Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема №6. Познание как продукт философского анализа.
План лекции: 1.Познание как предмет философии. 2.Познание: понятие, сущность, принципы, структура. 3.Чувственное, рациональное и иррациональное познание в процессе познаватель ной деятельности. 4.Основные положения эволюционной теории познания.
6.1. Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные связи реального мира. Познание – обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Гностицизм – принципиальная познаваемость мира. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявление его закономерностей и постижения объективной истины. В отличие от агностиков сторонники скептицизма (от греч. skeptitos – рассматривающий, исследующий ) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»). В диалектико-материалистической философии познание понимается не как заркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом («гносеологическим Робинзоном»), а как сложный диалектический, социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им этой действительности, т.е. в входе социально-исторической практики. Теория познания (гносеология) – раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его влзможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем. Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса. Характерной особенностью познавательного процесса начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки – сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов. Важным понятием, которое сегодня все шире входит в современную теория познания, является понятие виртуальной реальности (виртуальный – возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях). Данное понятие пришло из квантовой физики, где под виртуальными частицами стали понимать частицы в промежуточных состояниях, существующих короткое время Δt с их энергией в соотношении неопределенностей. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Уже на ранних этапах истории человечества существовали обыденно-практическое и игровое познания. Важную роль здесь впоследствии играли мифологическое и художественно-образное познания. Одними из древних форм являются религиозное и философское познания. Большую известность приобрела концепция личностного знания, разработанная британским ученым ХХ в. М.Полани. Есть и другие классификации форм знания и познания, в частности: и научное, вненаучное, эссенциалистские и феноменолистические и т.п. 6.2.Познание - процесс целеноправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект позновательной деятельности – человек, который исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации - книг, рисунков, объектов материальной культуры. ( Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.) В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: - познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); - познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной и духовной культуры). В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: агностицизм и гностицизм Сторонники гностицизма ( как правило, материалисты ) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир принципиально познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики ( часто – идеалисты ) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: - сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); - сам окружающий мир не познаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе» Агностицизм и гностицизм являются главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: - идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума; - материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание, изучает сама себя. Современная гносеологияв своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: - диалектики, что подразумевают необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики; - историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления; - практики – признавать главным способом познания практику, т.е. деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя; - познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания; - объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания; - активности, творческого отображения действительности; - конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях. Познающим объектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал позновательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные виды практики: - материальное производство: - управленческая деятельность: - научный эксперимент: Функции практики заключаются в том, что она является: - критерием истины; - основой познания; - целью познания; - результатом познания. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Первый вид познавательной деятельности – это т.н. обыденное, или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной действительности, на основе личного опыта и обобщения, усвоение общественно-значимого опыта. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Установлено, что объем информации, которую накапливает человек к 20 годам своей жизни, во много раз превышает объем информации, накопленный всеми науками. Второй вид познавательной деятельности – научное познание. Оно отличается от повседневного, обыденного, индивидуального прежде всего своим предметом. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т.е. в науке доминирует логическое, системное, понятийное знание. Третий вид познания – философское, которое тоже является видом научного познания, но отличается двумя важными моментами: предметом этого знания является не просто общее, а универсально общее, всеобщее, т.е. существенная универсальность. Философское знание всегда является мировоззрением и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого. Оценка познаваемого – это обязательный элемент данного вида познания. Четвертый вид познания – художественное. Специфика его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному знанию. С философским познанием его сближает оценочный характер. Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное познание невозможно без философского, а философское базируется на частном научном знании, и наконец художественное творчество, художественное познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательно для всех видов познавательной деятельности. В основе всех видов познания лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание. В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты ( от лат.- чувство, ощущение ) считали, что решающая роль в процессе понания принадлежит органам чувств. Рационалисты ( от лат. – разум, мышление ), опираясь прежде всего на успехи математики, стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины ( а они, несомненно существуют ) невыводимы непосредственно из данных чувственного опыта и его сообщений, а могут быть почерпнуты только из самого мышления. Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон – чувственного и рационального. Оно не возможно ни без одного из них. Чувственное познание (или живое созерцание) осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и др., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не только биологической эволюции. Осуществляется на основе ощущения, восприятия и представления, каждое из которых есть субъективный образ объективного мира. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные (играющие наиболее важную роль), слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Представление – обобщенный чувственно – наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных, случайных. Для живого созерцания в целом характерно отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной ( без промежуточных звеньев ) связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляемый в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом не возможно без рассудка, он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное повседневное «житейское» мышление, или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму «готового» знания, а не на его содержание и изменение. Разум ( диалектическое мышление ) – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы ( саморефлексия ). Только на этом своем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной формой перехода первого во второй является выход за пределы сложившейся «готовой» системы знания на основе выдвижения новых, диалектических по своей сути, фундаментальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде всего с процедурой формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знания, которые были получены на основе разума (диалектического мышления). Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходным являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как проблема, гипотеза, теория и др. Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира, Наиболее общие понятия – это философские категории. Понятия выражаются в языковой форме в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.). Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно варажаемое повествовательным предложением. Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражаю процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Сторонники иррационализма в гносеологии дискурсивному, понятийному, рациональному мышлению и средствам логики противопоставляют внерациональные формы – веру, волю, откровение, озарение, нирвану, экстаз и т.п. Все эти формы познания объединяют стремление к общей конечной цели – слиянию индивидуального Я с невыразимым Абсолютом. 6.4.Видным представителем эволюционной теории познания и близкой к ней эволюционной эпистемологии являются Д. Кэмбел, К. Лоренц, Д. Холтон, С. Тулмин, К. Поппер, С. Джилски, Г. Фоллмер и др. К. Лоренц и К. Поппер наиболее ярко представляют две ветви эволюционной теории познания, одна из которых – «эволюционная эпистемология» (К. Поппер), другая - собственно «эволюционная теория познания» (К. Лоренц). Первое направление состедоточивает свое внимание на проблеме роста научного знания, процессе взаимодействия теорий о современной науке, на их конкуренции и отборе. Второе занято исследованием происхождения и развития познавательных способностей человека. Объединяющей чертой двух рассмотриваемых направлений является не только опора на принцип эволюции, но и критический пересмотр ряда положений, на которых покоились классические теории познания. Классические теории познания, сложившиеся в XVII-XIX вв., ставили своей задачей объяснение процесса познания исходя из общих философских принципов. Предполагалось, что разработка общих философских принципов познания должна предшествовать анализу конкретного процесса познания. Эволюционная теория познания признает, что все попытки предшествующей философии найти такой прочный фундамент и основание для научного познания оказались безуспешными. Причиной неудачи в решении задачи методологического обоснования науки являлось то, что философы-классики не принимали во внимание эволюцию познавательных способностей человека. Именно процесс эволюции человека создал те человеческие структуры восприятия, опыта и многие формы научного познания, которые согласуются со структурами мира и вообще соответствуют миру. Таким образом, на вопрос о возможности достоверного знания эволюционная теория познания отвечает следующим образом: «Наш познавательный аппарат является результатом эволюции. Субъективные познавательные структуры соответствуют миру, т.к. они сформировались в ходе приспособления к этому реальному миру. Они согласуются (частично) с реальными структурами, потому что такое согласование делает возможным выживание» (Фоллмер). Речь идет не об эволюции отдельного индивида (онтогенезе), а об эволюции человеческого рода (филогенезе). Основными свойствами такой эволюции являются: отбор благоприятных для выживания признаков, закрепление таких свойств, которые наилучшим способом обеспечивают аккумуляцию энергии и информации («капитал энергии и сокровище информации», по выражению К. Лоренца), возникновение новых системных свойств («возникновение того, чего попросту не было»), несводимость высших уровней интеграции к низшим. В результате системной эволюции у человека сформировался мощный познавательный аппарат, способный в целом поставлять верную информацию о мире, позволяющий ему успешно ориентироваться в мире. Таким образом, для отдельного индивида общечеловеческие познавательные способности выступают как врожденные, в то время как для человеческого рода они являются приобретенными в ходе длительной эволюции. В результате филогенетической эволюции (эволюции человеческого рода) уже новорожденный человек обладает целым рядом познавательных способностей. Вот почему К. Лоренц считает, что «вряд ли в истории человеческого разума было большее заблуждение, чем мнение эмпиристов, будто человек до всякого индивидуального опыта есть чистый лист, “tabularasa”». С этой точки зрения И. Кант был прав, полагая, что человек обладает знанием, которое он называл «априорным», т.е. знанием, присущим до всякого опыта. К такого рода знанию он относил представления о пространстве и времени («априорные формы чувственности»), категории рассудка, например причинность, ряд общих принципов. Априорное знание выступает предпосылкой для подлинно человеческого познания внешнего мира. На его базе посредством оперирования внешними предметами (предметных действий), накопления информации, усвоения опыта предшествующих поколений происходит развитие познания. Эволюционная теория нашла для существования априорного предназначения реалистическое, естественно-историческое обоснование. Кроме того, она выявила целый ряд форм врожденного знания, не известных Канту и философской классике в целом. В отличие от классических, данная теория избегает положений умозрительного характера и стремится обосновывать свои выводы исключительно на данных естественных наук, прежде всего на биологии, физиологии, психологии. Особое значение она придает сравнительному изучению культур различных народов. С точки зрения сторонников эволюционной теории познания, всякая жизнь (не только жизнь человека) в одном из своих важнейших аспектов есть познавательный процесс. Возникновение жизни означает возникновение структуры, способной получать и хранить информацию, а для этого «устроенной таким образом, что она может захватывать из потока рассеивающейся мировой энергии достаточное количество горючего, чтобы питать им пламя познания». Еще одна особенность рассматриваемой теории состоит в трактовке самого понятия эволюции. Прежде всего эволюционная теория познания отказывается от представления о едином эволюционном стволе, якобы идущем от простейших организмов через целый ряд посредствующих звеньев к человеку. Что касается человеческих обществ, то существовало, существует и потенциально может существовать множество совершенно не похожих друг на друга человеческих сообществ: культур и цивилизации. Эволюционная теория познания подчеркивает основные тезисы теории локальных цивилизации: авторы, занимающиеся философией истории, вплоть до последнего времени выдвигали постулат единообразного исторического развития всего человечества. Лишь А. Тойнби, О. Шпенглер и другие ясно осознавали, что единство человеческой «цивилизации» - такая же фикция, как единство филогенетического (происходящего наследственным путем) развития древа жизни. «Каждая веточка, каждый вид растет на свой страх и риск в своем собственном направлении – точно также ведет себя каждая отдельная культура». Ход эволюции как живых систем, так и отдельных человеческих сообществ определяется не заранее заданным планом, а «лишь случаем и необходимостью». Эволюция человека как природного существа не заканчивается его формированием в качестве существа социального, т.е. существа, живущего в культуре. Вопреки классическим представлениям эволюционная теория познания признает в развитии человека, в т.ч. современного, действие двух типов эволюции, теснейшим образом связанных между собой: медленной филогинетической эволюции и более быстрой культурно – исторической (социальной). Обе могут совершаться по-разному у различных народов, в разных культурах и цивилизациях. Однако, поскольку, скорость филогинетических процессов значительно уступает темпам культурно-исторических изменений, то само различие в скорости может быть использовано для распознания этих процессов. «Если мы обнаруживаем, - пишет К. Лоренц, - что определенные формы движения и определенные нормы социального поведения являются общечеловеческими, т.е. наблюдаются в совершенно одинаковой форме у всех людей всех культур, то можно заключить с вероятностью, граничащей с достоверностью, что они филогинетически программированы и наследственно закреплены». В своем развитии эволюционная теория познания вышла далеко за пределы первоначально поставленной задачи – задачи обоснования достоверности знания. В поле ее внимания оказались включенными самые разнообразные проблемы бытия человека и общества. Эволюционный подход был успешно применен к изучению языка, мышления, эмоциональной сферы человека, духовного мира, моральных традиций, ряда общественных процессов. Вместе с тем сторонники эволюционной теории познания признают, что в ее рамках на сегодня существуют «открытые» проблемы, т.е. еще не нашедшие объяснения с позицией эволюционного подхода, в чем они видят подтверждение плодотворности и перспективности избранного направления.
Тема № 6 Вопросы для обсуждения: 1. Понятие, сущность, принципы, структура познания. 2. Гностицизм, агностицизм, скептицизм как основные подходы к проблеме познания. 3. Основные виды познания и их особенности. 4. Познание как предмет философии. 5, Соотношение знания и познания. 6. Диалектика процесса познания. 7. Чувственное и рациональное в познании. 8. Познание и практика: их соотношение. 9. Мышление, его сущность и основные формы. 10. Истина: объективная, относительная, “абсолютная”. Критерий истины? Литература по теме № 6 1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.194-280. 2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – с.301-319. 3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.-М.: Юристь, 2007.-с.277-304. 4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.159-167. 5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.188-213. 6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.188-191.
Дополнительная литература 1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с. 2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с. 3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с. 4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |