Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы гражданского праваСтр 1 из 33Следующая ⇒
Метод гражданского права Гражданское право включает в себя определенные этой отраслью права правила поведения, выполнение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Но в этом еще нельзя усмотреть чего-либо специфического только для гражданского права, ибо подобный метод характерен для права вообще. Чтобы выявить специфику метода гражданско-правового регулирования, нужно установить, чем он отличается от методов, применяемых в других отраслях права. Право может действовать методом предписания, запрета, дозволения и т.п. Какой же метод характерен для гражданско-правовых норм? Нормы права реализуются в жизни посредством правоотношений, участники которых выступают в качестве носителей прав и обязанностей. Правоотношения возникают на почве применения любых юридических норм, относящихся к различным отраслям права. Но так как каждая отрасль права обладает своим особым методом регулирования, это с необходимостью отражается на структуре связанных с нею правоотношений. Так, административное право действует методом властных предписаний, и потому административные правоотношения строятся как отношения власти и подчинения. Такая же структура характерна и для уголовных правоотношений, в которых лицо, подвергающееся наказанию, подчиняется органу, назначающему наказание или приводящему его в исполнение. Элементы подчинения свойственны и многим другим правоотношениям. По-иному строятся гражданско-правовые отношения. Конечно, и их субъекты подчинены определенному порядку, установленному в гражданских законах. Но элементы власти и подчинения практически полностью устранены из их взаимных отношений. Как участники гражданского правоотношения они находятся в положении юридического равенства. Этим метод гражданского права и отличается от методов, которые в процессе правового регулирования применяются в других отраслях права. Но почему гражданское право пользуется данным, а не каким-либо иным методом? Чем это объясняется: произвольным усмотрением государства или явлениями объективного порядка? При разработке того или иного метода государство учитывает характер отношений, охватываемых данной отраслью права, специфику предмета ее регулирования. Основную массу отношений, включаемых в сферу действия гражданского права, составляют имущественные отношения в их стоимостной форме. Но стоимостные отношения иначе как на началах равенства строиться не могут. Поэтому регулирование указанных отношений по принципу юридического равенства их субъектов и воспринято гражданским правом в качестве его специфического метода. Следовательно, для выявления сущности каждой отрасли права решающее значение имеет ее предмет, поскольку от него зависит и им определяется также и метод правового регулирования. Но если границы предмета известны, а его определяющая роль установлена, то наряду с предметом в общем определении понятия отрасли права должно быть отведено место и для показа свойственного ей особого, специфического метода правового регулирования. Предметом гражданского права являются имущественные отношения стоимостного характера, а также личные неимущественные отношения. Эти отношения регулируются гражданско-правовыми нормами на началах юридического равенства их субъектов. С учетом критериев предмета и метода регулирования должно быть сформулировано общее определение понятия гражданского права. Гражданское право как отрасль единого права есть совокупность норм, регулирующих на началах равенства имущественные отношения в их стоимостной форме. Гражданское право также регулирует связанные с имущественными личные неимущественные отношения, а также и иные личные неимущественные отношения, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или вытекающих из существа этих отношений. В юридической науке распространенным является взгляд, что сущность любой отрасли права определяется предметом ее регулирования, а метод регулирования имеет для ее характеристики лишь вспомогательное, но не решающее значение. Как право в целом, будучи явлением надстроечного характера, определяется экономическим базисом общества, так и метод правового регулирования представляет собой момент вторичного порядка, зависящий от предмета регулирования, от содержания тех реальных общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права. Однако от этих положений отходят некоторые авторы, когда обращаются к решению конкретной задачи - к определению понятия гражданского права. Так, например, М.М. Агарков утверждал, что «разграничение гражданского и административного права должно идти по линии отграничения имущественных отношений от организационных отношений». Различие же между названными отношениями он усматривал в том, что организационные отношения строятся как «отношения власти и подчинения». Но элементы власти и подчинения, точно так же, как начало юридического равенства, характеризуют не предмет, а метод регулирования. Стало быть, именно метод, а не предмет регулирования выдвигался (М.М. Агарковым в качестве решающего признака отграничения гражданского права от права административного. Некоторые авторы, исходя из того, что гражданское право регулирует имущественные отношения, предлагали вообще произвести коренную перестройку с тем, чтобы изъять имущественные отношения из всех других отраслей права и переключить их в полном объеме в сферу действия гражданского права. При этом забывалось, что задача науки состоит в объяснении реальных фактов, а не в том, чтобы «подогнать» эти факты под то или иное теоретическое построение. Система права есть явление объективное, которое должно получить соответствующее научное обоснование. В ее исследовании нельзя двигаться обратным путем: вначале изобрести теорию системы права, а затем ломать то, что фактически существует и действует. В литературе был выдвинут еще один критерий предметного определения гражданского права — критерий гражданского оборота. Но и этот критерий не выдерживает критической проверки. Понятие гражданского оборота употребляется в науке в двух смыслах: в юридическом и экономическом. Под гражданским оборотом в юридическом смысле понимают совокупность тех предусмотренных законом фактов, в силу которых возникают гражданские правоотношения. Оборот в таком его понимании не может быть использован для выявления сущности гражданского права, ибо теоретическое определение, основанное на этом критерии, неспособно сказать ничего большего, кроме того, что гражданское право регулирует отношения, предусмотренные гражданским законом. Но это равносильно тому, как если бы мы сказали, что гражданское право есть гражданское право. Под гражданским оборотом в экономическом смысле понимают совокупность имущественных отношений, складывающихся в сфере производства и обмена. Но так как эти отношения регулируются не только гражданским правом, критерий экономического оборота также не обеспечивает должного решения интересующей нас проблемы. Принципы гражданского права Принципами того или иного законодательства или законодательного института являются его основные положения, основные начала, служащие фундаментом всей его системы. Такие положения вытекают из концепции законодательного акта и нередко формулируются его текстом. Хотя такие формулировки носят весьма абстрактный характер, но имеют вполне конкретную практическую направленность. Нередко, во-первых, они являются нормами прямого действия. Во-вторых, учитываются при разработке новых либо изменении старых законодательных документов. В-третьих, на принципы законодательства следует ориентироваться при необходимости применении аналогии права, в-четвертых, такие принципы должны приниматься во внимание при толковании, т.е. выяснении подлинного содержания нормы права либо должного содержания условий договора (см., например, ст.ст. 6, 392 ГК). В-пятых, опираясь на принципы законодательства, можно найти путь к преодолению противоречий между юридическими нормами, если таковые обнаруживаются. Правовая наука уделяла в прошлом немало внимания принципам права, отдельных отраслей и институтов. Так, среди принципов советского гражданского права выделялись такие из них, как верховенство государственной собственности перед всеми ее негосударственными видами и формами, обязательность подчинения спускаемому сверху плановому заданию при заключении, толковании и исполнении гражданско-правового договора, недопустимость конкуренции в экономических отношениях и т.п. Все эти принципы отражали централизованную, командно-приказную систему регулирования экономикой и ушли в прошлое вместе с этой системой. В настоящее время следует изучать и применять новые принципы гражданского права (гражданского законодательства), отвечающие условиям сложившейся и развивающейся рыночной экономики с теми ее особенностями, какие складываются в Республике Казахстан. Поскольку принципы права (принципы гражданского права) во многом строятся на теоретической, научной основе, некоторые из них по-разному формулируются учеными1. Прежде всего, попытаемся их выделить в общей массе законодательных положений. Как нам представляется, можно назвать такие принципы гражданского законодательства: а) равенство субъектов гражданско-правовых отношений; б) неприкосновенность собственности; в) свобода гражданско-правового договора; г) защита предпринимателей и потребителей как основных субъектов д) невмешательство государства и всех третьих лиц в частные дела и е) защищенность гражданских прав. Система гражданского права Далее определим понятие "система отрасли гражданского права", под которой следует понимать находящуюся во внутренней логической связи и зависимости совокупность ее звеньев: разделов (подотраслей), институтов и норм. В Республике Казахстан первым звеном системы служат общие положения,правила которых определяют круг отношений, охватываемых гражданско-правовыми нормами, соотношение этих норм по юридической силе, их действие во времени, пространстве и по лицам, условия их действительности, толкование и осуществление. В этот же раздел включаются нормы о всех видах гражданских прав, об их защите, о значении сроков в гражданском праве. Действие этих положений и норм распространяется на все последующие разделы и институты, позволяя тем самым не включать в более частные законы и частные разделы Гражданского кодекса РК правила, содержащиеся в общих положениях. Вместе с этим следует иметь в виду, что каждый раздел (подотрасль) гражданского права имеет свои общие положения в своих более узких границах. Общие положения могут быть четко выделены в разделах "Субъекты гражданских прав", "Право собственности", "Обязательственное право" и в других разделах. В единой же системе гражданского права после общих положений идет раздел о субъектах гражданских прав и обязанностей, их правоспособности и дееспособности (правосубъектности), основания возникновения, изменения и прекращения правосубъектности. Здесь же — определение правового статуса отдельных видов субъектов гражданских прав и гражданских обязанностей, главным образом юридических лиц, о представительстве таких субъектов в сфере гражданских правоотношений. Следующим большим разделом служит объединение юридических норм о праве собственности и иных вещных правах. Раздел охватывает понятие вещных прав, правомочия субъектов вещных прав, основания их возникновения и прекращения, особые способы защиты вещных прав от нарушений. Самым большим разделом (подотраслью) гражданского права является обязательственное право, регулирующее правоотношения между конкретными лицами, одно из которых может требовать от другого совершения определенных действий, а другое лицо обязано исполнять такие требования. Обязательственное право четко разделяется на общую часть, содержащую правила, подлежащие применению при регулировании всех видов обязательств, и многочисленных институтов, каждый из которых регулирует отдельные виды обязательств (купля-продажа, подряд, отношения банков с клиентами, перевозки и многие другие). Следующий раздел гражданского права охватывает так называемые внедоговорные обязательства (деликты), порождаемые действиями граждан или юридических лиц, причиняющие ущерб другим гражданам и юридическим лицам вне договорных отношений с ними. По принятой у нас системе за деликтами следует обширный раздел, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности; т. е. с возникновением и осуществлением права интеллектуальной собственности. Законодательство и применимая практика различают в этом разделе два подраздела: авторское право, регулирующее отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства, и патентное право, охватывающее использование результатов творческой деятельности в промышленности и производстве. Этот подраздел нередко именуется промышленным правом. К нему примыкают нормы о средствах индивидуализации участников гражданского оборота. Заключительным разделом системы гражданского права служит наследственное право, регулирующее наследственные отношения, которые возникают в связи со смертью гражданина и переходом имущества умершего к его наследникам. Специально следует выделить раздел, относящийся ко всем разновидностям гражданских правоотношений, если в них принимаютучастие иностранные субъекты, т. е. раздел, который можно назвать международным частным правом. Данный раздел определяет юридический статус иностранных граждан и иностранных юридических лиц, вступающих в многообразные гражданские правоотношения с казахстанскими гражданами и юридическими лицами, а также критерий выбора применимого права, которое распространяется на эти правоотношения и по правилам которого должны разрешаться споры между их участниками. Традиционно всю отрасль гражданского права по структуре законодательного материала и материала для изучения принято делить на две части. Общую часть, охватывающую нормы права, размещенные по вышеизложенной схеме (включая общую часть обязательственного права), и особенную часть (от отдельных обязательственных правовых институтов до международного частного права включительно).
Понятие гражданского законодательства
Нормы гражданского права для их общедоступного восприятия должны выражаться в особых письменных текстах, каковыми являются принятые компетентными органами нормативные правовые акты. Право и законодательство различаются тем, что право— это совокупность юридических норм, а законодательство— совокупность нормативных правовых актов, служащих формой выражения этих норм. Право и законодательство различаются по структуре построения. Поскольку группировка норм права опирается только на один основополагающий закон — Гражданский кодекс — и строится по единому для всех норм объективному признаку— предмет и метод регулирования,— то гражданское право, как отрасль права, включает только однородные по названным признакам нормы. Законодательство же формируется субъективным образомс учетом целей принятия актов законодательства, задач и условий их применения. Поэтому конкретный законодательный или иной нормативный правовой акт может включать нормы и гражданского, и административного, и процессуального и иных отраслей права, т. е. мо- жет носить комплексный характер. Таким, например, является Указ "О земле". Возможна и комплексная группировка актов законодательства, преследующая цели их наиболее эффективного изучения и применения. Субъективно формируются комплексные отрасли (подотрасли) законодательства — строительное законодательство, транспортное законодательство, кооперативное законодательство и др. Поэтому при использовании того или иного акта законодательства необходимо правильно определять, к какой правовой отрасли относится та или иная норма, содержащаяся в том или ином законодательном документе. Согласно ст. 2 Конституции Республики Казахстан является унитарным государством, поэтому и гражданское законодательство является единым для всей республики.Местные органы любого уровня не вправе принимать нормативно-правовые акты, относящиеся к актам гражданского законодательства, которое едино для всего государства и имеет равную обязательную силу во всех административно-территориальных единицах. Это, в частности, означает, что отличие правового статуса какого-либо субъекта гражданского права, проживающего или находящегося в каком-либо районе, области, зоне и т. п., может отличаться от правового статуса субъекта гражданского права, проживающего или находящегося в другом месте, лишь в силу соответствующих предписаний республиканского законодательства, но не решений органов местной власти. Такие органы могут принимать нормативные акты, имеющие гражданско-правовое значение, лишь в тех случаях и в тех пределах, в каких они управомочены на это актами законодательства. Единство гражданского законодательства заключается и в том, что нормативные акты ведомственных органов самого высокого уровня могут определять гражданско-правовое положение субъекта лишь в тех пределах, в каких это установлено или предписано актами законодательства. Наиболее важные вопросы действия законодательства решены Конституцией РК. Так, п. 4 ст. 4 Конституции устанавливает, что официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. На практике эти важные требования не всегда соблюдаются, что приводит к спорам и нарушениям. Такие споры должны разрешаться судом. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |