Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Если есть сомнение, необходимо рассчитывать на здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны.




 

В обществе происходит кардинальный перелом по отношению к инвалидам: от жалости и сочувствия к уважению их достоинства и признания их прав на нормальную жизнь. В СМИ все чаще, не заостряя внимания на отклонениях и беспомощности, освещают положительный опыт людей с ограниченными возможностями в труде, учебе, жизни, что вдохновляет инвалидов на изменения в личной жизни в лучшую сторону.

Появилось такое понятие, как «недискриминационная лексика». Это значит, что слово не должно подчеркивать проблемы человека, проводить черту между ним и остальными людьми. Так, вместо, слова «инвалид» (хоть и используемого у нас в официальных документах) рекомендуется использовать «человек с ограниченными возможностями», вместо «слепой» – слабослышащий и т.д. Во всяком случае для общества в целом, для средств массовой информации это должно стать нормой.

3 декабря отмечается Всемирный день инвалида. Проводятся состязания по отдельным видам спорта, организуются театры, в которых на сцену выходят люди с ограниченными возможностями, стали традицией параолимпийские игры.

Итак, миссия социальной работы с инвалидами состоит в том, чтобы люди могли реализовывать свой потенциал, вести полноценную насыщенную жизнь. Цель социального работника – помочь им в этом, не унижая их человеческого достоинства, уважая их личность, основываясь на идеалах гуманизма и равенства всех людей на земле.

 

Резюме

· Практика социальной работы подтверждает, что человечное отношение в социальной работе играет важную роль с самого первого контакта между социальным работником и клиентом.

· Человечное отношение в социальной работе может также само по себе выступать в качестве инструмента оказания помощи.

  • Взаимоотношения – это один из важнейших инструментов процесса лечения и оказания помощи. Когда мы прерываем подобные взаимоотношения без надлежащей причины, мы лишаемся мощного элемента лечения и эффективного элемента, способствующего переменам.
  • Можно выделить три основные функции социального работника, взаимодействующего с клиентом: 1) воспитательная (обучение умениям, моделированию и демонстрации поведения); 2) функция адвоката от лица клиента или группы; 3) фасилитативная.
  • Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными.
  • Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером.
  • Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными.

 

  • Каждая группа клиентов социального работника имеет свои специфические черты, а следовательно, требует особого подхода.

Контрольные вопросы

1. Что такое «человечное отношение»?

2. Что означает «человечное отношение» в социальной работе?

3. Почему в отношениях социальный работник – клиент важна непрерывность?

4. Перечислите основные функции социального работника, взаимодействующего с клиентом.

5. Что такое эмпатия?

6. Чем эмпатия интеллектуальная отличается от эмпатии эмоциональной?

7. Какие виды слушания вам известны?

8. Как проявляется социально-психологическая дезадаптация инвалидов?

9. Каких общих принципов должен придерживаться социальный работник при работе с инвалидами?

10. Перечислите правила этикета при общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении.

11. Перечислите правила этикета при общении с людьми с плохим зрением и незрячими.

12.  Перечислите правила этикета при общении с людьми с нарушениями слуха.

13. Перечислите правила этикета при общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения.

14. Перечислите правила этикета при общении с людьми с психиатрическими проблемами.

15.  Перечислите правила этикета при общении с людьми, испытывающими затруднения в речи.

16. Перечислите правила этикета при общении с людьми с гиперкинезами.

17. Что такое «недискриминационная лексика»?

 

Глава 16. ЭТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

1. Кооперативные духовные ценности

2. Специфика социальной работы в потребительской кооперации

3. Личностные качества социальных работников потребительской кооперации

4. Роль личности социального работника в повышении эффективности социальной работы в потребительской кооперации

Кооперативные духовные ценности

 

Универсальные кооперативные ценности приняты, а точнее, закреплены, на конгрессе Международного кооперативного альянса в 1995 г. и записаны в декларации о кооперативной идентичности. К ним относятся: справедливость, взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, солидарность, честность, открытость, социальная ответственность, забота о других. Именно эти базовые ценности, философия потребительской кооперации противостоят утрате идеалов, вседозволенности, расслоению общества, незащищенности его простых членов, безнаказанности, культу насилия, денег, обесцениванию человеческой жизни на фоне общей бездуховности и безнравственности общества. Базовые ценности потребительской кооперации практически не меняются в вихре социально-исторических катаклизмов.

В Декларации о кооперативной идентичности, принятой ХХХI Конгрессом Международного кооперативного альянса четко указано: «Кооператив – это автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия».

Социально-воспитательная миссия кооперативов поистине огромна. Известно, что воспитательное пространство многомерно и полифункционально, оно включает в себя другие подпространства: экономическое, информационное, образовательное, личностное и т.д.. В организациях же потребительской кооперации они органично связаны в одно целое и являются повседневной реалией, что обеспечивает чрезвычайно благоприятные условия для формирования социально ответственной личности, гуманной личности с новым типом мышления.

Кооперативное движение глубоко патриотично как по самой своей идее, по заложенному в нем смыслу, так и по факту, и патриотическая миссия кооперации сегодня – помочь выжить ядру нации – сельскому населению, возродить село.

Вспомним еще раз историю кооперативного движения в России, декабристов, организовавших силами своей Большой артели книжно-журнальную артель и начальную школу для детей Петровского Завода, просветительскую деятельность Кыновского потребительского общества, а также хорошо всем нам известные кооперативные ценности.

Все это говорит о том, что кооперативное движение и социальная ответственность, социальная миссия – понятия неразрывные.

Исходным, базовым началом и в социальной работе и в кооперативном движении являются общечеловеческие качества. К ним относятся ценностно-нормативные качества (добро, благо, добродетель, счастье, идеал, смысл жизни и т.д.), самооценка (совесть, стыд, честь, долг, достоинство и др.), а также отношение к другим (справедливость, дружба, благодеяние, товарищество, любовь, уважение).

 

На данном этапе Центросоюз видит главную задачу в реализации социальной миссии кооперативного движения, в борьбе не с богатством, а с бедностью, что предполагает ориентацию на духовность, на общечеловеческие, социально значимые ценности.

Для кооператоров это прежде всего реализация принципа заботы об обществе в целом и о каждом человеке в отдельности, это социальная поддержка пайщиков и обслуживаемого населения. Опыт показывает, что кооперативы являются для своих членов той нишей, где они чувствуют себя относительно защищенными, где они находят поддержку, реальную помощь и стимулы для развития самосознания, самораскрытия. Путем совершенствования работы на кооперативных участках, при объединении усилий кооператоров и социальных работников можно достичь немалых успехов в «гуманной» социализации, т.е. взаимодействии с окружающим социумом при сохранении традиционных, унаследованных ценностей и идеалов, нередко попираемых окружающим нас миром.

Центросоюз ведет большую работу по созданию этического кодекса потребительской кооперации. Этический кодекс потребительской кооперации охватывает такие аспекты, как духовно-нравственные основы деятельности работника потребительской кооперации, профессиональные качества работника потребительской кооперации, моральные обязательства работника потребительской кооперации перед своей организацией и кооперативным движением, нравственные принципы взаимоотношений работника потребительской кооперации с пайщиками и партнерами и этические обязательства работника потребительской кооперации перед обществом.

Необходимость создания этого актуального документа давно назрела, и многие ученые, в том числе и нашего университета, вносят в этот труд свою лепту.

Ключевыми позициями этого кодекса являются:

– необходимость в своей профессиональной деятельности, поведении, личной и семейной жизни сочетать высокодуховные идеи с нравственными поступками и делами;

– признание своей основной задачей осуществление социальной миссии потребительской кооперации, борьбу с бедностью и бездуховностью, борьбу за достойную жизнь для каждого;

– соблюдение нравственных принципов в экономике;

– добросовестный труд на благо всего общества, создание достойной жизни труженика потребительской кооперации;

– забота о духовном и нравственном возрождении общества, борьба с безработицей, бедностью и другими социальными противоречиями рыночной экономики;

– поддержка идей милосердия и благотворительности;

– сотрудничество и взаимодействие с религиозными и общественными организациями.

Принятие этого кодекса означает новую веху в развитии кооперативного движения, поможет нам сохранить и приумножить кооперативные принципы и ценности, выполнить историческое предназначение потребительской кооперации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...