Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).




Марксистская философия:

- выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

- показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

- осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

- рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);

- дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

- выступала с атеистических позиций.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

- основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

- сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

- материя находится в постоянном движении и развитии;

- Бога нет. Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;

- Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика-преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

- развитие происходит по законам диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицание отрицания.

Разновидностью немецкого материализма XIXв. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты - Фохт, Бюхнер, Молешотт - смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).

В частности, они:

- механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

- рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень-желчь»).

Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.

Иррационализм -направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788-1860).В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия-бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире, то есть жизнь – единственную реальность для человека.

Одним из основоположников «философии жизни» является Фридрих Ницше(1844-1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, о движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти»-экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений: прагматизма и экзистенциализма.

2.8. Русская философия-феномен IX – XXI вв. как мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада - эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

- сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

-специфическая форма выражения философских мыслей-художественное творчество, литературная критика, публицистика ,искусство, «эзопов язык»(что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

- целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной, а всем комплексом актуальных проблем;

- большая роль проблем морали и нравственности;

- конкретность;

- широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Можно выделить следующие этапы русской философии:

- период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси IX–XIIIвв;

- философия становления и развития централизованного русского государства (Русь Московская) XIII–XVIIвв;

- философия XVIIIв;

- философия XIXв;

- русская и советская философия XXв.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси (IX-XIIIвв.)

Наиболее яркие представители этого периода являются - митрополит Илларион, Владимир Маномах, Климент Столятич, Филипп Пустынник.

Основные темы ранней философии: моральные и нравственные ценности, объяснение сущности христианства; сущность и роль государства и права.

Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, там и в философии приходится на XIII-XVIIвв.

(Сергей Радонежский, Андрей Курбский, Ния Сорокин, Васеиан Патрикеев, Аввакум и Никон, Юрий Киржанич.)

Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение, устройство государства, познание.

Русская философия XVIIIв. включает два этапа своего развития:

Философия эпохи петровских реформ (Ф. Прокович, В.Н.Татищев, А.Д.Кантимир.), имела социально-политическую направленность и рассматривала вопросы: устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императорской нерушимости, прав императора, войны и мира.

Материалистическая философия. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.), дает материалистическое обоснование законов природы, социально-политического устройства общества, а также большое внимание вопросам этики, морали, нравственности.

Русская философия XIXв. включает в себя ряд направлений: декабристское, монархическое, западническое и славянофильское, революционно-демократическое, атеистическое, теологическое.

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.

Основная направленность философии декабристов – социально - политическая. Ее опорными идеями были: приоритет естественного права, необходимость для России правового строя, отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает, личная свобода человека, ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...