Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возникновение и прекращение юридического лица




Возникновение (создание) юридического лица.Необходимой пред­посылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юри­дического лица. Процесс образования юридических лиц невозмо­жен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разре­шительный и явочно-нормативный способы возникновения юриди­ческих лиц.

Распорядительный порядоквозникновения юридических лиц характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе рас­поряжения учредителя. Так создаются, например, государственные учреждения и государственные предприятия. Учредителями государ­ственного предприятия и государственного учреждения могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст. 102 ГК).

При разрешительном порядкена создание юридического лица тре­буется предварительное разрешение компетентного органа. Ранее действовавшее законодательство подобный порядок создания предусмат­ривал для таких организаций, как кооперативы, различные обще­ственные объединения. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может было отказано. Однако, при этом не допускается отказ в регистрации юридического лица по мо­тивам нецелесообразности (п. 5 ст. 42 ГК).

Нормативно-явочный порядоксоздания юридического лица не требует какого-либо разрешения государственных органов. Данный порядок в настоящее время реализуется при создании коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица, неза­висимо от его вида, является обязательной.Порядок регистрации установлен Законом о государственной регистрации юридических лиц и Положением о государственной регистрации юридических лиц, разработанным на основе Закона. Данные акты содержат исчерпы­вающий перечень документов, необходимых для регистрации юри­дических лиц, и сроки рассмотрения учредительных документов юридического лица.

При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесо­образности образования юридического лица, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность.

Необходимость государственной регистрации юридических лиц состоит в том, что она:

· подтверждает факт возникновения юридического лица;

· позволяет вести государственный учет всех юридических лиц путем внесения их после регистрации в единый государственный регистр;

· создает условия гласности, так как через регистрирующие орга­ны всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми ма­териалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиден­циальных или составляющих коммерческую тайну).

Существует особый порядок регистрации предприятий с иност­ранным участием, филиалов и представительств иностранных юри­дических лиц. Данные организации регистрируются непосредственно в Министерстве юстиции РК.

Следует также отметить различные требования законодательства к регистрации и перерегистрации юридического лица.

Государственная регистрация, осуществляемая органами юстиции, является способом придания субъектам статуса юридического лица. Официальным подтверждением обладания субъектом правами юри­дического лица является свидетельство о государственной регистрации,выдаваемое органами юстиции.

Деятельность незарегистрированного юридического лица, его филиала или представительства запрещается. Доходы, полученные от деятельности без регистрации, изымаются в доход бюджета в соот­ветствии с законодательством PK.

Перерегистрацияозначает не создание юридического лица, а приведение в соответствие с требованиями действующего законодатель­ства уже существующего зарегистрированного юридического лица. Согласно п. 6 ст. 42 ГК, юридическое лицо подлежит перерегистра­ции в случаях: 1) уменьшения размера уставного капитала и объяв­ленного уставного капитала акционерного общества; 2) изменения наименования юридического лица; 3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах и закрытых акционерных обществах и подругим основаниям.

Прекращение деятельности юридического лицапроисходит в результате его реорганизации(кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) (ст. 45 ГК)и ликвидации(ст. 49 ГК).

Реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, упол­номоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законо­дательными актами.

Законодателем предусматривается пять форм реорганизацииюридического лица — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, хотя п. 1 ст. 45 ГК предусматривается возможность осуществления реорганизации и в других формах.

При слияниипроисходит прекращение двух и более юридичес­ких лиц, на базе которых создается одно юридическое лицо, под­лежащее регистрации. Имущественные права и обязанности каж­дого из прекративших свою деятельность юридических лиц пере­ходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 46 ГК).

Передаточный акт— это документ, фиксирующий имуществен­ные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юриди­ческому лицу — правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК).

При осуществлении регистрации вновь созданного юридическо­го лица регистрирующий орган исключает из государственного ре­гистра юридические лица, прекратившие свою деятельность, на что одновременно должно быть указано в приказе о государственной регистрации образованного юридического лица.

При присоединениипроисходит прекращение деятельности одно­го и более юридических лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое является их правопреемником.

При разделениипроисходит прекращение одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежа­щие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделениииз состава одного юридического лица выделя­ются два и более юридических лип, при этом прекращения дея­тельности первоначального юридического лица не происходит. По­этому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юриди­ческие лица подлежат государственной регистрации. Переход иму­щественных прав и обязанностей оформляется также разделитель­ным балансом.

Разделительный баланс— это бухгалтерский документ, оформля­ющий разделение прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками при разделении и выделении. Разде­лительный баланс утверждается собственником имущества юридичес­кого лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и должен быть представлен при регистрации вновь созданного юриди­ческого лица.

Представление при регистрации передаточного акта и раздели­тельного баланса осуществляется, прежде всего, для защиты инте­ресов кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому не­представление с учредительными документами соответственно пе­редаточного акта и (или) разделительного баланса, а также отсут­ствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реор­ганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (п. 2 ст. 47 ГК). Кроме того, для обеспечения гарантий прав кредиторов юридичес­кого лица при его реорганизации предусматривается ряд обязатель­ных к реализации мер. Так, собственник имущества юридическо­го лица или орган, принявший решение оего реорганизации, обя­заны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридичес­кого лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица при раз­делении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юриди­ческого лица, вновь возникшие юридические лица, а также юри­дическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК).

Отдельно в ГК говорится о реорганизации юридического лица — накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с уче­том особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК).

Реорганизация юридического лица может быть проведена добро­вольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК). В принудительном по­рядкереорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законо­дательными актами. Принудительная реорганизация может быть осу­ществлена только в форме разделения, выделения или преобразова­ния. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях.

Добровольная реорганизациявозможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим за­конодательством и учредительными документами данных юридичес­ких лиц.

Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государствен­ного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению главы местной адми­нистрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномочен­ный орган (п. 1 ст. 16 Закона о государственном имуществе). Уполномоченными органами, т. е. государственными органами, осу­ществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для рес­публиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правитель­ством РК государственные органы, а для коммунальных предпри­ятий — местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.

При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовы­ваться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК), производственный кооператив может преобразовы­ваться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК).

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, ка­зенное предприятие и государственное учреждение могут преобразо­вываться друг в друга.

Статья 45 Закона о государственном имуществе прямо предус­матривает преобразование предприятия на праве хозяйственного ве­дения в казенное.

Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обя­зательным в случаях:

· нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества и денег;

· отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;

· распоряжения основными фондами в нарушение правил, установ­ленных п. 1 ст. 25 Закона о государственном имуществе).

Преобразование государственного юридического лица в частное может быть осуществлено только в процессе приватизации.

Исключение из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не тре­бует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК для ликви­дации юридического лица.

Ликвидация юридического лица — это прекращение его правоспо­собности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит право­преемства, как при реорганизации юридического лица.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительны­ми документами. Так, например, ликвидация республиканского го­сударственного предприятия производится по решению Правитель­ства РК, коммунального предприятия — по решению главы мест­ной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Закона о государственном имуществе). Примером ликвидации юридического лица по реше­нию его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товари­щества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79; п. 3 ст. 84; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК, ст. 48 За­кона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация дан­ных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников. Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению об­щего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполно­моченного на то учредительными документами.

Ликвидация учреждения осуществляется по решению собствен­ника имущества (п. 1 ст. 204 ГК) или соответствующего уполномо­ченного государственного органа, если ликвидируется государствен­ное учреждение.

Особенности ликвидации некоторых видов юридических лиц предусматриваются нормативными правовыми актами об этих видах (например, ликвидация накопительного пенсионного фонда осуще­ствляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обес­печении).

Принудительная ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК может быть ликвидировано в случаях:

· банкротства;

· признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодатель­ства, которые носят неустранимый характер;

· отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течении одного года.

· систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;

· осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицен­зии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами;

· систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям деятельности юридического лица

· в других случаях, предусмотренных законодательными актами

Несколько иной порядок ликвидации юридического лица при­меняется в случае его банкротства.

Банкротство— признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации (ст. 52 ГК). Процесс осуществления банкротства юридических лиц подробно регламентируется Законом о банкротстве. Однако, не все виды юри­дических лиц подвержены процессу банкротства. В частности, ин­ститут банкротства неприменим к казенным предприятиям, учреж­дениям, государственным учреждениям, так как при недостаточно­сти у этих юридических лиц денежных средств для удовлетворе­ния требований кредиторов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Реализация стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года и Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы способствовали усовершенствованию законодательства о банкротстве путем разработки нового законопроекта о банкротстве.

В феврале месяце текущего года в действующий Закон Республики Казахстан «О банкротстве» внесены существенные изменения и дополнения в области финансово-экономического оздоровления неплатежеспособных организаций. Так, ранее действовавшее законодательство о банкротстве определяло реабилитацию как процедуру банкротства, что затрудняло привлечение финансирования для восстановления платежеспособности должника, делало непривлекательным ее активное применение субъектами предпринимательства, так как статус банкрота затруднял в первую очередь участие в тендерах и т.д.

07 марта 2014 года был принят закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве». Опубликован в республиканской газете «Казахстанская правда» от 15 марта 2014 г.

Закон вводится в действие с 26 марта 2014 года.

Принимая во внимание активное использование в мировой практике «двойного» подхода в делах о несостоятельности, новым законом разделены процедуры банкротства и реабилитации, наряду с этим, предусмотрена судебная процедура ускоренной реабилитации, также как и реабилитация, направленная на восстановление платежеспособности, вводимая на основании плана реабилитации, разработанного должником и кредиторами до подачи заявления в суд.С целью снятия излишних административных барьеров некоторые функции уполномоченного органа утратили силу, в частности, такие как, функции по согласованию с уполномоченным органом на первоначальном этапе применения самой процедуры реабилитации, проекта соглашения, заключаемого между кредиторами и управляющими, сметы административных расходов процедур, плана продажи, формированию уполномоченным органом и утверждению состава комитета кредиторов (при реабилитации) и др. То есть, заявление должника направляется напрямую в суд. Такой подход соответствует общепринятой мировой практике. План реабилитации не должен получать одобрение государственного органа, так как является по сути соглашением между кредиторами и должником. В то же время, введена возможность обращения уполномоченного органа в суд без обязательного наличия ходатайства управляющего, с целью повышения его ответственности и возможности вмешательства при выявлении нарушений законодательства, включая инициацию прекращения реабилитационной процедуры.

Производство по делу о реабилитации возбуждается в суде на основании заявления должника. Должник также имеет право в десятидневный срок со дня получения копии определения о возбуждении дела о банкротстве направить в суд заявление о применении реабилитационной процедуры. Производство по делу о банкротстве или о реабилитации считается возбужденным с момента вынесения судом определения о принятии к производству заявления о признании должника банкротом или о применении реабилитационной процедуры. В связи с разделением банкротства и реабилитации возможна ситуация, когда в ходе возбужденного дела о банкротстве должник имеет возможность доказывать восстановление платежеспособности. В этом случае дело о банкротстве должно быть приостановлено до рассмотрения дела о реабилитации.

Основные изменения коснулись порядка введения процедуры реабилитации. В рамках процедуры реабилитации, должнику дана возможность разработать и согласовать план реабилитации под защитой моратория, предотвращающего разделение бизнеса по частям по искам отдельных кредиторов, как было раньше. При этом, для введения процедуры не потребуется предварительное согласие кредиторов, уполномоченного органа, и наличие согласованного плана реабилитации. Также предусмотрено устранение таких требований к плану как необходимость его подтверждения заключенными контрактами на будущие сделки. Срок проведения реабилитационной процедуры устанавливается судом в соответствии с планом реабилитации. Суд вправе по ходатайству реабилитационного управляющего с согласия собрания кредиторов продлить этот срок, но не более чем на 6 (шесть) месяцев. Для некоторых организаций, имеющих важное стратегическое значение суд вправе продлить до 2 (двух) лет.

В рамках закона, в процедуре реабилитации введены другие новшества: функционирование нового органа, как собрания кредиторов и принцип голосования в зависимости от суммы требований к должнику. Все кредиторы, включая, в том числе мелких и средних смогут принимать участие в собрании пропорционально сумме своих требований к должнику. Собрание кредиторов правомочно в случае участия в нем кредиторов, обладающих количеством голосов, составляющим не менее 75 % от общего числа голосов. Повторное собрание правомочно, в случае участия в нем кредиторов, обладающих количеством голосов, составляющим не менее 50 % от общего числа голосов. В целях упорядочения работы кредиторов и повышения их роли при согласовании ускоренной реабилитации и формировании комитета кредиторов в реабилитационной процедуре введено понятие «группа однородных кредиторов». С учетом рекомендаций Всемирного банка и международной практики введено понятие «обычные коммерческие сделки» для определения случаев, в которых действия должника в реабилитационной процедуре не должны в обязательном порядке согласовываться с собранием кредиторов. Для обеспечения прав кредиторов, находящихся за пределами места осуществления производства, в процессе принятия решений, вводится возможность заочного голосования. Ранее кандидатуры реабилитационного управляющего назначались уполномоченным органом в порядке очередности. Т. е. не учитывалось мнение должника, и кредиторов при выборе кандидатуры. Такой подход несколько дистанциировал управляющего от кредиторов и должника. Только подотчетность управляющего кредиторам способна обеспечить полное доверие бизнеса и повысить эффективность процедур банкротства. В этой связи установлено право участия в выборе кандидатуры реабилитационного управляющего кредиторов на собрание кредиторов, что должно повысить доверие бизнеса к процедуре оздоровления.

Таким образом, внесены существенные изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О банкротстве» по вопросам оздоровления предприятий, способствующие главной цели реабилитации – стабилизации производственной деятельности и восстановление его платежеспособности.

Законом РК "О реабилитации и банкротстве" внесены изменения по ИПН, НДС и налоговому администрированию. ...

Также, законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения» от 07 марта 2014 года №177-V ЗРК были внесены соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РК (общая часть), Уголовный кодекс РК, Гражданский кодекс РК (особенная часть), Гражданский процессуальный кодекс РК, Кодекс РК «Об административных правонарушениях», Бюджетный кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Кодекс РК «О таможенном деле в РК», Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учётной регистрации филиалов и представительств», Закон РК «О хозяйственных товариществах», Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК», , Закон РК «Об органах внутренних дел РК», Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», Закон РК «О Национальном архивном фонде и архивах», Закон РК «О страховой деятельности», Закон РК «О зерне», , Закон РК «Об органах финансовой полиции РК», Закон РК «Об акционерных обществах», Закон РК «об инвестиционных фондах», , Закон РК «О развитии хлопковой отрасли», Закон РК «О государственных закупках», Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», , Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Закон РК «О недрах и недропользовании», , Закон РК «О государственном имуществе», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» Закон РК «О фонде национального благосостояния», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам магистрального трубопровода и налогообложения» от 22.06.2012 г., Закон РК «О микрофинансовыхорганизациях», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» от 05.12.2013 г.

 

Тем самым, в связи с принятием закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» были внесены изменения и дополнения в 7 (семь) кодексов, 28 (двадцать восемь) законов.

I. В законе Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» (далее по тексту – Закон) имеются новые понятия, которые в старом законе РК «О банкротстве» не были предусмотрены, это:

- администратор - временный администратор, реабилитационный, временный и банкротный управляющие, назначаемые в установленном порядке в период рассмотрения дел в суде и проведения реабилитационной процедуры и процедуры банкротства;

- процедура банкротства - процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

- сельскохозяйственный производитель - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, производящие сельскохозяйственную продукцию с использованием земли; производящие сельскохозяйственную продукцию животноводства, птицеводства (в том числе племенного с полным циклом, начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, если доход от реализации этой продукции, в том числе переработанной, составляет более пятидесяти процентов от общей суммы годового дохода;

- банкротный управляющий - лицо, назначенное уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства для осуществления процедуры банкротства;

- градообразующее юридическое лицо - юридическое лицо, определяемое в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

- имущественная масса - имущество должника или банкрота, на которое может быть обращено взыскание в реабилитационной процедуре или процедуре банкротства, а также имущество иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

-временный администратор - лицо, назначенное судом для составления реестра требований кредиторов и согласования сделок вне рамок обычных коммерческих операций в период разработки плана реабилитации;

- временный управляющий - лицо, назначенное судом для осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника, а также для проведения процедуры банкротства до назначения банкротного управляющего;

- аффилированные лица - физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий, и национального управляющего холдинга), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые участником процедуры реабилитации или банкротства решения, в том числе в силу заключенного договора. Перечень аффилированных лиц в процедуре реабилитации или банкротства устанавливается статьей 9 настоящего Закона (ст.1 Закона).

 

II. За нарушение положений:

1) обратиться в суд о признании его банкротом в случае, когда собственником его имущества, уполномоченным им органом, органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о его ликвидации, а стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме;

2) обратиться в суд о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами;

3) в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом с момента, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности;

4) предоставить суду и администратору в течение трех рабочих дней с даты назначения администратора информацию о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в имущественном найме (аренде) и (или) в лизинге, о деньгах, находящихся на банковских счетах, номерах счетов и месте нахождения банков, о сумме дебиторской задолженности;

5) передать реабилитационному управляющему в течение трех рабочих дней с даты его назначения учредительные документы, печати, штампы, в течение пятнадцати рабочих дней - учетную документацию, в течение двух месяцев - материальные и иные ценности;

6) со дня назначения временного управляющего обеспечить ему доступ к учетной документации для изучения путем просмотра, в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов, должностные лица должника, в обязанности которых входит выполнение вышеуказанных требований, солидарно несут субсидиарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (ст.11 п.5 Закона).

III. Расширены оснований признания сделки недействительной, кроме предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан, это:

1) цена совершенной сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, если последствия сделки привели к финансовым потерям;

2) сделка не соответствует деятельности должника, ограниченной законодательными актами Республики Казахстан, учредительными документами, либо совершена с нарушением компетенции, определенной уставом;

3) имущество передано (в том числе на временное пользование) безвозмездно либо по цене, существенно отличающейся в худшую для должника сторону от цены на идентичный или однородный товар при сопоставимых экономических условиях либо без наличия оснований в ущерб интересам кредиторов;

4) если сделка, совершенная в течение шести месяцев до возбуждения дела о банкротстве и (или) реабилитации, повлекла предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими;

5) договоры дарения имущества должника, за исключением заключенных в рамках обычных коммерческих операций, если такая сделка существенно отличается от сделок, заключенных за год до возбуждения дела о реабилитации или банкротстве.

Заявление о признании сделок недействительными предъявляются администратором в срок, установленный комитетом кредиторов (ст.7 п.2 и 4 Закона).

IV. Установлен месячный срок для администратора для того, чтобы он обратился в правоохранительные органы для привлечения соответствующих лиц к ответственности в случае обнаружения им признаков преднамеренного или ложного банкротства, тогда как ранее обязанность обращения в правоохранительные органы, в случае обнаружения признаков преднамеренного или ложного банкротства, возлагалась только на конкурсных управляющих и при этом срок обращения не был установлен (ст.6 п.4 Закона).

V. Основанием для обращения кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств, с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника, т.е. если обязательства не исполнены в течение четырех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (ст.5 п.1 пп.2 Закона).

VI. Предусмотрен правовой режим договора, т.е. возбуждение дела о банкротстве не является основанием для одностороннего отказа от исполнения договора, заключенного должником до возбуждения дела о банкротстве, по инициативе контрагента должника и не влечет прекращения действия данного договора. Заключенное до возбуждения дела о банкротстве соглашение сторон об отказе от исполнения договора и о прекращении действия данного договора по причине возбуждения дела о банкротстве недействительно.

На основании решения комитета кредиторов, банкротный управляющий обязан изменить, расторгнуть, отказаться от исполнения или оспорить действительность договора, заключенного до возбуждения дела о банкротстве, потребовать возврата имущества, переданного должником (ст.8 п.1 Закона).

VII. Налоговый департамент, как уполномоченный орган, вправе запрашивать и получать сведения о финансово-хозяйственной деятельности должника, включая период до признания его банкротом, без получения согласия собственника имущества, учредителей (участников) банкрота (ст.10 п.1 Закона).

VIII. Налоговый департамент, как уполномоченный орган, вправе осуществлять камеральный контроль, и в результате выявления нарушений по результатам камерального контроля в действиях (бездействии) администратора оформляется уведомление об устранений нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Порядок и сроки проведения камерального контроля утверждаются Правительством Республики Казахстан (ст.18 Закона).

IX. Введено понятие собрание кредиторов и их полномочие, где состав комитета кредиторов формируется и утверждается собранием кредиторов и банкротный управляющий назначается уполномоченным органом из числа кандидатов, представленной собранием кредиторов. При этом, собрание кредиторов имеет более расширенное полномочие, чем комитет кредиторов (ст.ст.93, 94 Закона).

X. Срок процедуры банкротства установлен в девять месяцев. Данный срок может быть продлен с согласия собрания кредиторов не более чем на три месяца. Продление срока процедуры банкротства осуществляется судом (ст.84 п.1 закона).

XI. Администратор вправе обратиться в суд о признании недействительной реорганизации должника, совершенной путем присоединения, разделения или выделения в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве и приведшей к выводу активов (ст.7 п.9 Закона)

XII. Суд в течение двух рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении дела выносит определение о назначении временного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе, сведения о которых размещены на интернет-ресурсе уполномоченного органа на дату вынесения определения.

Выбор кандидатуры временного управляющего осуществляется судом с учетом имеющегося опыта работы управляющего по основному профилю деятельности должника.

При этом, до вынесения судом решения, временный управляющий дает заключение, с учетом которого и выносится решение суда о признании или об отказе в признании должника банкротом (ст.48 п.3, ст.ст.49, 56, 58 Закона).

XIII. Требование кредиторов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности удовлетворяются в третью очередь.

В случае, если должником в период после возбуждения производства по делу о банкротстве не в полном объеме перечислены налоги и другие обязательные платежи в бюджет, суммы, не выплаченные до вынесения судом решения о признании должника банкротом и его ликвидации через процедуру банкротства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди (ст.105 Закона).

 

XIV. Решение о признании должника банкротом и его ликвидации без возбуждения процедуры банкротства выносится судом с согласия уполномоченного органа в отношении отсутствующего должника с учетом заключения временного управляющего об отсутствии должника по адресу, указанному в заявлении о признании должника банкротом, и об отсутствии имущества (активов), за счет которого возможно осуществить процедуру банкротства.

2. Ликвидация должника без возбуждения процедуры банкротства проводится уполномоченным органом в порядке, установленном статьей 118 Закона (ст.57 Закона).

XV. Законом предусмотрено дополнительное вознаграждение реабилитационному и банкротному управляющим, кроме основного вознаграждения (ст.13 Закона).

XVI. Внесены изменения и дополнения в действующий КоАП РК, в частности органы налоговой службы теперь с 26 марта 2014 года рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РК:

88 (частями третьей, четвертой и пятой), 88-1 (частями второй, 2-1, третьей), 155-1, 155-3, 155-4, 155-5, 161-2, 163 (частями первой, второй, пятой и восьмой), 166, 205-206-1, 207, 208, 210-212, 213 (частями первой - третьей), 215-218, 218-1 (частями первой - шестой, восьмой), 219, 357-2 (частью первой), 358,358-1,360.

Суды рассматривают протокола об административном правонарушении, составленные органами налоговой службы, по следующим статьям КоАП РК:

154, 155, 156, 157, 163 (части третья, четвертая, шестая, седьмая и девятая), 163-4 (части третья и четвертая), 203, 206-2, 208-1, 209, 213 (части четвертая - шестая), 214, 356, 357-1, 357-2 (часть вторая), 357-5, 359, 361, 374 (части пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая), 533 – 535.

 

 

Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточнос­ти имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заяв­ленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются пога­шенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией и те, в удовлетворении которых решением суда кредито­ру отказано, также считаются погашенными (п. 6 ст. 51 ГК).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юри­дическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц (п. 10 ст. 50 ГК).

Виды юридических лиц

В соответствии с нормами ГК разграничение видов юридических лиц производитсяпо следующим основаниям:

· права учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества;

· цели деятельности юридических лиц;

· форма собственности, на которой базируется имущество юриди­ческого лица.

В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители могут сохранять обязательственныеили вещные права.

Согласно ст. 36 ГК РК, к юридическим лицам, в отношении которых их участники сохраняют обязательственные права, относят­ся акционерные общества, хозяйственные товарищества и кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия, обладающие имуществом на пра­ве оперативного управления, в т. ч. дочерние предприятия, а также финансируемые учредителем учреждения и государственные учреж­дения.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители-участники не сохраняют никаких имущественных прав, относятся: общественные организации, религиозные организации, благотворитель­ные и иные фонды.

По целям деятельности разграничение юридических лиц произ­водится на основе ст. 34 ГК на коммерческие и некоммерческие орга­низации.

Юридическое лицо относится к коммерческой организации, если основной целью деятельности является извлечение дохода. Орга­низация, не преследующая такой цели и не распределяющая по­лученный чистый доход между участниками, считается некоммер­ческой.

В предусмотренных законом случаях допустимо образование не­коммерческого юридического лица в организационно-правовой фор­ме коммерческой организации: например, фондовая биржа, пенсион­ный фонд могут быть созданы в виде акционерного общества. По­этому критерием разграничения коммерческой и некоммерческой организации должна быть "возможность или невозможность распре­деления чистого дохода между участниками (учредителями) юриди­ческого лица", устанавливаемая в силу закона и учредительных документов. Если юридическое лицо вправе в силу закона или уч­редительных документов распределять чистый доход между участни­ками (выплачивать дивиденды), то его необходимо отнести к ком­мерческой организации, в противном случае — это организация не­коммерческая. Это основной критерий разграничения коммерческих и некоммерческих организаций. В то же время общим для юридических лиц некоммерческого вида является то, что они создаются в основном для осуществле­ния управленческих, социально-культурных или иных функций не­коммерческого характера (ст. ст. 105, 107 и 109 ГК). Кроме того, законодательством допускается занятие предпринимательской дея­тельностью, т. е. извлечение прибыли, и для некоммерческих орга­низаций (см., например, ст. 108 ГК). Поэтому предлагается сле­дующее определение некоммерческой организации: некоммерческая организация — это юридическое лицо, созданное для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммер­ческого характера, не преследующее цели извлечения доходов от своей деятельности и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме акционер­ного общества, хозяйственного товарищества, производственного ко­оператива, государственного предприятия.

К некоммерческим организациям относятся учреждения, государственные учреждения, общественные фонды, общественные объеди­нения, религиозные объединения, потребительские кооперативы, объединения юридических лиц вформе ассоциаций (союзов).

В зависимости от формы собственности, на которой базируется имущество юридического лица, юридические лица делятся на государственныеи негосударственные.

Под государственными следует понимать только такие юридичес­кие лица (предприятия и учреждения), имущество которых не раз­бито на доли или акции и полностью, как единое целое, принадле­жит на праве собственности государству.

В законодательстве РК имеется понятие иностранные юридичес­кие лица.Так, Закон "Об инвестициях" трактует ино­странное юридическое лицо как юридическое лицо (компания, фир­ма, предприятие, организация, ассоциация и т. п.), созданное в соот­ветствии с законодательством иностранного государства за предела­ми Республики Казахстан. Аналогичное понятие юридического лица часто содержится в заключенных Казахстаном с другими государ­ствами соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Такое разграничение служит и для разделения юридических лиц на национальные,т. е. созданные по законам Республики Казахстан и в ее пределах, и иностранные.

Другими видами юридических лиц можно назвать дочерние и зависимые юридические лица.

Юридическое лицо признается дочерней организацией,если дру­гое юридическое лицо (основная организация) в силу преобладаю­щего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с за­ключенным между ними договором, либо иным образом имеет воз­можность определять решения, принимаемые данной организацией (п. 1 ст. 94 ГК).

Дочерним государственным предприятиемявляется юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет сво­его имущества (ст. 46 Закона о государственном имуществе).

Зависимымявляется юридическое лицо, если другое (участвую­щее, преобладающее) юридическое лицо имеет более 20-ти процен­тов голосующих акций (ст. 95 ГК).

Дочерние и зависимые юридические лица являются самостоятель­ными субъектами права, выступают в гражданском обороте от своего имени и несут самостоятельную ответственность по своим обязатель­ствам, однако основные юридические лица через специальные пра­вовые механизмы могут влиять на принятие дочерними и зависимы­ми юридическими лицами решений, влияющих на характер их дея­тельности (ст. ст. 94—95 ГК, ст. ст. 46—49 Указа о государственном предприятии). Особенности положения зависимых и дочерних юри­дических лиц определяются законодательными актами о хозяйствен­ных товариществах, Законом РК «О государственном имуществе » и Зако­ном РК "О конкуренции " от 25.12.2008 г.

Хозяйственное товарищество

1. Общие положения о хозяйственном товариществе. Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом(п. 1 ст. 58 ГК).Законодательство Республики Казахстан до10 июля 1998 г. предусматривало пять видов хозяйственных товариществ: полное то­варищество, коммандитное товарищество, товарищество с ограничен­ной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственно­стью и акционерное общество. Имущество хозяйственного товариществаотражается на его само­стоятельном балансе. Вещи, отраженные на балансе, принадлежат хозяйственному товариществу на праве собственности. Их правовой режим регламентируется разделом 2 ГК. Остальные активы, отражен­ные на балансе, будучи имущественными правами, входят в состав имущества хозяйственного товарищества, хотя и не принадлежат ему на праве собственности. Участники товарищества имеют на имуще­ство товарищества только обязательственные права. Обязательствен­ные права участников на имущество подтверждаются учредительным договором.

Имущество всех без исключения хозяйственных товариществ подчиняется правовому режиму частной собственности. Даже если государство имеет стопроцентное участие в товариществе, его иму­щество не является государственной собственностью. Четкое разгра­ничение собственников и их имущества является важной задачей юристов. В спорной ситуации необходимо установить собственника имущества. Каждый собственник несет риск случайной гибели сво­его имущества и отвечает только по своим долгам и только своим имуществом. На практике, к сожалению, данное правило нередко игнорируется. Например, государство нередко принимает решения, обязывающие к каким-либо действиям коммерческие организации с государственным участием.

Хозяйственное товарищество образуется самостоятельными субъектами гражданского права. В одних случаях законодатель называет их учредителями,в других — участниками.Понятия "учредитель" и "участник" близкие, но не идентичные; они в значительной мере накла­дываются друг на друга. Участником является лицо, имеющее право на долю. Все учредители после регистрации юридического лица ста­новятся участниками. Но не все участники являются учредителями, поскольку приобретение доли в товариществе после его регистрации не дает право считаться учредителем. Законодатель использует тер­мин "учредитель" когда хочет подчеркнуть, что данный участник учреждал хозяйственное товарищество.

По общему правилу участником хозяйственного товарищества может быть физическое лицо, юридическое лицо и государство. За­конодательством установлены некоторые ограничения. Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном то­вариществе могут быть только граждане (п. 3 ст. 58 ГК). Это связа­но с необходимостью их полной ответственности, являющейся осо­бенностью данных видов хозяйственных товариществ. Хозяйственное товарищество может быть учредителем других хозяйственных това­риществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательны­ми актами. Например, п. 1 ст. 10 Закона о ТОО установил, что "то­варищество с ограниченной ответственностью не может иметь в ка­честве единственного участника другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица".

Учредительными документамихозяйственного товарищества явля­ются учредительный договор и устав. Если товарищество создается одним лицом, учредительный договор не составляется, итакое това­рищество действует на основании только устава. Учредительные до­кументы хозяйственного товарищества подлежат нотариальному удостоверению (п. п. 4 и 5 ст. 58 ГК). Помимо общих для юриди­ческих лиц сведений, перечисленных в п. п. 4 и 5 ст. 41 ГК, учре­дительные документы хозяйственного товарищества должны содер­жать условия о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов в уставный капи­тал товарищества; об ответственности участников за нарушение обя­занностей по внесению вкладов в уставный капитал товарищества, а также иные сведения, предусмотренные законодательными актами (п. 6 ст. 58 ГК).

В случае противоречий между учредительным договором и уста­вом должны применяться условия:

· учредительного договора, если они относятся к внутренним от­ношениям учредителей;

· устава, если их применение может иметь значение для отно­шений хозяйственного товарищества с третьими лицами (п. 6 ст. 41 ГК).

Вклад в уставный капитал. Доля участника.Первоначальное имущество хозяйственного товарищества состоит из уставного капита­ла, образуемого вкладами учредителей. Вкладом в уставный капи­тал могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные пра­ва, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, и иное имущество. В качестве вклада может быть передано имущественное право, на­пример, право пользования имуществом. Размер такого вклада оп­ределяется платой за пользование таким имуществом, исчисленной за весь срок, указанный в учредительных документах. Не допуска­ется внесение вкладов в виде личных неимущественных прав и иных нематериальных благ, а также путем зачета требований участников к товариществу. Порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал, а также ответственность за неисполнение обязательств по его формированию устанавливаются законодательными актами и (или) учредительными документами (п. 3 ст. 59 ГК).

Доли всех участников в уставном капитале и, соответственно, их доли в стоимости имущества хозяйственного товарищества (доля в имуществе) пропорциональны их вкладам в уставный капитал. Однако учредители в учредительных документах могут предусмот­реть и иное. Так, участник хозяйственного товарищества имеет пра­во передавать свою долю в имуществе в доверительное управле­ние, закладывать и продавать ее, если иное не предусмотрено за­конодательными актами или учредительными документами (п. 2 ст. 59 ГК).

Изменение уставного капитала— дело достаточно обычное в де­ловой практике и происходит почти скаждым товариществом. Уве­личение уставного капитала является позитивным моментом в дея­тельности коммерческой организации, не затрагивает интересы кре­диторов. Поэтому его правовая регламентация носит достаточно ус­ловный регламентационный характер. Уменьшение же уставного ка­питала является нежелательной мерой, затрагивая в первую очередь интересы кредиторов товарищества. Поэтому уменьшение уставного капитала. Хозяйственного товарищества допускается только после уве­домления всех его кредиторов. Последние в этом случае вправе по­требовать досрочного прекращения товарищества или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков (ч. 1 п. 4 ст. 59 ГК).

Управление товариществомосуществляется высшим и исполнитель­ными органами. На практике нередко создаются такие органы юри­дического лица, которые затруднительно без определенного допуска отнести к той или иной классификационной группе. К примеру, вопрос об отнесении наблюдательного совета и иных контрольных органов к исполнительным органам является довольно спорным в науке гражданского права. Однако, законодатель в настоящее время придерживается этой позиции. Как правило, исполнительные орга­ны, их виды, компетенция и порядок деятельности определяется учредителями по своему усмотрению.

Высший орган создается в обязательном порядке, и его статус очерчен законодательными актами.

Высшим органом хозяйственного товарищества является общее собрание (собрание представителей)его участников. В товариществах, учрежденных одним лицом, полномочия общего собрания принадле­жат его единственному участнику (п. 1 ст. 60 ГК).

В хозяйственном товариществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный),осуществляющий текущее ру­ководство его деятельностью иподотчетный общему собранию (со­бранию представителей) его участников. Члены органов управления могут быть избраны не из числа участников товарищества. В каче­стве коллегиальных органов товарищества могут быть созданы прав­ление (дирекция) и наблюдательный совет. В случаях, предусмотрен­ных законодательными актами или решением общего собрания (со­брания представителей) участников хозяйственного товарищества, могут быть созданы и другие коллегиальные исполнительные орга­ны (п. 2 ст. 60 ГК).

Компетенция органов хозяйственного товарищества, порядок их избрания (назначения), а также порядок принятия ими решений оп­ределяются в соответствии сГК, законодательными актами и учре­дительными документами (п. 3 ст. 60 ГК).

Права и обязанности участников хозяйственного товарищества.Участники хозяйственного товарищества имеют право:

· участвовать в управлении делами товарищества в порядке, опре­деленном учредительными документами;

· получать информацию о деятельности хозяйственного товарище­ства и знакомиться с его документацией в установленном учредитель­ными документами порядке;

· принимать участие в распределении чистого дохода. Условия учредительных документов, предусматривающие устранение одного или нескольких участников от участия в распределении прибыли, недействительны;

· получать (в случае ликвидации хозяйственного товарищества) часть его имущества, соответствующую их доле в имуществе това­рищества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его сто­имость.

Учредительными документами и законодательными актами мо­гут быть предусмотрены и иные права участников (п. 1 ст. 61 ГК).

Участники хозяйственного товарищества обязаны:

· соблюдать требования учредительных документов;

· вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные учредительными документами;

· не разглашать сведения, которые хозяйственным товариществом объявлены коммерческой тайной.

Учредительными документами могут быть предусмотрены и иные обязанности участников (п. 2 ст. 61 ГК).

Реорганизация и ликвидация товариществ.Хозяйственное товарищество может быть добровольно реорганизовано или ликвидиро­вано по решению его участников. Иные основания реорганизации и ликвидации определяются ГК, Указом о хозяйственных товари­ществах, Законом о ТОО и иными законодательными актами. Таким основанием для хозяйственных товариществ является, например, превышение допустимого количества его членов (ч. 1 п. 2 ст. 77 ГК), неуведомление кредиторов об уменьшении уставного капитала (п. 4 ст. 59 ГК).

Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида, либо в акционерные общества, либо в производственные кооперативы по решению обще­го собрания участников в случаях и в порядке, установленных зако­нодательными актами. При преобразовании полного или коммандит­ного товарищества в акционерное общество, товарищество с ограни­ченной или дополнительной ответственностью каждый полный то­варищ, ставший участником акционерного общества, товарищества с ограниченной или дополнительной ответственностью, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим какционерному обществу, товарище­ству с ограниченной или дополнительной ответственностью от пол­ного или коммандитного товарищества. Отчуждение бывшим полным товарищем принадлежащих ему акций (долей) не освобождает его от такой ответственности (ст. 62 ГК).

Полное товарищество. Полным признается товарищество, участ­ники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принад­лежащим им имуществом(п. 1 ст. 63 ГК).Полные товарищества в предпринимательской практике РК не нашли широкого применения из-за особенностей ответственности его участников. В то же время во многих западных странах полным товариществам отдается предпоч­тение при выборе торгового партнера или клиента как имеющим серьезное обеспечение взятых на себя обязательств. С целью сохра­нения высоких гарантий кредиторам гражданин может быть участни­ком только одного полного товарищества (п. 2 ст. 63).

Размер уставного капиталаполного товарищества определяется его учредителями, но не может быть менее 25-ти размеров месяч­ного расчетного показателя (п. 1 ст. 13 Закона о хозяйственных то­вариществах). Высшим органом полного товарищества является общее собрание участников. Решение по внутренним вопросам полного товарищества принимается по общему соглашению всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества име­ет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Учреди­тельным договором может быть предусмотрено, что количество голосов, которым располагают участники, определяется соразмерно их доле в уставном капитале. Управление полным товариществом осуществляют исполнительные органы полного товарищества. Виды, порядок образования органов управления и их компетенция определяются учредительными документами. Органы полного товари­щества, которым поручено ведение дел товарищества, обязаны пред­ставлять всем участникам по их требованию полную информацию о своей деятельности (п. п. 1, 2, 4 ст. 65 ГК).

Участник полного товарищества может в любое время выйти из товарищества,предупредив об этом остальных участников не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода. Досрочный отказ от уча­стия в полном товариществе, учрежденном на срок до пяти лет, до­пускается лишь по уважительным причинам. Учредительными до­кументами полного товарищества может быть предусмотрен иной срок подачи заявления участниками о выходе из товарищества. Соглаше­ние между участниками товарищества об отказе от права выйти из товарищества недействительно (ст. 16 Указа о хозяйственных това­риществах).

Участник полного товарищества вправе требовать в судебном порядке исключения одного или нескольких участников из товарище­ствапо единогласному решению остающихся участников и при на­личии к тому уважительных причин, в частности, грубого наруше­ния им (ими) своих обязанностей или обнаружившейся неспособно­сти кведению дел. Участнику, исключенному из полного товари­щества, выплачивается стоимость его доли в имуществе товарище­ства, пропорциональной внесенному вкладу, в соответствии с балан­сом, составленным на день выхода (ст. 68 ГК). У участника полного товарищества могут образоваться личные долги. Обращение взысканияна долю участника в имуществе полно­го товарищества по его личным долгам допускается лишь при недо­статке иного его имущества для покрытия долгов. Кредиторы тако­го участника вправе потребовать от полного товарищества части имущества товарищества пропорционально доле должника в устав­ном капитале с целью обращения взыскания на это имущество. Подлежащая выделу часть имущества товарищества или его стоимость определяется по балансу, составленному на момент предъявления кредиторами требования о выделе. Обращение взыскания на долю участника в имуществе полного товарищества прекращает его учас­тие в товариществе (ст. 69 ГК).

Полное товарищество имеет существенные отличия от других видов юридических лиц. Исторически юридические лица возник­ли как правовая форма, позволяющая отделить имущество физи­ческого лица-предпринимателя, находящееся под предприниматель­ским риском, от иного. В рассматриваемой форме товарищества ситуация иная. Если при ликвидации полного товарищества ока­жется, что наличного имущества не хватает для покрытия всех его долгов, за товарищество в недостающей части несут солидарную ответственность его участники всем своим имуществом,на которое, в соответствии с законодательными актами, может быть обращено взыскание. Участник полного товарищества отвечает по долгам товарищества независимо от того, возникли они после или до его вступления в товарищество. Однако законодательными актами может быть предусмотрено отступление от этого правила. Участник, по­гасивший долги полного товарищества в части, превышающей его долю в имуществе товарищества, вправе обратиться с регрессным требованием в соответствующей части к остальным участникам, которые несут перед ним долевую ответственность пропорционально размеру своих долей в имуществе товарищества (п. п. 1, 2 ст. 70 ГК).

Коммандитное товарищество.Достаточно редким как в казах­станской, так и мировой практике является ведение бизнеса с помо­щью организации коммандитного товарищества. Однако такая фор­ма имеет в определенной ситуации свои преимущества и предложе­на законодателем для расширения возможности предпринимательского выбора. Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную от­ветственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответствен­ность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имуще­ство товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности(п. 1ст. 72 ГК).В деятельности и правовом статусе полного и комман­дитного товариществ много сходного. Поэтому к коммандитному товариществу применяются правила ГК и Закона РК «О хозяйственных товариществах», относящиеся к регламентированию деятельности пол­ного товарищества в части, не урегулированной нормами о комман­дитном товариществе.

Уставный капиталкоммандитного товарищества составляется из вкладов полных товарищей и вкладчиков и должен составлять не менее 50-ти размеров месячного расчетного показателя, законодательно установленного в Республике Казахстан на момент внесения участ­никами вкладов в уставный капитал. Совокупный размер долей вкладчиков в уставном капитале не может составлять более 50 про­центов. При этом в учредительных документах коммандитного това­рищества может быть предусмотрена обязанность вкладчиков по оп­лате вкладов (части вкладов) полных товарищей (п. п. 1, 2 ст. 28 Закона о хозяйственных товариществах).

Уставный капитал без учета вкладов вкладчиков определяет долю полных товарищей в имуществе коммандитного товарищества. В процессе хозяйственной деятельности уставный капитал может быть изменен. Уменьшение уставного капитала коммандитного то­варищества допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекра­щения или исполнения соответствующих обязательств и возмеще­ния им убытков. Уменьшение уставного капитала в нарушение упомянутого порядка является основанием ликвидации коммандит­ного товарищества по решению суда по заявлению заинтересован­ных лиц (п. 1, 3 ст. 74 ГК).

Правовое положение полных товарищей,участвующих в комман­дитном товариществе, и их ответственность по обязательствам то­варищества определяются правилами об участниках полного това­рищества. Поскольку полный товарищ несет дополнительную от­ветственность своим личным имуществом, законодатель установил ряд правил, обеспечивающих интересы кредиторов в этом случае. Гражданин может быть полным товарищем только в одном ком­мандитном товариществе. Полный товарищ в коммандитном това­риществе не может быть участником полного товарищества (п. 3 ст. 72).

В отличие от полного товарища, ответственность вкладчика огра­ничена:он отвечает только в размере суммы внесенного им вклада (п. 1 ст. 72 ГК). Вкладчик коммандитного товарищества вносит пер­воначальный и дополнительные взносы. Размер, способы и порядок внесения взносов устанавливаются учредительными документами. Независимо от содержания учредительных документов вкладчик имеет следующие права:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...