Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕКЦИЯ 3. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ




 

разработана видеолекция «Граждане как субъекты гражданских прав»

 

Все гражданские правоотношения устанавливаются между людь­ми и образуемыми ими организациями. Эти люди и организации могут заключать сделки и участвовать в правоотношениях только в общественном качестве субъекта права, которого называют так­же лицом.

Субъектами гражданского права или лицами законодательством РК признаются люди (индивиды) и некоторые их организации (юридические лица, государство, административно-территориальные единицы), обладающие особым юридическим свойством — граждан­ской правосубъектностью, т. е. способностью иметь гражданские права и обязанности и осуществлять их. Обладание этим свойством и превращает индивида или организацию в субъект гражданского права. При этом каждый человек, выступает ли он как гражда­нин РК, гражданин другого государства или лицо без гражданства, обладает гражданской правосубъектностью и, следовательно, при­знается субъектом гражданского права. Другое дело — организация. Она может быть, а может и не быть субъектом гражданского пра­ва, обладать или не обладать гражданской правосубъектностью. Обладают гражданской правосубъектностью организации, признан­ные юридическими лицами, а также государство и административ­но-территориальные единицы.

Вместе с тем, нельзя отождествлять субъект гражданского права и его правосубъектность. Понятие "субъект гражданского права" шире понятия его правосубъектности и включает в себя также имя (наи­менование), место жительства (место нахождения) и некоторые дру­гие признаки.

Истоки гражданскойправосубъектности коренятся в экономичес­ких товарных отношениях, а само указанное свойство закреплено позитивным правом, хотя термин "правосубъектность" гражданским законодательством не используется. Само же понятие правосубъект­ности разработано юридической наукой и законодательно закрепле­но в Конституции Республики Казахстан. Субъектам гражданских прав ГК РК посвящает отдельную гла­ву (глава 2), в которой термины "субъекты права" и "лица" исполь­зуются как однозначные. Нормы о субъектах права имеются не только в ГК, но и в других законодательных актах.

Среди субъектов гражданских прав (или лиц) ГК выделяет граж­дан РК и других физических лиц, которым и посвящена настоящая глава учебника. В.главе в минимально необходимой мере затронуты вопросы общего понятия гражданской правосубъектности, а в необ­ходимых случаях в сравнительном плане рассматриваются вопросы правосубъектности физических и юридических лиц.

Общее понятие "физическое лицо" сформулировано в ст. 12 ГК РК. Эта статья родовым понятием физических лиц объединяет граж­дан Республики Казахстан, граждан других государств (иностран­цев), а также лиц без гражданства. Так как подавляющее боль­шинство физических лиц, находящихся на территории Казахстана — это его граждане, а сам ГК является национальным законом РК, он обычно применяет термин "гражданин" в широком смысле для обозначения физических лиц, а не только граждан Казахстана. Такое широкое понимание термина "гражданин" возможно, по­скольку иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, установленные для граждан Казахстана, если иное не предусмотрено законодательством и международными до­говорами (п. 4 ст. 12 Конституции РК, п. 7 ст. 3 ГК РК). Здесь говорится о гражданах лишь в специальном смысле слова как о субъектах гражданского права, хотя понятие "гражданин" имеет гораздо более широкое значение и применяется во всех отрас­лях права.

Гражданскаяправосубъектность — это один из видов отраслевой правосубъектности. При анализе этого понятия сразу же возникает вопрос: для чего вообще возникает и существует правосубъектность как юридическая реальность, каково ее практическое значение? Наи­более краткий ответ заключается в том, что существование правосубъ­ектности как особого института фажданского права объективно обусловлено необходимостью дифференциации возможностей) включения людей, как существенных существ, в правовые отношения. Конституция РК дифференцирует правосубъектностьлюдей прежде всего на ос­нове выделения и различения прав человека и гражданина. Права последнего имеют больший объем, чем права человека. Они вклю­чают в себя все права человека плюс права и обязанности, прису­щие только гражданам РК (например, политические права, обязанности по несению воинской службы).

В гражданском праве существование правосубъектности как предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями связано с юридической дифференциацией участников товарно-де­нежных и иных, основанных на равенстве участников, отношений, на физических лиц, юридических лиц и особых субъектов граж­данского права, причем мера (пределы) правообладания этих участ­ников различны.

Правосубъектность физических лиц, как вид гражданскойправосубъектности, трудно понять без учета общего понятия гражданс­кой правосубъектности. При этом ее, как объективно существующую правовую реальность, как общее свойство отдельных лиц, не следу­ет смешивать с понятием правосубъектности как отражением этой правовой реальности. В реальности нет правосубъектности вообще, а есть правосубъектность отдельных лиц, как их общее юридическое свойство. Это свойство принадлежит не некоему лишь мыслимому, существующему лишь в понятии обобщенному лицу, как это иног­да полагают в юридической литературе, а представляет собой общее свойство отдельных реальных лиц, т. е. общее свойство, присущее каждому отдельному субъекту. Принадлежность правосубъектности именно каждому отдельному лицу наглядно прослеживается в тер­минологии Конституции Республики Казахстан, в ст. 13 которой говорится, что каждый имеет право на признание его правосубъектности.

В юридической литературе, включая учебную, распространена характеристика правосубъектности как абстрактной предпосылки правообладания конкретными субъективными правами и обязанностями. С этим можно согласиться с оговоркой — лишь понимая абстракт­ное не только как существующее в понятии, но и как реальное об­щее юридическое свойство отдельных лиц.

Некоторые авторы полагают, что правосубъектность как абстрак­тная возможность правообладания не может быть представлена в виде набора или комплекса отдельных прав субъекта права. С этим нельзя согласиться. Ведь абстрактный характер правосубъектности вовсе не означает ее бессодержательности. Гражданскаяправосубъектность имеет как свой объем, так и содержание, причем имеющие свои особенно­сти применительно к разным видам лиц, в частности, физических и юридических. Более того, даже объем и содержание правосубъектно­сти различных видов физических и юридических лиц различны. Статья 14 ГК говорит об основном содержании правосубъектности граждан, ее составных элементах. В частности, этой статьей ГК пре­дусмотрено, что гражданин может иметь на праве собственности иму­щество, наследовать и завещать его, свободно передвигаться по тер­ритории республики и выбирать место жительства, заниматься лю­бой, не запрещенной законодательными актами, деятельностью, со­здавать юридические лица самостоятельно или с другими граждана­ми и юридическими лицами, совершать сделки и участвовать в обяштельствах, требовать возмещения материального и морального вре­да, иметь другие имущественные и личные права. Общий же объем и содержание правосубъектности определяется всем гражданским за­конодательством.

По своей юридической природе гражданская правосубъектность представляет собой особое субъективное право — право совершать сделки и иметь субъективные права и обязанности. В законодатель­стве особенно наглядно проявляется природа правосубъектности как субъективного права, в т. ч. и в нормах Конституции. Так, Конституция говорит о правах каждого, кто законно находится на террито­рии республики, свободно передвигаться по этой территории и вы­бирать место жительства, праве каждого на свободу предприниматель­ской деятельности. При этом Конституция закрепляет право каждо­го на признание его правосубъектности и раскрывает основное ее содержание в виде перечня конституционных прав человека и граж­данина (ст. ст. 13, 21 и 26 Конституции РК).

Уголовный кодекс РК именует правом один из элементов правосубъектности граждан, предусматривая в качестве меры наказания лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 41).

Признание правосубъектности особым субъективным правом имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В част­ности, такое признание позволяет применять при реализации право­субъектности нормы ст. 8 ГК об осуществлении гражданских прав. Так, осуществление правосубъектности не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других субъектов права, должно про­ходить добросовестно, разумно и справедливо.

Гражданскуюправосубъектность как юридическое свойство лица, выраженное в возможности правообладания конкретными субъектив­ными правами и обязанностями, как особое субъективное право сле­дует отличать от конкретных субъективных прав и обязанностей. Хотя по своей юридической природе правосубъектность — также субъек­тивное право, но по сравнению с конкретным субъективным правом это право иного уровня: они соотносятся друг с другом как общее и единичное. Иначе говоря, каждое правосубъектное лицо может при­обретать и иметь соответствующие конкретные субъективные права и обязанности. Правосубъектностью в объеме, предусмотренном за­конодательными актами, обладает каждый субъект права. Иначе об­стоит дело в отношении конкретных субъективных прав и обязан­ностей. Их набор для каждого лица индивидуален (единичен) и по­стоянно изменяется. Например, все физические лица могут иметь имущество на праве собственности, в частности, иметь в собственно­сти квартиру. Но не всякое лицо действительно имеет право собствен­ности на конкретную квартиру в определенном доме по определен­ному адресу. То же самое можно сказать и о любом другом имуще­стве, конкретный набор которого у каждого субъекта права индивидуален. Право собственности как конкретное субъективное право всегда индивидуализировано — это право определенного лица на оп­ределенное имущество.

Иногда различия между правосубъектностью и конкретным субъективным правом не столь наглядны, как в приведенном при­мере, но, тем не менее, они всегда существуют. Например, каждый гражданин имеет в качестве элемента правосубъектности право вы­бирать место жительства, но право проживать в избранном месте жительства — это уже конкретное субъективное право.

Всякое субъективное право как общее (правосубъектность), так и конкретное (единичное) возникает, изменяется и прекращается посредством определенных юридических фактов. Так, например, пра­восубъектность гражданина возникает с момента его рождения и пре­кращается со смертью.

Конкретное субъективное право также возникает и прекращает­ся на основе юридических фактов, набор которых разнообразен. Иногда конкретное субъективное право возникает и прекращается на основе не одного факта, а ряда фактов, именуемых фактическим составом. Так, право собственности на определенные объекты у определенного лица возникает на основе таких юридических фактов, как сделки купли-продажи, дарения, принятия наследства и т. п., но всегда у лица, обладающего соответствующей правосубъектностью. Она явля­ется предпосылкой возникновения конкретных субъективных прав и сохраняется при их возникновении в полном объеме. Но ограниче­ние правосубъектности влечет за собой и прекращение соответству­ющего конкретного субъективного права.

В отличие от правосубъектности юридических лиц, которая су­ществует в виде неразделимого единства правоспособности и дееспо­собности, гражданская правосубъектность физических лиц раздваи­вается на правоспособность и дееспособность, которые в ГК регла­ментируются разными статьями в параграфе о физических лицах. Под правоспособностью гражданина понимается его способность иметь гражданские права и нести обязанности. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 13 и 17 ГК).

Правоспособность. Основой гражданской правосубъектности всех субъектов гражданского права, включая физических лиц, является правоспособность. Отсутствие правоспособности невосполнимо. От­сутствие дееспособности у правоспособного лица восполнимо действи­ями других лиц. Субъект, не имеющий гражданской правоспособно­сти, вообще не может быть субъектом гражданского права. Лицо, не имеющее гражданской дееспособности, но имеющее гражданскую правоспособность — это субъект гражданского права, т. е. лицо, ко­торое может иметь конкретные субъективные права и нести обязанности. Характерно, что в ГК имеется специальная статья о правоспо­собности юридических лиц (ст. 25), но нет такой статьи применитель­но к их дееспособности.

Дееспособность юридических лиц вытекает из норм ГК, которые, не используя сам термин "дееспособность", определяют порядок при­нятия на себя юридическим лицом прав обязанностей через свои органы и представителей. Дееспособность поэтому охватывается по­нятием правосубъектности по существу как общее условие осуще­ствления правоспособности. Но вместе с тем — это необходимое ус­ловие осуществления правоспособности, а выделение в правосубъек­тности дееспособности связано с интеллектуальными качествами че­ловека, уровнем его способностей к осмыслению своих действий и руководству ими. Учитывая, что в правосубъектности определяющим элементом являются правоспособность и, опираясь на ст. 12 Консти­туции РК, по которой права и свободы человека принадлежат каж­дому от рождения, а также п. 2 ст. 13 ГК, по которому правоспособ­ность гражданина возникает в момент его рождения, можно сделать вывод, что правосубъектность гражданина возникает с момента его рождения.

Ст. 13 ГК, где сформулировано приведенное выше определе­ние правоспособности гражданина, указано, что она признается в равной мере за всеми гражданами. Таким образом, ГК фиксирует принцип равной правоспособности граждан, которая не зависит от их происхождения, социального, должностного и имущественного поло­жения, пола, возраста, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, образования, умственных способностей и любых иных обстоятельств. Лишь в исключительных случаях возможны отдельные ограничения в правоспособности, прямо предусмотренные законодательными актами. Лишение же правоспо­собности, как и дееспособности, вообще недопустимо.

Возможность ограничения правоспособности и дееспособности граждан только в соответствии с законодательными актами и при­том в исключительных случаях, предусмотренная ГК, соответствует норме л. 1 ст. 39 Конституции РК. По Конституции, права и свобо­ды человека и гражданина могут быть ограничены только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституци­онного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод челове­ка, здоровья и нравственности населения.

К числу ограничений гражданской правоспособности, в частно­сти, относятся ограничения для лиц, не являющихся гражданами РК. Число таких ограничений в актах гражданского законодательства невелико. Так, например, в частной собственности иностранных граж­дан, согласно законодательству о земле, не могут находиться земель­ные участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хо­зяйства, садоводства и дачного строительства. Законодательными актами установлены ограничения для физи­ческих лиц, не являющихся гражданами РК, и на занятие некото­рыми видами деятельности (адвокатской, нотариальной). Ограниче­ния правоспособности могут устанавливаться не только для опреде­ленных категорий физических лиц, но и для отдельных физических лиц в качестве наказания за совершенные преступления. Эти огра­ничения устанавливаются приговором суда в соответствии с Уголов­ным кодексом РК, который предусматривает в качестве вида наказа­ния лишение права занимать определенную должность или занимать­ся определенной деятельностью.

Принцип равенства гражданской правоспособности не является всеобщим принципом для всех видов субъектов гражданского права, а распространяется только на физические лица. Что касается юриди­ческих лиц, то, во-первых, они не могут иметь права, которые по своей природе связаны только с физическими лицами (например, право завещать имущество). Во-вторых, сама правоспособность юри­дических лиц для разных их видов не является равной. Так, право­способность казенных предприятий уже, чем правоспособность госу­дарственных предприятий, имеющих имущество на праве хозяйствен­ного ведения. Правоспособность учреждений уже, чем правоспособ­ность хозяйственных товариществ. Правосубъектность юридических лиц подробнее рассматривается в главе о юридических лицах. Здесь же необходимо обратить внимание на то, что реализация правоспо­собности как физических, так и юридических лиц зависит от ряда обстоятельств, имеющих место в юридической реальности. Так, на­пример, заниматься некоторыми видами деятельности имеют право лишь лица, имеющие соответствующее разрешение или лицензию. Занятие некоторыми видами деятельности связано с обязательной регистрацией этих лиц или наличием высшего образования и про­хождением государственной аттестации (например, для занятия адво­катской деятельностью). Закон иногда связывает саму меру право­способности с определенными фактами, в частности, получением лицензии. Например, ст. 35 ГК устанавливает, что правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие которой необ­ходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия, при­знания недействительной. Таким образом, правосубъектность юриди­ческого лица может изменяться во времени в связи с наличием оп­ределенных юридических фактов.

Все сказанное относительно содержания правоспособности и об­стоятельств, связанных с ее реализацией, послужило в свое время основанием для возникновения теории правоспособности как ди­намически развивающегося явления. Так, М. М. Агарков полагал, что гражданская правоспособность для каждого лица в каждый данный момент означает возможность иметь конкретные права и обязанности в зависимости от его взаимодействия с другими ли­цами2 .

Теория динамической правоспособности с поправками на совре­менные реалии, возможно, подходит для юридических лиц. Но по отношению к физическим лицам она противоречие только нор­мам ГК, но и конституционному принципу равенства прав человека и гражданина. Действительно, ряд предусмотренных законодатель­ством обстоятельств могут влиять на реализацию правоспособности граждан. Но эти обстоятельства не изменяют правоспособности фи­зических лиц, как это имеет место в отношении лиц юридических, а являются условиями ее реализации. Поэтому, применительно к физическим лицам, следует четко различать правоспособность как равно для каждого лица и условия ее реализации.

Условия реализации правоспособности можно подразделить на об­щие и особенные. Наличие общих условий необходимо для реализа­ции правоспособности во всех случаях. Особенные условия необхо­димы для реализации правоспособности в определенных, предусмот­ренных законодательством, случаях.

Общим условием реализации правоспособности является дееспо­собность, которая именно в качестве такого общего условия охваты­вается понятием правосубъектности.

Дееспособность гражданина в полном объеме наступает по дос­тижении им 18-летнего возраста. Реализация правоспособности недее­способных граждан происходит через их законных представителей.

Помимо дееспособности как общего условия реализации право­способности законодательство в ряде случаев предусматривает также особые условия ее реализации. Это — получение лицензии или иного разрешения, наличие специального образования, прохождение аттес­тации и другие, установленные законодательством, обстоятельства. Например, в соответствии с законодательством о производственном кооперативе его членом может быть лицо, достигшее 16-летнего воз­раста и способное принимать трудовое участие в деятельности коо­ператива.

Все особые условия реализации правоспособности по своей пра­вовой природе являются юридическими фактами и понятием право­способности юридических лиц не охватываются, поскольку законо­дательство исходит из конституционного принципа равной правоспо­собности граждан и других физических лиц.

Дееспособность. В отличие от правоспособности, как юридичес­кого свойства человека, не связанного с его психическим состоя­нием, дееспособность обусловлена наличием у него достаточно раз­витых интеллекта и воли, способности осознавать свои действия и руководить ими. Поэтому закон предусматривает, что дееспособность в полном объеме возникает у граждан с наступлением совершен­нолетия, т. е. но достижении ими 18-летнего возраста. Таким об­разом, устанавливается презумпция психической зрелости совершен­нолетних, позволяющей им быть полностью дееспособными. Со­вершеннолетние лица своими действиями могут в полном объеме приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В частности, понятием дееспособности охватываются способности самих граждан совершать сделки (сделкоспособность) и другие правомерные действия, а также нести ответственность за гражданские правонарушения (деликтоспособность). При этом дееспособность представляет собой именно юридическую способность совершать действия, руководить ими и отвечать за них, а не само совершение действий. Последние могут быть юридическими фактами.

Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не уста­новлено законодательными актами (п. 3 ст. 17 ГК).

Связь дееспособности гражданина с состоянием его интеллекта и воли приводит, во-первых, к необходимости ограничения дее­способности несовершеннолетних и, во-вторых, к возможности ли­шения или ограничения дееспособности совершеннолетних лиц вследствие недостатков их интеллекта и воли. Ограничения дее­способности несовершеннолетних устанавливаются непосредственно законодательными актами, если иное ими не предусмотрено, а совершеннолетних — только судом в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Из общего правила о возникновении дееспособности в полном объеме по достижении лицом 18-летнего возраста законодательство Казахстана делает лишь одно исключение: когда законодательными актами допускается вступление в брак до достижения 18-ти лет, лицо, не достигшее этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 17 FK)J

По ст. 13 Закон Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» от 26.12.2011 года права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в уста­новленном порядке. Поэтому следует сделать вывод, что фактичес­кий брак (сожительство) несовершеннолетнего не влечет за собой при­обретения им дееспособности в полном объеме.

Законом РК №225 111 от 12 января 2007 года ГК РК был дополнен статьей 22-1, согласно которой, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства либо при отсутствии такого согласия по решению суда. Но ГК РК предусматривает не­которые исключения из общего правила о наступлении полной дее­способности граждан с достижением совершеннолетия. Такие исклю­чения касаются лишь отдельных сфер гражданских отношений. В частности, несовершеннолетние вправе вносить вклады в банки и самостоятельно распоряжаться внесенными ими вкладами (ст. 25 ГК). В зависимости от уровня психического развития ГК РК устанав­ливает разную меру дееспособности несовершеннолетних граждан, подразделяя их на лица, не достигших 14-летнего возраста, и лица от 14-ти до 18-ти лет.

Лица до 14-ти лет недееспособны. Поэтому сделки от их имени совершают родители, усыновители и опекуны, если иное не предус­мотрено законодательными актами (п. 1 ст. 23 ГК). Они же отвеча­ют за вред, причиненный недееспособными несовершеннолетними.

Из общего правила о недееспособности граждан, не достигших 14-летнего возраста, закон предусматривает некоторые исключения. Эти лица вправе совершать соответствующие их возрасту мелкие быто­вые сделки, исполняемые при их совершении (п. 2 ст. 23 ГК), а также вносить вклады в банк и самостоятельно распоряжаться внесенными ими вкладами.

Под мелкими бытовыми сделками следует понимать незначитель­ные по стоимости сделки, связанные с удовлетворением повседнев­ных бытовых потребностей самого несовершеннолетнего, его семьи и иных знакомых ему лиц. К мелким бытовым сделкам относят­ся, например покупка пищевых продуктов, газет, школьных при­надлежностей, приобретение билетов на проезд в городском транс­порте и т. д. При этом бытовые сделки, совершаемые лицами, не достигшими 14-ти лет, должны одновременно отвечать следующим трем условиям. Во-первых, эти сделки должны быть мелкими, т. е. незначительными по стоимости. Во-вторых, они должны соответствовать возрасту несовершеннолетнего, т. е. уровню его пси­хики, а круг таких сделок ограничен. Ясно, например, что уро­вень развития психического состояния у двухлетнего, 7-летнего и 13-летнего ребенка различен. Двухлетний ребенок по уровню сво­его психического развития не способен совершать даже мелкие бытовые сделки, а 7-летний вряд ли может совершать все даже мелкие бытовые сделки (например, приобретать спички). Хотя сто­имость этих сделок может быть небольшой, но свойства спичек таковы, что их опасно передавать в руки ребенка, который может их использовать ненадлежащим способом. Как правило, дети это­го возраста не могут выступать в качестве продавцов или дарите­лей даже по мелким бытовым сделкам. В третьих, лица, не дос­тигшие 14-ти лет, могут совершать только сделки, исполняемые при их совершении, например, приобретать продукты только за на­личный расчет, но не в кредит.

В законе невозможно установить общие критерии, по которым сделки следует считать мелкими и какие сделки соответствуют воз­расту совершающего их несовершеннолетнего. Поэтому такие кри­терии носят в каждом отдельном случае оценочный характер, а саму оценку обычно первоначально проводит лицо, вступающее в сделку с несовершеннолетним. При возникновении спора: была ли совершенная сделка мелкой и соответствовала ли она возрасту несовершенно­летнего — спор решается судом.

Следует отметить, что в ГК РФ вопрос о дееспособности лиц, не достигших 14-летнего возраста, решается по-иному. Мелкие бы­товые сделки могут заключать малолетние в возрасте от 6-ти до 14-ти лет. Они же, кроме того, вправе заключать сделки, направ­ленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нота­риального удостоверения либо государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, представляемыми законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для оп­ределенной цели или для свободного распоряжения. Представляет­ся, что такая формулировка закона вносит серьезные затруднения в оценку дееспособности несовершеннолетнего при совершении им конкретной сделки.

В отличие от несовершеннолетних, не достигших 14-летнего воз­раста, граждане в возрасте от 14-ти до 18-ти лет дееспособны, хотя их дееспособность ограничена. По общему правилу закона (п. 1 ст. 22 ГК), они вправе самостоятельно совершать сделки, но с согласия родите­лей, усыновителей или попечителей. Форма такого согласия должна соответствовать форме, которая установлена для сделки, совершаемой несовершеннолетним.

Законодательными актами могут быть установлены случаи, ког­да на совершение сделки несовершеннолетними и за несовершенно­летнего требуется предварительное согласие органа опеки и попечи­тельства. Обычно такие случаи предусматриваются семейным зако­нодательством для наиболее важных сделок по отчуждению имуще­ства (например, продажи квартир).

Несовершеннолетние в возрасте от 14-ти до 18-ти лет самосто­ятельно несут ответственность по совершенным ими сделкам, а так­же несут ответственность за вред, причиненный их действиями (п. 4 ст. 22 ГК).

В изъятие из общего правила о совершении сделок лицами в возрасте от 14-ти до 18-ти лет с согласия родителей, усыновителей или попечителей, несовершеннолетние указанного возраста вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией, иными доходами, к которым относятся доходы от предпринимательской де­ятельности или от работы в производственном кооперативе в каче­стве его члена. Лица в возрасте от 14-ти до 18-ти лет также вправе самостоятельно распоряжаться созданными ими объектами интеллек­туальной собственности, например, литературными произведениями, изобретениями и т. п., а также совершать мелкие бытовые сделки. Расширение дееспособности лиц в возрасте от 14-ти до 18-ти лет в указанных случаях уравнивает их в дееспособности с совершенно­летними лицами. Ограничение дееспособности несовершеннолетних по распоряжению доходами или созданными ими объектами интеллектуальной собственности глушило бы стимулы к занятию дея­тельностью, приносящей доходы, или созданию объектов интеллек­туальной собственности, которая сама по себе свидетельствует о до­статочно высоком уровне психической зрелости несовершеннолетних. На случай же злоупотреблений со стороны несовершеннолетних в ука­занных случаях (например, растранжиривание доходов), ГК предус­матривает право органов опеки и попечительства ограничивать несо­вершеннолетних в соответствующих правах или даже лишать этих прав.

Некоторые лица, достигшие возраста, с которым закон связыва­ет возникновение дееспособности, в силу пороков своего психичес­кого состояния не способные в достаточной мере понимать значения своих действий и руководить ими, могут быть признаны по суду недееспособными или ограниченно дееспособными.

Согласно ст. 26 ГК, недееспособными могут быть признаны граж­дане, которые вследствие психического заболевания или слабоумия не способны понимать значения своих действий или руководить ими.

Как психическое заболевание, так и слабоумие являются ви­дами психического расстройства, причем слабоумие, хотя и связа­но с болезненным состоянием, возникает с момента рождения граж­данина. Для признания гражданина недееспособным имеют значе­ние лишь такие психические расстройства, которые повлекли за собой потерю способности понимать значение своих действий или руководить ими.

Признание гражданина недееспособным в связи с психическими расстройствами осуществляется только судом в порядке, предусмот­ренном Гражданским процессуальным кодексом, и служит основанием для установления над ним опеки.

Гражданин, признанный судом недееспособным в связи с психи­ческим расстройством, не может самостоятельно совершать сделки, включая мелкие бытовые, и нести гражданско-правовую ответствен­ность за свои поступки. От имени гражданина, признанного недеес­пособным, сделки совершает его опекун.

В случае выздоровления или значительного улучшения здоровья недееспособного гражданина, создавших ему возможность понимать значение своих действий и руководить ими, он по суду признается дееспособным, после чего с него снимается опека.

Ограничение дееспособности граждан по суду допускается в слу­чаях злоупотребления ими спиртными напитками или наркотическими веществами, если в результате таких злоупотреблений гражданин ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 27 ГК),

Для ограничения дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами, существенно то, что в результате таких злоупотреблений в тяжелое материаль­ное положение попадает семья гражданина, независимо от количества членов семьи. Если гражданин не имеет семьи, а ставит в тяжелое материальное положение лишь самого себя, то это не слу­жит основанием для признания его ограниченно дееспособным. Под тяжелым материальным положением семьи гражданина, злоупотреб­ляющего спиртными напитками или наркотиками, следует пони­мать как существенное снижение ее материального жизненного уровня, так и невозможность повышения этого уровня, обуслов­ленные указанными злоупотреблениями.

Над гражданином, признанным судом ограниченно дееспособным, устанавливается попечительство. Такой гражданин лишь с согласия попечителя вправе совершать все сделки, кроме мелких бытовых, а также получать заработную плату, стипендию, пенсию, иные виды доходов и распоряжаться ими.

Ограничение дееспособности гражданина и попечительство над ним отменяется на основании решения суда после прекращения злоупот­ребления гражданина спиртными напитками или наркотическими веществами.

Порядок признания гражданина ограниченно дееспособным и отмены такого ограничения определяется Гражданским процессуаль­ным кодексом.

Опека и попечительство. Выше уже было сказано, что от имени недееспособных и ограниченно дееспособных лиц сделки совершают опекуны и попечители. Ими могут быть только совершеннолетние дееспособные лица.

Опекуны для представительства и защиты интересов недееспо­собных, а попечители — ограниченно дееспособных лиц назнача­ются специальными государственными органами опеки и попечи­тельства.

Опекуны и попечители для представительства и защиты интере­сов несовершеннолетних лиц назначаются, если у последних роди­телей (усыновителей) нет или они не могут выполнять своих функ­ций по представительству интересов несовершеннолетних. Порядок назначения опекунов и попечителей, их функции, права и обязан­ности определяются семейным законодательством.

Имя и место жительства гражданина. Акты гражданского состояния

Заключение субъектами прав сделок, участие в конкретных пра­воотношениях невозможны без индивидуализации этих субъектов, без определения того, какой именно конкретный субъект права совершает сделку, имеет субъективные права и обязанности. В гражданском праве признаки, по которым происходит индивидуализация граждан и юридических лиц как субъектов права различны. Для граждан таки­ми признаками являются имя и место жительства. Имя гражданина — важнейшее средство его индивидуализации. Гражданин приобретает и осуществляет права под своим именем (п. 1 ст. 15 ГК). Под именем закон понимает полное имя граж­данина, включая фамилию, собственное имя, а по желанию и отчество. Юридическое значение имеет только имя, присвоенное в установленном официальном порядке и зафиксированное в до­кументах (свидетельстве о рождении, удостоверении личности, паспорте и т. п.).

Законодательством могут быть предусмотрены случаи аноним­ного приобретения гражданских прав и осуществления обязаннос­тей или использования псевдонима (вымышленного имени). Так, например, большинство сделок купли-продажи, если они соверша­ются в устной форме, не требует выяснения и фиксации имен их участников.

Законодательством могут быть предусмотрены специальные пра­вила осуществления прав анонимно или под псевдонимом. Напри­мер, автору в отношении его произведения принадлежит право из­давать его под псевдонимом или анонимно (ст. 977 ГК, подпункт 2 п.1 ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 10 июня 1996 г.).

Первоначально имя человеку присваивается в порядке, установ­ленном семейным законодательством, после рождения человека. Граж­данин вправе изменить свое имя или его составные части в общем порядке, установленном семейным законодательством, либо в порядке, предусмотренном законодательством для отдельных случаев.

По общему правилу перемена фамилии, имени, отчества граж­данина допускается по достижении им 16-летнего возраста, по его ходатайству в разрешительном порядке. Разрешения на перемену имени выдаются лишь при наличии уважительных причин смены имени.

В специальном порядке осуществляется изменение фамилии, как самих супругов, так и их детей при браке или разводе, а также де­тей при их усыновлении (удочерении).

От перемены имени следует отличать изменение написания фа­милий и отчеств лиц казахской национальности. Эти лица по их же­ланию вправе изменить написание своих фамилий и отчеств с исклю­чением несвойственных казахскому языку аффиксов, но с сохране­нием корневых основ фамилий и отчеств. Изменение написания фа­милий и отчеств производится в упрощенном порядке органами внут­ренних дел при выдаче паспортов и удостоверений личности без вне­сения изменений в акты гражданского состояния (Указ Президента Республики Казахстан "О порядке решения вопросов, связанных с написанием фамилий и отчеств лиц казахской национальности" от 2 апреля 1996 г.).

Перемена имени, равно как и изменение его написания, не пре­кращает и не изменяет права и обязанности лица, приобретенные под прежним именем, анонимно или под псевдонимом. Поскольку пере­мена или изменение написания имени гражданина не должны затра­гивать интересов его кредиторов и должников, последние должны быть своевременно извещены гражданином о такой перемене.

Имя гражданина может быть использовано другими лицами толь­ко с его согласия.

Место жительства гражданина. Другим индивидуализирующим гражданина признаком служит место жительства. Местом жительства гражданина признается тот населенный пункт, где гражданин посто­янно или преимущественно проживает, хотя бы физически он про­живал то в одном, то в другом, то в третьем пункте (ст. 16 ГК). Про­писка или государственная регистрация места жительства имеют лишь доказательственное значение и сами по себе не определяют юриди­ческое место жительства. Местом жительства признается именно на­селенный пункт, а не район этого пункта, не дом или квартира, в которой проживает гражданин. Адрес дома или квартиры лишь кон­кретизирует место жительства гражданина.

Юридические особенности имеет место жительства лиц, не дос­тигших 14-ти лет, и лиц, находящихся под опекой. Место житель­ства этих лиц определяется соответственно местом жительства их родителей, усыновителей или опекунов и поэтому называется необ­ходимым местом жительства.

Если родители лица, не достигшего 14-ти лет, проживают в раз­ных населенных пунктах, то местом жительства несовершеннолетне­го считается место жительства родителя, с которым он фактически проживает.

Термин "место жительства" употребляется в законе и в ином значении, чем указано выше. При разделении физических лиц на резидентов и нерезидентов учитывается не населенный пункт, а страна, в которой постоянно проживает физическое лицо.

Резидентами признаются физические лица, имеющие место жи­тельства в Республике Казахстан, в т. ч. временно находящиеся за границей или находящиеся на государственной службе Республи­ки Казахстан за ее пределами, а нерезидентами являются все ос­тальные физические лица, не охватываемые понятием резидентов. Деление на резидентов и нерезидентов не зависит от гражданства физического лица. Таким образом, иностранец, постоянно прожи­вающий в Казахстане, является резидентом, а гражданин Респуб­лики Казахстан, постоянно проживающий в другом государстве, признается нерезидентом.

Деление физических лиц на резидентов и нерезидентов имеет существенное значение для определения их прав и обязанностей в сфере валютного регулирования и налогообложения. Например, со­гласно п. 3 ст. 7 Закона "О валютном регулировании" все платежи по операциям между резидентами должны проводиться только в ва­люте РК, за исключением случаев, предусмотренных законодатель­ством. Платежи по операциям между резидентами и нерезидентами осуществляются по соглашению сторон в любой валюте — как на­циональной, так и иностранной.

Акты гражданского состояния. Под актами гражданского состоя­ния понимаются важнейшие события в жизни гражданина, опреде­ляющие параметры его правового положения в обществе, прежде всего гражданско-правового и семейно-правового, и в силу своей правовой значимости подлежащие государственной регистрации. По своей пра­вовой природе акты гражданского состояния относятся к юридичес­ким фактам.

Закон "О браке (супружестве) и семье" определяет акты гражданского состоя­ния как юридически оформленные обстоятельства, которые индиви­дуализируют человека и с которыми связано возникновение его прав и обязанностей.

В ГК РФ имеется специальная статья, в которой дан перечень актов гражданского состояния, подлежащих регистрации (ст. 47). В ГК РК аналогичной статьи нет, а актам гражданского состояния по­священ специальный раздел Закона "О браке (супружестве) и семье". Подлежит го­сударственной регистрации в органах записи актов гражданского со­стояния рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака, усы­новление (удочерение), установление отцовства (материнства), пере­мена имени, отчества и фамилии (ст. 163 Закона "О браке (супружестве) и семье"). Данный Закон определяет порядок государственной реги­страции, изменения, аннулирования и восстановления записей актов гражданского состояния.

На основании записей актов гражданского состояния гражданам выдаются специальные документы, которые служат доказательством их гражданского состояния.

Признание граждан безвестно отсутствующими и умершими

Правоотношения с участием гражданина, который неизвестно где находится, а тем более, если при этом есть серьезные основания по­лагать, что безвестно отсутствующий умер, не могут нормально су­ществовать и развиваться. Интересы лиц, которые находятся в пра­воотношениях с безвестно отсутствующими лицами, должны охра­няться. Поэтому в ГК получили закрепление институты признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства о нем нет сведений (п. 1 ст. 28 ГК). Гражданин может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или да­ющих основание предполагать его гибель от несчастного случая, — в течение 6-ти месяцев (п. 1 ст. 31 ГК).

Особый порядок установлен для объявления умершим военнос­лужащих и иных лиц, пропавших без вести в связи с военными действиями. Эти лица могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (ст. 31 ГК). Объявление гражданина умершим следует отличать от признания факта смерти гражданина, хотя для обоих случаев пре­дусмотрен судебный порядок их установления. Порядок установ­ления факта смерти гражданина в определенное время и при оп­ределенных обстоятельствах определен в ГПК, а не в ГК. Суд устанавливает такой факт, когда имеются доказательства смерти гражданина в определенное время и при определенных обстоятель­ствах, но органы записи актов гражданского состояния отказыва­ют в регистрации события смерти.

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим — это юридическая форма устранения неопределенно­сти в правовых отношениях с его участием, основывающаяся на пре­зумпции нахождения гражданина в живых при признании его безве­стно отсутствующим или на презумпции смерти гражданина при объявлении его умершим. Как признание гражданина безвестно от­сутствующим, так и объявление его умершим осуществляется в су­дебном порядке по правилам гражданского процессуального законо­дательства на основе заявлений заинтересованных лиц.

Объявление лица умершим не требует предварительного при­знания его безвестно отсутствующим. Условия и последствия при­знания лица безвестно отсутствующим и объявления умершим раз­личны.

Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если не менее одного года в месте его постоянного жительства нет све­дений об отсутствующем. Важен не сам факт отсутствия гражда­нина в месте его жительства, а отсутствие в последнем сведений о гражданине.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за со­бой ряд существенных правовых последствий. Они серьезно отли­чаются от последствий объявления лица умершим, так как бази­руется на презумпции нахождения этого лица в живых. Важней­шее последствие — это установление судом опеки над имуществом безвестно отсутствующего. Эта опека отличается от опеки над не­дееспособными лицами, хотя и обозначается одним термином. Опека над несовершеннолетними устанавливается для их воспитания и защиты их прав и интересов. Опека над имуществом заключается в управлении им со стороны опекуна в интересах безвестно от­сутствующего. Поэтому возможности опекуна по управлению иму­ществом по сравнению с возможностями его собственника ограни­чены. Опекун должен заботиться о надлежащем содержании и сохранении имущества и ограничен в его расходовании. В частно­сти, он должен обеспечивать за счет этого имущества выдачу со­держания лицам, которых обязан был содержать безвестно отсут­ствующий, а также обеспечивать погашение его задолженности по налогам и другим обязательствам. По существу, учреждение опе­ки над имуществом безвестно отсутствующего означает передачу имущества в доверительное управление опекуна. Права и обязан­ности доверительного управляющего раскрываются в соответству­ющей главе Особенной части ГК.

До признания судом факта безвестного отсутствия лица опека над имуществом отсутствующего может быть установлена в двух случа­ях. Во-первых, опекун может быть назначен по заявлениям заинте­ресованных лиц органами опеки и попечительства. Это делается, например, когда есть угроза пропажи имущества или при необходи­мости поддержания его в надлежащем состоянии. Во-вторых, ГПК предусматривает право суда после принятия заявления о признании безвестно отсутствующим предложить органу опеки и попечитель­ства назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.

Кроме установления опеки над имуществом, признание гражда­нина безвестно отсутствующим влечет и ряд других правовых послед­ствий. В частности, прекращается действие выданной им или ему доверенности (п. 7 и 8 ст. 170 ГК). Супруг лица, признанного без­вестно отсутствующим, может расторгнуть с ним брак в органах за­писи актов гражданского состояния (п. п. 1 п. 2 ст. 16 Закона "О браке (супружестве) и семье").

Объявление гражданина умершим влечет за собой такие же пра­вовые последствия, что и его смерть, в частности, открывается на­следство на его имущество.На основании вступившего в законную силу решения суда об объявлении лица умершим производится за­пись о его смерти в книгах записи актов гражданского состояния и выдается соответствующее свидетельство.

Гражданин, признанный безвестно отсутствующим или объяв­ленный умершим, может появиться в месте его жительства, или его место пребывания может быть обнаружено. В этих случаях суд отменяет свое решение о признании гражданина безвестно отсут­ствующим или умершим (ст. 30 и п. 1 ст. 32 ГК). При этом опека над имуществом лица, в отношении которого отменено решение о признании его безвестно отсутствующим, отменяется. Но сделки, совершенные опекунами до отмены решения суда, сохраняют силу. Объявление гражданина умершим не влечет за собой утраты его правосубъектности, если он окажется фактически в живых. Что ка­сается субъективных прав, которые имел гражданин на момент объяв­ления его умершим, то с отменой такого объявления некоторые субъективные права могут быть восстановлены, а восстановление других невозможно или может причинить необоснованный ущерб интересам других лиц. Поэтому ГК подробно регламентирует послед­ствия отмены объявления гражданина умершим в отношении принад­лежавшего ему имущества (ст. 32 ГК). Эти последствия различается в зависимости, во-первых, от того, перешло ли имущество к новому владельцу безвозмездно или на возмездной основе. Во-вторых, зна­ли ли приобретатель и отчуждатель имущества, что гражданин, объяв­ленный умершим, находится в живых.

Независимо от времени своей явки гражданин, объявленный.умершим, может потребовать от любого лица возврата своего сохра­нившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу. Лицо, которое приобрело имущество гражданина, объявленного умер­шим, по возмездной сделке, обязано возвратить имущество, а при его отсутствии — возместить убытки лишь тогда, когда это лицо было недобросовестным приобретателем, т. е. знало на момент приобрете­ния имущества, что лицо, объявленное умершим, находится в жи­вых. При этом отчуждатель имущества, знавший, что лицо, объяв­ленное умершим, находится в живых, несет солидарную с приобре­тателем обязанность возврата или возмещения стоимости имущества.

ЛЕКЦИЯ 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...