Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №5. Проблема сознание в философии, подходы к ее сущности.




План лекции:

1.Отражение как всеобщее свойство материи.

2.Основные философские подходы к проблеме сознания.

3.Сознание: понятие, сущность, свойства, функции, уровни.

4.Индивидуальное и общественное сознание, самосознание.

 

5.1Одним из важнейших свойств материи (при субстанциональном ее рассмотрение) является сознание. Некоторые философы полагают, что сознание может выступать даже как атрибут материи, подобно Б.Спинозе, считавшему мышление на ряду с «протяжением» атрибутом субстанции. Такой подход возможен. Но многие философы уточняют такое место сознания в общей картине бытия. Указывается при этом, что сознание есть одна из форм такого более общего свойства матери, как отражение. Отражение есть взаимодействие, в результате которого остаются следы на взаимодействующих телах. Сознание тоже есть взаимодействие, но особого рода: в нем отражаются воздействующие на него тела, они оставляют в нем образы, копии, которые есть знаки с соответствующим содержанием (т.е информацией и смыслом).

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведение в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе него адекватные внешним взаимодействиям изменения (отпечаток, след т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним объектом структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяются три основных уровня: Отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий ( нагревание проводника, гистерезис, химические реакции.) В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы – ответные приспособительные реакции организма на внешние взаимодействия – безусловные и условные(инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую – слова.

Социальное отражение (сознание) – высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Понятие отражение тесно связано с понятием «информация». Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3)уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.

Представители кибернетики утверждают, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе и машинах представляют собой процессы получения, хранения и передачи информации. Часто информацию называют «упорядоченным отражением».

5.2 Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ ( например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания ( механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует.

Оно имеет особую, идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

 - Физикализм;

 - Солипсизм;

 - Объективный идеализм;

 - Умеренный материализм.

Физикализм– крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознание как самостоятельная субстанция не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на множестве естественно - научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;

- человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

- единственная проблема, на которую наталкиваются ( и зачастую при этом разрушаются логические доводы физикалистов), - это идеальность сознания;

- образы, существующие в уме человека не имеют материальных характеристик – массы , запаха, четких размеров, формы;

- сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

- никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются: 

 - «Теория тождества» ( Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами (кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

 - теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

 - теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень - желчь»).

Солипсизм– другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

- объективный идеализм – признает наличие как сознание, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

- умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя ( хотя и признает за ним качество идеальности). Точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природы в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

5.3Сознание – основное свойство (атрибут) человеческого бытия, состоящие в способности «быть сознанием», иными словами, «знать о своем знании».

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие “душа” шире понятия“сознание”. Например, чувства - это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Будучиадекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Понятие “сознание” неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание структурно организовано, оно представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление, умозаключение образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Главными свойствами человеческого сознания являются:

 - идеальность;

 - интенциональность;

 - идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

 - противоположно материальному миру;

 - независимо от материи;

 - в некоторых случаях первично по отношению к материи;

 - неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.

Интенциональность– направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

 - предмета сознания (что «видит» сознание);

 - формы ( как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются:

 - восприятие;

 - осмысление;

 - оценка;

 - воспоминание;

 - фантазирование;

 - жизненный опыт.

Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

Сознание как таковое структурно организовано, представляет собой целостную органическую систему, состоящую из многих компонентов, которые находятся между собой в мно­гообразных связях. Одним из важных элементов структуры сознания является знание - результат процесса познания, от­ражение действительности в виде чувственных и рациональ­ных образов. Знание и познание как таковые - предмет изуче­ния теории познания (гносеологии). Необходимым компонентом сознания является внимание. Обширную сферу сознания составляют эмоции, эмоцио­нальные состояния человека. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства (удовольствие, радость, горе и т.д.), настроения (эмоциональное самочувствие - веселое, подавленное и т.д.) и аффекты.

Чувства (эмоции в узком смысле) - переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, к дру­гим людям, к каким-либо явлениям. Чувства бывают кратко­временными (радость, печаль и т.п.) и длительными, устойчи­выми (любовь, ненависть и т.п.).

Настроение - длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т.п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть - сильное и глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства - чувства долга, чести, эстетические, интеллектуальные и др.

Аффект (душевное волнение) - сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание - ярость, ужас, оцепенение, сильные голосовые реакции (плач, крик и т.п.).

Еще одним важным элементом сознания является воля - созидательное устремление человека на выполнение тех или иных действий. Воля - созидательное преодоление внешних ивнутренних трудностей на пути достижения желаемого действия и поставленной цели: это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Начальным звеном волевого действия являются постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления дей­ствия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Фрустрация – трудности на пути к решению значимых для человека
задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, не­осуществления какой-либо значимой для человека цели, попотребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожнос­ти, чувстве безысходности. Реакцией на фрустрацию может быть уход в мир грез и фантазий, агрессивность в поведении и т.п.

Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе полученных от действительности впечатлений. В психологии воображение классифицируют по степени преднамеренности (произвольное и непроизвольное), активности (воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (абстрактное и конкретное), по видам творческой деятельности(научное, изобретательное, художественное, религиозное и т.п.).

Память - закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его предыдущего опыта. В зависи­мости от материала, который запоминается, выделяют образ­ную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память. Кроме того, говорят о памяти произвольной и непро­извольной, кратко- и долговременной, зрительной и т.п.

Сознание выполняет ряд определенных функций, среди которых выделяются:

1.Активно отражательная функция – это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом.

2.Объяснительная функция - сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.

3.Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая функция - сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает - технику, технологию, стро­ительные сооружения, т. е. «вторую природу» - весь мир материальной и духовной культуры.

4.Коммуникативная, регулятивнаяфункция, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людь­ми, для чего они создают нормы, принципы права, мора­ли, религии, науки и т.п.

5.Целеполагающая функция - способность к целеполаганию - кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В ка­честве непосредственного мотива цель как идеальный об­раз направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяе­мых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в своих целях подчинен внешней природе, но в своих оруди­ях он господствует над ней.

6.Конструктивно-критическая, полемическая функция.

5.4 Выделяется индивидуальное, общественное и самосознание.

Индивидуальное сознание - сознание отдельного конкрет­ного человека, личности. Общественное сознание - духовная (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивиду­ального сознания - их тесная связь, взаимодействие и, в определенных условиях, взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного созна­ния, которое в свою очередь в той или иной форме воздейству­ет на наше индивидуальное сознание, впитывается им.

Диалектика общественного и индивидуального сознания - проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположно­стей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопус­тимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей;во-вторых, является ошибочной абсолю­тизация, возвеличивание одной и них - либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непрере­каемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).

Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.

Самосознание определяется как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него. Оно субъекта делает объектом это­го субъекта - его мысли, чувства, волю, цели, действия и т.п. Именно в процессе самосознания человек становится личнос­тью. «Познай самого себя!» - говорил Сократ. Человек осоз­нает себя не только посредством других людей, но и через со­зданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморе­гулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впа­дая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самооблада­нии; ответственности за свои поступки.

Особенно важна роль рефлексии в формирова­нии самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысле­ние собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия мо­жет иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк - от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозны­ми и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления че­ловека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание - оценка человеком своих знаний, умений, нравственного облика, интересов, идеалов, целей, мотивов поведения и т.п. - это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.

Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

- обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внеш­ней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины;

- общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируе­мое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфи­ка и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и не­которых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

- общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивает­ся отношение людей к социальной действительности.

Общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идео­логия - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее про­граммы действий и механизмы распространения идеологичес­ких установок в массах.

Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные крите­рии их разграничения:

- по предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем);

- по формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов;

- по выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познаватель­ные, мораль - нравственные и т.п.;

-по общественной роли.

Наука - «локомотив» прогресса;
религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство-в прекрасное, мораль - возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодей­ствия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом.

 



Тема № 5

 Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, сущность, структура, функции сознания.

2. Материалистический подход к проблеме сознания.

3. Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность.

4. Общественное, индивидуальное сознание и самосознание.

5. Основные формы и уровни сознания.

6. Язык как способ существования сознания.

7. Сознание и бессознательное, как “своё, другое” сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное).

8. Представление о душе. В каком соотношении находится душа и сознание?

9. Как соотносятся объективное и субъективное в нашем сознании при отражении объектов реальности?

10. Историческо – философский подход к проблеме сознания.

Литература по теме № 5

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.156-194.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.287-301.

3. Лавриненко В.Н. Философия: учебник. – М.: Юристъ, 2007. – с.246-262.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.154-158.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. –с.141-163.

6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Прифиздат”, 2005. – с.153-161..

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...