Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государственное предприятие.
Термин "предприятие"применяется в законодательстве в двух значениях. В первом значении под ним понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (завод, фабрика, шахта и т. п.) В этом смысле можно говорить, например, о кооперативном, индивидуальном, семейном предприятии и т. д. Следовательно, предприятие, рассматриваемое в качестве имущественного комплекса, может находиться как в частной, так и государственной собственности. Во втором значении "предприятие" означает одну из организационно-правовых форм коммерческого юридического лица, и в этом смысле может быть только государственным (ст. 34 ГК РК). Как юридическое лицо государственное предприятие не является собственником принадлежащего ему имущества — этим собственником выступает само государство — и в зависимости от того вещного права, на основе которого эти предприятия обладают имуществом и осуществляют свою деятельность, они, в соответствии с п.1 ст. 102 ГК, подразделяются на: 1) основанные на праве хозяйственного ведения;2) основанные на праве оперативного управления. Последние именуются специальным термином —"казенные предприятия" (т. е. предприятия, принадлежащие казне, фиску). В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на: а) находящиеся в республиканской собственности,— республиканские государственные предприятия; б) находящиеся в коммунальной собственности,— коммунальные государственные предприятия. Предприятие, созданное другим государственным предприятием, рассматривается в качестве дочернего государственного предприятия. Как имущественный комплексгосударственное предприятие признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), другие исключительные права (ст. 119 ГК). В связи с этим Закон о предприятии, являющийся в настоящее время основным актом, определяющим правовой статус этого предприятия, предусматривает, что основным назначением деятельности государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства: 1) материальное обеспечение обороноспособности страны и защита интересов общества; 2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах и областях общественного производства, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором экономики; 3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства. В связи с изложенным коснемся вопроса о цели деятельностигосударственных предприятий. По своей организационно-правовой форме государственное предприятие относится к коммерческим организациям, основной целью деятельности которых является, как известно, извлечение дохода (ст. 34 ГК). Однако, в силу того, что главным назначением государственных предприятий является решение социально-экономических задач, стоящих перед государством, извлечение дохода не должно выступать в качестве определяющей цели их деятельности — государство создает свои предприятия для того, чтобы они были инструментом реализации функций самого государства. При этом следует исходить из того, что деятельность государственного предприятия не может служить источником личного обогащения работников этого предприятия (для этого надо заниматься частной предпринимательской деятельностью), а главным источником доходов государства, функционирующего в условиях рыночной экономики, должны быть налоги. Практику использования государственных предприятий в качестве инструмента получения бюджетных доходов вряд ли можно считать соответствующей канонам рыночной экономики (для социализма, чья экономика была основана на государственной собственности, такая практика, напротив, вполне нормальна). Однако, в некоторых странах она существует, чем и объясняется наличие государственных предприятий, основной целью и главным назначением которых является добывание денег для государства, т. е. на такие предприятия возлагается реализация финансовой функции государства. Но при любых обстоятельствах государственные предприятия не могут быть механизмом, предназначенным исключительно для личного обогащения его работников и тем более его руководства, что, однако, вовсе не отрицает возможности материального поощрения и вознаграждения за хороший труд и достижение предприятием высоких экономических показателей. Использование государственного предприятия в личных целях противоречило бы сущности и назначению государственной собственности. Поименный перечень республиканских государственных предприятий утверждается Правительством Республики Казахстан. Поименные перечни коммунальных государственных предприятий утверждаются соответствующимиакимами. Все это также направлено на недопущение разрастания количества хозяйствующих субъектов, находящихся в государственной собственности. Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать указание на собственника имущества (а им является государство), на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность (т. е. обозначение вышестоящего органа). Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным. Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан (что подчеркивает его принадлежность государству) и фирменным наименованием предприятия. Поскольку государственное предприятие не является собственником принадлежащего ему имущества и как имущественный комплекс находится в собственности государства и должно действовать в его интересах, а не в своих собственных, то в целях организации взаимоотношений предприятия и государства вводится фигура так называемого "уполномоченного органа". Объем полномочий по каждой из трех функций разнится в зависимости от вида предприятия (является ли оно предприятием на праве хозяйственного ведения, казенным предприятием или дочерним государственным предприятием). Тем не менее, в порядке обобщения можно обозначить следующее. Выступая учредителем,уполномоченный орган разрабатывает и утверждает устав предприятия, определяя в нем предмет и цели его деятельности; осуществляет регистрацию предприятия в качестве юридического лица, а также его перерегистрацию в случае необходимости; осуществляет иные полномочия и обязанности, возлагаемые законодательством на учредителя юридического лица. Как орган государственного управленияуполномоченный орган назначает руководителя предприятия, привлекает его в установленном порядке к дисциплинарной ответственности и освобождает от должности в соответствии с законодательством; доводит до предприятия заказ государства и контролирует его выполнение; утверждает нормативы распределения прибыли, полученной предприятием; устанавливает размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей и главного (старшего) бухгалтера; заслушивает отчеты о деятельности предприятия и осуществляет контроль за ней. Касаясь заказа государства, отметим, что для государственного предприятия выполнение данного заказа является обязательным (для негосударственной организации принятие заказа к исполнению является добровольным). В силу этого предприятие не вправе отказаться от заключения договора в качестве покупателя или продавца товаров (работ, услуг), если заключение таких договоров предусмотрено заказом государства. В то же время предусмотрено, что продукция (работы, услуги), не охваченная заказом государства, реализуется предприятием самостоятельно. В роли собственникапредприятия уполномоченный орган наделяет предприятие в момент его образования имуществом, формирует его уставный и иные фонды; дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом в случаях, когда, в соответствии с законодательством, такое разрешение требуется; производит изъятие у предприятия имущества в случаях, когда такое изъятие предусмотрено законодательством; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. В качестве уполномоченного органа по отношению к республиканским государственным предприятиям выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан органы, по отношению к коммунальным государственным предприятиям — местные исполнительные органы, уполномоченные на это соответствующим акимом. Уполномоченные органы правомочны осуществлять весь комплекс полномочий, которыми обладает государство по отношению к предприятию (за исключением полномочия по принятию решения о приватизации государственного предприятия либо предварительных ее стадиях). Тем самым государство обеспечивает сохранность государственного сектора экономики. В отличие от большинства видов юридических лип, которые могут заниматься различными видами предпринимательской деятельности, переходя в случае необходимости от одного вида кдругому (конверсия производства в условиях свободы выбора предпринимательской деятельности), государственные предприятия обладают строго специальной правоспособностью— предмет и цели их деятельности определяются, во-первых, уставом предприятия, который утверждается уполномоченным органом, во-вторых, должны соответствовать требованиям закона в части назначения государственных предприятий. Осуществление предприятием деятельности, а также совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Сделка, совершенная предприятием в противоречии с целями деятельности, определенными его уставом, может быть в установленном законодательством порядке признана недействительной по иску его учредителя (уполномоченного органа). Действия руководителя предприятия, направленные на осуществление предприятием неуставной деятельности, являются нарушением трудовых обязанностей и влекут применение в установленном порядке мер дисциплинарной ответственности. Предприятие как юридическое лицо является субъектом, через действия которого государство реализует определенные функции. Чтобы предприятие действовало в нужном для государства направлении, существует институт государственного управления предприятием. Есть два вида государственного управления предприятием: внешнее и внутреннее. Внешнее управлениереализуется по схеме "уполномоченный орган (он же орган государственного управления) — предприятие как юридическое лицо". В данной схеме уполномоченный орган выступает в роли субъекта управления, а предприятие — в роли объекта управления. Внутреннее управлениеосуществляется через деятельность администрации предприятия, где решающая роль принадлежит такому его органу, как руководитель предприятия. Говоря о внутреннем управлении предприятием, отметим, что это управление основано на принципе единоначалия. Кстати, государственное предприятие отличается от многих видов негосударственных юридических лиц (например, производственного кооператива, акционерного общества), где в качестве высшего органа управления выступает коллегиальный орган. Возглавляет государственное предприятие его руководитель,назначаемый на должность уполномоченным органом и ему подотчетный. Закон РК «О государственном имуществе» не дает названия должности руководителя предприятия, оставляя это в компетенции уполномоченного органа при утверждении устава данного предприятия. На практике применяются самые разнообразные наименования (директор, заведующий, начальник, управляющий и т. п.). Производственной базой предприятия выступает его имущество. Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия. Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия (п. 2 ст. 102 ГК). Этим государственное предприятие отличается от многих видов негосударственных юридических лиц, имущество которых в случае, например, ликвидации подлежит разделу между учредителями (участниками). Неделимость имущества государственного предприятия объясняется тем, что это имущество находится в государственной собственности, которая не исчезает даже в том случае, когда предприятие как юридическое лицо ликвидируется. Кстати говоря, факт неделимости имущества государственного предприятия (отличительный его признак от негосударственных юридических лиц) в ГК РФ подчеркивается термином "унитарное", который входит в наименование таких предприятий. Имущество государственного предприятия формируется за счет, во-первых, имущества, переданного ему собственником. Такой способ приобретения имущества характерен, как правило, для периода создания предприятия. Основным же источником приобретения имущества выступает, во-вторых, собственная деятельность предприятия, которое, являясь коммерческой организацией, должно за счет полученного от реализации произведенного товара (выполненных работ, оказанных услуг) дохода обеспечить самообеспечение и самофинансирование. Наконец, в-третьих, предприятие может формировать имущество за счет, как сказано в Законе РК «О государственном имуществе», "иных источников, не запрещенных законодательством". Хотя государственные предприятия и относятся по своей организационно-правовой форме к числу коммерческих организаций, цель извлечения прибыли, как уже отмечалось, не может выступать в качестве определяющей цели их деятельности — их главным назначением является способствование реализации функций государства. Поэтому сам по себе факт получения прибыли не может служить критерием качества их работы. Как уже отмечалось, государственные предприятия могут быть двух видов: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Говоря о предприятиях на праве хозяйственного ведения, следует сказать, что такой правовой режим ныне применяется только к государственным предприятиям. Однако ранее режим права хозяйственного ведения, означающего наличие "предприятия-несобственника", применялся ко всем формам собственности и мог быть использован практически любым субъектом. В результате возникли всякого рода предприятия, принадлежавшие общественным и религиозным объединениям и организациям, благотворительным фондам и даже отдельным гражданам в виде довольно распространенных "индивидуальных (семейных) частных предприятий" (ИЧП). Эти предприятия, не обладая достаточным имуществом и денежными средствами, которыми они могли бы отвечать по своим обязательствам, и полностью контролируемые своими собственниками, которые, в свою очередь, не отвечали за деятельность своих предприятий, оказались весьма неустойчивыми в обороте и к тому же зачастую использовались как прикрытие для всякого рода сомнительных сделок, в т. ч. для необоснованного получения налоговых льгот. Поэтому законодатель, принимая Гражданский кодекс РК, хотя и с некоторыми сомнениями и после продолжительных дебатов, пришел к решению использовать режим права хозяйственного ведения применительно только к государственным предприятиям. Одновременно это повлекло за собой то, что термин "предприятие" в качестве обозначения юридического лица перестал употребляться по отношению к любым негосударственным хозяйствующим субъектам. Продолжая политику на сокращение государственного сектора экономики и на нецелесообразность сохранения (и тем более создания новых) государственных предприятий в тех отраслях, где экономические задачи могут быть решены посредством частного предпринимательства, Закон «О государственном имуществе» устанавливает, что государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создаваться (а ранее созданные — действовать) в следующих сферах деятельности: 1) разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему, защитных средств, военной техники, комплектующих элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка высвобождаемых военно-технических средств; 2) добыча, производство, транспортировка, переработка, захоронение и реализация урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление и реализация продукции, содержащей радиоактивные вещества в количествах, превышающих норму, допустимую для их использования без необходимости применения специальных средств защиты; 3) изготовление и реализация медикаментов, лекарственных средств и лечебных препаратов, медицинского оборудования и инструментария; 4) осуществление хозяйственной деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или где установлен специальный порядок хозяйствования; 5) осуществление хозяйственной деятельности в области энерго, водо и теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, коммунального и жилищного хозяйства и других систем жизнеобеспечения республиканской и местной инфраструктур, которые в силу своего естественного монопольного положения и социально-экономической значимости требуют прямого государственного управления; 6) в области банковской, страховой и иной финансовой деятельности. Государственное предприятие, как и любая коммерческая организация, должно приносить прибыль, а если ее нет, то хотя бы обеспечить свое содержание за счет собственного дохода. Не исключается и тот вариант, что оно может оказаться в убытке. Это тем более вероятно, если государство обяжет свое предприятие заниматься нерентабельным, хотя и социально значимым производством (например, столовая для пенсионеров и безработных). В этих условиях данное предприятие, несомненно, должно иметь право на получение дотации из бюджета. Поскольку чистый доход исчисляется как разница между выручкой (валовым доходом) и произведенными затратами, то для обеспечения прибыльности предприятия большое значение играют цены, по которым оно будет реализовывать свой товар — именно через цену формируется выручка предприятия. Таким образом, предусмотрено два способа ценообразования: на товар, производимый в счет заказа государства,— по согласованию с органом, доводящим до предприятия этот заказ (т. е. с уполномоченным органом); на товар, производимый и реализуемый самостоятельно, — по соглашению с покупателем в рамках заключаемого с ним договора купли-продажи. Существенным является вопрос о порядке распределения чистого дохода, полученного предприятием. Согласно ст. 199 ГК, собственник имеет право на получение части чистого дохода от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Конкретизируя это положение, Закон «О государственном имуществе» предусматривает, что доля прибыли, подлежащая отчислению собственнику предприятия, фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан (соответственно, с его местным органом) нормативе распределения прибыли и перечисляется в доход соответствующего бюджета. Следовательно, изъятие чистого дохода предприятия в пользу государства производится уполномоченным органом на односторонне-властной основе (согласование требуется лишь с Министерством финансов) путем установления норматива распределения прибыли. Но нельзя забывать и о том, государственное предприятие является также обычным плательщиком подоходного налога. В результате возникла двух-канальная система изъятия чистого дохода предприятия в пользу государства: первый канал — уплата подоходного налога; второй канал — отчисление доли прибыли на основе норматива ее распределения. В первом случае государство действует в качестве субъекта политической системы общества, управомоченного устанавливать налоги, во втором — в качестве собственника, управомоченного распоряжаться своей собственностью. Являясь юридическим лицом, предприятие самостоятельно отвечает по своим обязательствамвсем принадлежащим ему имуществом. Государство, хотя и является собственником принадлежащего предприятию имущества, по обязательствам последнего не отвечает, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа). В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов. Предусмотрено также, что законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия. Само же предприятие ответственности по обязательствам государства либо его уполномоченного органа не несет. Завершая рассмотрение вопроса о предприятиях на праве хозяйственного ведения, отметим, что данное вещное право в принципе порождено социалистическим способом производства, трансформировалось из таких категорий, как "хозяйственный расчет", ''право оперативного управления", сменившего его "права полного хозяйственного ведения", и является правовой конструкцией, призванной обеспечить взаимодействие государства-собственника, не выступающего в качестве непосредственного участника товарного оборота, с принадлежащим ему предприятием-несобственником, являющимся юридическим лицом и непосредственно выступающим участником такого оборота. Подобной конструкции не знает законодательство ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Обычно там государственные предприятия существуют в форме акционерного общества или хозяйственного товарищества с полным или решающим участием государства-учредителя. Вторым видом государственного предприятия выступает казенное предприятие,обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления (п. 1 ст. 104 ГК). Казенные предприятия обладают целевой правоспособностьюи, в соответствии с Законом «О государственном имуществе», могут создаваться для осуществления определенных видов деятельности,а именно: 1. выполнения горно-спасательных и иных специальных работ вчрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий; 2. осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы; 3. производства топографо-геодезических и картографических работ; 4. осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области охраны природы, здравоохранения, образования, социальной защиты, науки, культуры и спорта. Данный перечень является закрытым, и его основное назначение — предотвратить количественное разрастание казенных предприятий. В отличие от права хозяйственного ведения, которое распространяется только на государственные предприятия, являющиеся коммерческими организациями, на праве оперативного управления могут находится и государственные,и негосударственные юридические лица,которые могут быть как коммерческими, так инекоммерческими организациями. Что касается собственно казенного предприятия, то оно является, во-первых, государственным юридическим лицом и относится, во-вторых, к числу коммерческих организаций. Основное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления заключается в объеме полномочий (и соответственно — в уровне самостоятельности и ответственности) юридического лица, которое пользуется тем или иным вещным правом. Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения его уставной деятельности. Оно не праве приобретать на .основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, а также пользоваться банковскими кредитами без согласия уполномоченного органа.Тем самым денежные средства казенного предприятия оберегаются от разбазаривания и нерационального использования. В отличие от предприятия на праве хозяйственного ведения, закон не предусматривает в качестве условия создания и деятельности казенного предприятия формирование у него уставного или резервного фонда. Объясняется это не только тем, что казенные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность в более скромных размерах и в более строгих рамках, чем предприятия на праве хозяйственного ведения, но и тем, что государство несет субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия. Это дает кредиторам казенного предприятия дополнительные гарантии удовлетворения их требований к этому предприятию. Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами,зафиксированными в уставе, а также заказами государства, доводимыми до предприятия через уполномоченный орган. Иная хозяйственная деятельность допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Тем самым подчеркивается целевой характер правоспособности казенного предприятия. Цены за товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом. Отметим, что предприятию на праве хозяйственного ведения цены устанавливаются (да и то по согласованию с ним) лишь на часть продукции, производимой и реализуемой в счет заказа государства. Деятельность казенного предприятия финансируется за счет полученного от реализации товаров (работ, услуг) собственного дохода, однако расходы производятся в соответствии со сметой, утверждаемой уполномоченным органом. Еще одной разновидностью предприятия выступает дочернее государственное предприятие — юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества. Правом создания дочерних государственных предприятий пользуются лишь предприятия на праве хозяйственного ведения (т. с казенное предприятие создать свое дочернее предприятие неправомочно). Дочернее государственное предприятие создается в форме предприятия на праве хозяйственного ведения и пользуется полномочиями, предоставленными для такого рода юридических лиц. Дочернее предприятие самостоятельно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам создавшего его основного предприятия. В равной мере основное предприятие не отвечает по обязательствам своего дочернего предприятия. Создание дочерних предприятий приводит к увеличению общего количества государственных предприятий, что в общем-то не отвечает условиям рыночной экономики, основой которой выступает частная собственность. Поэтому Закон РК «О государственном имуществе» обусловливает возможность создания дочерних предприятий целым рядом условий. Прежде всего, это касается цели создания дочернего предприятия. Закон предусматривает, что данные предприятия создаются в целях: 1) разукрупнения основного предприятия, в т. ч. в силу требований антимонопольного законодательства; 2) преобразования филиалов основного предприятия в самостоятельные юридические лица; 3) создания дополнительных и специализированных производств для повышения эффективности основного производства; 4) освобождения основного производства от несвойственных ему видов деятельности и функций. Кроме того, дочернее предприятие должно по своему назначению и предмету деятельности соответствовать требованиям, которые предъявляются к государственным предприятия на праве хозяйственного ведения. Таким образом, создание дочернего предприятия должно быть экономически и юридически обоснованным. Усложнена и процедура создания дочернего предприятия. Так, дочернее предприятие, относящееся к республиканскому государственному предприятию, создается по разрешению Правительства Республики Казахстан по представлению вышестоящего органа государственного управления основного предприятия, согласованному с уполномоченным органом и центральным органом по ценовой и антимонопольной политике. Дочернее предприятие, относящееся к коммунальному государственному предприятию, создается по разрешению соответствующего акима по представлению вышестоящего органа государственного управления основного предприятия, согласованному с уполномоченным органом и территориальным органом по ценовой и антимонопольной политике. Учредителем дочернего предприятия выступает основное предприятие, которое утверждает устав дочернего предприятия по согласованию со своим вышестоящим органом государственного управления. Дочернее предприятие не вправе создавать другое дочернее предприятие. Органом государственного управления дочерним предприятием, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности, выступает основное предприятие, которое пользуется также правами уполномоченного органа государства. Отметим, что правовой статус дочерних государственных предприятий (а их существование, скорее всего, является отголоском некогда популярных производственных объединений) таит в себе некоторую экономическую и юридическую неопределенность (в первую очередь с позиций права собственности — одно предприятие-несобственник создает другое предприятие-несобственника, выполняя при этом функцию субъекта права государственной собственности). Возникают сложности в уяснении правового режима имущества: получается, что имущество дочернего предприятия одновременно находится в режиме права хозяйственного ведения, принадлежащего двум разным субъектам — и самому дочернему предприятию, и предприятию-учредителю, оставаясь при этом в государственной собственности. Теряется четкость и в организации управленческой системы: одно предприятие (основное) приобретает по отношению к другому (дочернему) полномочия органа государственного управления, т. е. происходит наложение и смешение разнородных функций (хозяйственных и властно-распорядительных). Поэтому представляется целесообразным, что статус дочернего предприятия должен быть временным и переходным к статусу обычного предприятия. Так, дочернее предприятие, относящееся к республиканскому государственному предприятию, решением Правительства Республики Казахстан может быть преобразовано в обычное предприятие на праве хозяйственного ведения. Дочернее предприятие, относящееся к коммунальному государственному предприятию, решением соответствующего акима может быть преобразовано в обычное предприятие на праве хозяйственного ведения. Дочернее предприятие не следует путать с дочерним хозяйственным товариществом — последнее всегда основано начастной собственности, в то время как дочернее предприятие — всегда государственное. Некоммерческие организации Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение дохода и не распределяющая полученный чистый доход между участниками.Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано вформе учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения (п. п. 1, 3 ст. 34 ГК). Данный перечень, в отличие от перечня коммерческих организаций, не является исчерпывающим. Иной вид некоммерческой организации может быть установлен законодательным актом. Некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует ее уставным целям (п. 3 ст. 34). В отличие от коммерческих организаций, некоммерческие имеют льготное налогообложение. Это делает данную форму привлекательной: многие некоммерческие организации в той или иной форме занимаются предпринимательской деятельностью. Доходы от нее являются, как правило, основным источником финансирования деятельности некоммерческой организации (в основном это относится к общественным объединениям). Учреждениюкак виду некоммерческой организации наиболее характерна организационно-правовая форма, через которую государство выражает свою волю в гражданских отношениях. Однако возможно создание учреждений и на частные средства. То есть учреждение может быть образовано на основе как государственной, так и частной форм собственности. При этом термином "учреждение" законодатель обозначает только частное учреждение, а термином "государственное учреждение" — государственное, т. е. использует их как одноуровневые. В Гражданском кодексе частное учреждение определено следующим образом: учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1ст. 105 ГК). Государственным учреждениемпризнается учреждение, создаваемое государством в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан или по решениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и акимов столицы, областей, города республиканского значения и содержащееся только за счет государственного бюджета, если иное не установлено законодательными актами (п. 2 ст. 105 ГК). При создании государственного учреждения должна быть определена территориальная сфера деятельности учреждения (республиканское, местное или региональное). Учреждение может создаваться для любых целей некоммерческого характера.Например, управленческих, образовательных, медицинских, научно-исследовательских, культурных и т. п. Управленческие цели преследуются, как правило, государственными учреждениями. Речь идет о государственных органах управления — министерствах, ведомствах, маслихатах, акиматах и т. п. Учреждение создается, как правило, одним лицом, но нет запрета и к его образованию несколькими лицами. В этом случае права собственника распределяются и осуществляются в соответствии с учредительным договором. Права учреждения и государственного учреждения на закрепленное за ними имущество определяются в соответствии со ст. ст.202 — 208 ГК (п. 4 ст. 105). То есть имущество принадлежит государственному учреждению на праве оперативного управления.Такой же режим, в целом, распространяется на частные учреждения. Учреждение распоряжается своими средствами на основе сметы, утверждаемой собственником. Имущество учреждения может быть изъято или перераспределено собственником. Учреждение отвечает по обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При их недостаточности ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель (ч. 2 п. 1 ст. 44 ГК). При ликвидации частного учреждения взыскание кредиторов может быть обращено вслед за деньгами на имущество учреждения (п. 5 ст. 50 ГК). Государственное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами. При недостаточности у государственного учреждения денег ответственность наступает в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (ч. ч. 3, 4 п. 1 ст. 44 ГК). Обязательный признак учреждения — отсутствие в качестве основной цели деятельности извлечение доходов. То есть получение доходов учреждением вне рамок предпринимательской деятельности не исключается и даже, возможно, в значительных количествах. Но это не самоцель. Полученные деньги являются собственностью учредителя и расходуются учреждением по смете или изымаются учредителем. В пределах своей уставной правоспособности частные учреждения могут вести предпринимательскую деятельность. Право на ее ведение должно быть закреплено в учредительных документах (п. 3 ст. 34 ГК). В то же время учреждения, являющиеся государственными органами (министерства, ведомства, их подразделения с правами юридического лица и т. п.), не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 2 ст. 105 ГК). Доходы, полученные частным учреждением от разрешенной предпринимательской деятельности, являются собственностью учредителя.Однако, право распоряжения ими у собственника отсутствует. Доходы, полученные учреждением от разрешенной предпринимательской деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Они и приобретенное на них имущество принадлежат учреждению не на праве оперативного управления, а на особом вещном праве — праве самостоятельного распоряжения имуществом. Общественное объединение. Ими в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству (ч. 1 п. 1 ст. 106 ГК). Правовое положение общественного объединения определяется ГК, Законом Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях, "О общественных объединениях" от 31 мая 1996 г., Законом "О политических партиях" от 15 июля2002г., и другими законодательными актами. Действие Закона об общественных объединениях распространяется на деятельность созданных и действующих на территории Республики Казахстан структурных подразделений (филиалов и представительств), иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений, за исключением религиозных. Общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды; участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительной, спортивно-оздоровительной работы; охраны памятников истории и культуры; патриотического и гуманистического воспитания; расширения и укрепления международного сотрудничества; осуществления иной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Казахстан. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики Казахстан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. На территории Республики Казахстан запрещается создание общественных объединений по типу военизированных формирований, имеющих военизированную структуру, форму, специальные знаки отличия, гимны, флаги, вымпелы, особые условия внутренней дисциплины и управления, оружие, в т. ч. имитационное. Не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственные устои граждан, а также деятельность незарегистрированных общественных объединений (ст. 5 Закона об общественных объединениях). Общественное объединение создается по инициативе группы граждан Республики Казахстан (не менее десяти человек), созывающих учредительный съезд (конференцию, собрание), на котором принимается устав и формируются руководящие органы (ч. 1 ст. 10 Закона об общественных объединениях). В Республике Казахстан могут создаваться и действовать республиканские, региональные и местные общественные объединения. К республиканским общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории более половины областей Республики Казахстан. К региональным общественным объединениям относятся объединения, имеющие свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории менее половины областей Республики Казахстан. К местным общественным объединениям относятся объединения, действующие в пределах одной области Республики Казахстан. Общественное объединение действует на основе устава. Средства такого объединения формируются из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проведения в соответствии с уставом лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, лотерей; доходов от производственной или иной хозяйственной деятельности; других, не запрещенных законодательными актами, поступлений. Участники (члены) общественных объединений не имеют прав на переданное ими этим объединениям имущество, в т. ч. на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных объединений, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные объединения не отвечают по обязательствам своих членов (ч. 2 п. 1 ст. 106 ГК). Общественные объединения могут на добровольных началах объединяться в союзы общественных объединений и выходить из них. Общественное объединение является собственником имущества, закрепленного на его балансе. Имущество общественного объединения имеет правовой режим особого вида частной собственности. Собственностью общественного объединения являются объекты, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной его уставом, а также предприятия, создаваемые за счет его средств. В соответствии с положениями ГК общественное объединение вправе создавать предприятия только в форме хозяйственного товарищества и акционерного общества. Поэтому оно в случае создания предприятия не является его собственником, но является учредителем и сохраняет на имущество предприятия обязательственные права. Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению съезда (конференции) или общего собрания, направляется на цели, предусмотренные его уставом. Имущество общественного объединения, ликвидированного по решению суда, направляется на цели, предусмотренные его уставом, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 7 ст. 106 ГК). Общественный фонд. Им признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели(п. 1 ст. 107 ГК).Наряду с упомянутыми, фонд может быть создан в научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в других целях. Общественный фонд является юридическим лицом, в гражданском обороте представлен органами фонда, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет (п. 2 ст. 107 ГК). При создании общественного фонда может использоваться государственное и частное имущество. Имущество, находящееся на балансе общественного фонда, подчиняется правовому режиму частной формы собственности и является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав на имущество общественного фонда (п. 3 ст. 107). Финансовым источником общественного фонда являются деньги, а также другое имущество учредителей, спонсорство, добровольные пожертвования и иные законные поступления (п. 4 ст. 107). В качестве иных законных поступлений могут быть доходы фонда от участия в хозяйственном товариществе, от проведенных в соответствии с уставом лекций, выставок, спортивных и иных мероприятий, лотерей, от хозяйственной деятельности. Общественный фонд может быть создан одним или несколькими гражданами и (или) юридическими лицами.После государственной регистрации общественного фонда его учредители не становятся его членами. Устав общественного фонда, помимо сведений, установленных в п. 5 ст. 41 ГК, должен содержать указания об органах фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и ихосвобождения, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (ч. 2 п. 5 ст. 107). Органы фондане определены законодательством и могут быть названы по усмотрению учредителей общественного фонда. В уставе определяются единоличные и коллегиальные органы управления общественного фонда. Это могут быть по усмотрению учредителей, например, президент, председатель, директор, совет, правление, собрание учредителей. Наиболее часто создается попечительский совет фонда. Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет обычно осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок управленияобщественным фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями (ч. 1 п. 5 ст. 107). Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях (п. 6 ст. 107). Общественный фонд может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует его уставным целям, используя полученные доходы для этих же целей. Для осуществления предпринимательскойдеятельности фонд вправе создавать акционерные общества и хозяйственные товарищества (кроме «полных» и коммандитных). Устав общественного фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении общественного фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда, уполномоченных осуществлять надзор за его деятельностью. В определенных ситуациях законодательство допускает ликвидацию общественного фонда по решению судав следующих случаях: 1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; 2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; 3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; 4) в других случаях, предусмотренных законодательными актами или учредительными документами (п. 7 ст. 107 ГК). Ликвидация общественного фонда в судебном порядке по основанию, когда имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна, возможна только в случае нарушения интересов третьих лиц или государства. Ликвидация общественного фонда в судебном порядке по основанию, когда цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, допустима только в случае объективной, реальной и однозначной невозможности достижения целей, предусмотренных в учредительных документах. Нарушение общественным фондом своей обязанности ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в официальных печатных изданиях также является основанием для его ликвидации в судебном порядке. Помимо указанных оснований, общественный фонд может быть ликвидирован по решению суда в случае банкротства; признания недействительной регистрации фонда в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер; осуществления деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства. Подобные основания могут быть предусмотрены и уставом общественного фонда. Имущество, оставшееся после ликвидации общественного фонда, направляется на цели, предусмотренные его уставом (п.8 ст. 107). Если данную цель преследует другое юридическое лицо, то оставшееся имущество по договору дарения передается на баланс такого юридического лица. Если цели ликвидированного фонда осуществляет только государство, то имущество передается соответствующему органу Министерства финансов. Бывают случаи, когда фондами называют организации, ими не являющиеся. Например, не являются общественными фондами государственные внебюджетные фонды. Поэтому на них не распространяются правила ст.107 ГК. Государственный внебюджетный фонд является самостоятельным видом государственной некоммерческой организации, правовое положение которой определено нормативными актами, регламентирующими ее деятельность. Потребительский кооператив —это добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов(ч. 1 п. 1 ст. 108 ГК).Примером потребительского кооператива являются кооперативы собственников квартир (КСК), садовые, огородные и гаражные. Правовое положение потребительского кооператива определяется ГК РК, Законом РК «О сельском потребительском кооперативе» 1999 года. Потребительский кооператив создается для удовлетворения потребностей именно своих участников.Эти потребности ограничены личным потреблением, а их удовлетворение не может иметь денежной формы. Но изэтого правила есть исключение. Сельские потребительские кооперативы могут создаваться для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности. В отличие от производственного кооператива членство в потребительском кооперативе не обусловлено обязательным трудовым участием в его деятельности. Членом потребительского кооператива является, как правило, гражданин. Однако, в случаях, предусмотренных законодательными актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица (ч. 2 п. 1 ст. 108). Потребительский кооператив может быть образован двумя и более гражданами. Наименование потребительского кооператива должно включать указание на его организационно-правовую форму. Устав является единственным учредительным документом потребительского кооператива. Учредительный договор при создании таких кооперативов не заключается. Устав потребительского кооператива должен содержать, помимо общих для всех юридических лиц сведений, указанных в п. 5 ст. 41 ГК, условия о размере паев членов кооператива; о составе и порядке внесения паев членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению пая; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в т. ч. о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (п. 3 ст. 108). Потребительский кооператив является собственникомсвоего имущества. Имущество потребительского кооператива подчиняется правовому режиму частной формы собственности. Высшим органом потребительского кооператива является общее собрание пайщиков (уполномоченных). Органы управления потребительского кооператива могут быть определены и названы по усмотрению учредителей потребительского кооператива. Органы управления потребительского кооператива могут быть индивидуальными и коллегиальными (например, правление). Потребительский кооператив не является коммерческой организацией. Поэтому он может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует его уставным целям.Обязательный признак потребительского кооператива — отсутствие в качестве основной цели деятельности извлечение доходов. По указанным причинам следует иметь в виду, что система потребительской кооперации, возникшая в Советском Союзе, извлекающая и распределяющая доходы в качестве основной цели своей деятельности, является на сегодняшний день не потребительской кооперацией, а системой коммерческих организаций. Доходы же, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели (п. 4 ст. 108 ГК). Деятельность кооператива в значительной степени покрывается за счет дополнительных взносов его членов.Решение о дополнительных взносах принимает общее собрание. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса членов кооператива (ч. 2 п. 2 ст. 108 ГК). Особенностью потребительского кооператива является то, что его члены обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов (ч. 1 п. 2 ст. 108 ГК). В случае ликвидации потребительского кооператива или выхода из него члена кооперативаон имеет право на выделение своей доли в имуществе потребительского кооператива, пропорциональной его паю (ч. 1 п. 5 ст. 108 ГК). Выделение доли осуществляется в денежной форме из денежных средств кооператива. Если денежных средств недостаточно для выплаты доли бывшего пайщика, то кооператив должен реализовать свое имущество и из этих средств погасить обязательство. С согласия выходящего пайщика его доля может быть выделена также в имущественной форме. В случае смертичлена потребительского кооператива его наследники имеют первоочередное право на принятие в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В случае принятия наследника в кооператив он не вносит дополнительного паевого вклада. Если же устав кооператива не допускает автоматического принятия наследника умершего члена кооператива, то наследник получает денежное выражение доли в имуществе, пропорциональной паю умершего (ч. 2 п. 5 ст. 108 ГК). Религиозное объединение —это добровольное объединение граждан, в установленном законодательными актами порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей(п. 1 ст. 109 ГК). Религиозными объединениями в Республике Казахстан являются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры) и их структурные подразделения, а также духовные учебные заведения и монастыри. Религиозные управления (центры) в соответствии со своими уставами (положениями) вправе основывать духовные учебные заведения, мечети, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений). Религиозные объединения вправе осуществлять благотворительную деятельность и проявлять милосердие через общественные фонды, а также учреждать благотворительные заведения (приюты, интернаты, больницы и другие) (ч. 2 ст. 14 Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 24.12.2012 г.) Религиозное объединение может быть создано группой граждан в количестве не менее 10-ти человек. В уставе (положении), представляемом для регистрации, должны быть указаны: — наименование, местонахождение религиозного объединения и территория, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность; — вероисповедальная принадлежность, предмет и цели деятельности; — структура религиозного объединения, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий его органов управления; — права и обязанности религиозного объединения; — порядок образования имущества религиозного объединения; — порядок внесения изменений и дополнений в устав (положение) религиозного объединения; — порядок реорганизации и ликвидации религиозного объединения (ч. 1 ст. 8 Закона о религиозных объединениях). Не допускается участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки (ч. 2 ст. 4 Закона). Государственная регистрациярелигиозных управлений (центров), объединений, действующих на территории двух или более областей республики, а также образуемых ими духовных учебных заведений, монастырей и других объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан, а регистрация местных религиозных объединений — территориальными органами юстиции. Срок государственной регистрации прерывается в случае необходимости проведения религиоведческой и иной экспертизы, а также получения заключения специалиста по представленным религиозным объединением документам (ст. 9 Закона). Документы, определяющие вероучительную сторону деятельности религиозного объединения, не подлежат регистрации в государственных органах. Религиозные объединения в Республике Казахстан, имеющие руководящие центры вне пределов республики, подлежат регистрации в органах юстиции. Уставы (положения) руководящих центров могут быть положены в основу уставов (положений) таких религиозных объединений, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан (п. 3 ст. 109 ГК). При религиозных объединениях могут создаваться общества, братства, ассоциации и другие объединения граждан, образующиеся для благотворительности, изучения и распространения религиозной литературы и иной культурно-просветительской деятельности. Они могут иметь собственные уставы (положения) и регистрируются в порядке, установленном для общественных объединений. Создание духовных учебных религиозных объединений и заведений, миссионерская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства допускается только после их аккредитации в местных органах власти и при условии ее соответствия законодательству Республики Казахстан. Религиозное объединение имеет право собственностина имущество, приобретенное или созданное им за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством и приобретенное по другим основаниям, не противоречащим законодательным актам (п. 9 ст. 109 ГК). В собственности религиозных объединений может быть также имущество, находящееся за границей (ч. 3 ст. 16 Закона о религиозных объединениях). Участники (члены) религиозного объединения не сохраняют прав на переданное ими этой организации имущество, в т. ч. на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам религиозного объединения, а религиозное объединение не отвечает по обязательствам своих членов (п. 10 ст. 109 ГК). Местные представительные органы и государственные органы вправе передавать религиозным объединениям в собственность или безвозмездное пользование культовые здания и иное имущество, находящееся в собственности государства. Религиозные объединения имеют преимущественное право на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией. Государству запрещено финансировать религиозные объединения (ч. 1 ст. 4 Закона о религиозных объединениях); они могут получать финансовую и другую материальную помощь от зарубежных религиозных центров, международных миссионерских и благотворительных обществ и фондов, если ее использование не противоречит законодательству Республики Казахстан. Религиозное объединение вправе создавать предприятиядля обеспечения культовой деятельности, социальных и благотворительных мероприятий в соответствии со своими уставными целями. Предприятия могут быть созданы только в форме хозяйственного товарищества или акционерного общества. Поэтому религиозное объединение, в случае создания предприятия, не является собственником его имущества, но является учредителем и сохраняет на имущество предприятия обязательственные права. При этом религиозные объединения пользуются исключительными правами учреждения, предприятий по выпуску богослужебной литературы и производству предметов религиозных обрядов Выпуск же периодических изданий религиозного характера и иной религиозной литературы, не имеющей богослужебного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством о печати (ст. 13 Закона о религиозных объединениях). Религиозное объединение ликвидируетсяв порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. При ликвидации религиозного объединения распоряжение находившимся в его собственности имуществом осуществляется в соответствии с его уставом (положением) и действующим законодательством. На имущество культового назначения, принадлежащее религиозным объединениям, не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. При отсутствии правопреемников имущество переходит в собственность государства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |