Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами




Эти 10 правил используются работниками общественных служб США. Они составлены Карен Мейер, Национальный Центр Доступности США.

1. При разговоре с инвалидом, необходимо обращаться непосредственно к нему, а не к   сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. При знакомстве с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут
пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

3. При встрече с человеком, который плохо или совсем не видит, необходимо обязательно называть себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если общая беседа в группе, нельзя забывать пояснять, к кому в данный момент
обращаются и необходимо называть себя.

4.   Если предлагается помощь, необходимо подождать, пока ее примут, а затем спрашивать, что и как делать.

5. Обращаться к детям-инвалидам необходимо как к взрослым. Обращаться к ним по имени и на ты можно, только если вы хорошо знакомы.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое,что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает.

7. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, необходимо его внимательно слушать. Нужно быть терпеливым, ждать, когда человек сам закончит фразу. Не поправлять его и не договаривать за него. Никогда не притворятся, что не понимаете, если на самом деле это не так.
Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.

8. При разговоре с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, необходимо расположится так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда будет легче разговаривать.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, нужно помахать ему рукой или похлопать по плечу. Смотреть ему прямо в глаза и говорить четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат,
могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто это может, необходимо расположится так, чтобы падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

 

Можно выделить некоторые особенности при общении с детьми, имеющими тот или иной вид инвалидности (глухим, слепым, передвигающимся с помощью инвалидной коляски и т.п.).

Люди, испытывающие трудности при передвижении

Необходимо помнить, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Нельзя облокачиваться на нее, толкать, класть на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

Всегда нужно спрашивать, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Помощь предлагается, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если предложение о помощи принято, нужно спросить, что следует сделать, и четко следовать инструкциям.

Если было разрешено передвигать коляску, сначала нужно катить ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда необходимо лично убедиться в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее интересоваться, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

Если возможно, располагаться так, чтобы лица общающихся были на одном уровне, избегая положения, при котором инвалиду нужно запрокидывать голову.

Если существуют архитектурные барьеры, предупреждать о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.

Всегда нужно помнить, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Нельзя думать, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Человек может быть полностью слепым или плохо видеть. Полностью слепых людей всего около 10 %, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

Всегда нужно выяснять, в какой форме человек хочет получить информацию: Брайль, крупный шрифт, дискета, аудиокассета. Если нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть – это лучше, чем ничего.

При чтении незрячему человеку, сначала предупреждают его об этом. Говорить нужно нормальным голосом. Не пропускать информацию, если об этом не попросят.

Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом заменять чтение пересказом нельзя. Когда незрячий человек должен подписать документ, его обязательно нужно прочитать. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.

Предлагая помощь, нужно направлять человека, не стискивать его руку, идти так, как обычно ходят. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.

Если это уместно, нужно использовать фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Но необходимо учитывать, что не всем это нравится.

С собаками-поводырями обращаться нужно не так, как к обычным домашним животным. Нельзя командовать, трогать или играть с собакой-поводырем.

Нельзя отнимать или стискивать трость человека.

Обращаться всегда необходимо непосредственно к человеку, даже если он не видит, а не к его зрячему компаньону. Всегда нужно называть себя и представлять других собеседников, а также остальных присутствующих.

Когда незрячему человеку предлагается сесть, нужно не усаживать его, а направлять руку на спинку стула или подлокотник.

При знакомстве ребенка-инвалида с незнакомым предметом, не нужно водить по поверхности его руку, а просто необходимо дать ему возможность свободно потрогать предмет.

При обращении с группой незрячих людей, нельзя забывать каждый раз называть того, к кому идет обращение.

Нельзя заставлять ребенка-инвалида вещать в пустоту: если собеседник перемещается, его необходимо предупредить.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Необходимо избегать расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе, это поблизости от вас ...». Нужно быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от вас».

Если незрячий человек сбился с маршрута, не нужно управлять его движением на расстоянии, необходимо подойти и помочь выбраться ему на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Люди с нарушением слуха

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, нужно смотреть прямо на него. Не затемнять свое лицо и не загораживаться от него руками, волосами или какими-то предметами. Инвалид должен иметь возможность следить за выражением лица человека общающегося с ним.

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если человек не знает, какой предпочесть, можно спросить у них.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае нужно говорить немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, необходимо назвать его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

Говорить нужно ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

Если просят повторить что-то, необходимо перефразировать предложение. Всегда нужно использовать жесты.

Всегда нужно убедиться, что собеседник понял, о чем идет речь. Не нужно стеснятся спросить, понял ли Вас собеседник.

Если сообщается информация, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, то эта информации пишется, сообщается по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, уточняется, не будет ли проще переписываться. Сообщения должны быть простыми.

Нельзя забывать о среде, которая окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Тему разговора без предупреждения не менять. Нужно использовать переходные фразы вроде: "Хорошо, теперь нам нужно обсудить..."

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если общение происходит через переводчика, нельзя забывать, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Необходимо помнить:

- Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

- Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно,
использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

- Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если
хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Люди с задержкой в развитии и проблемами общения

 При общении используется доступный язык, необходимо выражаться точно и по делу. Словесные штампы и образные выражения должны избегаться, если только нет уверенности в том, что собеседник с ними знаком.

Не нужно говорить "свысока". Говоря о задачах или проекте, необходимо рассказывать все "по шагам". Необходимо давать возможность ребенку-инвалиду обыграть каждый шаг после того, как ему все объяснили.

Нужно исходить из того, что человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой человек.

Если необходимо, используются иллюстрации или фотографии.

Нужно быть готовым к тому, что придется повторить несколько раз. Не надо сдаваться, если собеседник не понял с первого раза.

С человеком с проблемами развития необходимо общаться точно так же, как бы обращались с любым другим. В беседе обсуждаются те же темы, какие обсуждались бы с другими людьми, например: планы на выходные, отпуск, погода, последние события.

Обращаться нужно непосредственно к человеку.

Всегда помнить, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы, контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.

Если это необходимо, сообщение или предложение записывается на бумаге и предлагается инвалиду обсудить его с другом или семьей.

Люди с психиатрическими проблемами

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении. Обращаться с людьми с психическими нарушениями необходимо как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если собеседник дружелюбен, они будут чувствовать себя спокойно.

Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.

Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.

Неверно, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, а что – плохо.

Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему. Не думайте, что человек с психическими нарушениями не может справиться со стрессом.

Нельзя говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи

 Не надо игнорировать людей, которым трудно говорить.

Не стоит их перебивать и поправлять человека, который испытывает трудности в речи. Начинать говорить нужно только тогда, когда он уже закончил свою мысль.

Не нужно пытаться ускорить разговор. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Всегда нужно смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. Отдавать этой беседе все внимание. Затруднения в речи - не показатель низкого уровня интеллекта человека.

Если человека с затрудненной речью сопровождает другой человек, не стоит адресовать вопросы, комментарии или просьбы компаньону.

Задавайте вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

Не нужно притворятся, если не поняли, что сказал ребенок-инвалид. Повторите то, как поняли, и реакция собеседника поможет. Не нужно стеснятся переспросить то, что не понятно. Если снова не удалось понять, необходимо попросить произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Нельзя забывать, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Нельзя перебивать его и подавлять. Не надо торопить говорящего. Не стоит думать, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас. Не играйте с чужими голосовыми приспособлениями, поскольку они – личная принадлежность человека.

Люди с гиперкинезами (спастикои)

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него. При разговоре не нужно отвлекаться на непроизвольные движения ребенка-инвалида, потому что невольно можно пропустить что-то важное, и оказаться в неловком положении.

Помощь предлагается ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания. Перед тем как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, необходимо поинтересоваться, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и так далее.

Если в магазине человек с гиперкинезами попросил достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если попросит набрать телефонный номер – при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.

В транспорте: при входе в автобус (троллейбус, трамвай) прежде чем предложить помощь, необходимо спросить нужна ли она. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не нужно настаивать, если человек отказался.

При покупке билетов в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами выбираются такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.

Не нужно боятся противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно», приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагаются аргументы, даже если видно, что собеседник нервничает. При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи.

 

И, наконец.… не стоит смущаться столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...