Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возникновение и прекращение юридического лица
Возникновение (создание) юридического лица.Необходимой предпосылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юридического лица. Процесс образования юридических лиц невозможен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный способы возникновения юридических лиц. Распорядительный порядоквозникновения юридических лиц характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя. Так создаются, например, государственные учреждения и государственные предприятия. Учредителями государственного предприятия и государственного учреждения могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст. 102 ГК). При разрешительном порядкена создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Ранее действовавшее законодательство подобный порядок создания предусматривал для таких организаций, как кооперативы, различные общественные объединения. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может было отказано. Однако, при этом не допускается отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности (п. 5 ст. 42 ГК). Нормативно-явочный порядоксоздания юридического лица не требует какого-либо разрешения государственных органов. Данный порядок в настоящее время реализуется при создании коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица, независимо от его вида, является обязательной.Порядок регистрации установлен Законом о государственной регистрации юридических лиц и Положением о государственной регистрации юридических лиц, разработанным на основе Закона. Данные акты содержат исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридических лиц, и сроки рассмотрения учредительных документов юридического лица. При регистрации не принимаются во внимание вопросы целесообразности образования юридического лица, не преследуется цель осуществления контроля и вмешательства в его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность. Необходимость государственной регистрации юридических лиц состоит в том, что она: · подтверждает факт возникновения юридического лица; · позволяет вести государственный учет всех юридических лиц путем внесения их после регистрации в единый государственный регистр; · создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну). Существует особый порядок регистрации предприятий с иностранным участием, филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Данные организации регистрируются непосредственно в Министерстве юстиции РК. Следует также отметить различные требования законодательства к регистрации и перерегистрации юридического лица. Государственная регистрация, осуществляемая органами юстиции, является способом придания субъектам статуса юридического лица. Официальным подтверждением обладания субъектом правами юридического лица является свидетельство о государственной регистрации,выдаваемое органами юстиции. Деятельность незарегистрированного юридического лица, его филиала или представительства запрещается. Доходы, полученные от деятельности без регистрации, изымаются в доход бюджета в соответствии с законодательством PK. Перерегистрацияозначает не создание юридического лица, а приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства уже существующего зарегистрированного юридического лица. Согласно п. 6 ст. 42 ГК, юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях: 1) уменьшения размера уставного капитала и объявленного уставного капитала акционерного общества; 2) изменения наименования юридического лица; 3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах и закрытых акционерных обществах и подругим основаниям. Прекращение деятельности юридического лицапроисходит в результате его реорганизации(кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) (ст. 45 ГК)и ликвидации(ст. 49 ГК). Реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами. Законодателем предусматривается пять форм реорганизацииюридического лица — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, хотя п. 1 ст. 45 ГК предусматривается возможность осуществления реорганизации и в других формах. При слияниипроисходит прекращение двух и более юридических лиц, на базе которых создается одно юридическое лицо, подлежащее регистрации. Имущественные права и обязанности каждого из прекративших свою деятельность юридических лиц переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 46 ГК). Передаточный акт— это документ, фиксирующий имущественные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юридическому лицу — правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК). При осуществлении регистрации вновь созданного юридического лица регистрирующий орган исключает из государственного регистра юридические лица, прекратившие свою деятельность, на что одновременно должно быть указано в приказе о государственной регистрации образованного юридического лица. При присоединениипроисходит прекращение деятельности одного и более юридических лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое является их правопреемником. При разделениипроисходит прекращение одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежащие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделениииз состава одного юридического лица выделяются два и более юридических лип, при этом прекращения деятельности первоначального юридического лица не происходит. Поэтому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юридические лица подлежат государственной регистрации. Переход имущественных прав и обязанностей оформляется также разделительным балансом. Разделительный баланс— это бухгалтерский документ, оформляющий разделение прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица между правопреемниками при разделении и выделении. Разделительный баланс утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и должен быть представлен при регистрации вновь созданного юридического лица. Представление при регистрации передаточного акта и разделительного баланса осуществляется, прежде всего, для защиты интересов кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому непредставление с учредительными документами соответственно передаточного акта и (или) разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влечет отказ в государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц (п. 2 ст. 47 ГК). Кроме того, для обеспечения гарантий прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусматривается ряд обязательных к реализации мер. Так, собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение оего реорганизации, обязаны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредитор реорганизуемого юридического лица при разделении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК). Отдельно в ГК говорится о реорганизации юридического лица — накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК). Реорганизация юридического лица может быть проведена добровольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК). В принудительном порядкереорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях. Добровольная реорганизациявозможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами данных юридических лиц. Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Закона о государственном имуществе). Уполномоченными органами, т. е. государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для республиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий — местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации. При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК), производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК). Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие и государственное учреждение могут преобразовываться друг в друга. Статья 45 Закона о государственном имуществе прямо предусматривает преобразование предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное. Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях: · нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества и денег; · отсутствия прибыли по итогам последних двух лет; · распоряжения основными фондами в нарушение правил, установленных п. 1 ст. 25 Закона о государственном имуществе). Преобразование государственного юридического лица в частное может быть осуществлено только в процессе приватизации. Исключение из государственного регистра прекративших свою деятельность юридических лиц в результате реорганизации не требует соблюдения процедур, предусмотренных ст. 50 ГК для ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица — это прекращение его правоспособности и дееспособности путем исключения из государственного регистра юридических лиц. При ликвидации не происходит правопреемства, как при реорганизации юридического лица. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке ликвидация юридического лица происходит по любому основанию по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, например, ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, коммунального предприятия — по решению главы местной администрации (абзац 1 п. 1 ст. 16 Закона о государственном имуществе). Примером ликвидации юридического лица по решению его органов является добровольная ликвидация акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и кооператива (подпункт 4 п. 2 ст. 79; п. 3 ст. 84; подпункт 5 п. 3 ст. 99 ГК, ст. 48 Закона об акционерных обществах). Добровольная ликвидация данных видов юридических лиц производится только по решению общего собрания их участников. Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного им органа, а также по решению органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Ликвидация учреждения осуществляется по решению собственника имущества (п. 1 ст. 204 ГК) или соответствующего уполномоченного государственного органа, если ликвидируется государственное учреждение. Особенности ликвидации некоторых видов юридических лиц предусматриваются нормативными правовыми актами об этих видах (например, ликвидация накопительного пенсионного фонда осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении). Принудительная ликвидация юридических лиц производится по решению суда. По решению суда юридическое лицо, согласно п. 2 ст. 49 ГК может быть ликвидировано в случаях: · банкротства; · признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер; · отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течении одного года. · систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; · осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами; · систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям деятельности юридического лица · в других случаях, предусмотренных законодательными актами Несколько иной порядок ликвидации юридического лица применяется в случае его банкротства. Банкротство— признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации (ст. 52 ГК). Процесс осуществления банкротства юридических лиц подробно регламентируется Законом о банкротстве. Однако, не все виды юридических лиц подвержены процессу банкротства. В частности, институт банкротства неприменим к казенным предприятиям, учреждениям, государственным учреждениям, так как при недостаточности у этих юридических лиц денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность несет собственник имущества. Реализация стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года и Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы способствовали усовершенствованию законодательства о банкротстве путем разработки нового законопроекта о банкротстве. В феврале месяце текущего года в действующий Закон Республики Казахстан «О банкротстве» внесены существенные изменения и дополнения в области финансово-экономического оздоровления неплатежеспособных организаций. Так, ранее действовавшее законодательство о банкротстве определяло реабилитацию как процедуру банкротства, что затрудняло привлечение финансирования для восстановления платежеспособности должника, делало непривлекательным ее активное применение субъектами предпринимательства, так как статус банкрота затруднял в первую очередь участие в тендерах и т.д. 07 марта 2014 года был принят закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве». Опубликован в республиканской газете «Казахстанская правда» от 15 марта 2014 г. Закон вводится в действие с 26 марта 2014 года. Принимая во внимание активное использование в мировой практике «двойного» подхода в делах о несостоятельности, новым законом разделены процедуры банкротства и реабилитации, наряду с этим, предусмотрена судебная процедура ускоренной реабилитации, также как и реабилитация, направленная на восстановление платежеспособности, вводимая на основании плана реабилитации, разработанного должником и кредиторами до подачи заявления в суд.С целью снятия излишних административных барьеров некоторые функции уполномоченного органа утратили силу, в частности, такие как, функции по согласованию с уполномоченным органом на первоначальном этапе применения самой процедуры реабилитации, проекта соглашения, заключаемого между кредиторами и управляющими, сметы административных расходов процедур, плана продажи, формированию уполномоченным органом и утверждению состава комитета кредиторов (при реабилитации) и др. То есть, заявление должника направляется напрямую в суд. Такой подход соответствует общепринятой мировой практике. План реабилитации не должен получать одобрение государственного органа, так как является по сути соглашением между кредиторами и должником. В то же время, введена возможность обращения уполномоченного органа в суд без обязательного наличия ходатайства управляющего, с целью повышения его ответственности и возможности вмешательства при выявлении нарушений законодательства, включая инициацию прекращения реабилитационной процедуры. Производство по делу о реабилитации возбуждается в суде на основании заявления должника. Должник также имеет право в десятидневный срок со дня получения копии определения о возбуждении дела о банкротстве направить в суд заявление о применении реабилитационной процедуры. Производство по делу о банкротстве или о реабилитации считается возбужденным с момента вынесения судом определения о принятии к производству заявления о признании должника банкротом или о применении реабилитационной процедуры. В связи с разделением банкротства и реабилитации возможна ситуация, когда в ходе возбужденного дела о банкротстве должник имеет возможность доказывать восстановление платежеспособности. В этом случае дело о банкротстве должно быть приостановлено до рассмотрения дела о реабилитации. Основные изменения коснулись порядка введения процедуры реабилитации. В рамках процедуры реабилитации, должнику дана возможность разработать и согласовать план реабилитации под защитой моратория, предотвращающего разделение бизнеса по частям по искам отдельных кредиторов, как было раньше. При этом, для введения процедуры не потребуется предварительное согласие кредиторов, уполномоченного органа, и наличие согласованного плана реабилитации. Также предусмотрено устранение таких требований к плану как необходимость его подтверждения заключенными контрактами на будущие сделки. Срок проведения реабилитационной процедуры устанавливается судом в соответствии с планом реабилитации. Суд вправе по ходатайству реабилитационного управляющего с согласия собрания кредиторов продлить этот срок, но не более чем на 6 (шесть) месяцев. Для некоторых организаций, имеющих важное стратегическое значение суд вправе продлить до 2 (двух) лет. В рамках закона, в процедуре реабилитации введены другие новшества: функционирование нового органа, как собрания кредиторов и принцип голосования в зависимости от суммы требований к должнику. Все кредиторы, включая, в том числе мелких и средних смогут принимать участие в собрании пропорционально сумме своих требований к должнику. Собрание кредиторов правомочно в случае участия в нем кредиторов, обладающих количеством голосов, составляющим не менее 75 % от общего числа голосов. Повторное собрание правомочно, в случае участия в нем кредиторов, обладающих количеством голосов, составляющим не менее 50 % от общего числа голосов. В целях упорядочения работы кредиторов и повышения их роли при согласовании ускоренной реабилитации и формировании комитета кредиторов в реабилитационной процедуре введено понятие «группа однородных кредиторов». С учетом рекомендаций Всемирного банка и международной практики введено понятие «обычные коммерческие сделки» для определения случаев, в которых действия должника в реабилитационной процедуре не должны в обязательном порядке согласовываться с собранием кредиторов. Для обеспечения прав кредиторов, находящихся за пределами места осуществления производства, в процессе принятия решений, вводится возможность заочного голосования. Ранее кандидатуры реабилитационного управляющего назначались уполномоченным органом в порядке очередности. Т. е. не учитывалось мнение должника, и кредиторов при выборе кандидатуры. Такой подход несколько дистанциировал управляющего от кредиторов и должника. Только подотчетность управляющего кредиторам способна обеспечить полное доверие бизнеса и повысить эффективность процедур банкротства. В этой связи установлено право участия в выборе кандидатуры реабилитационного управляющего кредиторов на собрание кредиторов, что должно повысить доверие бизнеса к процедуре оздоровления. Таким образом, внесены существенные изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О банкротстве» по вопросам оздоровления предприятий, способствующие главной цели реабилитации – стабилизации производственной деятельности и восстановление его платежеспособности. Законом РК "О реабилитации и банкротстве" внесены изменения по ИПН, НДС и налоговому администрированию. ... Также, законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реабилитации и банкротства, налогообложения» от 07 марта 2014 года №177-V ЗРК были внесены соответствующие изменения и дополнения в Гражданский кодекс РК (общая часть), Уголовный кодекс РК, Гражданский кодекс РК (особенная часть), Гражданский процессуальный кодекс РК, Кодекс РК «Об административных правонарушениях», Бюджетный кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Кодекс РК «О таможенном деле в РК», Закон РК «О государственной регистрации юридических лиц и учётной регистрации филиалов и представительств», Закон РК «О хозяйственных товариществах», Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК», , Закон РК «Об органах внутренних дел РК», Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках», Закон РК «О Национальном архивном фонде и архивах», Закон РК «О страховой деятельности», Закон РК «О зерне», , Закон РК «Об органах финансовой полиции РК», Закон РК «Об акционерных обществах», Закон РК «об инвестиционных фондах», , Закон РК «О развитии хлопковой отрасли», Закон РК «О государственных закупках», Закон РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», , Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Закон РК «О недрах и недропользовании», , Закон РК «О государственном имуществе», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» Закон РК «О фонде национального благосостояния», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам магистрального трубопровода и налогообложения» от 22.06.2012 г., Закон РК «О микрофинансовыхорганизациях», Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» от 05.12.2013 г.
Тем самым, в связи с принятием закона Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» были внесены изменения и дополнения в 7 (семь) кодексов, 28 (двадцать восемь) законов. I. В законе Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» (далее по тексту – Закон) имеются новые понятия, которые в старом законе РК «О банкротстве» не были предусмотрены, это: - администратор - временный администратор, реабилитационный, временный и банкротный управляющие, назначаемые в установленном порядке в период рассмотрения дел в суде и проведения реабилитационной процедуры и процедуры банкротства; - процедура банкротства - процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота в порядке, установленном законами Республики Казахстан; - сельскохозяйственный производитель - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, производящие сельскохозяйственную продукцию с использованием земли; производящие сельскохозяйственную продукцию животноводства, птицеводства (в том числе племенного с полным циклом, начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, если доход от реализации этой продукции, в том числе переработанной, составляет более пятидесяти процентов от общей суммы годового дохода; - банкротный управляющий - лицо, назначенное уполномоченным органом в области реабилитации и банкротства для осуществления процедуры банкротства; - градообразующее юридическое лицо - юридическое лицо, определяемое в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан; - имущественная масса - имущество должника или банкрота, на которое может быть обращено взыскание в реабилитационной процедуре или процедуре банкротства, а также имущество иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом; -временный администратор - лицо, назначенное судом для составления реестра требований кредиторов и согласования сделок вне рамок обычных коммерческих операций в период разработки плана реабилитации; - временный управляющий - лицо, назначенное судом для осуществления сбора сведений о финансовом состоянии должника, а также для проведения процедуры банкротства до назначения банкротного управляющего; - аффилированные лица - физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий, и национального управляющего холдинга), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые участником процедуры реабилитации или банкротства решения, в том числе в силу заключенного договора. Перечень аффилированных лиц в процедуре реабилитации или банкротства устанавливается статьей 9 настоящего Закона (ст.1 Закона).
II. За нарушение положений: 1) обратиться в суд о признании его банкротом в случае, когда собственником его имущества, уполномоченным им органом, органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, принято решение о его ликвидации, а стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме; 2) обратиться в суд о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; 3) в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом с момента, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности; 4) предоставить суду и администратору в течение трех рабочих дней с даты назначения администратора информацию о финансово-хозяйственной деятельности, в том числе сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе имуществе, обремененном залогом, находящемся в имущественном найме (аренде) и (или) в лизинге, о деньгах, находящихся на банковских счетах, номерах счетов и месте нахождения банков, о сумме дебиторской задолженности; 5) передать реабилитационному управляющему в течение трех рабочих дней с даты его назначения учредительные документы, печати, штампы, в течение пятнадцати рабочих дней - учетную документацию, в течение двух месяцев - материальные и иные ценности; 6) со дня назначения временного управляющего обеспечить ему доступ к учетной документации для изучения путем просмотра, в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов, должностные лица должника, в обязанности которых входит выполнение вышеуказанных требований, солидарно несут субсидиарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (ст.11 п.5 Закона). III. Расширены оснований признания сделки недействительной, кроме предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан, это: 1) цена совершенной сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, если последствия сделки привели к финансовым потерям; 2) сделка не соответствует деятельности должника, ограниченной законодательными актами Республики Казахстан, учредительными документами, либо совершена с нарушением компетенции, определенной уставом; 3) имущество передано (в том числе на временное пользование) безвозмездно либо по цене, существенно отличающейся в худшую для должника сторону от цены на идентичный или однородный товар при сопоставимых экономических условиях либо без наличия оснований в ущерб интересам кредиторов; 4) если сделка, совершенная в течение шести месяцев до возбуждения дела о банкротстве и (или) реабилитации, повлекла предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими; 5) договоры дарения имущества должника, за исключением заключенных в рамках обычных коммерческих операций, если такая сделка существенно отличается от сделок, заключенных за год до возбуждения дела о реабилитации или банкротстве. Заявление о признании сделок недействительными предъявляются администратором в срок, установленный комитетом кредиторов (ст.7 п.2 и 4 Закона). IV. Установлен месячный срок для администратора для того, чтобы он обратился в правоохранительные органы для привлечения соответствующих лиц к ответственности в случае обнаружения им признаков преднамеренного или ложного банкротства, тогда как ранее обязанность обращения в правоохранительные органы, в случае обнаружения признаков преднамеренного или ложного банкротства, возлагалась только на конкурсных управляющих и при этом срок обращения не был установлен (ст.6 п.4 Закона). V. Основанием для обращения кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности, включая задолженность филиалов и представительств, с заявлением в суд о признании должника банкротом является неплатежеспособность должника, т.е. если обязательства не исполнены в течение четырех месяцев с момента наступления срока их исполнения и составляют сумму не менее ста пятидесяти месячных расчетных показателей, установленных на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (ст.5 п.1 пп.2 Закона). VI. Предусмотрен правовой режим договора, т.е. возбуждение дела о банкротстве не является основанием для одностороннего отказа от исполнения договора, заключенного должником до возбуждения дела о банкротстве, по инициативе контрагента должника и не влечет прекращения действия данного договора. Заключенное до возбуждения дела о банкротстве соглашение сторон об отказе от исполнения договора и о прекращении действия данного договора по причине возбуждения дела о банкротстве недействительно. На основании решения комитета кредиторов, банкротный управляющий обязан изменить, расторгнуть, отказаться от исполнения или оспорить действительность договора, заключенного до возбуждения дела о банкротстве, потребовать возврата имущества, переданного должником (ст.8 п.1 Закона). VII. Налоговый департамент, как уполномоченный орган, вправе запрашивать и получать сведения о финансово-хозяйственной деятельности должника, включая период до признания его банкротом, без получения согласия собственника имущества, учредителей (участников) банкрота (ст.10 п.1 Закона). VIII. Налоговый департамент, как уполномоченный орган, вправе осуществлять камеральный контроль, и в результате выявления нарушений по результатам камерального контроля в действиях (бездействии) администратора оформляется уведомление об устранений нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Порядок и сроки проведения камерального контроля утверждаются Правительством Республики Казахстан (ст.18 Закона). IX. Введено понятие собрание кредиторов и их полномочие, где состав комитета кредиторов формируется и утверждается собранием кредиторов и банкротный управляющий назначается уполномоченным органом из числа кандидатов, представленной собранием кредиторов. При этом, собрание кредиторов имеет более расширенное полномочие, чем комитет кредиторов (ст.ст.93, 94 Закона). X. Срок процедуры банкротства установлен в девять месяцев. Данный срок может быть продлен с согласия собрания кредиторов не более чем на три месяца. Продление срока процедуры банкротства осуществляется судом (ст.84 п.1 закона). XI. Администратор вправе обратиться в суд о признании недействительной реорганизации должника, совершенной путем присоединения, разделения или выделения в течение трех лет до возбуждения дела о банкротстве и приведшей к выводу активов (ст.7 п.9 Закона) XII. Суд в течение двух рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении дела выносит определение о назначении временного управляющего из числа лиц, зарегистрированных в уполномоченном органе, сведения о которых размещены на интернет-ресурсе уполномоченного органа на дату вынесения определения. Выбор кандидатуры временного управляющего осуществляется судом с учетом имеющегося опыта работы управляющего по основному профилю деятельности должника. При этом, до вынесения судом решения, временный управляющий дает заключение, с учетом которого и выносится решение суда о признании или об отказе в признании должника банкротом (ст.48 п.3, ст.ст.49, 56, 58 Закона). XIII. Требование кредиторов по налогам и другим обязательным платежам в бюджет по налоговой задолженности удовлетворяются в третью очередь. В случае, если должником в период после возбуждения производства по делу о банкротстве не в полном объеме перечислены налоги и другие обязательные платежи в бюджет, суммы, не выплаченные до вынесения судом решения о признании должника банкротом и его ликвидации через процедуру банкротства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди (ст.105 Закона).
XIV. Решение о признании должника банкротом и его ликвидации без возбуждения процедуры банкротства выносится судом с согласия уполномоченного органа в отношении отсутствующего должника с учетом заключения временного управляющего об отсутствии должника по адресу, указанному в заявлении о признании должника банкротом, и об отсутствии имущества (активов), за счет которого возможно осуществить процедуру банкротства. 2. Ликвидация должника без возбуждения процедуры банкротства проводится уполномоченным органом в порядке, установленном статьей 118 Закона (ст.57 Закона). XV. Законом предусмотрено дополнительное вознаграждение реабилитационному и банкротному управляющим, кроме основного вознаграждения (ст.13 Закона). XVI. Внесены изменения и дополнения в действующий КоАП РК, в частности органы налоговой службы теперь с 26 марта 2014 года рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РК: 88 (частями третьей, четвертой и пятой), 88-1 (частями второй, 2-1, третьей), 155-1, 155-3, 155-4, 155-5, 161-2, 163 (частями первой, второй, пятой и восьмой), 166, 205-206-1, 207, 208, 210-212, 213 (частями первой - третьей), 215-218, 218-1 (частями первой - шестой, восьмой), 219, 357-2 (частью первой), 358,358-1,360. Суды рассматривают протокола об административном правонарушении, составленные органами налоговой службы, по следующим статьям КоАП РК: 154, 155, 156, 157, 163 (части третья, четвертая, шестая, седьмая и девятая), 163-4 (части третья и четвертая), 203, 206-2, 208-1, 209, 213 (части четвертая - шестая), 214, 356, 357-1, 357-2 (часть вторая), 357-5, 359, 361, 374 (части пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая), 533 – 535.
Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса, считаются погашенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией и те, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, также считаются погашенными (п. 6 ст. 51 ГК). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный регистр юридических лиц (п. 10 ст. 50 ГК). Виды юридических лиц В соответствии с нормами ГК разграничение видов юридических лиц производитсяпо следующим основаниям: · права учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества; · цели деятельности юридических лиц; · форма собственности, на которой базируется имущество юридического лица. В отношении обособленного имущества юридического лица его учредители могут сохранять обязательственныеили вещные права. Согласно ст. 36 ГК РК, к юридическим лицам, в отношении которых их участники сохраняют обязательственные права, относятся акционерные общества, хозяйственные товарищества и кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители сохраняют право собственности или иное вещное право, относятся государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия, обладающие имуществом на праве оперативного управления, в т. ч. дочерние предприятия, а также финансируемые учредителем учреждения и государственные учреждения. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители-участники не сохраняют никаких имущественных прав, относятся: общественные организации, религиозные организации, благотворительные и иные фонды. По целям деятельности разграничение юридических лиц производится на основе ст. 34 ГК на коммерческие и некоммерческие организации. Юридическое лицо относится к коммерческой организации, если основной целью деятельности является извлечение дохода. Организация, не преследующая такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками, считается некоммерческой. В предусмотренных законом случаях допустимо образование некоммерческого юридического лица в организационно-правовой форме коммерческой организации: например, фондовая биржа, пенсионный фонд могут быть созданы в виде акционерного общества. Поэтому критерием разграничения коммерческой и некоммерческой организации должна быть "возможность или невозможность распределения чистого дохода между участниками (учредителями) юридического лица", устанавливаемая в силу закона и учредительных документов. Если юридическое лицо вправе в силу закона или учредительных документов распределять чистый доход между участниками (выплачивать дивиденды), то его необходимо отнести к коммерческой организации, в противном случае — это организация некоммерческая. Это основной критерий разграничения коммерческих и некоммерческих организаций. В то же время общим для юридических лиц некоммерческого вида является то, что они создаются в основном для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. ст. 105, 107 и 109 ГК). Кроме того, законодательством допускается занятие предпринимательской деятельностью, т. е. извлечение прибыли, и для некоммерческих организаций (см., например, ст. 108 ГК). Поэтому предлагается следующее определение некоммерческой организации: некоммерческая организация — это юридическое лицо, созданное для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не преследующее цели извлечения доходов от своей деятельности и не распределяющее полученный чистый доход между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в форме акционерного общества, хозяйственного товарищества, производственного кооператива, государственного предприятия. К некоммерческим организациям относятся учреждения, государственные учреждения, общественные фонды, общественные объединения, религиозные объединения, потребительские кооперативы, объединения юридических лиц вформе ассоциаций (союзов). В зависимости от формы собственности, на которой базируется имущество юридического лица, юридические лица делятся на государственныеи негосударственные. Под государственными следует понимать только такие юридические лица (предприятия и учреждения), имущество которых не разбито на доли или акции и полностью, как единое целое, принадлежит на праве собственности государству. В законодательстве РК имеется понятие иностранные юридические лица.Так, Закон "Об инвестициях" трактует иностранное юридическое лицо как юридическое лицо (компания, фирма, предприятие, организация, ассоциация и т. п.), созданное в соответствии с законодательством иностранного государства за пределами Республики Казахстан. Аналогичное понятие юридического лица часто содержится в заключенных Казахстаном с другими государствами соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Такое разграничение служит и для разделения юридических лиц на национальные,т. е. созданные по законам Республики Казахстан и в ее пределах, и иностранные. Другими видами юридических лиц можно назвать дочерние и зависимые юридические лица. Юридическое лицо признается дочерней организацией,если другое юридическое лицо (основная организация) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые данной организацией (п. 1 ст. 94 ГК). Дочерним государственным предприятиемявляется юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества (ст. 46 Закона о государственном имуществе). Зависимымявляется юридическое лицо, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое лицо имеет более 20-ти процентов голосующих акций (ст. 95 ГК). Дочерние и зависимые юридические лица являются самостоятельными субъектами права, выступают в гражданском обороте от своего имени и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам, однако основные юридические лица через специальные правовые механизмы могут влиять на принятие дочерними и зависимыми юридическими лицами решений, влияющих на характер их деятельности (ст. ст. 94—95 ГК, ст. ст. 46—49 Указа о государственном предприятии). Особенности положения зависимых и дочерних юридических лиц определяются законодательными актами о хозяйственных товариществах, Законом РК «О государственном имуществе » и Законом РК "О конкуренции " от 25.12.2008 г. Хозяйственное товарищество 1. Общие положения о хозяйственном товариществе. Хозяйственным товариществом признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом(п. 1 ст. 58 ГК).Законодательство Республики Казахстан до10 июля 1998 г. предусматривало пять видов хозяйственных товариществ: полное товарищество, коммандитное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество с дополнительной ответственностью и акционерное общество. Имущество хозяйственного товариществаотражается на его самостоятельном балансе. Вещи, отраженные на балансе, принадлежат хозяйственному товариществу на праве собственности. Их правовой режим регламентируется разделом 2 ГК. Остальные активы, отраженные на балансе, будучи имущественными правами, входят в состав имущества хозяйственного товарищества, хотя и не принадлежат ему на праве собственности. Участники товарищества имеют на имущество товарищества только обязательственные права. Обязательственные права участников на имущество подтверждаются учредительным договором. Имущество всех без исключения хозяйственных товариществ подчиняется правовому режиму частной собственности. Даже если государство имеет стопроцентное участие в товариществе, его имущество не является государственной собственностью. Четкое разграничение собственников и их имущества является важной задачей юристов. В спорной ситуации необходимо установить собственника имущества. Каждый собственник несет риск случайной гибели своего имущества и отвечает только по своим долгам и только своим имуществом. На практике, к сожалению, данное правило нередко игнорируется. Например, государство нередко принимает решения, обязывающие к каким-либо действиям коммерческие организации с государственным участием. Хозяйственное товарищество образуется самостоятельными субъектами гражданского права. В одних случаях законодатель называет их учредителями,в других — участниками.Понятия "учредитель" и "участник" близкие, но не идентичные; они в значительной мере накладываются друг на друга. Участником является лицо, имеющее право на долю. Все учредители после регистрации юридического лица становятся участниками. Но не все участники являются учредителями, поскольку приобретение доли в товариществе после его регистрации не дает право считаться учредителем. Законодатель использует термин "учредитель" когда хочет подчеркнуть, что данный участник учреждал хозяйственное товарищество. По общему правилу участником хозяйственного товарищества может быть физическое лицо, юридическое лицо и государство. Законодательством установлены некоторые ограничения. Участниками полного товарищества и полными товарищами в коммандитном товариществе могут быть только граждане (п. 3 ст. 58 ГК). Это связано с необходимостью их полной ответственности, являющейся особенностью данных видов хозяйственных товариществ. Хозяйственное товарищество может быть учредителем других хозяйственных товариществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Например, п. 1 ст. 10 Закона о ТОО установил, что "товарищество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное товарищество, состоящее из одного лица". Учредительными документамихозяйственного товарищества являются учредительный договор и устав. Если товарищество создается одним лицом, учредительный договор не составляется, итакое товарищество действует на основании только устава. Учредительные документы хозяйственного товарищества подлежат нотариальному удостоверению (п. п. 4 и 5 ст. 58 ГК). Помимо общих для юридических лиц сведений, перечисленных в п. п. 4 и 5 ст. 41 ГК, учредительные документы хозяйственного товарищества должны содержать условия о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов в уставный капитал товарищества; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал товарищества, а также иные сведения, предусмотренные законодательными актами (п. 6 ст. 58 ГК). В случае противоречий между учредительным договором и уставом должны применяться условия: · учредительного договора, если они относятся к внутренним отношениям учредителей; · устава, если их применение может иметь значение для отношений хозяйственного товарищества с третьими лицами (п. 6 ст. 41 ГК). Вклад в уставный капитал. Доля участника.Первоначальное имущество хозяйственного товарищества состоит из уставного капитала, образуемого вкладами учредителей. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, вещи, имущественные права, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, и иное имущество. В качестве вклада может быть передано имущественное право, например, право пользования имуществом. Размер такого вклада определяется платой за пользование таким имуществом, исчисленной за весь срок, указанный в учредительных документах. Не допускается внесение вкладов в виде личных неимущественных прав и иных нематериальных благ, а также путем зачета требований участников к товариществу. Порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал, а также ответственность за неисполнение обязательств по его формированию устанавливаются законодательными актами и (или) учредительными документами (п. 3 ст. 59 ГК). Доли всех участников в уставном капитале и, соответственно, их доли в стоимости имущества хозяйственного товарищества (доля в имуществе) пропорциональны их вкладам в уставный капитал. Однако учредители в учредительных документах могут предусмотреть и иное. Так, участник хозяйственного товарищества имеет право передавать свою долю в имуществе в доверительное управление, закладывать и продавать ее, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами (п. 2 ст. 59 ГК). Изменение уставного капитала— дело достаточно обычное в деловой практике и происходит почти скаждым товариществом. Увеличение уставного капитала является позитивным моментом в деятельности коммерческой организации, не затрагивает интересы кредиторов. Поэтому его правовая регламентация носит достаточно условный регламентационный характер. Уменьшение же уставного капитала является нежелательной мерой, затрагивая в первую очередь интересы кредиторов товарищества. Поэтому уменьшение уставного капитала. Хозяйственного товарищества допускается только после уведомления всех его кредиторов. Последние в этом случае вправе потребовать досрочного прекращения товарищества или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков (ч. 1 п. 4 ст. 59 ГК). Управление товариществомосуществляется высшим и исполнительными органами. На практике нередко создаются такие органы юридического лица, которые затруднительно без определенного допуска отнести к той или иной классификационной группе. К примеру, вопрос об отнесении наблюдательного совета и иных контрольных органов к исполнительным органам является довольно спорным в науке гражданского права. Однако, законодатель в настоящее время придерживается этой позиции. Как правило, исполнительные органы, их виды, компетенция и порядок деятельности определяется учредителями по своему усмотрению. Высший орган создается в обязательном порядке, и его статус очерчен законодательными актами. Высшим органом хозяйственного товарищества является общее собрание (собрание представителей)его участников. В товариществах, учрежденных одним лицом, полномочия общего собрания принадлежат его единственному участнику (п. 1 ст. 60 ГК). В хозяйственном товариществе создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный),осуществляющий текущее руководство его деятельностью иподотчетный общему собранию (собранию представителей) его участников. Члены органов управления могут быть избраны не из числа участников товарищества. В качестве коллегиальных органов товарищества могут быть созданы правление (дирекция) и наблюдательный совет. В случаях, предусмотренных законодательными актами или решением общего собрания (собрания представителей) участников хозяйственного товарищества, могут быть созданы и другие коллегиальные исполнительные органы (п. 2 ст. 60 ГК). Компетенция органов хозяйственного товарищества, порядок их избрания (назначения), а также порядок принятия ими решений определяются в соответствии сГК, законодательными актами и учредительными документами (п. 3 ст. 60 ГК). Права и обязанности участников хозяйственного товарищества.Участники хозяйственного товарищества имеют право: · участвовать в управлении делами товарищества в порядке, определенном учредительными документами; · получать информацию о деятельности хозяйственного товарищества и знакомиться с его документацией в установленном учредительными документами порядке; · принимать участие в распределении чистого дохода. Условия учредительных документов, предусматривающие устранение одного или нескольких участников от участия в распределении прибыли, недействительны; · получать (в случае ликвидации хозяйственного товарищества) часть его имущества, соответствующую их доле в имуществе товарищества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Учредительными документами и законодательными актами могут быть предусмотрены и иные права участников (п. 1 ст. 61 ГК). Участники хозяйственного товарищества обязаны: · соблюдать требования учредительных документов; · вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные учредительными документами; · не разглашать сведения, которые хозяйственным товариществом объявлены коммерческой тайной. Учредительными документами могут быть предусмотрены и иные обязанности участников (п. 2 ст. 61 ГК). Реорганизация и ликвидация товариществ.Хозяйственное товарищество может быть добровольно реорганизовано или ликвидировано по решению его участников. Иные основания реорганизации и ликвидации определяются ГК, Указом о хозяйственных товариществах, Законом о ТОО и иными законодательными актами. Таким основанием для хозяйственных товариществ является, например, превышение допустимого количества его членов (ч. 1 п. 2 ст. 77 ГК), неуведомление кредиторов об уменьшении уставного капитала (п. 4 ст. 59 ГК). Хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида, либо в акционерные общества, либо в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в случаях и в порядке, установленных законодательными актами. При преобразовании полного или коммандитного товарищества в акционерное общество, товарищество с ограниченной или дополнительной ответственностью каждый полный товарищ, ставший участником акционерного общества, товарищества с ограниченной или дополнительной ответственностью, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим какционерному обществу, товариществу с ограниченной или дополнительной ответственностью от полного или коммандитного товарищества. Отчуждение бывшим полным товарищем принадлежащих ему акций (долей) не освобождает его от такой ответственности (ст. 62 ГК). Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом(п. 1 ст. 63 ГК).Полные товарищества в предпринимательской практике РК не нашли широкого применения из-за особенностей ответственности его участников. В то же время во многих западных странах полным товариществам отдается предпочтение при выборе торгового партнера или клиента как имеющим серьезное обеспечение взятых на себя обязательств. С целью сохранения высоких гарантий кредиторам гражданин может быть участником только одного полного товарищества (п. 2 ст. 63). Размер уставного капиталаполного товарищества определяется его учредителями, но не может быть менее 25-ти размеров месячного расчетного показателя (п. 1 ст. 13 Закона о хозяйственных товариществах). Высшим органом полного товарищества является общее собрание участников. Решение по внутренним вопросам полного товарищества принимается по общему соглашению всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Каждый участник полного товарищества имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов его участников. Учредительным договором может быть предусмотрено, что количество голосов, которым располагают участники, определяется соразмерно их доле в уставном капитале. Управление полным товариществом осуществляют исполнительные органы полного товарищества. Виды, порядок образования органов управления и их компетенция определяются учредительными документами. Органы полного товарищества, которым поручено ведение дел товарищества, обязаны представлять всем участникам по их требованию полную информацию о своей деятельности (п. п. 1, 2, 4 ст. 65 ГК). Участник полного товарищества может в любое время выйти из товарищества,предупредив об этом остальных участников не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода. Досрочный отказ от участия в полном товариществе, учрежденном на срок до пяти лет, допускается лишь по уважительным причинам. Учредительными документами полного товарищества может быть предусмотрен иной срок подачи заявления участниками о выходе из товарищества. Соглашение между участниками товарищества об отказе от права выйти из товарищества недействительно (ст. 16 Указа о хозяйственных товариществах). Участник полного товарищества вправе требовать в судебном порядке исключения одного или нескольких участников из товариществапо единогласному решению остающихся участников и при наличии к тому уважительных причин, в частности, грубого нарушения им (ими) своих обязанностей или обнаружившейся неспособности кведению дел. Участнику, исключенному из полного товарищества, выплачивается стоимость его доли в имуществе товарищества, пропорциональной внесенному вкладу, в соответствии с балансом, составленным на день выхода (ст. 68 ГК). У участника полного товарищества могут образоваться личные долги. Обращение взысканияна долю участника в имуществе полного товарищества по его личным долгам допускается лишь при недостатке иного его имущества для покрытия долгов. Кредиторы такого участника вправе потребовать от полного товарищества части имущества товарищества пропорционально доле должника в уставном капитале с целью обращения взыскания на это имущество. Подлежащая выделу часть имущества товарищества или его стоимость определяется по балансу, составленному на момент предъявления кредиторами требования о выделе. Обращение взыскания на долю участника в имуществе полного товарищества прекращает его участие в товариществе (ст. 69 ГК). Полное товарищество имеет существенные отличия от других видов юридических лиц. Исторически юридические лица возникли как правовая форма, позволяющая отделить имущество физического лица-предпринимателя, находящееся под предпринимательским риском, от иного. В рассматриваемой форме товарищества ситуация иная. Если при ликвидации полного товарищества окажется, что наличного имущества не хватает для покрытия всех его долгов, за товарищество в недостающей части несут солидарную ответственность его участники всем своим имуществом,на которое, в соответствии с законодательными актами, может быть обращено взыскание. Участник полного товарищества отвечает по долгам товарищества независимо от того, возникли они после или до его вступления в товарищество. Однако законодательными актами может быть предусмотрено отступление от этого правила. Участник, погасивший долги полного товарищества в части, превышающей его долю в имуществе товарищества, вправе обратиться с регрессным требованием в соответствующей части к остальным участникам, которые несут перед ним долевую ответственность пропорционально размеру своих долей в имуществе товарищества (п. п. 1, 2 ст. 70 ГК). Коммандитное товарищество.Достаточно редким как в казахстанской, так и мировой практике является ведение бизнеса с помощью организации коммандитного товарищества. Однако такая форма имеет в определенной ситуации свои преимущества и предложена законодателем для расширения возможности предпринимательского выбора. Коммандитным признается товарищество, которое включает наряду с одним или более участниками, несущими дополнительную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), также одного или более участников, ответственность которых ограничивается суммой внесенного ими вклада в имущество товарищества (вкладчиков) и которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности(п. 1ст. 72 ГК).В деятельности и правовом статусе полного и коммандитного товариществ много сходного. Поэтому к коммандитному товариществу применяются правила ГК и Закона РК «О хозяйственных товариществах», относящиеся к регламентированию деятельности полного товарищества в части, не урегулированной нормами о коммандитном товариществе. Уставный капиталкоммандитного товарищества составляется из вкладов полных товарищей и вкладчиков и должен составлять не менее 50-ти размеров месячного расчетного показателя, законодательно установленного в Республике Казахстан на момент внесения участниками вкладов в уставный капитал. Совокупный размер долей вкладчиков в уставном капитале не может составлять более 50 процентов. При этом в учредительных документах коммандитного товарищества может быть предусмотрена обязанность вкладчиков по оплате вкладов (части вкладов) полных товарищей (п. п. 1, 2 ст. 28 Закона о хозяйственных товариществах). Уставный капитал без учета вкладов вкладчиков определяет долю полных товарищей в имуществе коммандитного товарищества. В процессе хозяйственной деятельности уставный капитал может быть изменен. Уменьшение уставного капитала коммандитного товарищества допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков. Уменьшение уставного капитала в нарушение упомянутого порядка является основанием ликвидации коммандитного товарищества по решению суда по заявлению заинтересованных лиц (п. 1, 3 ст. 74 ГК). Правовое положение полных товарищей,участвующих в коммандитном товариществе, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются правилами об участниках полного товарищества. Поскольку полный товарищ несет дополнительную ответственность своим личным имуществом, законодатель установил ряд правил, обеспечивающих интересы кредиторов в этом случае. Гражданин может быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе. Полный товарищ в коммандитном товариществе не может быть участником полного товарищества (п. 3 ст. 72). В отличие от полного товарища, ответственность вкладчика ограничена:он отвечает только в размере суммы внесенного им вклада (п. 1 ст. 72 ГК). Вкладчик коммандитного товарищества вносит первоначальный и дополнительные взносы. Размер, способы и порядок внесения взносов устанавливаются учредительными документами. Независимо от содержания учредительных документов вкладчик имеет следующие права: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |