Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное предприятие.




Термин "предприятие"применяется в законодательстве в двух значениях. В первом значении под ним понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (завод, фабрика, шахта и т. п.) В этом смысле можно говорить, например, о кооперативном, индивидуальном, семейном предприятии и т. д. Следовательно, предприятие, рассматриваемое в качестве имущественного комплекса, может находиться как в част­ной, так и государственной собственности. Во втором значении "пред­приятие" означает одну из организационно-правовых форм коммер­ческого юридического лица, и в этом смысле может быть только государственным (ст. 34 ГК РК).

Как юридическое лицо государственное предприятие не являет­ся собственником принадлежащего ему имущества — этим собствен­ником выступает само государство — и в зависимости от того вещ­ного права, на основе которого эти предприятия обладают имуще­ством и осуществляют свою деятельность, они, в соответствии с п.1 ст. 102 ГК, подразделяются на: 1) основанные на праве хозяйствен­ного ведения;2) основанные на праве оперативного управления. Последние именуются специальным термином —"казенные предпри­ятия" (т. е. предприятия, принадлежащие казне, фиску).

В зависимости от вида государственной собственности предприя­тия подразделяются на:

а) находящиеся в республиканской собственности,— республикан­ские государственные предприятия;

б) находящиеся в коммунальной собственности,— коммунальные государственные предприятия.

Предприятие, созданное другим государственным предприятием, рассматривается в качестве дочернего государственного предприятия.

Как имущественный комплексгосударственное предприятие признается недвижимостью.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), другие исключительные права (ст. 119 ГК).

В связи с этим Закон о предприятии, являющийся в настоящее время основным актом, определяющим правовой статус этого пред­приятия, предусматривает, что основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально-экономи­ческих задач, определяемых потребностями общества и государства:

1) материальное обеспечение обороноспособности страны и защита интересов общества;

2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах и областях общественного производства, которые не ох­вачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики;

3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства.

В связи с изложенным коснемся вопроса о цели деятельностигосударственных предприятий.

По своей организационно-правовой форме государственное пред­приятие относится к коммерческим организациям, основной целью деятельности которых является, как известно, извлечение дохода (ст. 34 ГК). Однако, в силу того, что главным назначением госу­дарственных предприятий является решение социально-экономичес­ких задач, стоящих перед государством, извлечение дохода не дол­жно выступать в качестве определяющей цели их деятельности — государство создает свои предприятия для того, чтобы они были инструментом реализации функций самого государства. При этом следует исходить из того, что деятельность государственного пред­приятия не может служить источником личного обогащения работ­ников этого предприятия (для этого надо заниматься частной предпринимательской деятельностью), а главным источником доходов государства, функционирующего в условиях рыночной экономики, должны быть налоги.

Практику использования государственных предприятий в каче­стве инструмента получения бюджетных доходов вряд ли можно счи­тать соответствующей канонам рыночной экономики (для социализ­ма, чья экономика была основана на государственной собственности, такая практика, напротив, вполне нормальна). Однако, в некоторых странах она существует, чем и объясняется наличие государственных предприятий, основной целью и главным назначением которых яв­ляется добывание денег для государства, т. е. на такие предприятия возлагается реализация финансовой функции государства. Но при любых обстоятельствах государственные предприятия не могут быть механизмом, предназначенным исключительно для личного обогаще­ния его работников и тем более его руководства, что, однако, вовсе не отрицает возможности материального поощрения и вознагражде­ния за хороший труд и достижение предприятием высоких экономи­ческих показателей. Использование государственного предприятия в личных целях противоречило бы сущности и назначению государ­ственной собственности.

Поименный перечень республиканских государственных предпри­ятий утверждается Правительством Республики Казахстан. Поимен­ные перечни коммунальных государственных предприятий утверж­даются соответствующимиакимами. Все это также направлено на не­допущение разрастания количества хозяйствующих субъектов, нахо­дящихся в государственной собственности.

Фирменное наименование государственного предприятия долж­но содержать указание на собственника имущества (а им является государство), на принадлежность к виду государственной собствен­ности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность (т. е. обозначение вышестоящего органа). Фирмен­ное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным. Го­сударственное предприятие имеет печать с изображением Государ­ственного герба Республики Казахстан (что подчеркивает его принадлежность государству) и фирменным наименованием предприя­тия.

Поскольку государственное предприятие не является собственни­ком принадлежащего ему имущества и как имущественный комп­лекс находится в собственности государства и должно действовать в его интересах, а не в своих собственных, то в целях организации взаимоотношений предприятия и государства вводится фигура так называемого "уполномоченного органа".

Объем полномочий по каждой из трех функций разнится в за­висимости от вида предприятия (является ли оно предприятием на праве хозяйственного ведения, казенным предприятием или дочерним государственным предприятием). Тем не менее, в порядке обобщения можно обозначить следующее. Выступая учредителем,уполномочен­ный орган разрабатывает и утверждает устав предприятия, определяя в нем предмет и цели его деятельности; осуществляет регистрацию предприятия в качестве юридического лица, а также его перерегист­рацию в случае необходимости; осуществляет иные полномочия и обязанности, возлагаемые законодательством на учредителя юри­дического лица.

Как орган государственного управленияуполномоченный орган назначает руководителя предприятия, привлекает его в установлен­ном порядке к дисциплинарной ответственности и освобождает от должности в соответствии с законодательством; доводит до пред­приятия заказ государства и контролирует его выполнение; утвер­ждает нормативы распределения прибыли, полученной предприяти­ем; устанавливает размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей и главного (старшего) бухгалтера; заслушивает отчеты о деятельности предприятия и осуществляет контроль за ней.

Касаясь заказа государства, отметим, что для государственного предприятия выполнение данного заказа является обязательным (для негосударственной организации принятие заказа к исполнению яв­ляется добровольным). В силу этого предприятие не вправе отказаться от заключения договора в качестве покупателя или продавца това­ров (работ, услуг), если заключение таких договоров предусмотрено заказом государства. В то же время предусмотрено, что продукция (работы, услуги), не охваченная заказом государства, реализуется предприятием самостоятельно.

В роли собственникапредприятия уполномоченный орган наде­ляет предприятие в момент его образования имуществом, формирует его уставный и иные фонды; дает разрешение на совершение пред­приятием сделок с имуществом в случаях, когда, в соответствии с законодательством, такое разрешение требуется; производит изъятие у предприятия имущества в случаях, когда такое изъятие предусмот­рено законодательством; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию иму­щества.

В качестве уполномоченного органа по отношению к республи­канским государственным предприятиям выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан органы, по отношению к коммунальным государственным предприятиям — местные исполни­тельные органы, уполномоченные на это соответствующим акимом.

Уполномоченные органы правомочны осуществлять весь комп­лекс полномочий, которыми обладает государство по отношению к предприятию (за исключением полномочия по принятию решения о приватизации государственного предприятия либо предварительных ее стадиях). Тем самым государство обеспечивает сохранность госу­дарственного сектора экономики.

В отличие от большинства видов юридических лип, которые могут заниматься различными видами предпринимательской деятель­ности, переходя в случае необходимости от одного вида кдруго­му (конверсия производства в условиях свободы выбора предпри­нимательской деятельности), государственные предприятия облада­ют строго специальной правоспособностью— предмет и цели их де­ятельности определяются, во-первых, уставом предприятия, кото­рый утверждается уполномоченным органом, во-вторых, должны соответствовать требованиям закона в части назначения государствен­ных предприятий.

Осуществление предприятием деятельности, а также совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, за­крепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполно­моченного органа. Сделка, совершенная предприятием в противоре­чии с целями деятельности, определенными его уставом, может быть в установленном законодательством порядке признана недействи­тельной по иску его учредителя (уполномоченного органа).

Действия руководителя предприятия, направленные на осуществ­ление предприятием неуставной деятельности, являются нарушени­ем трудовых обязанностей и влекут применение в установленном по­рядке мер дисциплинарной ответственности.

Предприятие как юридическое лицо является субъектом, через действия которого государство реализует определенные функции. Чтобы предприятие действовало в нужном для государства направ­лении, существует институт государственного управления предпри­ятием. Есть два вида государственного управления предприятием: внешнее и внутреннее. Внешнее управлениереализуется по схеме "уполномоченный орган (он же орган государственного управ­ления) — предприятие как юридическое лицо". В данной схеме уполномоченный орган выступает в роли субъекта управления, а предприятие — в роли объекта управления. Внутреннее управлениеосуществляется через деятельность администрации предприятия, где решающая роль принадлежит такому его органу, как руководитель предприятия.

Говоря о внутреннем управлении предприятием, отметим, что это управление основано на принципе единоначалия. Кстати, государ­ственное предприятие отличается от многих видов негосударственных юридических лиц (например, производственного кооператива, акци­онерного общества), где в качестве высшего органа управления вы­ступает коллегиальный орган.

Возглавляет государственное предприятие его руководитель,назна­чаемый на должность уполномоченным органом и ему подотчетный. Закон РК «О государственном имуществе» не дает названия должности руководителя пред­приятия, оставляя это в компетенции уполномоченного органа при утверждении устава данного предприятия. На практике применяют­ся самые разнообразные наименования (директор, заведующий, на­чальник, управляющий и т. п.).

Производственной базой предприятия выступает его имущество. Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия.

Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия (п. 2 ст. 102 ГК). Этим государ­ственное предприятие отличается от многих видов негосударствен­ных юридических лиц, имущество которых в случае, например, ликвидации подлежит разделу между учредителями (участниками). Неделимость имущества государственного предприятия объясняется тем, что это имущество находится в государственной собственнос­ти, которая не исчезает даже в том случае, когда предприятие как юридическое лицо ликвидируется. Кстати говоря, факт неделимо­сти имущества государственного предприятия (отличительный его признак от негосударственных юридических лиц) в ГК РФ под­черкивается термином "унитарное", который входит в наименова­ние таких предприятий.

Имущество государственного предприятия формируется за счет, во-первых, имущества, переданного ему собственником. Такой спо­соб приобретения имущества характерен, как правило, для перио­да создания предприятия. Основным же источником приобретения имущества выступает, во-вторых, собственная деятельность предпри­ятия, которое, являясь коммерческой организацией, должно за счет полученного от реализации произведенного товара (выполненных работ, оказанных услуг) дохода обеспечить самообеспечение и са­мофинансирование. Наконец, в-третьих, предприятие может формировать имущество за счет, как сказано в Законе РК «О государственном имуществе», "иных источников, не запрещенных законодательством".

Хотя государственные предприятия и относятся по своей орга­низационно-правовой форме к числу коммерческих организаций, цель извлечения прибыли, как уже отмечалось, не может высту­пать в качестве определяющей цели их деятельности — их глав­ным назначением является способствование реализации функций государства. Поэтому сам по себе факт получения прибыли не может служить критерием качества их работы. Как уже отмечалось, государственные предприятия могут быть двух видов: на праве хозяйственного ведения и на праве оператив­ного управления.

Говоря о предприятиях на праве хозяйственного ведения, следует сказать, что такой правовой режим ныне применяется только к государственным предприятиям. Однако ранее режим права хозяйствен­ного ведения, означающего наличие "предприятия-несобственника", применялся ко всем формам собственности и мог быть использован практически любым субъектом. В результате возникли всякого рода предприятия, принадлежавшие общественным и религиозным объе­динениям и организациям, благотворительным фондам и даже отдель­ным гражданам в виде довольно распространенных "индивидуальных (семейных) частных предприятий" (ИЧП).

Эти предприятия, не обладая достаточным имуществом и денеж­ными средствами, которыми они могли бы отвечать по своим обяза­тельствам, и полностью контролируемые своими собственниками, которые, в свою очередь, не отвечали за деятельность своих предпри­ятий, оказались весьма неустойчивыми в обороте и к тому же зача­стую использовались как прикрытие для всякого рода сомнительных сделок, в т. ч. для необоснованного получения налоговых льгот. Поэтому законодатель, принимая Гражданский кодекс РК, хотя и с некоторыми сомнениями и после продолжительных дебатов, пришел к решению использовать режим права хозяйственного ведения приме­нительно только к государственным предприятиям. Одновременно это повлекло за собой то, что термин "предприятие" в качестве обозна­чения юридического лица перестал употребляться по отношению к любым негосударственным хозяйствующим субъектам.

Продолжая политику на сокращение государственного сектора экономики и на нецелесообразность сохранения (и тем более со­здания новых) государственных предприятий в тех отраслях, где экономические задачи могут быть решены посредством частного предпринимательства, Закон «О государственном имуществе» устанавливает, что го­сударственные предприятия на праве хозяйственного ведения мо­гут создаваться (а ранее созданные — действовать) в следующих сферах деятельности:

1) разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему, защитных средств, военной техники, комплек­тующих элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка высвобождаемых военно-тех­нических средств;

2) добыча, производство, транспортировка, переработка, захоро­нение и реализация урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление и реализация продукции, содержащей радиоактивные вещества в количествах, превышающих норму, допу­стимую для их использования без необходимости применения спе­циальных средств защиты;

3) изготовление и реализация медикаментов, лекарственных средств и лечебных препаратов, медицинского оборудования и инст­рументария;

4) осуществление хозяйственной деятельности в сферах, отнесен­ных к государственной монополии или где установлен специальный порядок хозяйствования; 5) осуществление хозяйственной деятельности в области энерго, водо и теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, комму­никаций, коммунального и жилищного хозяйства и других систем жизнеобеспечения республиканской и местной инфраструктур, которые в силу своего естественного монопольного положения и социально-экономической значимости требуют прямого государственного управ­ления;

6) в области банковской, страховой и иной финансовой деятель­ности.

Государственное предприятие, как и любая коммерческая орга­низация, должно приносить прибыль, а если ее нет, то хотя бы обес­печить свое содержание за счет собственного дохода. Не исключается и тот вариант, что оно может оказаться в убытке. Это тем более ве­роятно, если государство обяжет свое предприятие заниматься нерен­табельным, хотя и социально значимым производством (например, столовая для пенсионеров и безработных). В этих условиях данное предприятие, несомненно, должно иметь право на получение дотации из бюджета.

Поскольку чистый доход исчисляется как разница между вы­ручкой (валовым доходом) и произведенными затратами, то для обеспечения прибыльности предприятия большое значение играют цены, по которым оно будет реализовывать свой товар — именно через цену формируется выручка предприятия. Таким образом, предусмотрено два способа ценообразования: на товар, производимый в счет заказа государства,— по согласованию с органом, доводящим до предприятия этот заказ (т. е. с уполномо­ченным органом); на товар, производимый и реализуемый самостоя­тельно, — по соглашению с покупателем в рамках заключаемого с ним договора купли-продажи. Существенным является вопрос о порядке распределения чистого дохода, полученного предприятием.

Согласно ст. 199 ГК, собственник имеет право на получение ча­сти чистого дохода от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Конкретизируя это положение, Закон «О государственном имуществе» предусматривает, что доля при­были, подлежащая отчислению собственнику предприятия, фиксиру­ется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по со­гласованию с Министерством финансов Республики Казахстан (со­ответственно, с его местным органом) нормативе распределения при­были и перечисляется в доход соответствующего бюджета. Следова­тельно, изъятие чистого дохода предприятия в пользу государства производится уполномоченным органом на односторонне-властной основе (согласование требуется лишь с Министерством финансов) путем установления норматива распределения прибыли. Но нельзя забывать и о том, государственное предприятие является также обыч­ным плательщиком подоходного налога. В результате возникла двух-канальная система изъятия чистого дохода предприятия в пользу государства: первый канал — уплата подоходного налога; второй ка­нал — отчисление доли прибыли на основе норматива ее распреде­ления. В первом случае государство действует в качестве субъекта по­литической системы общества, управомоченного устанавливать налоги, во втором — в качестве собственника, управомоченного распоряжаться своей собственностью.

Являясь юридическим лицом, предприятие самостоятельно от­вечает по своим обязательствамвсем принадлежащим ему имуще­ством.

Государство, хотя и является собственником принадлежащего предприятию имущества, по обязательствам последнего не отвечает, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действи­ями учредителя (уполномоченного органа). В этих случаях государ­ство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов. Пре­дусмотрено также, что законодательными актами могут быть установ­лены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.

Само же предприятие ответственности по обязательствам государ­ства либо его уполномоченного органа не несет.

Завершая рассмотрение вопроса о предприятиях на праве хозяйственного ведения, отметим, что данное вещное право в принципе порождено социалистическим способом производства, трансформи­ровалось из таких категорий, как "хозяйственный расчет", ''право оперативного управления", сменившего его "права полного хозяй­ственного ведения", и является правовой конструкцией, призван­ной обеспечить взаимодействие государства-собственника, не вы­ступающего в качестве непосредственного участника товарного обо­рота, с принадлежащим ему предприятием-несобственником, явля­ющимся юридическим лицом и непосредственно выступающим участником такого оборота. Подобной конструкции не знает зако­нодательство ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Обычно там государственные предприятия существуют в форме ак­ционерного общества или хозяйственного товарищества с полным или решающим участием государства-учредителя.

Вторым видом государственного предприятия выступает казенное предприятие,обладающее государственным имуществом на праве опе­ративного управления (п. 1 ст. 104 ГК).

Казенные предприятия обладают целевой правоспособностьюи, в соответствии с Законом «О государственном имуществе», могут создаваться для осуще­ствления определенных видов деятельности,а именно:

1. выполнения горно-спасательных и иных специальных работ вчрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, навод­нений и других стихийных бедствий;

2. осуществления производственной деятельности в области уголов­но-исполнительной системы;

3. производства топографо-геодезических и картографических работ;

4. осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области охраны природы, здравоохранения, образования, социальной защиты, науки, культуры и спорта.

Данный перечень является закрытым, и его основное назначение — предотвратить количественное разрастание казенных предприятий.

В отличие от права хозяйственного ведения, которое распростра­няется только на государственные предприятия, являющиеся коммер­ческими организациями, на праве оперативного управления могут находится и государственные,и негосударственные юридические лица,которые могут быть как коммерческими, так инекоммерческими организациями. Что касается собственно казенного предприятия, то оно является, во-первых, государственным юридическим лицом и от­носится, во-вторых, к числу коммерческих организаций.

Основное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления заключается в объеме полномочий (и соответственно — в уровне самостоятельности и ответственности) юридического лица, которое пользуется тем или иным вещным правом.

Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управ­ления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспече­ния его уставной деятельности. Оно не праве приобретать на .осно­вании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, а также пользоваться банковскими кредитами без согласия уполномоченного органа.Тем са­мым денежные средства казенного предприятия оберегаются от раз­базаривания и нерационального использования.

В отличие от предприятия на праве хозяйственного ведения, за­кон не предусматривает в качестве условия создания и деятельности казенного предприятия формирование у него уставного или резервного фонда. Объясняется это не только тем, что казенные предпри­ятия осуществляют хозяйственную деятельность в более скромных размерах и в более строгих рамках, чем предприятия на праве хозяй­ственного ведения, но и тем, что государство несет субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия. Это дает креди­торам казенного предприятия дополнительные гарантии удовлетво­рения их требований к этому предприятию.

Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяет­ся его целями и задачами,зафиксированными в уставе, а также зака­зами государства, доводимыми до предприятия через уполномочен­ный орган. Иная хозяйственная деятельность допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Тем самым подчеркивается це­левой характер правоспособности казенного предприятия.

Цены за товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом. Отметим, что предприятию на праве хозяйственного ведения цены устанавливаются (да и то по согласованию с ним) лишь на часть про­дукции, производимой и реализуемой в счет заказа государства.

Деятельность казенного предприятия финансируется за счет полученного от реализации товаров (работ, услуг) собственного дохо­да, однако расходы производятся в соответствии со сметой, утверж­даемой уполномоченным органом.

Еще одной разновидностью предприятия выступает дочернее государственное предприятие — юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества. Правом создания дочерних государственных предприятий пользуются лишь предприятия на праве хозяйственного ведения (т. с казенное пред­приятие создать свое дочернее предприятие неправомочно).

Дочернее государственное предприятие создается в форме пред­приятия на праве хозяйственного ведения и пользуется полномочия­ми, предоставленными для такого рода юридических лиц. Дочернее предприятие самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обя­зательствам создавшего его основного предприятия. В равной мере основное предприятие не отвечает по обязательствам своего дочернего предприятия.

Создание дочерних предприятий приводит к увеличению общего количества государственных предприятий, что в общем-то не отве­чает условиям рыночной экономики, основой которой выступает частная собственность. Поэтому Закон РК «О государственном имуществе» обусловливает возможность создания дочерних предприятий целым рядом условий. Прежде всего, это касается цели создания дочернего предприятия. Закон предусматривает, что данные предприятия создаются в целях:

1) разукрупнения основного предприятия, в т. ч. в силу требо­ваний антимонопольного законодательства;

2) преобразования филиалов основного предприятия в самостоятельные юридические лица;

3) создания дополнительных и специализированных производств для повышения эффективности основного производства;

4) освобождения основного производства от несвойственных ему видов деятельности и функций.

Кроме того, дочернее предприятие должно по своему назначе­нию и предмету деятельности соответствовать требованиям, которые предъявляются к государственным предприятия на праве хозяйствен­ного ведения. Таким образом, создание дочернего предприятия дол­жно быть экономически и юридически обоснованным.

Усложнена и процедура создания дочернего предприятия. Так, дочернее предприятие, относящееся к республиканскому государствен­ному предприятию, создается по разрешению Правительства Респуб­лики Казахстан по представлению вышестоящего органа государствен­ного управления основного предприятия, согласованному с уполно­моченным органом и центральным органом по ценовой и антимоно­польной политике.

Дочернее предприятие, относящееся к коммунальному государственному предприятию, создается по разрешению соответствующе­го акима по представлению вышестоящего органа государственного управления основного предприятия, согласованному с уполномочен­ным органом и территориальным органом по ценовой и антимоно­польной политике.

Учредителем дочернего предприятия выступает основное предпри­ятие, которое утверждает устав дочернего предприятия по согласова­нию со своим вышестоящим органом государственного управления.

Дочернее предприятие не вправе создавать другое дочернее предприятие.

Органом государственного управления дочерним предприятием, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности, выступает основное предприятие, которое пользуется также правами уполномоченного органа государства.

Отметим, что правовой статус дочерних государственных пред­приятий (а их существование, скорее всего, является отголоском некогда популярных производственных объединений) таит в себе не­которую экономическую и юридическую неопределенность (в пер­вую очередь с позиций права собственности — одно предприятие-несобственник создает другое предприятие-несобственника, выпол­няя при этом функцию субъекта права государственной собствен­ности). Возникают сложности в уяснении правового режима иму­щества: получается, что имущество дочернего предприятия одновре­менно находится в режиме права хозяйственного ведения, принад­лежащего двум разным субъектам — и самому дочернему предпри­ятию, и предприятию-учредителю, оставаясь при этом в государственной собственности. Теряется четкость и в организации управ­ленческой системы: одно предприятие (основное) приобретает по от­ношению к другому (дочернему) полномочия органа государственного управления, т. е. происходит наложение и смешение разно­родных функций (хозяйственных и властно-распорядительных). По­этому представляется целесообразным, что статус дочернего пред­приятия должен быть временным и переходным к статусу обыч­ного предприятия. Так, дочернее предприятие, относящееся к республиканскому государственному предприятию, решением Правительства Республики Казахстан может быть пре­образовано в обычное предприятие на праве хозяйственного веде­ния.

Дочернее предприятие, относящееся к коммунальному государ­ственному предприятию, решением соответствующего акима может быть преобразовано в обычное предприятие на праве хозяйственного ведения.

Дочернее предприятие не следует путать с дочерним хозяйствен­ным товариществом — последнее всегда основано начастной соб­ственности, в то время как дочернее предприятие — всегда госу­дарственное.

Некоммерческие организации

Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве ос­новной цели своей деятельности извлечение дохода и не распределяю­щая полученный чистый доход между участниками.Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано вформе учреждения, общественного объединения, акционерного обще­ства, потребительского кооператива, общественного фонда, религиоз­ного объединения (п. п. 1, 3 ст. 34 ГК). Данный перечень, в отличие от перечня коммерческих организаций, не является исчерпывающим. Иной вид некоммерческой организации может быть установлен за­конодательным актом.

Некоммерческая организация может заниматься предприниматель­ской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям (п. 3 ст. 34). В отличие от коммерческих орга­низаций, некоммерческие имеют льготное налогообложение. Это делает данную форму привлекательной: многие некоммерческие организации в той или иной форме занимаются предприниматель­ской деятельностью. Доходы от нее являются, как правило, основ­ным источником финансирования деятельности некоммерческой организации (в основном это относится к общественным объеди­нениям).

Учреждениюкак виду некоммерческой организации наиболее характерна организационно-правовая форма, через которую государ­ство выражает свою волю в гражданских отношениях. Однако воз­можно создание учреждений и на частные средства. То есть учреждение может быть образовано на основе как государственной, так и частной форм собственности. При этом термином "учреждение" за­конодатель обозначает только частное учреждение, а термином "го­сударственное учреждение" — государственное, т. е. использует их как одноуровневые.

В Гражданском кодексе частное учреждение определено следую­щим образом: учреждением признается организация, созданная и фи­нансируемая его учредителем для осуществления управленческих, соци­ально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1ст. 105 ГК).

Государственным учреждениемпризнается учреждение, создавае­мое государством в соответствии с Конституцией и законами Рес­публики Казахстан или по решениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и акимов столи­цы, областей, города республиканского значения и содержащееся только за счет государственного бюджета, если иное не установ­лено законодательными актами (п. 2 ст. 105 ГК). При создании государственного учреждения должна быть определена территори­альная сфера деятельности учреждения (республиканское, местное или региональное).

Учреждение может создаваться для любых целей некоммерчес­кого характера.Например, управленческих, образовательных, меди­цинских, научно-исследовательских, культурных и т. п. Управлен­ческие цели преследуются, как правило, государственными учреж­дениями. Речь идет о государственных органах управления — ми­нистерствах, ведомствах, маслихатах, акиматах и т. п. Учреждение создается, как правило, одним лицом, но нет запрета и к его об­разованию несколькими лицами. В этом случае права собственни­ка распределяются и осуществляются в соответствии с учредитель­ным договором.

Права учреждения и государственного учреждения на закрепленное за ними имущество определяются в соответствии со ст. ст.202 — 208 ГК (п. 4 ст. 105). То есть имущество принадлежит государственному учреждению на праве оперативного управления.Такой же режим, в целом, распространяется на частные учреждения. Учреждение распо­ряжается своими средствами на основе сметы, утверждаемой собствен­ником. Имущество учреждения может быть изъято или перераспре­делено собственником. Учреждение отвечает по обязательствам нахо­дящимися в его распоряжении деньгами. При их недостаточности ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель (ч. 2 п. 1 ст. 44 ГК). При ликвидации частного учреждения взыска­ние кредиторов может быть обращено вслед за деньгами на имуще­ство учреждения (п. 5 ст. 50 ГК). Государственное учреждение отве­чает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении день­гами. При недостаточности у государственного учреждения денег ответственность наступает в пределах утвержденной сметы на содержа­ние государственного учреждения в соответствии с законодательством (ч. ч. 3, 4 п. 1 ст. 44 ГК).

Обязательный признак учреждения — отсутствие в качестве ос­новной цели деятельности извлечение доходов. То есть получение до­ходов учреждением вне рамок предпринимательской деятельности не исключается и даже, возможно, в значительных количествах. Но это не самоцель. Полученные деньги являются собственностью уч­редителя и расходуются учреждением по смете или изымаются уч­редителем. В пределах своей уставной правоспособности частные уч­реждения могут вести предпринимательскую деятельность. Право на ее ведение должно быть закреплено в учредительных документах (п. 3 ст. 34 ГК). В то же время учреждения, являющиеся госу­дарственными органами (министерства, ведомства, их подразделения с правами юридического лица и т. п.), не вправе заниматься пред­принимательской деятельностью, если иное не предусмотрено за­конодательными актами (п. 2 ст. 105 ГК).

Доходы, полученные частным учреждением от разрешенной пред­принимательской деятельности, являются собственностью учредителя.Однако, право распоряжения ими у собственника отсутствует. Дохо­ды, полученные учреждением от разрешенной предпринимательской деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учрежде­ния. Они и приобретенное на них имущество принадлежат учрежде­нию не на праве оперативного управления, а на особом вещном пра­ве — праве самостоятельного распоряжения имуществом.

Общественное объединение. Ими в Республике Казахстан при­знаются политические партии, профессиональные союзы и другие объе­динения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству (ч. 1 п. 1 ст. 106 ГК). Правовое положение общественного объединения оп­ределяется ГК, Законом Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях, "О общественных объединениях" от 31 мая 1996 г., Законом "О политических партиях" от 15 июля2002г., и дру­гими законодательными актами. Действие Закона об общественных объединениях распространяется на деятельность созданных и дей­ствующих на территории Республики Казахстан структурных под­разделений (филиалов и представительств), иностранных и между­народных некоммерческих неправительственных объединений, за исключением религиозных.

Общественные объединения создаются и действуют в целях реа­лизации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских инте­ресов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения куль­турно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического и гуманистичес­кого воспитания; расширения и укрепления международного сотруд­ничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной зако­нодательством Республики Казахстан.

Запрещается создание и деятельность общественных объедине­ний, цели или действия которых направлены на насильственное из­менение конституционного строя, нарушение целостности Респуб­лики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание со­циальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родо­вой розни.

На территории Республики Казахстан запрещается создание об­щественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дис­циплины и управления, оружие, в т. ч. имитационное. Не допуска­ется деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностран­ными юридическими лицами и гражданами, иностранными государ­ствами и международными организациями. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистри­рованных общественных объединений (ст. 5 Закона об общественных объединениях).

Общественное объединение создается по инициативе группы граж­дан Республики Казахстан (не менее десяти человек), созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором прини­мается устав и формируются руководящие органы (ч. 1 ст. 10 Зако­на об общественных объединениях).

В Республике Казахстан могут создаваться и действовать респуб­ликанские, региональные и местные общественные объединения. К республиканским общественным объединениям относятся объедине­ния, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и пред­ставительства) на территории более половины областей Республики Казахстан. К региональным общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Респуб­лики Казахстан. К местным общественным объединениям относятся объединения, действующие в пределах одной области Республики Казахстан.

Общественное объединение действует на основе устава. Сред­ства такого объединения формируются из вступительных и членс­ких взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения в соответ­ствии с уставом лекций, выставок, спортивных и иных мероприя­тий, лотерей; доходов от производственной или иной хозяйствен­ной деятельности; других, не запрещенных законодательными ак­тами, поступлений. Участники (члены) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в т. ч. на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов (ч. 2 п. 1 ст. 106 ГК). Общественные объединения могут на добровольных началах объединяться в союзы обществен­ных объединений и выходить из них.

Общественное объединение является собственником имущества, закрепленного на его балансе. Имущество общественного объеди­нения имеет правовой режим особого вида частной собственности. Собственностью общественного объединения являются объекты, не­обходимые для материального обеспечения деятельности, предусмот­ренной его уставом, а также предприятия, создаваемые за счет его средств. В соответствии с положениями ГК общественное объединение вправе создавать предприятия только в форме хозяйствен­ного товарищества и акционерного общества. Поэтому оно в слу­чае создания предприятия не является его собственником, но яв­ляется учредителем и сохраняет на имущество предприятия обязательственные права.

Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные его уставом. Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению суда, направляется на цели, предусмотренные его уставом, если иное не предусмотрено за­конодательными актами (п. 7 ст. 106 ГК).

Общественный фонд. Им признается не имеющая членства неком­мерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридически­ми лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследу­ющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели(п. 1 ст. 107 ГК).Наряду с упомя­нутыми, фонд может быть создан в научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлет­ворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разреше­ния споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в дру­гих целях.

Общественный фонд является юридическим лицом, в гражданс­ком обороте представлен органами фонда, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет (п. 2 ст. 107 ГК). При создании обществен­ного фонда может использоваться государственное и частное имуще­ство. Имущество, находящееся на балансе общественного фонда, подчиняется правовому режиму частной формы собственности и яв­ляется собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имуще­ственных прав на имущество общественного фонда (п. 3 ст. 107). Финансовым источником общественного фонда являются деньги, а также другое имущество учредителей, спонсорство, добровольные пожертвования и иные законные поступления (п. 4 ст. 107). В каче­стве иных законных поступлений могут быть доходы фонда от уча­стия в хозяйственном товариществе, от проведенных в соответствии с уставом лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, ло­терей, от хозяйственной деятельности.

Общественный фонд может быть создан одним или нескольки­ми гражданами и (или) юридическими лицами.После государствен­ной регистрации общественного фонда его учредители не становятся его членами. Устав общественного фонда, помимо сведений, установленных в п. 5 ст. 41 ГК, должен содержать указания об орга­нах фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и ихосвобождения, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (ч. 2 п. 5 ст. 107).

Органы фондане определены законодательством и могут быть названы по усмотрению учредителей общественного фонда. В уставе определяются единоличные и коллегиальные органы управления общественного фонда. Это могут быть по усмотрению учредителей, например, президент, председатель, директор, совет, правление, собра­ние учредителей. Наиболее часто создается попечительский совет фонда. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечени­ем их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фон­дом законодательства. Попечительский совет обычно осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок управленияобщественным фондом и порядок форми­рования его органов определяются его уставом, утверждаемым уч­редителями (ч. 1 п. 5 ст. 107). Фонд обязан ежегодно публико­вать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях (п. 6 ст. 107). Общественный фонд может за­ниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, по­скольку это соответствует его уставным целям, используя полученные доходы для этих же целей. Для осуществления предпринимательскойдеятельности фонд вправе создавать акционерные общества и хозяйственные товарищества (кроме «полных» и комман­дитных).

Устав общественного фонда может быть изменен органами фон­да, если уставом предусмотрена возможность его изменения в та­ком порядке. Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учрежде­нии общественного фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявле­нию органов фонда, уполномоченных осуществлять надзор за его деятельностью.

В определенных ситуациях законодательство допускает ликвида­цию общественного фонда по решению судав следующих случаях:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законодательными акта­ми или учредительными документами (п. 7 ст. 107 ГК).

Ликвидация общественного фонда в судебном порядке по ос­нованию, когда имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества не­реальна, возможна только в случае нарушения интересов третьих лиц или государства. Ликвидация общественного фонда в судеб­ном порядке по основанию, когда цели фонда не могут быть до­стигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, допустима только в случае объективной, реальной и однозначной невозможности достижения целей, предусмотренных в учредительных документах.

Нарушение общественным фондом своей обязанности ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в офици­альных печатных изданиях также является основанием для его лик­видации в судебном порядке. Помимо указанных оснований, обще­ственный фонд может быть ликвидирован по решению суда в слу­чае банкротства; признания недействительной регистрации фонда в связи с допущенными при его создании нарушениями законодатель­ства, которые носят неустранимый характер; осуществления деятель­ности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократ­ным или грубым нарушением законодательства. Подобные основа­ния могут быть предусмотрены и уставом общественного фонда.

Имущество, оставшееся после ликвидации общественного фон­да, направляется на цели, предусмотренные его уставом (п.8 ст. 107). Если данную цель преследует другое юридическое лицо, то остав­шееся имущество по договору дарения передается на баланс такого юридического лица. Если цели ликвидированного фонда осуществ­ляет только государство, то имущество передается соответствующе­му органу Министерства финансов.

Бывают случаи, когда фондами называют организации, ими не являющиеся. Например, не являются общественными фондами государственные внебюджетные фонды. Поэтому на них не распространяются правила ст.107 ГК. Государственный внебюджетный фонд является самостоятельным видом государственной некоммерческой организации, правовое положение которой определено нормативны­ми актами, регламентирующими ее деятельность.

Потребительский кооператив —это добровольное объединение граж­дан на основе членства для удовлетворения материальных и иных по­требностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов(ч. 1 п. 1 ст. 108 ГК).Примером потребительского кооператива являются кооперативы собственников квартир (КСК), садовые, огородные и гаражные.

Правовое положение потребительского кооператива определяется ГК РК, Законом РК «О сельском потребительском кооперативе» 1999 года.

Потребительский кооператив создается для удовлетворения потребностей именно своих участников.Эти потребности ограничены личным потреблением, а их удовлетворение не может иметь денежной формы. Но изэтого правила есть исключение. Сельские потребительс­кие кооперативы могут создаваться для удовлетворения материаль­ных и иных потребностей не только своих членов, но и других граж­дан, проживающих в сельской местности.

В отличие от производственного кооператива членство в потребительском кооперативе не обусловлено обязательным трудовым участием в его деятельности. Членом потребительского кооператива является, как правило, гражданин. Однако, в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица (ч. 2 п. 1 ст. 108). Потребительский ко­оператив может быть образован двумя и более гражданами. Наиме­нование потребительского кооператива должно включать указание на его организационно-правовую форму. Устав является единственным учредительным документом потре­бительского кооператива. Учредительный договор при создании та­ких кооперативов не заключается. Устав потребительского коопера­тива должен содержать, помимо общих для всех юридических лиц сведений, указанных в п. 5 ст. 41 ГК, условия о размере паев чле­нов кооператива; о составе и порядке внесения паев членами коопе­ратива и их ответственности за нарушение обязательства по внесе­нию пая; о составе и компетенции органов управления кооперати­вом и порядке принятия ими решений, в т. ч. о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным боль­шинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива поне­сенных им убытков (п. 3 ст. 108).

Потребительский кооператив является собственникомсвоего имущества. Имущество потребительского кооператива подчиняется правовому режиму частной формы собственности. Высшим органом потребительского кооператива является общее собрание пайщиков (уполномоченных). Органы управления потребительского кооператива могут быть определены и названы по усмотрению учредителей потребитель­ского кооператива. Органы управления потребительского кооператива могут быть индивидуальными и коллегиальными (например, прав­ление).

Потребительский кооператив не является коммерческой органи­зацией. Поэтому он может заниматься предпринимательской дея­тельностью лишь постольку, поскольку это соответствует его ус­тавным целям.Обязательный признак потребительского кооперати­ва — отсутствие в качестве основной цели деятельности извлече­ние доходов. По указанным причинам следует иметь в виду, что система потребительской кооперации, возникшая в Советском Со­юзе, извлекающая и распределяющая доходы в качестве основной цели своей деятельности, является на сегодняшний день не потре­бительской кооперацией, а системой коммерческих организаций. Доходы же, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели (п. 4 ст. 108 ГК).

Деятельность кооператива в значительной степени покрывается за счет дополнительных взносов его членов.Решение о дополнительных взносах принимает общее собрание. Члены потребительского коопе­ратива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обяза­тельствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива (ч. 2 п. 2 ст. 108 ГК).

Особенностью потребительского кооператива является то, что его члены обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодно­го баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов (ч. 1 п. 2 ст. 108 ГК).

В случае ликвидации потребительского кооператива или выхо­да из него члена кооперативаон имеет право на выделение своей доли в имуществе потребительского кооператива, пропорциональ­ной его паю (ч. 1 п. 5 ст. 108 ГК). Выделение доли осуществля­ется в денежной форме из денежных средств кооператива. Если де­нежных средств недостаточно для выплаты доли бывшего пайщи­ка, то кооператив должен реализовать свое имущество и из этих средств погасить обязательство. С согласия выходящего пайщика его доля может быть выделена также в имущественной форме.

В случае смертичлена потребительского кооператива его наслед­ники имеют первоочередное право на принятие в члены коопера­тива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В случае принятия наследника в кооператив он не вносит дополнительного паевого вклада. Если же устав кооператива не допускает автома­тического принятия наследника умершего члена кооператива, то на­следник получает денежное выражение доли в имуществе, пропор­циональной паю умершего (ч. 2 п. 5 ст. 108 ГК).

Религиозное объединение —это добровольное объединение граж­дан, в установленном законодательными актами порядке объединив­шихся на основе общности их интересов для удовлетворения духов­ных потребностей(п. 1 ст. 109 ГК).

Религиозными объединениями в Республике Казахстан являются местные религиозные объединения (общины), религиозные управ­ления (центры) и их структурные подразделения, а также духов­ные учебные заведения и монастыри. Религиозные управления (центры) в соответствии со своими уставами (положениями) впра­ве основывать духовные учебные заведения, мечети, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений). Религиозные объединения вправе осуществ­лять благотворительную деятельность и проявлять милосердие че­рез общественные фонды, а также учреждать благотворительные заведения (приюты, интернаты, больницы и другие) (ч. 2 ст. 14 Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 24.12.2012 г.)

Религиозное объединение может быть создано группой граждан в количестве не менее 10-ти человек. В уставе (положении), представля­емом для регистрации, должны быть указаны:

— наименование, местонахождение религиозного объединения и территория, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;

— вероисповедальная принадлежность, предмет и цели деятель­ности;

— структура религиозного объединения, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий его органов управления;

— права и обязанности религиозного объединения;

— порядок образования имущества религиозного объединения;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав (положе­ние) религиозного объединения;

— порядок реорганизации и ликвидации религиозного объедине­ния (ч. 1 ст. 8 Закона о религиозных объединениях).

Не допускается участие религиозных объединений в деятель­ности политических партий или оказание им финансовой поддер­жки (ч. 2 ст. 4 Закона).

Государственная регистрациярелигиозных управлений (центров), объединений, действующих на территории двух или более областей республики, а также образуемых ими духовных учебных заведений, монастырей и других объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, а регистрация местных религиозных объединений — территориальными органами юстиции. Срок государ­ственной регистрации прерывается в случае необходимости проведе­ния религиоведческой и иной экспертизы, а также получения за­ключения специалиста по представленным религиозным объединением документам (ст. 9 Закона).

Документы, определяющие вероучительную сторону деятельно­сти религиозного объединения, не подлежат регистрации в государ­ственных органах.

Религиозные объединения в Республике Казахстан, имеющие руководящие центры вне пределов республики, подлежат регистра­ции в органах юстиции. Уставы (положения) руководящих центров могут быть положены в основу уставов (положений) таких религи­озных объединений, если они не противоречат законодательству Рес­публики Казахстан (п. 3 ст. 109 ГК).

При религиозных объединениях могут создаваться общества, братства, ассоциации и другие объединения граждан, образующие­ся для благотворительности, изучения и распространения религи­озной литературы и иной культурно-просветительской деятельно­сти. Они могут иметь собственные уставы (положения) и регист­рируются в порядке, установленном для общественных объедине­ний.

Создание духовных учебных религиозных объединений и заве­дений, миссионерская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства допускается только после их аккредитации в местных органах власти и при условии ее соответствия законодательству Рес­публики Казахстан.

Религиозное объединение имеет право собственностина имуще­ство, приобретенное или созданное им за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государ­ством и приобретенное по другим основаниям, не противоречащим законодательным актам (п. 9 ст. 109 ГК). В собственности религиоз­ных объединений может быть также имущество, находящееся за гра­ницей (ч. 3 ст. 16 Закона о религиозных объединениях).

Участники (члены) религиозного объединения не сохраняют прав на переданное ими этой организации имущество, в т. ч. на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам религиозного объедине­ния, а религиозное объединение не отвечает по обязательствам своих членов (п. 10 ст. 109 ГК).

Местные представительные органы и государственные органы вправе передавать религиозным объединениям в собственность или безвозмездное пользование культовые здания и иное имущество, находящееся в собственности государства. Религиозные объединения имеют преимущественное право на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией.

Государству запрещено финансировать религиозные объединения (ч. 1 ст. 4 Закона о религиозных объединениях); они могут получать финансовую и другую материальную помощь от зарубежных рели­гиозных центров, международных миссионерских и благотворитель­ных обществ и фондов, если ее использование не противоречит за­конодательству Республики Казахстан.

Религиозное объединение вправе создавать предприятиядля обеспечения культовой деятельности, социальных и благотворительных мероприятий в соответствии со своими уставными целями. Предпри­ятия могут быть созданы только в форме хозяйственного товарище­ства или акционерного общества. Поэтому религиозное объединение, в случае создания предприятия, не является собственником его иму­щества, но является учредителем и сохраняет на имущество предпри­ятия обязательственные права. При этом религиозные объединения пользуются исключительными правами учреждения, предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозных обрядов Выпуск же периодических изданий религиозного характера и иной религиозной литературы, не имеющей богослужебного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством о печати (ст. 13 Закона о религиозных объединениях).

Религиозное объединение ликвидируетсяв порядке и по основа­ниям, предусмотренным гражданским законодательством. При лик­видации религиозного объединения распоряжение находившимся в его собственности имуществом осуществляется в соответствии с его ус­тавом (положением) и действующим законодательством. На имуще­ство культового назначения, принадлежащее религиозным объедине­ниям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредито­ров. При отсутствии правопреемников имущество переходит в соб­ственность государства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...