Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет.1 вопрос. Конфликт новых богов и их прародителей в «Энума Элиш»: его причины и последствия.




Конфликт обусловлен различием состояния между прародителями и новыми богами.Прародители (Апсу-водный хаос и Тиамат-божество соленых морских вод) были неподвижны и стремились исключительно к покою и бездействию. В то время,как новые боги(Лахму,Лахаму-ил в первородном океане, Аншар и Кишар-горизонт,небесная и земная окружность, Ану-созидающий,бог небес,Эйя-бог мировых пресных вод) тратили время и все свои силы на движение и различные увеселения(«Пляска богов»),что не нравилось прародителям. (встревожили чрево Тиамат)

Конфликт реализуется в противостоянии двух поколений богов. Первой жертвой этого противостояния стал Апсу,который посоветовавшись со своим помощником Мумму,решил уничтожить неугодных ему богов,однако вместо этого был убит Эйей(усыпил и Мумму).

С целью отомстить за мужа,Тиамат собирает войско против убийц своего мужа.Так начинается теомахия (война богов), в ходе которой главный герой «Энума Элиш» -когда вверху, Мардук убивает Тиамат и создает из ее останков мир.(Мардук – сын Эйи и Дамкины).

 

Вопрос. Базовые падартхи вайшешики.

Система вайшешика получила это название,из-за того, что «вишеша» как категория познания была в ней рассмотрена особенно подробно. Основатель этой философии- Улука по прозвищу «Канада». Система вайшешика ставит перед человечеством следующую цель- освобождение индивидуального я. Считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение- абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности.

В системе Вайшешики рассматриваются следующие категории реальности(падартхи). Падартха,буквально понимается как объект ,обозначаемый словом.

1)Дравья-субстанция. Субстанция есть то, что может иметь качество или в чем может происходить действие, но она отличается и от того и от другого. Без субстанции не может быть ни качества, ни действия. Субстанция является субстратором качеств и действий, а также существенной, материальной причиной других производных от нее сложных вещей.

2)Гуна- качество. Определяется как то, что существует не само по себе, а в субстанции, не имеет собственных качеств и не проявляет никакой активности. Качество есть непроизводящая или нематериальная причина вещей,поскольку оно определяет природу и характер, но не само существование вещей. Оно пребывает в вещах как нечто пассивное и недеятельное.

3)Карма- действие. Означает физическое движение. Действие представляет собой транзитивный процесс воздействия одной вещи на другу. Поэтому действие считается независимой причиной соединения и разъединения вещей.Все действия или движения происходят в ограниченных телесных субстанциях, поэтому не может быть действия в бестелесных всепроникающих субстанциях, как эфир,пространство, время и т.д.

4)Саманья-общность. Это сущность класса или общее. Общее присутствует во всех представителях данного класса. На основе общего образуется понимание тождественности всех членов данного класса. Это возможно потому, что в различных индивидуальностях имеется одна общая сущность, которая позволяет подвести их под класс и мыслить как существенно тождественные. Таким образом, саманя (общее) есть реальная сущность, соответствующая общей идее или понятию класса.

5)Вишеша-особенность. Является прямой противоположностью категории общего (саманья). Под особенностью следует понимать нечто свойственное только данной субстанции, которая не имеет частей и является поэтому вечной. Таковы,например, субстанции: пространство, время, акаша, умы, души, а также атомы земли, воды, света и воздуха. Особенности сами по себе не могут быть восприняты, они как и атомы являются сверхчувственными сущностями.

6)Самавая-отношение присущности. Вечная связь двух любых сущностей, одна из которых не может существовать без другой.

7)Абхава-небытие. Вайшешики утверждают, что небытие также реально, как и бытие. Абхава делится на сансарга-абхаву и аньйонья-абхаву. Сансарга-абхава означает отсутствие чего-лио в чем-то другом, а аньйонья-абхава означает то, что одна вещь не является другой вещью. Сансарга-абхава делится на праг-абхаву (небытие вещи до ее возникновения), дхванса-абхаву (небытие вещи после ее разрушения) и атьянта-абхаву (небытие вещи в течение всего времени).

6 положительных категорий, 1 –отрицательная(небытие-абхава).

 

Билет.

1.Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума Элиш».

2.Вайшешика об универсуме, как комбинации 4х типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.

1.Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума Элиш».

Бог Мардук является главным действующим лицом в поэме «Энума Элиш», главный бог города Вавилон. Сын бога Эйя (Энки) и богини Дамкины. Во время конфликта между прародителями и новыми богами Мардук возглавил вторых с условием, что новые боги вручат ему свою власть, он будет выше всех, то есть станет царем. Получив всю полноту власти, Мардук вступил в битву с Тиамат и одерживал победу. Далее Мардук начал устройство мира. Разбив череп Тиамат, разрезал артерии. После разрубил тело Тиамат надвое и сделал из одной половины небо, на небе воздвиг город Эшарру. После этого он создал полярную звезду, календарь, созвездия и дал инструкции Луне и Солнцу. Глаза Тиамат стали истоками главных рек: Тигра и Евфрата. Ее хвост- млечный путь, промежность- опора неба. А сам стал правителем бури и ветра. После боги провозгласили его властителем неба и земли. Боги хотели помочь Мардуку править. Он разделил их на две части : одни должны помогать править на небе, вторые наблюдали за ходом дел на земле. Далее для облегчения бремени богов Мардук решил создать человека. Казнив Кингу, из его крови он создает человека. Избавившись от труда, боги стали свободны. Последнее ,что создали боги-храм в Вавилоне.

Мардук создал «семь богов судеб», они являются неким божественным словом. Далее Мардука переименовывают новым именем- Асаллухе .После собравшиеся называют 50 имен Мардука (каждое имя указывает на отдельную черту его могущества). Мардук становится абсолютным монархом.

2.Вайшешика об универсуме, как комбинации 4х типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.

Теория мироздания вайшешиков, пытаясь объяснить происхождение и разрушение мира, сводит все сложные вещи к четырям видам атомов- атомам земли,воды, огня и воздуха- и поэтому называется атомистической. Атомистическая теория вайшешиков дает объяснение лишь той части вселенной которая невечна, то есть является субъектом происходящего со временем возникновения и разрушения составных, сложных вещей. Вечные части вселенной- четыре рода атомов и пять субстанций (акаша, пространство, время, ум и душа)- на подлежат рассмотрению атомистической теории потому, что они не могут быть ни созданы, ни разрушены. Сложные же объекты, начиная с двойки, или первоначального соединения двух атомов (двьянука), являются невечными. Все сложные объекты образованы комбинацией атомов и разрушаются с их разъединением. Первоначальная комбинация двух атомов называется двьянукой, или двойкой, а комбинация трех двоек- трьянукой, или триадой. Согласно философии вайшешика, триада яляется минимальным воспринимаемым объектом. Атом и двойку невозможно воспринять с помощью чувств, они, следовательно, познаются с помощью логического вывода. Все разрушимые объекты физического мира и сам физический мир состоят их четырех видов атомов, соединенных в двойки,, триады и другие возникающие из них более крупные соединения.

Философы-вайшешики представляют мироздание в ощем следующим образом. Вселенная есть система физический предметов и живых существ, пребывающих в телах, наделенных чувствами, умом, интеллектом и самолюбием. Все это существует и взаимодействует в акаше (эфире). Порядок мира в целом есть моральный порядок, ибо жизнь и судьба всех индивидов управляются в нем не только физическими законами пространства и времени, но также всеобщим моральным законом кармы. В. Считают,что исходным пунктом создания или разрушения является воля верховного властителя (Махешвара), который правит всей вселенной. Властитель имеет склонность к созиданию такой вселенной, в которой единичные существа могли бы получить по заслугам надлежащую долю удовольствия или страдания. Из сочетания двоек и триад атомов воздуха возникает физ элемент- воздух, подобным образом приходят в движение атомы воды и образуется вещество вода, далее из движения атомов земли-земля и также свет. После этого поо мысли бога появляется зародыш вселенной из атомов земли и света. Бог одушевляет этот великий зародыш мировой душой- Брахмой, которая наделена высшей мудростью, отрешенностью и совершенством. Созданный мир продолжает свое существование в течение многих лет. Но он не может существовать вечно. Бог предусматривает освобождение от страданий всех существ на некоторое время. Это осуществляется богом посредством разрушения мира. Так период созидания сменяется состоянием разрушения. Периоды созидания и разрушения составляют полный, вечно повторяющийся цикл, называемый кальпа.

Процесс мирового распада представляет собой следующее. Когда с течением времени Брахма(мировая души), как и другие души покидает свое тело, у Махешвары появляется желание разрушить мир. Вместе с тем созидательная адришта- то есть невидимое моральное начало живых существ, противодействующее разрушительной адриште,- прекращает свою деятельность в пределах активной,поддающейся восприятию жизни. Когда в душах начинает действовать разрушительная адришта, она порождает движение атомов, составляющих их тело и чувства. Благодаря этому движению происходит разъединение атомов и следующий за этим распад тела и чувств. После разрушения тела и его чувств остаются только изолированные атомы. Точно также возникается движение в атомах, из которых образуется элемент земли и его последующее разрушение из-за их разъединения. Таким образом, происходит последовательное разрушение физических элементов: земли, воды, света и воздуха. Так распадаются и разрушаются все эти физические элементы, а также все тела и чувства. После этого остается лишь 4 изолированных друг от друга вида атомов (земли,воды,света и воздуха) и вечные субстанции: акаша, время, пространство, ум и души.

Билет 13.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...