Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ




1. Деонтологические вопросы социальной работы

2. Основные деонтологические принципы

3. Смысл и содержание профессионального долга социального работника перед обществом и государством

 

Деонтологические вопросы социальной работы

В понятие профессионального долга входят функциональные обязанности социального работника, а также его долг и ответственность перед людьми, на которых в конечном счете направлена его деятельность, перед коллегами, профессией, перед обществом и государством.

 

Функциональные обязанности и ответственность социального работника определяются спецификой социальной работы, которая проявляется в ее сущности:

– социальная работа является по своему содержанию гуманным, высоконравственным видом социальной деятельности, ярким и целостным проявлением гуманистической направленности общества;

– профессиональная социальная работа, осуществляемая на основании официальных полномочий, является одним из важнейших механизмов реализации конституционных прав граждан;

– социальная работа носит интегративный характер, поскольку в процессе деятельности находит отражение и вступает во взаимодействие большое количество разнообразных взаимовлияющих и взаимопроникающих факторов, интересов, обстоятельств, каждый их которых должен учитываться в теории и практике социальной работы;

– главная цель социальной работы – достижение максимального в данной конкретно-исторической ситуации благополучия индивида и общества, создание условий для их гармоничного развития, гуманизация отношений индивида и общества; сопряжение их интересов;

– социальный работник не только может, но и должен использовать весь имеющийся в его распоряжении комплекс средств и способов воздействия, разработанных социальной наукой и одобряемых обществом и государством – от организационных, юридических и экономических до психологических и педагогических;

– социальная работа должна носить максимально целенаправленное, прогнозируемое и управляемое содержание;

– социальный работник обладает значительной самостоятельностью в решении стандартных и нестандартных практических задач, следовательно его профессиональная деятельность индивидуализирована, и он несет индивидуальную ответственность за конечный результат деятельности;

– объектами деятельности социального работника являются клиент, среда жизнедеятельности клиента и связи и отношения, возникающие в этой системе; деятельность социального работника должна включать в себя активное воздействие и на человека, непосредственного клиента социальной службы, и на среду, в которой протекает его жизнедеятельность – его ближайшее социальное окружение и отношения с ними, материально-бытовые условия, экономические условия и другие элементы;

– социальный работник получает доступ к полной, иногда тщательно скрываемой даже от близких, информации о клиенте; получение, использование, проверка достоверности такой информации, сохранение конфиденциальности накладывают на социального работника повышенные моральные обязательства и др.

 

Социальная работа является специфическим видом профессиональной деятельности. Это определяется ее влиянием на социум, особым предметом труда, содержанием и характером деятельности специалистов, способами и методами воздействия на человека, типом отношений, возникающих в процессе деятельности между ее участниками, а также особым уровнем ответственности каждого специалиста и всего института социальной работы за судьбы клиентов социальных служб и всего общества.

В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста. Такой особой системой регламентации действий и поведения специалиста в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей может быть только профессионально-этическая система, составной частью которой является деонтология.

 

Исходя из определения деонтологии социальной работы, можно выделить следующие ключевые деонтологические вопросы социальной работы:

профессиональные обязанности социального работника;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед коллегами и перед клиентом социальной службы и его близкими;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед социальной работой как профессией и социальным институтом;

ответственность социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед самим собой.

 

Таким образом, деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. В этом случае можно выделить пять вышеупомянутых типов таких отношений.

 

Основные деонтологические принципы

 

Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга.

 

Вместе с тем он поступает:

свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, – от групповых до общественных – специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

сознательно, так как решение поступать так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;

добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности. И именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

1. Личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях.

2. Компетентности специалиста.

3. Рационального подхода к решению поставленных задач.

4. Соответствия полномочий и ответственности.

5. Правовой регламентации деятельности.

6. Подотчетности.

7. Инициативы и творческого подхода.

8. Организованности и дисциплины.

9. Контроля и проверки исполнения.

 

Смысл и содержание профессионального долга социального работника










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...