Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основателем позитивизма «первый позитивизм» считается Огюст Конт (1798-1857).




В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

- классический позитивизм [первый] (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Миль).

- махизм [второй позитивизм] (Э.Мах, Р.Авенариус);

- неопозитивизм [третий] (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат, Л.Витгенштейн и др.)

- постпозитивизм [высшая форма] (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос, Ст. Тумлин, П. Фейерабенд)

Махизм нередко называют «второй формой позитивизма».

Его создателями считаются Э. Мах и Р. Авенариус.

Основная идея махизма-в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название-эмпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

Неопозитивизм «третья форма позитивизма». Наибольшую популярность и распространение получил в первой половине и середине XXв. Основные представители неопозитивизма: М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах-философы «Венского кружка». А. Тарский, Я. Лукасевич-представители Львовенко-Варшавской школы, а также Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

Главная идея неопозитивизма- философия должна заниматься логическим анализом языка, т.к. язык и прежде всего язык наше главное средство, через которое человек позитивно воспринимает окружающий мир.

Основной принцип неопозитивизма-принцип верификации-сравнение всех положений наука с фактами опыта.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина-конец XXв.).

Его главными представителями считаются К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, Ст. Тумлин, П. Фейерабенд.

Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.

Главная цель постпозитивизма-исследование не структуры (подобно неопозитивиствам) научного знания(языка, понятий), а развития роста научного знания.

Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

- как возникает новая теория?

- как она добивается признания?

- каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?

- возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

- проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

- проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);

- проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

- проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теории);

- проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

2. Структурализм и постструктурализм-общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры.

Видные представители структурализма: К. Леви - Сторс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко, а инструментализма-Дж. Дьюи.

Предпосылки структурализма можно проследить даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную философию идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т.е. устойчивой связи объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры. Вместе с тем он явился противником гуманистических представлений о центральной роли человека и его свободы, что объективно дегуманизирует обществознание. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постструктурализм, признавший невозможность редукции объекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как к субъекту.

3. Прагматизм-направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать «проблематические ситуации»).

Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в восстановление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюри.

Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.)-помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее, выработать арсенал конкретных средств для решения практических задач в условиях постоянно меняющегося мира. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.

4. Феноменология-направление, основанное немецким философом Э. Гуссерлем. Феноменология, по его мнению,-дисциплина, описывающая существенные характеристики сознания. Феноменология должна быть строгой наукой, т.е. она должна выделить чистое, допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Только таким путем можно прийти к пониманию сущности сознания вообще, основная характеристика которого-«интенциональность», т.е. его направленность на тот или иной предмет. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов название «феноменологическая редукция», т.е. переориентировка внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считают представители данного направления, открывается возможность использования многообразных видов человеческого опыта.

Философия должна быть построена как строгая наука, т.е. феноменология. Проблемы обоснования наук о природе и истории могут быть выработаны только в философии, выступающей строгой наукой о феноменах сознания. Для этого необходимо очистить образы сознания от эмпирического содержания на основе феноменологической редукции. Феноменология-наука о чистом сознании.

5. Герменевтика-искуство перевода или толкования текстов.

Особый метод классической науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники литературы.

Философская герменевтика разработана Ф. Шлегелем, Ф. Шлейермахером, получила свое развитие в работах В. Дильтея, Х. Гадамера, П. Рикера.

Герменевтика как философское знание-это анализ самого процесса понимания движения к истине; это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.С XXв. (М. Хайдегер, Г. Гадамер, П. Рикер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменов духовной культуры. Так, для Гадамера понимание-способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства».

6.Философская антропология ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия. Противоречивая сущность человека заключается в том, что он погружен в мир и возвышается над ним, что дает возможность взглянуть ему на мир и с точки зрения мгновения, и с точки зрения вечности. Уникальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его как объект, и как субъект своей жизни. Философская антропология выступила против биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивая духовные и творческие основы человека и общества. Основные представители этого направления – М.Шелер, Г.Плеснер, А. Гелен и др.

7. Психоанализ-направление современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

- бессознательного- особой психической реальности, которая присуща человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

- реакция вытеснения (из сознание в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания-все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».

На основе учения Фрейда возникло философское течение – неофрейдизм, разработанное его продолжателями Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

8.Экзистенциализм-направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Основателем считается датский философ Сьерен Кьеркегор.

Экзистенциализм как направление философии зарождался еще в середине XIXв., а в 20-е-70-е годы XXв. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европпе. Основные представители этого направления М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю, Г. Марсель.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е-70-е гг. XXв. способствовало усиление и усложнение проблем, с которыми столкнулось человечество. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

- уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

- разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

- проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

- проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

- проблема бессмысленности жизни;

- проблема внутреннего выбора;

- проблема поиска человеком своего внутреннего «Я», внешнего-места в жизни;

- центральная проблема-человек и его существование в мире, проблема отчуждения индивида от общества.

9. Теологическая философия-одно из распространенных философских направлений.

Главным вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:

- бытие Бога как творца сущего;

- бытие человека как высшего творения, человеческая жизнь.

Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:

- стала ближе к человеку;

- освободилась от ряда догм;

- стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.

Наиболее авторитетное течение современной теологической философии-неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884-1978), Ж. Маритэн (1882-1773), Ю. Бохельский (р.1902), Е. Корет (р.1919), К. Ранер (1904-1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904); К. Войтыла (бывший Папа Римский Иоанн Павел II).

База неотомизма-учение Формы Аквинского «томизма». Центральный принцип-гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.

Цель неотомистов:

- доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;

- приспособить католицизм к современным условиям;

- приблизить католицизм к простым людям.

Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм (основоположник Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955)). Это реформаторское движение в теологической философии, целью которой является создание комплексной науки, которая соединяет в себе достижения естественных наук и теологическую философию и объясняет основы Вселенной, на основе универсального эволюционизма.

«Теология освобождения» – религиозно - философское направление, главная идея которого: максимальное раскрепощение человека.

Основные представители:

- либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);

- теология кризиса (Барт, Нибур);

- экзистенциональная теология (Тиллих);

- демофоногизированное христианство (Бультман);

- безрелигиозное христианство (Больхоферра).

10.Персонализм (Ж.Лакруа, Э. Мунье, Д. Ройс)

Основной вопрос персонализма-вопрос свободы и нравственного воспитания человека. Личность становиться главной персоной в процессе коммуникации, диалога с другими людьми.

Сравнительная историческая таблица

Направления, школы. Направленность философствования Примерная хронология Представители
1 2 3

ДОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ(до VII в. до н. э.)

МИФОЛОГИЯ – Гомер, Гесиод( VII - VI вв. до н. э.)

АНТИЧНОСТЬ( VII в. до н. э. – III в. н. э.)

ДОСОКРАТИКИ До IV в. до н. э. Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протагор и др.

Ранний эллинизм(IV в. до н. э. – I в. н.э.)

КИНИЗМ IV - III вв. до н.э. Антисфен(ок. 450 – ок. 360 до н.э.), Диоген(ок. 400 – ок. 325 до н.э.)
ГЕДОНИЗМ (ЭПИКУРЕИЗМ) III - II вв. до н.э. Эпикур(341 – 270 до н.э.)
СКЕПТИЦИЗМ III - II вв. до н.э. Пиррон(360 – 270 до н.э.)
СТОИЦИЗМ III в. до н.э. – III вв. до н.э. Зенон Китионский(333 – 262 до н.э.) Клеанф, Христип; Панеций, Посидоний (ок. 135 – 51 до н.э.) Цицерон(106 – 43 до н.э.) Сенека(5 до н.э. – 65 н.э.) Эпиктет(50 - 140) Марк Аврелий(121 - 180)

Поздний эллинизм(I – III вв. н. э.)

НЕОПЛАТОНИЗМ II – III вв. н.э. Плотин(ок. 205 – ок. 270), Порфирий(ок. 233 – ок. 304)

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ(IV – XIII вв.)

ПАТРИСТИКА I - VIII вв. Августин Блаженный(354 - 430), Василий Великий(ок. 330 - 379), Григорий Нисский(ок. 335 – ок. 394), Тертуллиан(ок. 160 – после 220), Иоанн Дамаскин(ок. 675 – до 753), Максим Исповедник(ок. 580 - 662), Пьер Ивер и др.
БЛИЖНЕВОСТОЧЕАЯ ФИЛОСОФИЯ XI - XII вв. Ибн Сина(Авиценна) (ок. 980 - 1037), Ибн Рушд(Аверроэс) (1126 - 1198), Маймонид(1135 - 1204)
СХОЛАСТИКА IX - XV вв. Эриугена(ок. 810 – ок. 887), Бонавентура(1221 - 1274), Альберт Великий(1193 - 1280), И. Росцелин(1050 - 1125), П. Абеляр(1079 - 1142), Ансельм Кентерберийский(1033 - 1109)
1 2 3
ТОМИЗМ XII – XV вв. Фома Аквинский(1225(6) - 1274)
РЕАЛИЗМ IX - XIII вв. Иоан Скот Эриугена(ок. 810 – ок. 887), Фома Аквинский(1225(6) - 1274), Ансель Кентерберийский(1033 - 1109)
НОМИНАЛИЗМ XI - XII вв. И. Россцелин(1050 - 1125),
    П. Абеляр(1079 - 1142)
МИСТИЦИЗМ XIII - XIV вв. Мейстер Экхарт(1260 - 1327)

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) (XIV – XVIIвв.)

ГУМАНИЗМ   Дж.Савонарола(1452 - 1498), Леонардо да Винчи(1452 - 1519), Микеланджело(1475 - 1564), Эразм Роттердамский(1469 - 1536), Н. Макиавелли(1469 - 1527), Т. Мор(1478 - 1535), М. Монтень(1533 - 1592), Николай Кузанский(1401 - 1464),  Пико дела Мирандола(1463 - 1494), Я. Беме(1575 - 1624) и др.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ(XVI – XVIIIвв.)

ЭМПИРИЗМ (СЕНСУАЛИЗМ) XVI – XVII вв. Ф. Бэекон(1561 - 1626), Т. Гоббс(1588 - 1679), Дж. Локк(1632 - 1704), Б. Паскаль(1623 - 1662)
РАЦИОНАЛИЗМ XVI – XVIII вв. Р. Декарт(1596 - 1650), Г. Лейбниц(1646 - 1716), Б. Спиноза(1632 - 1677)
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ XVII – XVIII вв. Дж. Беркли(1685 - 1753)
АГНОСТИЦИЗМ XVIII в. Д. Юм(1711 - 1776)

ПРОСВЕЩЕНИЕ(XVIIIв.)

КУЛЬТ РАЗУМА   Вольтер(1694 - 1778),  Ж. Ж. Руссо(1712 - 1778), Д. Дидро(1713 - 1784), П. Гольбах(1723 - 1789), Ш. Монтескье(1689 - 1755) и др.
1 2 3

РОМАНТИЗМ(XVIII – XIXвв.)

КУЛЬТ ЧУВСТВА   Ф. Шлегель(1772 - 1829), Ф. Шлейермахер(1768 - 1834), Ф. Шиллер(1759 - 1805)

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ(XVIII – XIXвв.)

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ   И. Кант(1724 - 1804), Г.В.Ф. Гегель(1770 - 1831), И. Г. Фихте(1762 - 1814), Ф. В. И. Шеллинг(1775 - 1854)

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIXв.

МАТЕРИАЛИЗМ   К. Маркс(1818 - 1883), Ф. Энгельс(1820 - 1895)
АНТРОПОЛОГИЯ   Л. Фейербах(1804 - 1872)
ИРРАЦИОНАЛИЗМ   А. Шопенгауэр(1788 - 1860)
ПОЗИТИВИЗМ   О. Конт(1798 - 1857)
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ   Ф. Ницше(1844 - 1900), С. Кьеркегор(1813 - 1855)
ПРАГМАТИЗМ   Ч. Пирс(1839 - 1914), У. Джеймс(1842 - 1910), Дж. Дьюи(1859 - 1957)

ФИЛОСОФИЯ XXв.

НЕОКАНТИАНСТВО   Э. Кассирер(1874 - 1945),  Г. Коген(1842 - 1918)
ГЕРМЕНЕВТИКА   Ф. Шлейермахер(1768 - 1834), В. Дильтей(1833 - 1911), Г. Х. Гадамер
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ   М. Шелер(1874 - 1928), П. Тейяр де Шарден(1881 - 1955)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ   Б. Рассел(1872 - 1970), Л. Витгенштейн(1889 - 1951), О. Нейрат(1882 - 1945), Р. Карнап(1891 - 1970), Дж. Мур(1873 - 1958)
ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ)   З. Фрейд(1856 - 1939)
НЕОФРЕЙДИЗМ   К. Г. Юнг(1857 - 1961), Э. Фромм, Ж. П. Сартр(1905 - 1980), П. Рикер(р. 1913), Ю. Хабермас(р. 1929)
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ   А. Бергсон(1859 - 1941),  В. Дильтей(1833 - 1911), О. Шпенглер(1880 - 1936), Х. Ортега-и-Гассет(1883 - 1955)
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ   Э. Гуссерль(1859 - 1938)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ   К. Ясперс(1883 - 1969), М. Хайдеггер(1889 - 1976),  А. Камю(1913 - 1960), Ж. П. Сартр(1905 - 1980), С. де Бовуар, Н. Бердяев(1874 - 1948),
1 2 3
    Г. Марсель(1889 - 1973), Л. Шестов(1866 - 1938),  М. Бубер(1878 - 1965)
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ   Н. Лосский(1870 - 1965)
НЕОТОМИЗМ   П. Тейяр де Шарден(1881 - 1955), А. Швейцер(1875 - 1965), Э. А. Жильсон, П. Маритен(1882 - 1973)
РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЕРСОНАЛИЗМ   Н. Бердяев(1874 - 1948), Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс
ПРОТЕСТАНТИЗМ   К. Барт(1886 - 1968), Р. Нибур(1892 - 1971), Д. Бонхеффер, Р. Бультман, П. Тиллих(1886 - 1965), Ю. Бультман, М. Шретер, Х. Д. Вендланд, Р. Шолль и др.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ   К. Ясперс(1883 - 1969), Г. Марсель(1889 - 1973), Н. Бердяев(1874 - 1948), Л.Шестов(1866 - 1938), М. Бубер(1878 - 1965)
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ   К. Поппер(1902 - 1994), И. Лакатос(1922 - 1974), П. Фейерабенд
СТРУКТУРАЛИЗМ   К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, М.Фуко
ПОСТМОДЕРНИЗМ   Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Р. Ротри, Ж. Ф. Лиотар, Ф. Гваттари

 Тема  № 2

 Вопросы для обсуждения:

1. История происхождения и основные этапы развития философской мысли.

2. Общие понятия и характерные черты китайской философии.

3. Древнеиндийская философия. Буддизм и его основные идеи.

4.Древнегреческая философия: периодизация и основные черты.

5.Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

6. Механистическая, метафизическая философия Нового времени.

7. Атеистическо – материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

8. Немецкая классическая философия: основные направления и идеи.

9. Русская философия: общее понятие и характерные черты.

10. Особенности и специфика современной западной философии.

Литература по теме № 2

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: учебник – М.: “Проспект”, 2010. – 568с.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. –с.46-240.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. – Юристъ, 2007. – с.30-204.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с. 13-121.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – с. 15-113.

6. Якушев Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2007. – с.16-148.

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 392.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...