Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение понятий Джет и Нехех в древнеегипетской мысли.




Представление о полноте времени в Египте выражалось двумя словами «джет» и «нехех». В совокупности обозначало что-то вроде объединенного двойного времени. Каждое из слов отчасти заключает в себе смысл и значение наших слов «время» и «вечность.»

В 17 главе египетской «Книги мертвых» выражение «все сущее» идет от «джет» и «нехех».

Наиболее близки эти понятия паре слов «изменчивость» и «завершенность». По-египетски изменчивость –хепер, завершенность-тем. Эти два понятия воплощены в богах Хепри(становящийся)и Атуме(Завершенный). Хепри- нехех, Атум- джет.

О времени «нехех» говорят, что оно идет. Это время, как непрерывный поток времени (дней,месяцев,лет). Сходно с нашим понятием времени.

О времени «джет» говорят, что оно «пребывает» , «продолжается», «длится».Это время,в котором сохраняется завершенное то,что осуществилось в потоке времени «нехех» и теперь перешло в другую форму времени, в котором нет изменчивости и движения. Продолжение бытия, того что уже завершилось.

Осирис является богом временного аспекта «джет». (он даже именуется так в некоторых текстах). Осирис – бог умерших.Он царит в том временном измерении, где пребывает в неизменном и непреходящем состоянии все, что уже закончило свое бытие под лучами солнца, в измерении другого бога. Этот бог- солнце. Солнечного бога называют нехех, желая подчеркнуть, что он все время находится в движении. Время, по представлению египтян ,сочетает в себе «время Солнца» и «время Осириса».

Джет- завершенная всевременность в загробном мире, в царстве Дуат.

Нехех – вчера, сегодня,завтра. Было, есть, будет.

Джет- продолжение бытия того, что уже завершилось.

Нехех- изменчивость и поступательное движение.

 

Вопрос. 5 видов знания в джайнизме. Джайнская доктрина неоднородности: найявада и саядвада.

Джайнское учение о познание состоит из доктрины о достоверных источниках знания (прамана) и теории «неоднородности»(анэнантавада)

Виды знания(джняна)

1)Чувственное восприятие и логический вывод(мати)

2)Изучение священных джайн,писаний или слова,авторитетного человека(шрута)

3)Ясновидение(авадхи) –знание происходящего в других местах,событий ,явлений,только после освобождения от кармы.

4)Телепатия(манах-парья), т.е. чтение чужих мыслей. Возникает в случае преодоления кармы,которая мешает познанию. Достижима только человеком.

5)Всеведение (кевала-джняна) Открывает путь к мокше .Это высшая цель познания.Полное,совершенное знание.

Первые 3 могут быть как Истинными, так и Ложными. Последние две могут быть только И.

В результате правильного познания должно быть достигнуто, «благое воззрение»-необходимое условие,для освобождения. 

В познании необходимо ориентироваться на многомерность и многогранность реальности,учитывая в своих теоретических построениях множество точек зрения, поскольку сама действительность «неодносторонняя».

(Всякая однородность приводит к ошибке,ибо сама действительность неоднородна,многогранна.

Доктрина неоднородности включает в себя два раздела:

1)Учение о точках зрения(«Наявада»)

2) «Некоторым образом»(«Сьядвада»)

Наявада-познание вещей и их отношений с различных точек зрения

Наявада учит о возможности рассмотрения всякого предмета с этих точек зрения:

(1)Найгама –найяя –общеупотребительная,ненаучное выражение бытовой речи

2)Самграха-рассмотрение вещи,как принадлежащей к классу)

3)Вьявахара- обыденная,частная,подробная с точки зрения деталей

4) Риджисутра- пространственно-временная.С т.з. постоянного момента.Что мы делаем в данный момент времени.

5)Шабда- контекстуальная

6)Самабхирутха- этимологическая,подробности

7)Эвамбхута- фиксирует только одно значение корня слова применительно к данному объекту

 

Джайнская сьядвада(«сьяд»- возможно,некоторым образом)

Заключается в описании любого объекта с этой стороны:

1)Некоторым образом существует

2)Некоторым образом не существует

3)Некоторым образом сущ. и не сущ.

4)Некоторым образом неописуем

5)Некоторым образом сущ. и не описуем

6)Некоторым образом не сущ. и не описуем

7)Некоторым образом сущ., не сущ. и не описуем. Стрела для слепого человека.

 

Подобная ориентация на многомерность реальности и контекстуальность описания в сфере познания является выражением идеи ненасилия(ахимса)- главной идеи джайнского учения. Учитывая различные аспекты сущего в процессе познания и вынесения суждений,сознание «тем самым ненасильственно» воспринимает реальность,не нанося «вреда» ни одной из ее сторон или граней.

Билет 4.

1.Представление древних египтян о человеческой природе и человеческом уделе.

2.Джайнские этика и сотереология: «три жемчужины» добродетельной жизни и пять великих обетов.

1.Представление древних египтян о человеческой природе и человеческом уделе.

Основные компоненты человеческой природы: Ах, Ба, Ка, Ха.

Ка – жизненная энергия человека, его двойник (рождающийся вместе с ним и определющий его судьбу). Изображался как человек, но с поднятыми вверх руками. Человек и его Ка похожи «как две руки» (соответствует русскому «как две капли воды»). После смерти человека двойник Ка обитает в его гробнице, ему приносят жертву в заупокоенную часовню. В то же время Ка живет на небесах.

Ха – эмпирическая сущность, тело(физическое тело человека).

Ба – сущность души человека, «жизненная сила» (духовная сущность, признающая уникальный характер личности). Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций.(Асирис - Ба бога Ра). Ба представлялось как нечто существующее после смерти человека и изображалось, как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны. Ба мог отделиться от человека и перемещаться, существуя в загробном мире. Именно поэтому нужно бальзамировать умершее тело, чтобы сохранить его для Ба.

Ах – дух(«светлый», «просветленный», «блаженный») в загробном мире( просветление, которое обретается в Дуат). Также является составной частью души человека. Но, что он представлял из себя неизвестно. Изображался Ах в виде хохлатого ибиса.

Представления о загробной жизни у египтян менялись. В древнем царстве считали, что в царстве мертвых правит бог Инэп, отвечал за бальзамирование. В среднем царстве Инэпа сменил Осирис, он вершил суд над умершими. В Древнем царстве люди считали, что не нуждаются в постоянной поддержке богов. Для людей того времени характерен материализм. В Среднем же царстве все изменилось: люди стали больше внимания уделять загробной жизни, почитанию богов. Считалось, что существует некая связь человека с богом. Менялись отношения между людьми. Если в древнем царстве соц. иерархия была выражена очень ярко, то в среднем эта разница постепенно ликвидируется. Бедный имел такое же право на благосклонность бога, как и богатый. Все люди после смерти могли наслаждаться вечной жизнью как царь в древнем царстве. Умерший на суде мог говорить свободно. В среднем царстве большой вес имела категория маат (правда, справедливость). Царь творит Маат(порядок) и пытается уничтожить Исефет (беспорядок). В древнем Египте больше, чем в других странах древности предавали значение человеку.

(Ха - тело как физический компонент человека, Ба - душа прежде всего как источник жизненной силы, Ка - двойник (в частности, как дубликат человека в Дуат), Ах - дух (в частности, как светоносное духовное начало человека в Дуат). )

2.Джайнские этика и сотереология: «три жемчужины» добродетельной жизни и пять великих обетов.

Джайнская этика в «сжатом виде» выражается «Тремя жемчужинами» («Три ранга»):

1. Правильное знание (самьяг джняна) – знание реальности, которое можно получить, изучая теории тиртханкаров – учителей, которые уже достигли освобождения. Правильное знание – знание всей истины, которая достигается устранением карм.

2.  Правильное видение ( самьяг даршана) – уважение к истине( шраддха)

3. Правильное поведение ( самьяг чаритра) – контроль страстей, чувств, мыслей, речей, действий, воздерживание от дурного и выполнение справедливого(в том числе пяти великих обетов)

«Три жемчужины» ведут к спасению, освобождению души от зависимости и от перерождений. Главная цель – достижение совершенства.

Пять великих обетов:

1. Ахимса – ненасилие. Воздержание от насилия по отношению ко всем живым существам. Неповреждение жизни другого следует из идеи потенциального равенства всех душ и принципа обратности ( золотой закон нравственности)

2. Астея – воздержание от воровства (неворовство). Собственность другого священна, благополучие – внешний покров жизни. Следовательно, нарушая благополучие, причиняешь вред жизни.

3. Сатья – нелживость, воздержание от лживости, высказывание доброй правды, преодолевание привычки насмехаться.

4. Брахмачарья – целомудрие. Воздержание от следования своим слабостям, в том числе, воздержание от брака.

5. Апариграха – воздержание от всех привязанностей к чувственным объектам, быть отрешенным.

Соблюдение пяти великих обетов ведет к четырехстороннему совершенству – безграничное познание, вера, сила и блаженство.

Однако, наиболее эффективным средством для достижения освобождения души, от кармической зависимости является медитация. Благодаря аскезе джива может стать освобожденной душой, сиддхой(достигшей) и больше никогда не воплощаться.

Освобождение в джайнизме является единственным состоянием души, в котором джива полностью проявляет свое чистое сознание и пребывает в вечном блаженстве всеведения. Однажды достигнув мокши, душа уже никогда не возвращается в круговорот рождения смертей.

 

Билет.

1.Категория Маат в древнеегипетской мысли.

2. Доктринальные основоположения буддизма: «4 благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность»

 

 1.Категория Маат в древнеегипетской мысли.

Маат – «порядок», «справедливость». Слово Маат передает идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего весь мир.

Отклонение от Маат – Исефет(беспорядок).

Когда мир входит в состояние беспорядка он уже не соответствует Маат. Смысл и порядок пребывают там, где есть изобилие. Маат – первозданная полнота смысла, проявляющаяся в изобилие и справедливости. (Там, где все обеспечены, нет угнетенных, ни один человек не совершит насилие над другим человеком, никто не должен страдать.)

Изначально, прерогатива творить Маат была у царя, но по факту это была общая миссия всех людей.

Царь вершит Суд и умиротворяет богов, тем самым способствует утверждению маат.

Царь владеет двумя божественными силами (которые являются живым орудием бога-творца). Сиа («понимание») и Ху(«действенное слово»). Сиа помогает царю постичь первозданную полноту смысла и запечатлить ее в своем сердце. Ху дает его словам силу мгновенно превратиться в действительность. «Полнота» тподразумевает изобилие земных плодов и их справедливое распределение. О первом заботятся боги, о втором - царь.

Культ состоит в том, что царь подносит богам Маат. Под маат здесь понимается хвалебная песнь, описывающая изначально свойственную творению полноту смысла и посредством действенного слова Ху, воплощает ее в действительность.

Ху – стремление бога творца к изобилию («полнота»), выражающее себя в слове, Маат – изобилие(«полнота») хорошо организованного и обеспеченного сотворенного мира, которое «подносится» Богам посредством культовой хвалебной песни, а в мире людей постоянно поддерживается посредством созидающего справедливость судейского слова. Маат – смысл, который царь постигает с помощью Сиа и изрекает с помощью Ху.

Поэтому египетское представление о религии можно выразить как «творить маат». «Творить Маат» - это означает приносить жертвоприношение, кормить умерших. Все это делает царь. Царь творит Маат и уничтожает Исефет.

Маат:

1.порядок.

2.справедливость(доброе начало+Джут)

3. Ху+Сиа

4. Царь творит Маат и пытается уничтожит Исефет.

 

2. Доктринальные основоположения буддизма: «4 благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность».

Самым ранним источником раннего канонического буддизма является «Типитака» (букв. «три корзины [закона]»), иначе называемая «палийским каноном», окончательное фиксирование которого относят к IIIв. до Р.Х. (т.е. корзины были завершены до 241г. до Р.Х. когда состоялся Третий буддийский собор). Питаки – это изложение слов и дел Будды в том виде, в каком они представлялись ранним буддистам. Типитака включает в себя:

 

1. Абхидхармапитаку (содержит в себе метафизические взгляды, автором считается «наиболее ученый из всех учеников Будды», Кашьяпа);

2. Виннаяпитаку (содержит в себе правила и нормы поведения, автор – «старейший из всех учеников Будды», Упали);

3. Суттапитаку (содержит в себе притчи и рассказы Будды, поведанные им во время своего путешествия, автор – «самый любимый ученик Будды», Ананда).

 

Легендарным основателем буддизма был Будда Шакьямуни.( Сиддхартха Гаутама).( Будда-пробужденный, Шакьямуни – мудрец из рода Шакья). В своей первой проповеди о «приведении в движение колеса дхармы» он вел речь о четырех благородных истинах. Кратко их можно описать так:

1. Благородная истина о страдании (притерпевании) – констатация того, что есть.

2. Благородная истина о происхождении страданий (жажда)

3. Благородная истина об уничтожении страдания. Полное бесследное уничтожение жажды, отказ от нее, освобождение.

4. Благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страдания.

Благой восьмеричный путь( раскрывает 4-ю истину):

1. Правильное видение

2. Правильная мысль

3. Правильная речь

4. Правильное действие

5. Правильный образ жизни

6. Правильное усилие

7. Правильное внимание

8. Правильное сосредоточение

Смысл восьмеричного пути – избавление от желаний и путь к нирване( Нирвана-«затухать»)

Принцип «взаимозависимого возникновения».

Это важный принцип обусловленного существования, известный как причинно-следственная связь. Причинно-следственная связь – центральная концепция буддизма. Этот принцип означает, что все явления(объекты) существуют только во взаимозависимости по отношению к другим явлениям, благодаря причинам и условиям, ведущим к результату.

Принцип «взаимозависимого возникновения» состоит из 12 звеньев:

Наведение; Кармическое влияние; Сознание; Имя-форма; Шесть органов восприятия; Соприкосновение с внешним миром; Ощущение; Жажда; Привязанность; Становление; Рождение; Старость-Смерть.

Существует всеобщий закон причинности, который обуславливает все явления духовности материального мира. Этот закон действует спонтанно. Согласно ему возникновение одного события(причины) сопровождается другим частным событием(следствием).Ничего не происходи случайно, усего есть своя причина, кроме нирваны.

Нет субстанционного, личностного начала, лишь поток, состоящий из дхарм.

Два крайних пути: 1. Стремление к удовольствиям. 2. Ведущий к умерщвлению плоти.

Татхагата увидел срединный путь, дающий зрение, дающий знание, по которому следует идти, ибо он ведет к умиротворенности, к сверхзнанию, просветлению, к нирване.

 

Билет.

1. Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амаранской теологии Атона.

2. Хинаяна: вайбхашика и саутрантика. Васубандху о дхармах и классификации дхарм, сансаре и нирване.

1.Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амаранской теологии Атона.

В период нового царства большое распростронение получила теология Амуна-Ра. Он возник в среднем царстве как результат отождествления двух божеств: Амона(покровителя царей) и Ра – солнечного Бога. В новом царстве, при 18 династии фиванских царей о нем разрабатывалось учение как о высшем существе, первым среди богов.

Во время правления Тутмоса 3 были распространены « жертвенные формулы»(произносились во время жертвоприношений). В них была включены Амона-Ра. По ней:

1. Бог-покровитель некоторого города, области.

2. Владыка времени и вечности.

3. Первобытный бог. ( « Единственный в начале творения»)

4. Создавший людей и богов.

5. Живое пламя, поднимающееся из первобытных вод.

6. Тот, кто задумывает все сущее.

7. Он говорит и то, что должно произойти, происходит.

Все эти идеи, кроме первой связаны с идеей единственности Бога. Бог Амон принимает на себя роли Творца и Солнечного бога, как бы впитывая в себя сущности бога Атума и бога Ра.

Фиванская теология ставит свои цели создать понятие бога, вмещающее в себя традиции, связанные как с Амоном, так и с Ра, и именно понятие высшего существа, собирающее в себе много аспектов, принадлежавшее ранее разным богам, является связующим элементом. Это решение проблемы представления «Бога», а не «одного из Богов» в рамках политеистической религии.

Воля Бога направлена не на что-то конкретное, а сразу на «все сущее». Мир возникает и существует по воле Бога.(здесь имеется ввиду не вся реальность, а лишь мир богов, воплощенный, скрытый от людей.

Амун обладает сознанием, речью и волей, а также высшей «этической инстанцией». В отличие, от старых богов он не всегда доступен для людей. Сначала человек должен « поместить его в свое сердце», лишь тогда он приблизится к богу. Истинным храмом нового бога является сердце человека.

↓ Далее Реформа Эхнатона.

Религиозный переворот Эхнатона был главным религиозно-историческим событием во времена нового царства.

Главный аспект новой реформы заключался в том, что она предусматривала «отмену» всех богов, заменяя их одним единственным – Атоном. В отличие от теологии Амуна-Ра, называвшей того лишь главным из богов; новое воззрения отрицало существование всех богов, кроме одного. Поклонение другим богам было запрещено, имя бога Амуна было стерто со всех храмов.

Новая религия обожествляет солнце и все, что с ним связано. Согласно «гимну Атону» солнце приобретает следующие свойства:

1. Пребывает на небе в одиночестве, подобно единому и одинокому Солнечному богу.

2. Солнечный бог далек и непостижим.

3.  Находится далеко, но его свет достигает земли.

Свет:

4. Открывает для людей мир, делая его зримым и проходимым

5. Наполняет мир телесным присутствием, красотой бога

6. Открывает людям бога и одновременно скрывает его

7. Дарует всем глазам способность видеть

8. Оживляет все сотворенные существа

9. Является взглядом бога, которым он созерцает свое творение

Движение:

10. Является «работой» бога(восхождение/нисхождение по небу

11. Его ритмом бог создает время, вместе с временем и прошлое

12. Так же сроки жизни разных существ.

Таким образом, происходит демифологизация солнечной теории - из процесса движения светила по небу исключаются все дополнительные действующие лица, само оно получает множество различных толкований. Новое божество лишено человеческого обличия. Оно постоянно оживляет мир, заставляет его подчиняться себе, делает свою работу для людей, оживляя их для царя. Царь должен управлять миром для божества и доставлять ему все, что он пожелает. Понятие поместить бога в свое сердце стало доступно только царю и царице.

Аморанская теология ставит на место Амуна, в фиванской теологии – царя, а бог есть нечто высшее.

 

2.Хинаяна: вайбхашика и саутрантика. Васубандху о дхармах и классификации дхарм, сансаре и нирване.

Хинаяна в буквальном смысле означает «малая колесница». Этим термином обозначают южные буддийские школы. Малый путь предназначен исключительно для одного человека. Подразумевает единичное освобождение.

Хинаяна состоит из Выйбхашики и Саутрантики.

Вабхашики(представители непосредственного реализма) – комментаторская школа. «Сокровищница Абхидхармы» - важнейший памятник школы Вайбхашики.(автор- Васубандху).

Целиком отвергают знание сутр и признают только абхидхарму. Обращаются к опыту(знание, полученное путем контакта с объектом), который порождает неоспоримые свидетельства о природе вещей.

Основное понятие для хинаянских философов – дхарма. Утверждается, что все дхармы существуют. В вайбхашике существуют дхармы прошлого, будущего и настоящего. Ум и вещи реальны. Вещи существуют вне сознания. Они воспринимаются непосредственно.

Философия школы опирается на теорию дхармочастиц, поток сознания, реально существующие в прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной частицы пребывания в этих трех временах состовляет 1/75 долю секунды(вспышка дхармы). За это мгновение дхарма успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхарме.

Саутрантика – школа хинаяны(сутровая школа). Основатель саутрантики - Кумарлата или Кумаралабха. Признают познаваемость мира с помощью вывода, признают реальность ума и внешних объектов, но у нас нет восприятия мира. Мы располагаем только знаниями в нашей голове, с помощью которых, делает вывод о существовании внешних объектов.

Знание объекта обнаруживает его отличительные особенности. Мир является внешним по отношению к сознанию. Наша вера в него основана на умозаключении. Для них реально только настоящее (реален лишь миг). Дхарма может вспыхнуть и потухнуть. Дхарма существует только в данный миг.

Утверждают, что без признания внешних объектов невозможно объяснить их иллюзорную видимость.

Восприятие зависит не только от ума, но и от других условий.

1. Воспринимаемый объект

2. Познающий ум.

3. Чувства, чтобы определить вид объекта

4. Вспомогательные условия ( свет, удобное положение)

В результате появляется копия или идея объекта в уме. Из этой идеи мы делаем вывод о существовании объекта.

Сансара- индивидуальное бытие в состоянии претерпевания. Сансара(вруговорот бытия, перевоплощение) – подчинение себя дхармама аффективности.

Нирвана(«затухать») – конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно окончательному уничтожению страданий; состояние сознания, в котором элемент потока сознания(дхармы) пребывает в покое. У всего есть своя причина, кроме нирваны.Нирвана ничем не сотворена и ничем не обусловлена, невоспринимаема органами чувств. Нирвана – это высшая цель всех живых существ. Нирвана – освобождение от страдания. Нирвана: 1. Свобода от желаний, страданий и привязанностей. 2. Освобождение от перерождения.3. состояние сознания, в котором элементы потока сознания(дхармы) пребывают в покое. 4. Высшая цель всех живых существ.

Дхарма – вспышки психо-соматической энергии, которые наполняют поток, входят в поток. И закон, и все, что им обусловливается (поток дхарм).

Классификация дхарм:

1.По группа соотнесения.

2.По источникам сознания.

3. По классам элементов.

 

1.В абхидхармической философии. Этим классификациям предшествует классификация всех дхарм на два вида: причинно-обусловленные (санскрита) и причинно-необусловленные (асанскрита).

· Причинно-обусловленные- существуют и возникают, поскольку человеческий организм и психика подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого возникновения. Данный тип дхарм делится на 5 групп: а) материя (рупа) ; б) чувствительность (ведана); в) идея (санджня); г)распознавание (виджняна); д) волевые акты/силы (санскара);

· Причинно-необусловленные (ансанскрита)- несвязанны с причинно-зависимым возникновением. Данный тип дхар включает в себя три дхармы: два уничтожения (ниродха, посредственное знание+ непосредственное знание) и акаша- эфирное пространство психического опыта с отсутствием материального препятствия. 

2.По Васубандху. С притоком аффективности и без притока аффективности.

· С притоком аффективности- саасрава. Причинно-обусловленные , за исключением «истины пути».

· Без притока аффективности.

3.Классификация по источникам сознания. Распределяет потоки дхарм по субъективному и объективному фактору в возникновении актов сознания.

4.Классификация по классам элементов. Рассматривает дхармы с точки зрения их родовых характеристик в динамике протекания психологической жизни противопоставленному времени астрономическому (кала).

Центральный тезис Вайбхашики: «все дхармы существуют реально». Центральный тезис Саунтрантики: «реальны лишь настоящие дхармы».

 

 

 Билет 7.

1. Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.

2. Мадхьямика как школа махаяны. Учение Нагарджуны о пустотности личности и дхарм, о профанической и высшей истинах, о сансаре и нирване, о трех телах Будды.

1.Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.

Для Шумеров центр и смысл существования был вне человека, в неосязаемых силах, управляющих вселенной.

В мифологическом образе Абзу шумеры олицетворяли персноводный хаос. В недрах Абзу зародилась проматерь Намму. 

Ан и Ки(небо и земля) порождают Нинлиль и Энлиль( бог порыва ветра). Энлиль разделил небо и землю.

Другой сын Ану и Ки – Энки( бог мировых пресных вод , «господин земля») - главный демиург .

Все остальные боги являют собой явления природы.

Судя по мифу об Энки и Нинмах, именно они создали людей( Энки – один из немногих богов, благосклонных к людям). В сказании об Энки и Нинмах повествуется о том, что они создали людей. В те времена вся тяжесть груза была на стороне богов, которые поэтому страдали. Тогда проматерь Намму пришла к своему сыну с просьбой о том, чтобы тот облегчил учесть богов и создал людей, чтобы те делали работу за богов. Тогда Энки и Нинмах приступили к делу. Нинмах лепила людей из глины, а Энлиль наделил их сутью(сущность,талант). Первые люди были несовершенны: Руки слабы – царский страж, плохо видит – искусство пения и т.д.

 

2.Мадхьямика как школа махаяны. Учение Нагарджуны о пустотности личности и дхарм, о профанической и высшей истинах, о сансаре и нирване, о трех телах Будды.

Мадхъямика (срединность) относится к школе махаяны(«Большая колесница», Подразумевает групповое освобождения людей). Пробуждение ради спасения сознания. Основателем школы Мадхъямиков был Нагарджуна, который жил во 2 в. До н.э. Стоял у истоков школы Шуньявада, следовавшего по пути нигилизма. Рассматривают вселенную как совершенно лишенную реальности, как шунью(пустоту).

Нагарджуна учил, что истинная реальность не может быть описана по формуле «это есть» и «это не есть». Высшая реальность за пределами реальности. Мадхъямики отрицают не всю реальность, а только воспринимаемый нами мир. Считают, что за этим миром находится реальность, которую нельзя описать(не имеет воспринимаемых нами ни духовных, ни не духовных свойств).

Ввиду того, что реальность лишена свойств, она называется шунья. Шунья означает невыразимую природу явлений(феноменов). О вещи нельзя сказать реальна она или нереальна, ничто она не то, ни другое. Шуньята – неопределимая природа. Шуньявада избегает утверждение абсолютной реальности и абсолютной нереальности. Нагарджуна говорит, что Шуньявада называется «срединным путем», так как заключает в себе теорию взаимозависимого происхождения. Истинная реальность постигается мистическим сознанием (сознанием, достигшем нирваны). После того, как человек мог познать истинную реальность, он таким образом освобождается.

Факт зависимости происхождения называется Шуньята. «Нет дхармы(свойства) вещей, которые не зависели бы от некоторого другого условия в отношении своего происхождения. Поэтому нет дхармы, которая не есть Шунья.»

 Нагарджуна выделяет два типа истины: низшая(для простых людей) и высшая.(мирская сокрытая и истина сама по себе). Кто признает собственное бытие, инобытие, бытие и небытие – тот не видит истинное учение Будды. Все, что существует, находится между бытием и небытием. Истина низшего порядка – средство достижения высшей. Высшая истина осознаваема в нирване, может быть описана только как отрицание того, что известно в обычном опыте.

Нирвану Нагарджуна описывает рядом отрицаний – то, что непознаваемо обычным способом, не преобретается вновь, не разрушается.

О трех телах Будды:

1.Высшее тело (Вселенское). Будда тождествленен абсолюту. Вселенская природа Будды проицируется в наш мир через второе тело.

2.Тело-божество(отражение в эмпирическом мире).

3.Приобретенное тело – тело, которое Будда приобретает для изложения истины. Для того, кто реализовал истинное знание, не существует разницы между нирваной и сансарой.

 

Билет

1.Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.

2. Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамосности» личности и дхарм и о «сокровищнице-сознаний».

 

1.Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.

Миф об Энлиль и Нинлиль.

Это были времена, когда священный город Нипур населяли одни боги. В те дни богиня старшего поколения Нунбаршегуну давала совет Нинлиль не купаться в реке, тк по берегу бродит Энлиль. Он увидит девушку, влюбится и соблазнит ее. В общем, Энлиль овладел ею, богиня забеременела.

Боги, узнав об этом, вознегодовали и решили сослать Энлиля в подземный мир. На суде за него вступилась Нинлиль и они покинули город Нипур.

Энлиль ,опечаленный тем, что его сын будет расти в мире мертвых задумал хитрющий план.Он знал законы древнего мира. Для того,чтобы постигнуть его нужно было представить замену.

Условившись с Нинлиль, что он отправится первым , он перевоплотился трижды. В стражника ворот , в хозяина подземной реки, и лодочника (Энлиль предварительно предупредил Нилиль, что она их встретит, чтобы она выполнила все их желания). В итоге, от отдого из них она родила ребенка- их было трое. Замысел удался! Три его сына остались в подземном царстве, что позволило их старшему брату Нанне стать богом луны и взойти на небеса. Вскоре Энлиль и Нинлиль снова вернулись в Нипур и Энлиль снова стал его владыкой.

«Гильгамеш, Энкиду и подземный мир».

После смерти своего друга Гильгамеш задумывается о своей смертности- он боится смерти. Он отправляется в путешествие за бессмертием к Утнапиште. Утнапишта некогда получи от богов бессмертие и он не обетает в подземном мире. Он вручает Г «траву бессмертия», но тот ее теряет.

В эпосе о Гильгамеше с большой силой прозвучала мировоззренческая тема жизни и смерти. Тема трагизма бытия человека. Человек осознает свою конечность на троне бессмертных богов и вечности мироздания. У Г зарождается мысль,что бессмертие человека в его делах, творчестве.

 

2. Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамосности» личности и дхарм и о «сокровищнице-сознаний».

Виджняна переводится как сознание, либо распознавание. Отрицание реальности объектов внешнего мира, но признание реальности сознания.

Виджнянаваду относят к махаяне (большая колесница, предусматривает групповое освобождения (пробуждение)). Йогачары в отличие от мадхъямиков считают сознание реальным. Реальность сознания должны быть признана хотя бы, потому что без него невозможно правильное мышление. Только сознание реально. Внешние реальности не существуют. Условия определенного момента превращают определенную цель в зримую, делают ее осознанной и живой. Сознание, как вместилище всех идей вещей называется алая-виджняна («сокровищница-сознания»)- является неземной субстанции. Аффекты не могут быть уничтожены сами по себе, без радикального переформирования всего поля сознания. Именно «сокровищница-сознания» должна подвергнуться полной трансформации. Трансформация сознания вела к обретению нирванистического состояния в данной жизни и устранению аффектов. В сансарном состоянии «сокровищница-сознания» обуславливал индивидуальность психики. Но в момент достижения просветления все субъективное в нем полностью уничтожалось. Объект, рассматриваемый как плод ментального конструирования объявлялся нереальным, но мысль об объекте, осознание объекта с неизбежностью должны быть признаны реальными. В ходе религиозно-духовной практики сознание объекта должно было быть подвергнуто преобразованию. В следствие этого выдвинулся принцип «только-сознание».

Нельзя доказать, что вещи существуют вне нашего сознания- не существует ничего,кроме сознания того, что ничего не существует. Все нереально, а но факт сознания нереальности- реален.

Бессамостность (найратмья) личности и дхарм в вижднянаваде - то же, что пустотность (шуньята) их в мадхьямике, т.е. несубстанциальность, бессущностность.

 

Билет.

1.Шумерское сказание о потопе.

2.Логический реализм ньяи: учение о 16 падартхах.

1.Шумерское сказание о потопе.

«Сказание о потопе». Единственная таблица (обнаруженная в Нипур) дошла до нас в очень плохом состоянии. В связи с этим в документе отсутствуют несколько важных частей. Однако мы можем восполнить утраченная по более поздней вавилонской версии мифа о потопе, упоминавшегося в эпосе о Гильгамеше и в легенде об Атрахасисе.

Начало текста до нас не дошло , но судя по всему там говориться, что земля уже была организована, боги установили на ней мир и порядок и создали людей. Мы также не знаем ,почему боги наслали на людей потоп ( некоторые предполагают, что причина заключается в ослабшей вере в могущество богов). Доступный для понимая текст начинается с того момента, где некое божество (исследователи предполагают ,что это Эйя (Эа)- покровитель людей, демиург, бог подземных вод) сообщает остальным богам о своем намерении спасти человечество, считает, что спасшиеся люди построят храмы в знак благодарности. Следующие несколько строк также плохо сохранились, так что мы точно не знаем, что он делал. Далее, миф переносит нас в прошлое. Повествует о сотворении всевозможных живых четвероногих тварей. Далее рассказывается о том, как была ниспослана царская власть, а также созданы 5 старейших городов. Потом нить происходящего снова обрывается. Скорее всего в ней говорится о грехах людей, за что на них наслали потоп. Далее речь идет о том, что на совете богов принято наслать на землю потоп. Но не все с этим согласны.  Инанна плакала  о своем народе. Эйя хочет спасти свой народ. Зиусудра ,одно из главный действующих лиц мифа, предстает как набожный и богобоязненный царь. Во всех своих делах руководствуется указаниями, полученными от богов (сновидениями и предсказаниями). Он слышит голос Бога, скорее всего Энки, который предупреждает его о намерении богов. К сожалению, следующие строки тоже отсутствуют. В них, судя по всему, содержались инструкции Зиусундре относительно постройки нового корабля. Эти же мотивы мы находим в вавилонской версии мифа и в Библии. В течение 7 дней и 7 ночей на земле бушует буря такой силы, что даже боги страшатся ее. Наконец, на небе появляется Бог Солнца (Уту), который осветил и обогрел землю. Зиусудра принес ему в жертву волов и овец. Последние строки мифа повествуют о том, что Зиусудра получил в дар вечную жизнь и боги перенесли его ( а по некоторым версиям и его жену) в аналог библейского райя- Дильмун. «Сказание о потопе» просуществовало тысячелетия. Легенда о потопе вошла в мифологию и религию многих народов. Благодаря Библии оно стало достоянием многих монотеистических религий (христианство и тд), где является одним из центральных сюжетов. «Сказание о потопе» остается ценнейшим реликвией истории шумерской цивилизации. По сей день привлекает ученных всего мира. 

2.Логический реализм ньяи: учение о 16 падартхах.

«Ньяя»- означает правило, царский указ, логика. Ньяя являет собой не просто логику, но полную эпистемологию (научное знание) объясняющую психологические, логические, метафизические и теологические вопросы. Основатель учения- Гаутама Акшапад. У истоков лежит ньяя-сутра. Логический реализм ньяя выражен в том, что их взгляд на мир основан не на вере,а на логике и критическом мышлении. В соответствии с этим они считают, что наивысшую цель в жизни (освобождение) можно достичь только через правильное познание реальности. Реализм теории ньяя опирается на теорию познания, являющуюся логической основой всякой философии.

Ньяики выделяют 16 падартх:

1.Прамана (путь всего истинного познания, источники достоверного знания).

2.Прамея (нечто познаваемое; объекты, имеющие значение для освобождения).

3.Саншая (сомнение, состояние неопределенности ).

4.Прайоджана (цель, ради которой или чтобы избежать которую совершается действие).

5.Дриштанта (бесспорный факт ,иллюстрирующий общее правило).

6.Сиддханта (догма, то, что признается истинной в данной системе, школе).

7. Аваява (член силлогизма).

8. Тарка (гипотетический аргумент, косвенный способ обоснования заключения).

9. Нирная (уверенность в правильном решении проблемы, определенное знание о чем-либо).

10. Вада (дискуссия, ведущаяся по всем законом логики с целью отыскания истины).

11.Джалпа (спор,без желания достичь истины) .

12. Витанда (спор, в котором оппонент ничего положительного не выдвигая пытается опровергнуть чужие суждения).

13. Хетвабхаса (означает хетту,т е причину, которая кажется, но не является достоверной причиной).

14.Чхала (нечестный ответ, которым хотят опровергнуть утверждение, придав ему не тот смысл).

15. Джати (уклончивый и изворотливый ответ).

16. Ниграхастхана (основа поражения в споре).

 

Билет.

1.Описание изначального состояния мира в Аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума Элиш».

2.Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.

1.Описание изначального состояния мира в Аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума Элиш».

«Энума Элиш»- «когда вверху». Поэма описывает изначальное состояние мира, еще до рождения первых богов. Изначальное описание мира: вводный хаос, отсутствие идеи неба над головой, не было земли внизу, ни единого островка, никакого бога.

Божество пресных подземных вод Апсу соединяется с божеством соленых морских вод Тиамат→ осажают ил (Лахму и Лахаму)→новая земля : горизонт (Аншар и Кишар)→два диска (небо+земля)- разделены насильно.

Апсу (водный хаос)           Тиамат (божество соленых морских вод)

Лахму+ Лахаму (ил в первородном океане).

Аншар + Кишар (горизонт, небесная и земная окружность)

Ану (бог небес)

Нудишмуд («созидающий», Энки/Эйя) бог мировых пресных вод.

 

2.Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.

Источники достоверного познания (праманы):

1.Восприятие (пратьякша)- бывает обычным и необычным. Обычное делится на: внешние и внутренние; по другой классификации: нирвилькальпака (неопределенное), савикальпака (определенное), пратьябхиджня (узнавание).

2. Вывод (анумана)- умозаключение. Включает в себя три термина: малый (пакша), большой (садхья), средний (хетту).

3.Сравнение (упамана)- познание посредством сходства.

4.Слово (шабда)- авторитет, то, посредством чего познается смысл.

Восприятие- соответствие органов чувств по отношению к соответственным объектам.

Умозаключение- такое знание, которое следует после другого познания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 644.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...