Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав гражданского законодательства




Статья 3 ГК определяет, что в состав гражданского законодатель­ства входит, во-первых, Гражданский кодекс РК, соответствующие ему иные законы республики, указы Президента Республики Казах­стан, имеющие силу закона, постановления Парламента и его палат; во-вторых, нормативные указы Президента РК и постановления Правительства.

Первая группа названных нормативных актов объединяется по­нятием законодательные акты.Вторая группа, наряду с законодатель­ными актами, входит в более широкое понятие законодательства.Разграничение между законодательными актами, законодательством и иными нормативными правовыми актамиимеет важное практическое значение, ибо позволяет прямо указывать, какие именно норматив­ные акты компетентны устанавливать те или иные права или обя­занности.

Так, отсылка к законодательным актам означает, что соответству­ющая норма может быть принята только Парламентом или указом Президента, имеющим силу закона (например, п. 2 ст. 8 ГК). Если же имеется отсылка к законодательству, то соответствующая норма может содержаться также в указе Президента, либо в постановлении Правительства (например, ст. 5 ГК).

Статья 61 Конституции РК ограничивает круг общественных от­ношений, которые могут регулироваться законодательными актами. Этот круг охватывает правосубъектность граждан и юридических лиц, гражданские права и свободы, обязательства и ответственность граж­дан и юридических лиц, режим собственности и иных вещных прав, приватизацию предприятий и их имущества, обеспечение обороны и безопасности государства и некоторые другие. Все иные отношения должны регулироваться подзаконными актами;к ним, конечно, отно­сятся и указы Президента, и Постановления Правительства РК. Эти конституционные положения, безусловно, распространяются и на граж­данское законодательство. Следует отметить, что Модельный Гражданский кодекс и Граж­данский кодекс Российской Федерации вместо термина "законодатель­ный акт" применяют термин "закон", что, по нашему мнению, де­лает данное понятие менее четким. Статья 3 ГК РФ не включает в состав законодательства нормативные акты Президента и Правитель­ства Федерации, они остаются в общем понятии подзаконных нор­мативных актов.

Нормы гражданского законодательства могут быть императивны­мии диспозитивными.Первые применяются в обязательном порядке, который не может изменяться соглашением сторон. Например, ст. 178 ГК устанавливает, что общий срок исковой давности составляет три года (п. 1). Это — императивное требование, и стороны в договоре не вправе предусматривать срок исковой давности иной продолжи­тельности. Если же они это сделают, то в случае спора все равно будет применяться 3-летний срок исковой давности.

Иногда закон специально подчеркивает императивный характер предписаний. Так, п. 2 ст. 170 ГК гласит: "Лицо, выдавшее доверен­ность, может во всякое время отменить доверенность или передове­рие, а лицо, которому выдана доверенность,— отказаться от нее. Соглашение об отказе от этого права недействительно".

Диспозитивные же нормы гражданского законодательства допус­кают возможность изменения заложенного в них правила соглашени­ем (договором) участников правоотношения (например, п. 1 ст. 359 ГК). Диспозитивный характер правовых норм полностью согласуется с принципом свободы гражданского договора.

Из всей массы актов гражданского законодательства следует вы­делить основополагающий и системообразующий законодательный акт — Гражданский кодекс Республики Казахстан.

Общая часть ГКбыла введена в действие с 1 марта 1995 г., Особенная часть — с 1 июля 1999 г. Гражданский кодекс (самый большой по объему законодательный акт Республики Казахстан, состоящий из 1124-х статей) охватывает и систематизирует все важ­ные гражданско-правовые нормы во всех сферах общественных отношений, входящих в состав предмета гражданско-правового ре­гулирования — как в части общих положений, так и в части осо­бенностей отдельных институтов. Именно это дает возможность раз­вивать гражданское право как единую, внутренне согласованную правовую отрасль. Это, в свою очередь, требует, чтобы гражданс­ко-правовые нормы, содержащиеся в других, кроме Гражданского кодекса, законодательных актах, ему не противоречили, о чем прямо говорит п. 2 ст. 3 ГК.

Статья 3 ГК допускает регулирование гражданских отношений обычаями,под которыми следует, очевидно, понимать правила пове­дения, сложившиеся в данной местности, в данной этнической (со­циальной) группе населения, в определенной сфере отношений, ох­ватываемых в общей форме гражданско-правовым регулированием. Из понятия "обычаи" ГК выделяет обычаи делового оборота,т. е. пра­вила, сложившиеся при осуществлении предпринимательской дея­тельности (например, о распределении между продавцом и покупа­телем, находящимися в разных государствах, расходов по доставке купленных товаров).

Наиболее важные и распространенные обычаи делового оборо­та нередко фиксируются, систематизируются, публикуются и ав­торитетно рекомендуются для применения.

В силу признанных Казахстаном норм международного права все международные договоры (конвенции),участником которых яв­ляется Республика Казахстан, имеют приоритет перед казахстанс­ким законодательством. Это означает, что в случаях противоречия между международным договором и актом казахстанского законо­дательства должна применяться норма международного договора. При этом под международным договором следует понимать дого­вор между государствами, ратифицированный Республикой Казах­стан (см. п. 3 ст. 4 Конституции). Сюда не относятся всякого рода межправительственные или межведомственные соглашения, а так­же договоры, заключаемые иногда Правительством РК с различ­ными зарубежными корпорациями. Подобного рода соглашения не являются международными договорами, соответствующими п. 7 ст. 3 ГК, и должны подчиняться императивным нормам казахстан­ского гражданского законодательства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...