Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль личности социального работника в повышении эффективности социальной работы в потребительской кооперации




Непременным условием качественной подготовки будущего социального работника, которому предстоит связать свою профессиональную деятельность с потребительской кооперацией, является его глубокая убежденность в том, что именно от него лично зависит создание условий лучшей жизни в деревне.

Современные экономические реформы привели к тому, что потребительская кооперация вновь стала важнейшим инструментом снижения социальной напряженности в обществе. Это отражает историческую закономерность: в трудные для народа времена роль потребительской кооперации всегда возрастает (достаточно вспомнить первые годы Советской власти, время Великой Отечественной войны, послевоенные годы).

Напрашивается вывод о том, что именно социальные, а не экономические выгоды потребительской кооперации являются важнейшими. Именно деятельность потребительской кооперации способствует снижению социальной напряженности в обществе. Пока наше общество не достигнет экономической стабильности, эта функция потребкооперации будет оставаться первостепенной.

       Духовно-нравственный уровень общества всегда неразрывно связан с экономической и политической ситуацией в стране, с теми проблемами, которые стоят перед обществом в конкретный период его развития. Спор о том, что первично: нравственность народа или его социально-экономический уровень, что из них является определяющим так и не решен однозначно, тем более для такой самобытной страны, как Россия. Есть все основания полагать, что это два единства одного целого, поэтому решение социально-экономических вопросов не может быть успешным без преодоления упадка нравственности, который мы наблюдаем в настоящее время.

Помыслы и усилия социального работника в потребительской кооперации должны быть направлены на обеспечение социальной защиты людей, борьбу с бедностью, помощь нуждающимся, причем знания специалиста должны быть подкреплены положительным практическим опытом.

 

Вопросы социальной защиты жителей села звучат все настойчивее, поскольку село находится в особенно сложном экономическом положении. Основными причинами создавшейся ситуации является низкий уровень финансирования социальной инфраструктуры села, недостатки социально-экономический политики, трансформация форм собственности и др.

На самом высоком уровне уже сделан вывод о том, что насущной задачей является формирование новых механизмов управления социальной защитой на селе, а также принятие специальных мер по подготовке и переподготовке кадров социальных работников. Понятно, что совершенствование процесса подготовки специалистов в области социальной работы невозможно без проекции на конкретные условия работы, в частности, в сельском социуме. Общество давно ждет научно обоснованной концепции управления социальной защитой сельских жителей, новых, ориентированных на сельскую местность социальных технологий. Социальная работа в селе должна учитывать специфику сельской местности, менталитет сельского жителя, и эта специфика должна быть четко эксплицирована.

По данным современных исследований, основными социальными болезнями села являются:

– растущая безработица;

– разрушение сельской инфраструктуры;

– свертывание сети дошкольных учреждений, учреждений культуры;

– низкий уровень медицинского обслуживания;

– необеспеченность жильем;

– уменьшение возможностей молодого поколения в получении образования, приобретении профессии;

– падение духовности и нравственности;

– сокращение количества предприятий розничной торговли и сферы бытового обслуживания;

– значительное отставание в уровне оплаты труда и т.д.

В качестве специфической особенности социальной защиты сельского населения отмечается также расширение категорий и увеличение численности сельского населения, нуждающегося в целенаправленной государственной поддержке.

Это все общие проблемы, следствием которых является ухудшение жизненного уровня сельских тружеников, непонимание происходящих в отечественной экономике изменений. Но нельзя забывать и о том, что социальному работнику придется столкнуться и более мелкими, но не менее важными для его подопечных проблемами, например помощь в уходе за личным подсобным хозяйством. Кто поможет старому человеку вспахать огород, доставить топливо и т.д.?

       Как показывают статистические данные проведенных исследований, 66,1% селян констатировали, что никакой помощи в этих вопросах они от хозяйств не получают. Установлено, что прежде всего сельские жители хотят быть защищены от безработицы (61,7% - 73,1%), от бедной старости (35,6% - 54,6%), от произвола администрации (26,1% - 49,2%), от нищеты и бездомности (33,6% – 64,7%), от нарушения законов и постановлений (29,8% - 53,8%)[35]. Не случайно, 46,5% опрошенных сельских жителей придерживаются мнения, что в социальной защите нуждаются все сельские работники без исключения.

Возрождение деревни, духовное возрождение России – дело патриотическое, служащее общему благу нашего Отечества. Чтобы победить бедность и бездуховность в стране, чтобы потребительская кооперация набирала силу, происходил рост численности кооперативных обществ, накопление ими материально-технических и трудовых ресурсов и как конечная цель была достигнута скорейшая стабилизация социально-экономической ситуации в стране, необходимо вспомнить прежде всего о духовности, нравственности, нравственном долге. Без этих категорий мы не сможем преодолеть один из самых сложных и динамичных периодов своей истории.

Таким образом, объединение усилий социальной защиты и потребительской кооперации дает не только надежду, но и реальные шансы на позитивные практические изменения. Социальная работа в потребительской кооперации – безбрежное море для приложения сил специалистов, для научных исследований, для совершенствования государственной политики в этой сфере.

Резюме

· К универсальным кооперативным ценностям относятся: справедливость, взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность, забота о других. 

 

· Исходным, базовым началом и в социальной работе и в кооперативном движении являются общечеловеческие качества. К ним относятся ценностно-нормативные качества (добро, благо, добродетель, счастье, идеал, смысл жизни и т.д.), самооценка (совесть, стыд, честь, долг, достоинство и др.), а также отношение к другим (справедливость, дружба, благодеяние, товарищество, любовь, уважение).

  • Между основополагающими ценностями социальной работы и кооперативными ценностями много общество, гораздо больше, чем между ними и ценностями современного общества.

· При объединении усилий кооператоров и социальных работников можно достичь немалых успехов в «гуманной» социализации, т.е. взаимодействии с окружающим социумом при сохранении традиционных, унаследованных ценностей и идеалов, нередко попираемых окружающим нас миром.

· Кооперативная этика определила личные качества кооператоров, необходимые для успешного решения социально-экономических проблем. К ним относятся прежде всего: высокая нравственность, духовность патриотизм, социальная ответственность, профессиональная честь, трудовая дисциплина, чувство нового, способность к инициативе и разумному риску.

· Помыслы и усилия социального работника в потребительской кооперации должны быть направлены на обеспечение социальной защиты людей, борьбу с бедностью, помощь нуждающимся, причем знания специалиста должны быть подкреплены положительным практическим опытом.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите универсальные кооперативные ценности.

  1. Дайте определение кооператива.
  2. Какова главная миссия кооперативного движения на современном этапе?
  3. Какие аспекты охватывает этический кодекс потребительской кооперации?
  4. Что общего между основополагающими ценностями социальной работы и кооперативными ценностями?
  5. Расскажите о социально-воспитательной миссии кооперативов.
  6. В чем состоит социальная ответственность кооперативного движения?

8. Какими личностными качествами должен обладать социальный работник потребительской кооперации?

  1. Перечислите приоритеты и стратегии подготовки социальных работников потребительской кооперации
  2.  Перечислите основные социальные болезни села.

 Охарактеризуйте роль личности социального работника в повышении эффективности социальной работы в потребительской кооперации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ауликки Кананоя Основы социальной работы. Петрозаводск, 1999 год. Электронный документ. www.medsoc.ru

2. Батудаева Т.Е.Аттестация социальных работников. Электронный документ.Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

3. Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. С.154.

4. В.В. Колесов. Язык и ментальность. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.

  1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб, 1996

6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005, – С. 382.

7. Кармин А.С. Культурология: Учебник. –Спб: Изд-во «Лань», 2004. С. 148

8. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М..: Наука, 1999. С.204.

9. Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004.

10. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. 208 с.

  1. Методика ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогичесикх профессий Электронный документ. Бурятсктй государственный университет.http://spf.bsu.ru
  2. Мурзина Н.А.К проблеме профессионализма в социальной работе. Электронный документ. Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

13. Мурзина Н.А.Профессиональный портрет студента специальности социальная работа.Электронный документ.Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

  1. Нечаева Л.А.Молодежь и ее ценностные ориентации. Электронный документ. Бурятский государственный университет. http://spf.bsu.ru
  2. Омельченко Е., Лукьянова Е., Гончарова Н., Старкова Е., Костерина И. Социальный капитал региона: ресурсы, стратегии и технологии использования. Эксперты. Электронный документ. http://www.region.ulsu.ru

16. Парсонс Т. О социальных системах. Пер с англ. М.: Академический проект, 2002; Парсонс Т.О структуре социального действия. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2002. – 880 с.

17. Проблемы формирования позитивного имиджа специальности «социальная работа». Электронный документ.Бурятский государственный университет. http://spf.bsu.ru

  1. Садыков Р.М. Проблемы социальной защиты населения // Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 3. С. 38-42.
  2. Склярова Т.В. Этика социальной работы: Учебное пособие по курсу "Профессиональная этика" для студентов специальности 022100 / Склярова Т.В., Ярская-Смирнова Е.Р.; Рец. В.Л. Чепляев; Мин-во общего и профессионального образования РФ; Саратовский государственный технический университет. - Саратов.

20. Социологические исследования. 2004. № 8. С.12-22.

21. Субочева А.А.,Этнопсихологические особенности отношения подростков к родителям. Электронный документ. Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

  1. Тыщенко Е.Л.Роль этнического фактора в общественной жизни. Электронный документ. Бурятский государственный университет. http://spf.bsu.ru

23. Философский энциклопедический словарь. – М: Инфра-М, 2003. – 576 с.

  1. Фирсов М.В., Студенова К.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 262.

25. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. С. 12-13.

26. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учеб. Пособие. – М.: Дашков и К, 2005. – 196 с.

 

 


[1] Кармин А.С. Культурология: Учебник. –Спб: Изд-во «Лань», 2004. С. 120

 

[2] Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб, 1996. С. 79

[3] Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. 208 с.

[4] Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004.

[5] Философский энциклопедический словарь. – М.:Инфра-М, 2003. – 576 с.

[6] Социологические исследования. 2004. № 8. С.12-22.

[7] Бессонов Б.Н. Философия: Курс лекций.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. С.154.

[8] В.В. Колесов. Язык и ментальность. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. С. 15

[9] Кармин А.С. Культурология: Учебник. –Спб: Изд-во «Лань», 2004. С. 148

[10]Субочева А.А.,Этнопсихологические особенности отношения подростков к родителям. Электронный документ. Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

 

[11] Нечаева Л.А.Молодежь и ее ценностные ориентации. Электронный документ. Бурятский государственный университет. http://spf.bsu.ru

 

 

[12] Тыщенко Е.Л.Роль этнического фактора в общественной жизни. Электронный документ. Бурятский государственный университет. http://spf.bsu.ru

 

[13] Проблемы формирования позитивного имиджа специальности «социальная работа». Электронный документ. Бурятский государственный университет. http://spf.bsu.ru

 

 

[14] Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004. С. 236-238

[15] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005, – С. 382.

[16] Парсонс Т. О социальных системах. Пер с англ. М.: Академический проект, 2002; Парсонс Т.О структуре социального действия. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2002. – 880 с.

[17] Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. С. 12-13.

[18] Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы.Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004. С.233.

[19] Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы.Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004. С.251.

[20] Мурзина Н.А.Профессиональный портрет студента специальности социальная работа.Электронный документ.Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

 

[21] Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. – М..: Наука, 1999. С.204.

[22] Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы.Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2004. С.251.

[23] Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. –208с.

[24] Мурзина Н.А.К проблеме профессионализма в социальной работе. Электронный документ. Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

 

[25] Фирсов М.В., Студенова К.Г. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 262.

 

[26] Методика ориентировочного определения готовности абитуриентов к выбору социально-педагогичесикх профессий Электронный документ. Бурятсктй государственный университет.http://spf.bsu.ru

[27] Батудаева Т.Е.Аттестация социальных работников. Электронный документ.Бурятский государственный университет.http://spf.bsu.ru

[28] Электронный документ. http://www.solvay-pharma.ru/doctors/codex.asp

 

[29] Электронный документ. http://www.examen.ru/

 

[30] Электронный документ. http://www.childpsy.ru/index.php/item/1443

 

[31] Омельченко Е., Лукьянова Е., Гончарова Н., Старкова Е., Костерина И. Социальный капитал региона: ресурсы, стратегии и технологии использования. Эксперты. Электронный документ. http://www.region.ulsu.ru

 

[32] Ауликки Кананоя Основы социальной работы. Петрозаводск, 1999 год. Электронный документ. www.medsoc.ru

[33] Склярова Т.В. Этика социальной работы: Учебное пособие по курсу "Профессиональная этика" для студентов специальности 022100 / Склярова Т.В., Ярская-Смирнова Е.Р.; Рец. В.Л. Чепляев; Мин-во общего и профессионального образования РФ; Саратовский государственный технический университет. - Саратов.

 

[34] Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы. Н.Новгород: НИСОЦ, 2004.С. 157.

[35] Садыков Р.М. Проблемы социальной защиты населения // Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 3. С. 38-42.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...