Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема №1. Философия, круг её проблем и роль в обществе
План лекции: 1. Философское мировоззрение и предпосылки его возникновения. 2. Природа и специфика философского знания. 3. Предмет, методы и функции философии. 4. Основной вопрос философии и его стороны. 5. Место и роль философии в системе культуры.
1.1. Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество создало более простые, хотя и менее важные для бытия человека, формы мировидения. В глубины истории, чуть ли не к самому зарождению первобытно-общинного строя уходят начальные моменты формирования мифологической, а вместе с ней и обыденной форм мировоззрения. Предпосылками являлись изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление к размышлению о наблюдаемом в обычном созерцании и в первых практических действиях, имевших тенденцию к превращению в первоначальное производство с его производительными силами. Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Так наряду и, вероятно, одновременно с обыденным мировоззрением складывалась, охватывающая разные стороны мира и мир в целом, мифологическая картина мировоззрения. Что характерно для этой формы? 1. Антропоморфность, т.е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т.п.) по аналогии с человеком: им приписывались те свойства, которые имелись у человека: ощущения, реакция на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т.п. 2. Дескриптивность (от англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии, Аполлоне и др.). 3. Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этого мировоззрения. 4. Связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действии колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет опровергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным. Религиозная форма мировоззрения возникла на основе конвергированного развития представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения и постепенного осознания того, что кроме субъективного и природного мира существует ещё и сверхприродный, сверхъестественный мир, образующий целое божественное, духовное царство. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном, широкой области божества и его атрибутов, структур божественного. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в сверхъестественные силы, Бога, возможность человека прожить Богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, с рядом культовых обрядов. Философская форма мировоззрения начинает вызревать на ещё более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Её первые признаки проступают в XII-VIII вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Египте. Её зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VIII-V вв. до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Крупнейший знаток истории философии Гегель писал: вследствие «общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный политический строй… Философия поэтому начинается лишь в греческом мире». Из общекультурных предпосылок наиболее важным было противоречие между возросшим научным знанием в недрах магии, стремившимся к автономии и к объяснению природы и природных явлений из них самих, и мифологически-религиозной формой, с которой генетически было связано это знание. Размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром – «теоретико-познавательного» - и к оформлению теоретикопознавательного отношения между человеком и миром в рамках предмета мировоззрения. Философия в течение целого ряда столетий развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. В дальнейшем, к концу XVIII – первой половине XIX столетия внутри этого общего научного знания стало проявляться стремление к формированию натуралистской формы мировоззрения. В отличие от натуралистской формы, философия как форма мировоззрения опиралась в решении мировоззренческих проблем на обобщения данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и данные обыденной жизни человека. Она трансформировала свои связи с естествознанием, находила пути к гармонической связи с ним и в то же время устанавливала связи с идеологией, с гуманитарным знанием, с обыденным мировоззрением людей. Она казалась недалёкой от веры, от трансценденции, от герменевтики, порой включая их в свои понятия. К ней стало возвращаться то, что некогда, в античности, было лишь её привилегией, - стремление к мудрости (мудростью владеют боги, а философам свойственно лишь стремление к мудрости). Платон отмечал: название мудреца для философа «слишком громко и пристало только богу. Любитель мудрости – философ или что-нибудь в этом роде – вот что более ему подходит и более ладно звучит». «Можно ли или нельзя научиться мудрости… Ей можно научиться… Она одна делает человека блаженным и счастливым». Философия отличается от натуралистской формы не только своими всеобщими понятиями (категориями), своей многообразной (или многоканальной) связью с действительностью. Всё её содержание пронизано мудростью и она может быть определена через это понятие (греч. – phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – её начало и конец. Предмет её – всеобщее в системе «человек – мир», и он может быть представлен в своих общих контурах как предмет мировоззрения: две подсистемы субстратного типа (человек и мир) и четыре подсистемы отношений между ними: 1) генетические, 2) познавательные, 3) аксиологические и 4) праксиологические, или духовно-практические. Философию здесь отличает постижение всеобщего в этой системе (в числе прочего здесь и всеобщие законы развития, и всеобщие формы познания). И хотя её стержень – мудрость, ведущим началом в философии как в сложном, гетерогенном виде знания выступает рационалистическая – умозрительная её сторона. С этой точки зрения её можно определить ещё и так: Философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: · Основано на знании (а не на вере или вымысле); · Рефлексивно (имеет место обращённость мысли саму на себя); · Логично (имеет внутреннее единство и систему); · Опирается на чёткие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: · Космоцентризм; · Теоцентризм; · Антропоцентризм. Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы или Бога (был распространён в средневековой Европе). Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). 1.2. Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo- любовь иsophia- мудрость, т. е. буквально означает «любовь к мудрости».Sophia- в изначальном смысле слова есть такое знание всеобщего, которое позволяет понимать причины частного явления, видеть то, «что было, что есть и что будет». Подобного рода мудрость, считали древние греки, присуща богам, человек же может только стремиться к ней. Таким образом, философия есть любовь к Знанию или Истине (но не само это Знание или Истина как таковые). Подобная любовь выражается в том, что человек задает «бесполезные» вопросы типа «детского»: «Почему светит солнце?» Важно заметить, что любой ответ (достигнутое знание) лишь отсылает нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: «почему вообще что-либо существует?» Таким образом, в конечном итоге философия всегда задает вопрос о мире в целом, причем так, что сам спрашивающий (человек) подпадает под него: - Почему вообще этот Мир есть? - Как возможно познание этого Мира человеком? - Какое место занимает человек в Мире? - Каковы условия возможности формирования человека и его жизнедеятельности?. Что заставляет человека задавать подобного рода «бесполезные» вопросы? Или, что то же самое, какова природа этой бескорыстной любви к Знанию? Решение этих вопросов и раскрывает смысл философии как человеческого духовного предприятия. Хотя в истории философии решений такого рода вопросов (а точнее, постановок проблем) было достаточно много (примерно столько же, сколько было великих мыслителей), но, оглядывая этот путь с высоты современного опыта и жертвуя деталями, можно ответить, что человек не способен избежать названных предельных вопросов потому, что такова его собственная универсальная природа или, точнее, такова природа его разума. Разум устанавливает человека как существо, бесконечно открытое миру. Философия, таким образом, предстает как специфическая деятельность разума («чистого разума»). Эта деятельность выглядит как «движение мысли в логике понятий». Пропедевтикой (учебным введением) в эту логику является задача определения понятий. Аристотель полагал, что «философия начинается с удивления ». Видение «дивности» мира и заставляет думающего задаться вопросами о первопричинах сущего. Вопрос есть парадоксальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «познай самого себя», это и означает: «познай свое собственное незнание». Словами Николая Кузанского, «философия это есть ученое незнание». Тот же смысл вкладывают в понимание философии и современные авторы, утверждая, что «философия есть вопрошание» (М. Хайдеггер), «философия есть сам процесс философствования» (К. Ясперс). Философию можно рассматривать не только как особую духовную деятельность, но и как совокупность некоторых утверждений о Мире в целом. В этом случае она предстанет как особый тип мировоззрения, который отличается от обыденного, мифологического, религиозного или общенаучного. В отличие от последних философское мировоззрение носит проблемизирующий и рационально-критический характер. Лучше понять, что есть философия, можно, прояснив ее отличие от других форм интеллектуального и духовного опыта: позитивной науки, религии, искусства. В целом многослойную структуру философского познания (и как деятельности, и как системы знания) можно представить следующим образом: 1. «Ядро» философии - любовь к всеобщему знанию, или Истине, которая находит свое выражение в стремлении задавать предельные вопросы или ставить проблемы. 2. Задается самый предельный вопрос о Мире в целом. Философия обретает облик учения о Бытии (о Всеобщем, Абсолютном, Едином и т. п.) и об условиях познания Бытия. 3. Ставится вопрос о месте человека в Мире, смысле его теоретической, практической и творческой деятельности. 4. Задаются вопросы о месте и о смысле того или иного явления (отдельного предмета теоретической, практической и творческой деятельности) в мире как целом. 5. Предлагается анализ знания и той картины мира, которую дают наука, религия, искусство. Главным вопросом становится способ (метод) получения знания. 6. Философия выходит за собственные пределы и предлагает свои научные, религиозные (теологические), художественные (поэтические) решения. Как правило, все эти шесть уровней, или «слоев», философского познания можно обнаружить у большинства выдающихся философов. При этом у каждого философа есть своя центральная тема: Бытие. Человек, Искусство, Наука и др. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: · Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат; · Однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Все наше знание, считал Аристотель, а философское знание в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным. Способность удивляться (любознательность) — драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом, ожиданием все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, по Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.) Также, как здоровому, физически развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», — писал великий философ и ученый Р. Декарт. Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс добавлял: «духовно богатый человек — всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить». А. Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем. Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование. Чисто интеллектуальный источник философской мудрости не просто дополняется, но вдохновляется смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению И. Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему. Можно выделить следующие особенности философского знания: • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); • носит предельно общий, теоретический характер; • содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; • во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; • является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; • изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; • имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); • испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; • в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется; • опирается на категории - предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути; • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы. 1.3. Философия может существовать на обыденном и абстрактно-логическом уровне. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения жизни людей, окружающего мира, самого человека. На абстрактно-логическом уровне мышления формируются философские учения, концепции и теории. Результатом этого мышления является и научная философия. Научной философией считается теоретическое, систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов и суждений. Научной философией признаются те учения, теории и институты, которые приобрели статус науки как явления общества. Основными признаками науки являются: получение истинного теоретического знания, наличие объекта и предмета исследования, наличие кадров и институтов науки, категорийный аппарат, методология исследования, система критериев проверки истины. Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличаются от объектов и предметов других наук прежде всего их всеобщностью, высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия - это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявлениях бытия. Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался. Он уточняется по сей день различными философскими школами и направлениями. Предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют основные разделы: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • логика (учение о формах и методах познания); • аксиология (учение о ценностях); • философская антропология (учение о человеке); • социальная философия (учение об обществе); • этика (учение о нравственности и морали); • эстетика (учение о прекрасном); • история философии. В рамках данных основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия, происхождение бытия, материя (субстанция), ее формы, сознание, его происхождение и природа, взаимоотношение материи и сознания, бессознательное, человек, его сущность и существование, душа, духовный мир человека, общество, общество и человек, природа, природа и общество, духовная сфера жизни общества, материально-экономическая сфера жизни общества, социальная сфера общества, общественно-экономические формации, цивилизации, перспективы человека, общества, экология, проблемы выживания, особенности познания, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, ограниченность и безграничность познания, движение, философские категории, диалектика и ее законы, иные вопросы. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: • диалектика; • метафизика; • догматика; • эклектика; • софистика; • герменевтика. Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). Догматика - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе). Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусстно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно, кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства. Герменевтика - метод правильного прочтения, истолкования и интерпретации смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: · материализм; · идеализм; · эмпиризм; · рационализм. При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен на Западе. Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".) Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.) Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов определяет широкий спектр философских функций Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. Принято выделять: мировоззренческую,методологическую,мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую,аксиологическую,социальную,воспитательно-гуманитарную, прогностическую. Мировоззренческая функцияспособствует формирования целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные универсальные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая функция– одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции – подвергать сомнению окружающиймир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 1.4.Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Он возвышается над всей философской проблематикой. Ф.Энгельс определил основной вопрос философии следующей формулировкой: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и место человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в тоже время противоположные характеристики бытия. В связи этим существует две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а так же эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделять такие направления, как: -объективный идеализм; -субъективный идеализм; -материализм; -вульгарный материализм; -дуализм; -деизм; -гносеологической (познавательной) стороны; -гностицизм; -агностицизм; -эмпиризм (сенсуализм); -рационализм. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм. Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: - материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); - материя является самостоятельной субстанцией не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; - материя существует и развивается по своим внутренним законам; - сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; - сознание определяется материей (бытием), оно вторично. К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро и иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализма выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт, Бюхнер) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Идеализм («линия Платона») –направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяют два самостоятельных направления: - Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); - Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте, Сократ) Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: - Реально существует только идея; - Идея первична; - Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; - «Мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); - «Мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; - Каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.); - Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; - Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания. В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: - Все существует только в сознании познающего субъекта (человека); - Идеи существуют в разуме человека; - Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; - Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. Дуализм как философское направление был основан Р. Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: - Существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством притяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); - Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной); - В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; - Материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; - Основного вопроса философии (что первично – материя или сознания) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание). Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: - Эмпиризмом (сенсуализмом); - Рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.) В качестве особого направления выделяется иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. В основе иррационалистического познания – интуиция, инстинкт, воля. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что: - Мир принципиально познаваем; - Возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): - Мир принципиально непознаваем; - Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия, антиномии), которые человеком не будут разгаданы никогда. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе». В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. В XX веке в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья. 1.5. Философия в системе культуры.Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая – этику, экономику и политику, а третья философия – поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как «главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Творец «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон (1561 – 1626) писал, что различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем «первая философия», или же «мудрость». «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства». У Аристотеля и Ф. Бэкона, которых разделяют более полутора тысяч лет, нет принципиального расхождения в понимании сути философии как учения о всеобщем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным обширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзогенного плана, а у Ф. Бэкона – эндогенного. Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает во все области культуры, являясь ее общим основанием (или «корнем»). Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками натуралистского, естественнонаучного знания: объективностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т.п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т.п.) проникают в саму ткань различных естественнонаучных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов). Конечно, ученый может выбрать не самое лучшее среди философских понятий и принципов, и тогда философия не приведет к успеху. Нужно научиться умению выбирать из многоразличного философского материала то, что окажется эффективным в решении частнонаучных проблем, т.е. в построении гипотез и теорий. С другой стороны, научные понятия, и прежде всего общенаучные, служат одним из источников развития философии и способны порой переходить в философские категории (пример – понятия «система», «элемент», «структура»). Аналогично и взаимоотношение философии с идеологией, с гуманитарным знанием, с искусством. Связь с искусством проявляется, в частности, в том, что в философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения философа. Проникая друг в друга, философия и наука, философия и идеология, философия и искусство в целом содействуют позитивному развитию всей культуры. Известный русский мыслитель М. М. Бахтин отмечал, что философию «можно определить как метаязык всей науки и всех видов познания и сознания». Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры и в то же время мировоззренческое и методологическое её основание. Тема № 1 Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и сущность философии. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. 2.Что такое философское мировоззрение? Чем отличается от других исторических типов мировоззрения (мифологического, религиозного)? 3. Основные сферы философского познания и предмет философии. 4. Специфика философского познания. 5. Основные функции философии. 6. Универсальные методы философского познания. 7. Структура философского знания. 8. Материализм, идеализм и дуализм как основные идейно-теоретические направления философии. 9. Основной вопрос философии и его стороны. 10. Место и роль философии в системе культуры. Литература по теме № 1 1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.4-42. 2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – с.4-40. 3. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник – М.:Юристъ, 2007. – с.8-30. 4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.3-12. 5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -с.6-15 6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Приор-издат”, 2007. –с.3-16. Дополнительная литература 1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с. 2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с. 3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с. 4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.
Тема №2. Единство и многообразие историко-философского процесса. План лекций: 1. Происхождение философии. 2. Особенности и специфика античной философии (VII до н.э. – V в. н.э.) 3. Теологическая философия средних веков (V – XVI вв. н.э.) 4. Основные направления и характерные черты философии Возрождения (XIV – XVI вв.) 5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.) 6. Философия французского Просвещения XVIII в. 7. Немецкая классическая философия XIX в. 8.Русская философия (IX – XXI вв.) 9. Особенности и специфика современной западной философии (XX – XXI вв.)
2. 1. Процесс возникновения и развития философских идей составляет предмет особой науки — истории философии. Эта наука рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже JI. Фейербах показал, что человек, философствуя, выступает от имени всего человеческого рода. Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра- (пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим. Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды — сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. В VI-V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии. Первыми письменными источниками предфилософии Древнего Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI-I в. до н. э., отражали воззрения на космос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и человека, отношение к божествам. В VII-III в. до н. э. возникают философские школы: конфуцианство, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа инь-ян (натурфилософы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индийской философии, существуют и сегодня. Воззрения философского характера возникали в Древнем Египте, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и совершенствовались по мере передвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой. В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки — граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изобрели» демократию, а еще раньше осознали самоценность умственной деятельности, радость от свободного искания истины. История философии - неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен дневных греков и древних римлян). Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства. В историческом плане принято выделять пять основных типов философии: -философия Древнего мира(VII до н.э. – V вв. н. э.); - философия Средневековья (II-XIV вв.); - философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.); - философия Нового времени (XVII-XIX вв.); - современная философия (XX – XXI вв.) 2. 2. Первый исторически крупный этап в развитии философии - античная философия (VII в. до н.э. - V в. н.э.). Ее творцы - древние греки и древние римляне (последние в позднюю античность). Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания - созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность. Античная философия возникла как стихийно-диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтернативных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне. Древнегреческая (античная) философия в своем развитие прошла четыре основных периода: - демократический VII – V вв. до нашей эры (милетская школа «физиков- Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский,; школа атомистов – Демокрит, Левкипп; пифагорийская школа –Пифагор; элейская школа – Парминид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский). - класический (сократический) – середина – конец IV вв. до н. э. (школа софистов – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Ликофрон, Алкидамант, Трассимах; Киренская школа – Аристипп; Мегарская школа – Евклид,, Евбулит, Крон; классическая философия Сократа, Платона, Аристотеля). - эллинистический – конец III-I вв.до н. э (школа киников- Антисфен, Диоген Синопский, Кратет; школа стойков – Зенон Китийский, Клеанф, Христип,Панеттий, Посидоний) - римский – I в до н.э. – V в. н. э. (стойки – Санека, Эпиктет, Марк Аврелий; школа неоплатоников – Плотин.) Сократ, отказавшись от космологии, перенес свои исследования в нравственную область, стремясь к самопознанию, т.е. к тому, чтобы найти всеобщее и безусловное знание, имеющее основу не в чем-либо внешнем, а в самом себе. Высшего расцвета греческая философия достигла в лице Платона и Аристотеля, положивших начало двум главнейшим направлениям философской мысли: идеализму и материализму. Ученики Платона и Аристотеля основали в Греции, Риме и Александрии несколько философских школ: стоиков (Зенон, Хрисипп), эпикурейцев (Эпикур), киников (Антисфен, Диоген Синопский), скептиков (Пиррон, Карнеад). Позже из синтеза учений различных школ возникло эклектическое направление (Цицерон, Плутарх), а из сочетания греческой философии с восточными и еврейскими элементами - неопифагорейство (Никомах) и неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Для философии античности характерны: - Органическая связь натурфилософии и космологии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления человека и природы; - понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу; - подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам нравственности состоит в правильном осуществлении добродетели; - отсутствие субъективного восприятия мира: любое философское знание проникает в разум индивида извне (в качестве частицы Логоса, единого бытия или потенции перводвигателя); - в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т.к. сама Вселенная является символом единства зримого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона) в философии, выражая противостояние чувственного восприятия и умозрительного знания; - инерционность любого движения, которое характеризуется непременным стремлением к покою: античным философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физических законов; - отсюда обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла «возникновение - гибель»; - тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии. 2. 3. Второй этап в развитии европейской философии - философия средневековья (V-XV вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и укреплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (католическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опиралась на могущество церкви и упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т.е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих условиях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции. Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания: их стали почитать как «отцов» Церкви. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.). Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии: - теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог); - изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога; - господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом Себе) в Библии; - сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом; - человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека); - провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения; - выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении; - выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества; - мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством. Многие особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма. Реализм - философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно заметить, что средневековый реализм близок учению Платона об идеях. Согласно реализму универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Отсюда следовало, что познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский. В номинализме подчеркивался приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам общее понятие есть только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей, и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Наиболее яркими представителями номинализма были: Росцелин, Уильям Оккам, Иоганн Буридан, Николай из Отрекура. Характерной чертой философии Средневековья является повсеместное обращение к теоцентризму - христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первооснове сотворенного им мира. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, тесно связанных между собой: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии. В средневековой философии выделяются две основные вехи - патристика и схоластика, определяющие и отражающие ее становление и развитие. Для патристики характерно стремление решить основные философские вопросы с опорой на Священное писание, и в первую очередь на Евангелие. Среди представителей данного движения можно отметить Юстина, Матира, Эрнея, Теофана Антиохийского и др. Однако самым известным представителемпатристики является Блаженный Августин. Бог, по его мнению, первичен, только он один обладает необходимым существованием, бытие же всего остального в той или иной степени случайно. А потому первичны душа и воля, которые превосходят по своей важности тело и разум. Разум это всего лишь проявление земной природы человека. Хотя на ранних этапах развития христианства союз между религией и античной философией казался невозможным и неприемлемым, со временем положение изменилось на прямо противоположное. Постепенно христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуждаются в нем. Так появилась схоластика, называемая также «школьной философией». Среди ярких представителей этого направления следует назвать Эриугену, Иоанна Росцелина и Пьера Абеляра. Однако наиболее крупным представителем схоластики по праву считается Фома Аквинский. Отдавая дань авторитету Аристотеля, он предпринял грандиозную попытку соединить, органически связать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т.е. вера христианская. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она: - стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени; - сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; - способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании); - способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; - положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии; - пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение. 2. 4.Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом философию эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: - совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли; - усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; - укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; - появление первых парламентов; - отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; - повышение уровня образованности в Европе в целом; - великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); - научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- технические достижения). Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое (XIV - XV вв.) представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.,) представители: - Томас Мои. Томмазо Кампанелла и др. - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: - антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики); - перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); - большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма; - широкое распространение идеи социального равенства. В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизми деизм. С точки зрения пантеизма Бог — это то же самое, что и мир. Одним из первых к пантеизму пришел НиколайКузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, т.е. безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои предсказания о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества в небожественной предопределенности. Культура эпохи Возрождения, таким образом, характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, на всех его уровнях – от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного, в центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не космос античности, не бог средневековья, а человек. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |