов                                         в субъектах Российской Федерации. 107

5. Примеры тарифной дискриминации. 108

6. Динамика количества дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении органов власти. 111

 



Введение

Конкуренция является стимулом экономического роста и основой поступательного развития страны, главным движущим фактором эволюционного развития общества. Конкуренция стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства, что приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора товаров для потребителей.

Поддержка конкуренции является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Современное российское законодательство о защите конкуренции, в результате последовательных преобразований на последних нескольких десятков лет, стало соответствовать мировым стандартам и принципам антимонопольного законодательства.

В то же время для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики.

Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики.

Предпринимаемые государством меры по развитию конкурентной среды в отдельных отраслях (сферах), и чаще всего, секторах экономики, имели положительные результаты, в том числе в рамках региональных Стандартов развития конкуренции (принимаемых с 2014 г.), однако они не привели к системным улучшениям в состоянии конкурентной среды в масштабе страны.

Важным этапом определения вектора развития экономической политики в Российской Федерации стало утверждение Президентом Российской Федерации Указа от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым в качестве приоритетного направления деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предусмотрено активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации. Данным Указом также утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее – Национальный план развития конкуренции), предусматривающий первоочередные мероприятия, направленные на достижение ключевых показателей по развитию конкуренции.

Реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, особенно в условиях экономических санкций, возможно только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, российского бизнес-сообщества и институтов гражданского общества.

Настоящий Доклад содержит обзор проблем развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, описание правовых и институциональных условий для развития конкуренции, обозначает приоритетные направления по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации и содержит перечень решительных мер по развитию конкуренции и реализации задач, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции.


 


Глобальные экономические вызовы развитию экономики Российской Федерации

 

Наряду с традиционными факторами ограничения конкуренции монополизации товарных рынков способствуют элементы глобализации рынков, обусловленные, в том числе возможностями цифровой экономики (использование интернет-платформ, использование больших данных и т.д.), недобросовестные практики транснациональных компаний, а также вводимые против России экономические санкции.

Современные рынки отличаются от тех, которые существовали 15-20 лет назад, они становятся «цифровыми». Так, торговля, финансовый сектор, транспортные услуги, сферы ЖКХ, строительства, медицины, ТЭК, машиностроение, добыча сырья и природных ресурсов – все эти отрасли (сферы) так или иначе сегодня функционируют с использованием цифровых технологий.

Особенность товара в эпоху цифровой экономики проявляется в ценности информации на современном рынке, которая оказывает прямое влияние на стоимость практически всех товаров (работ, услуг). Многие товарные рынки, по сути, становятся нематериальными, поскольку такой вид товара, как информация, является нематериальным, он не может быть точно оценен с точки зрения материального производства, при этом охраняется законодательством об интеллектуальной собственности, и потребители готовы за него платить. Особенностями цифрового товара также являются: его неограниченная воспроизводимость, нулевая стоимость тиражирования и транспортировки, дополнительные потребительские ценности в привязке к связанным материальным товарам, многообразие способов монетизации, включая бесплатное предоставление, глобальный характер обращения товара.

Сегодня огромное количество услуг потребителям предоставляется, как кажется, бесплатно с точки зрения их имущественной ценности, однако следует иметь в виду, что с них одновременно собирают информацию об особенностях, способностях, предпочтениях, которая является товаром и покупается третьими лицами. В конечном счете собранные таким образом данные монетизируются на различных товарных рынках, поскольку используются для формирования цены товаров (работ, услуг), предлагаемых к приобретению конкретным потребителям, а в более глобальном масштабе, формируя спрос и предложение на значительном числе товарных рынков.

Открытые торговые цифровые платформы (электронная коммерция, социальные сети, цифровые медиа-платформы) объединяют сотни миллионов пользователей по всему миру. Такие платформы на сегодняшний день становятся важнейшим элементом инфраструктуры новых рынков, осуществляя реализацию товаров среди значительного количества поставщиков и покупателей товаров, обладая при этом большим объемом информации о производителях, их потребностях, а также о потребителях, их предпочтениях, и вследствие этого получают огромную рыночную силу. Обращение товара с использованием цифровых платформ приобретает глобальный характер, поскольку во многих случаях становится не важным, где произведен товар, для того, чтобы его предложить к продаже и приобрести.

На нынешнем этапе экономического развития в конкурентной борьбе преимуществом обладает тот производитель, который использует при продаже товаров сервисы, предлагаемые с использованием цифровых платформ, по сравнению с тем производителем, который продолжает искать или увеличивать объемы сбыта, используя лишь традиционные, нецифровые приемы ведения конкурентной борьбы и привлечения внимания потребителей.

Обладатель информации - владелец цифровой платформы, может не занимать какую-либо долю на рынке производства определенного материального товара, но, владея определенной информацией, он может контролировать практически любой материальный рынок.

Глобальная цифровизация экономики ставит новые вызовы для российской экономики, что в первую очередь, относится к системе существующих мер государственной политики, направленных на развитие и защиту конкуренции как основы рыночной экономики.

С появлением новых способов взаимодействия участников рынка, через информационные технологии, не требующие «личного» взаимодействия, российская экономика перешла в другую, более высокую категорию риска нарушений антимонопольного законодательства и необходимости предоставления участникам рынка иных, дополнительных инструментов защиты.

Другим фактором, влияющим на состояние внутреннего российского рынка, являются экономические санкции, введенные зарубежными странами против России. Тенденцией государственной политики, явившейся результатом введения экономических санкций в отношении российских физических и юридических лиц, стало импортозамещение. Взвешенная и целенаправленная политика импортозамещения, рассчитанная на долгосрочную перспективу, должна способствовать росту российского высокотехнологичного производства, с последующим выходом российской продукции на экспортные рынки.

Вместе с тем недостаточно продуманные и быстро реализуемые меры в долгосрочной перспективе могут привести к ограничению конкуренции и снижению эффективности функционирования российской экономики.

В целях снижения негативного влияния экономических санкций и использования явных и скрытых потенциалов данных процессов для повышения уровня отечественного производства, российская экономика должна обладать таким качественным и действенным стимулом развития, как развитая конкурентная среда во всех конкурентных и потенциально конкурентных отраслях (сферах) экономической деятельности.

Меры поддержки отечественных производителей, которые носят запретительный характер для иностранных производителей аналогичных товаров, должны быть установлены таким образом, чтобы стимулировать инновационное развитие отечественного производства в условиях конкуренции.

Особую обеспокоенность вызывает наличие в экономике России устойчивых системных «доцифровых» проблем развития конкуренции (государственно-монополистические тенденции, картелизация, неэффективность закупок, недостаточное развитие малого бизнеса и др.), которые, с одной стороны, ослабляют «иммунитет» национальной экономики от угроз, которые несут в себе глобальная цифровизация, глобализация рынков, недобросовестные практики транснациональных компаний, изменение технологических процессов (четвертая промышленная революция) и экономические санкции, а с другой стороны, могут послужить препятствием для использования преимуществ цифровизации для повышения качества товаров (работ, услуг), развития инноваций и повышения благосостояния потребителей и конкурентоспособности российского государства на мировом рынке.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...