Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №1. Философия, круг её проблем и роль в обществе




План лекции:

1. Философское мировоззрение и предпосылки его возникновения.

2. Природа и специфика философского знания.

3. Предмет, методы и функции философии.

4. Основной вопрос философии и его стороны.

5. Место и роль философии в системе культуры.

 

1.1. Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество создало более простые, хотя и менее важные для бытия человека, формы мировидения. В глубины истории, чуть ли не к самому зарождению первобытно-общинного строя уходят начальные моменты формирования мифологической, а вместе с ней и обыденной форм мировоззрения. Предпосылками являлись изначально присущие человеку мышление и чувства, его стремление к размышлению о наблюдаемом в обычном созерцании и в первых практических действиях, имевших тенденцию к превращению в первоначальное производство с его производительными силами. Формирование обыденного сознания требовало выхода за его рамки и дополнения более широкими картинами и схемами природных явлений. Так наряду и, вероятно, одновременно с обыденным мировоззрением складывалась, охватывающая разные стороны мира и мир в целом, мифологическая картина мировоззрения. Что характерно для этой формы?

1. Антропоморфность, т.е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т.п.) по аналогии с человеком: им приписывались те свойства, которые имелись у человека: ощущения, реакция на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т.п.

2. Дескриптивность (от англ. descriptive – описательный) – стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур – герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии, Аполлоне и др.).

3. Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этого мировоззрения.

4. Связь с магией, что свойственно более зрелому первобытнообщинному сознанию и выражается в действии колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет опровергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивно-созерцательным.

Религиозная форма мировоззрения возникла на основе конвергированного развития представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения и постепенного осознания того, что кроме субъективного и природного мира существует ещё и сверхприродный, сверхъестественный мир, образующий целое божественное, духовное царство. Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном, широкой области божества и его атрибутов, структур божественного. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в сверхъестественные силы, Бога, возможность человека прожить Богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, с рядом культовых обрядов.

Философская форма мировоззрения начинает вызревать на ещё более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Её первые признаки проступают в XII-VIII вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Египте. Её зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VIII-V вв. до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Крупнейший знаток истории философии Гегель писал: вследствие «общей связи политической свободы со свободой мысли философия выступает в истории лишь там и постольку, где и поскольку образуется свободный политический строй… Философия поэтому начинается лишь в греческом мире».

Из общекультурных предпосылок наиболее важным было противоречие между возросшим научным знанием в недрах магии, стремившимся к автономии и к объяснению природы и природных явлений из них самих, и мифологически-религиозной формой, с которой генетически было связано это знание. Размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром – «теоретико-познавательного» - и к оформлению теоретикопознавательного отношения между человеком и миром в рамках предмета мировоззрения.

Философия в течение целого ряда столетий развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. В дальнейшем, к концу XVIII – первой половине XIX столетия внутри этого общего научного знания стало проявляться стремление к формированию натуралистской формы мировоззрения.

В отличие от натуралистской формы, философия как форма мировоззрения опиралась в решении мировоззренческих проблем на обобщения данных всей науки, всего человеческого опыта познания мира, включая и данные обыденной жизни человека. Она трансформировала свои связи с естествознанием, находила пути к гармонической связи с ним и в то же время устанавливала связи с идеологией, с гуманитарным знанием, с обыденным мировоззрением людей. Она казалась недалёкой от веры, от трансценденции, от герменевтики, порой включая их в свои понятия. К ней стало возвращаться то, что некогда, в античности, было лишь её привилегией, - стремление к мудрости (мудростью владеют боги, а философам свойственно лишь стремление к мудрости). Платон отмечал: название мудреца для философа «слишком громко и пристало только богу. Любитель мудрости – философ или что-нибудь в этом роде – вот что более ему подходит и более ладно звучит». «Можно ли или нельзя научиться мудрости… Ей можно научиться… Она одна делает человека блаженным и счастливым».

Философия отличается от натуралистской формы не только своими всеобщими понятиями (категориями), своей многообразной (или многоканальной) связью с действительностью. Всё её содержание пронизано мудростью и она может быть определена через это понятие (греч. – phileo – люблю и sofia – мудрость). Мудрость – её начало и конец.

Предмет её – всеобщее в системе «человек – мир», и он может быть представлен в своих общих контурах как предмет мировоззрения: две подсистемы субстратного типа (человек и мир) и четыре подсистемы отношений между ними: 1) генетические, 2) познавательные, 3) аксиологические и 4) праксиологические, или духовно-практические.

Философию здесь отличает постижение всеобщего в этой системе (в числе прочего здесь и всеобщие законы развития, и всеобщие формы познания). И хотя её стержень – мудрость, ведущим началом в философии как в сложном, гетерогенном виде знания выступает рационалистическая – умозрительная её сторона. С этой точки зрения её можно определить ещё и так: Философия – это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

· Основано на знании (а не на вере или вымысле);

· Рефлексивно (имеет место обращённость мысли саму на себя);

· Логично (имеет внутреннее единство и систему);

· Опирается на чёткие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

· Космоцентризм;

· Теоцентризм;

· Антропоцентризм.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы или Бога (был распространён в средневековой Европе).

Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

1.2. Термин «философия» происходит от древнегреческих слов phileo- любовь иsophia- мудрость, т. е. буквально озна­чает «любовь к мудрости».Sophia- в изначальном смысле сло­ва есть такое знание всеобщего, которое позволяет понимать причины частного явления, видеть то, «что было, что есть и что будет». Подобного рода мудрость, считали древние греки, присуща богам, человек же может только стремиться к ней. Таким образом, философия есть любовь к Знанию или Исти­не (но не само это Знание или Истина как таковые). Подоб­ная любовь выражается в том, что человек задает «бесполез­ные» вопросы типа «детского»: «Почему светит солнце?» Важ­но заметить, что любой ответ (достигнутое знание) лишь от­сылает нас к следующему «почему?», тем самым имея в виду вопрос: «почему вообще что-либо существует?» Таким обра­зом, в конечном итоге философия всегда задает вопрос о мире в целом, причем так, что сам спрашивающий (человек) под­падает под него:

- Почему вообще этот Мир есть?

- Как возможно познание этого Мира человеком?

- Какое место занимает человек в Мире?

- Каковы условия возможности формирования человека и его жизнедеятельности?.

Что заставляет человека задавать подобного рода «беспо­лезные» вопросы? Или, что то же самое, какова природа этой бескорыстной любви к Знанию? Решение этих вопросов и раскрывает смысл философии как человеческого духовного предприятия.

Хотя в истории философии решений такого рода вопросов (а точнее, постановок проблем) было достаточно много (примерно столько же, сколько было великих мыслителей), но, оглядывая этот путь с высоты современного опыта и жертвуя деталями, можно ответить, что человек не способен избежать названных предельных вопросов потому, что такова его соб­ственная универсальная природа или, точнее, такова приро­да его разума. Разум устанавливает человека как существо, бес­конечно открытое миру. Философия, таким образом, предста­ет как специфическая деятельность разума («чистого разума»). Эта деятельность выглядит как «движение мысли в логике по­нятий». Пропедевтикой (учебным введением) в эту логику яв­ляется задача определения понятий.

Аристотель полагал, что «философия начинается с удивления ». Видение «дивности» мира и заставляет думаю­щего задаться вопросами о первопричинах сущего. Вопрос есть парадок­сальное знание о своем незнании. Когда Сократ говорит: «Я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время: «познай самого себя», это и означает: «познай свое собственное незнание». Словами Николая Кузанского, «фи­лософия это есть ученое незнание».

Тот же смысл вкладывают в понимание философии и со­временные авторы, утверждая, что «философия есть вопрошание» (М. Хайдеггер), «философия есть сам процесс философ­ствования» (К. Ясперс).

Философию можно рассматривать не только как особую духовную деятельность, но и как совокупность некоторых ут­верждений о Мире в целом. В этом случае она предстанет как особый тип мировоззрения, который отличается от обыден­ного, мифологического, религиозного или общенаучного. В отличие от последних философское мировоззрение носит проблемизирующий и рационально-критический характер.

Лучше понять, что есть философия, можно, прояснив ее отличие от других форм интеллектуального и духовного опы­та: позитивной науки, религии, искусства.

В целом многослойную структуру философского познания (и как деятельности, и как системы знания) можно представить следующим образом:

1. «Ядро» философии - любовь к всеобщему знанию, или Истине, которая находит свое выражение в стремлении задавать предельные вопросы или ставить проблемы.

2. Задается самый предельный вопрос о Мире в целом. Философия обретает облик учения о Бытии (о Всеобщем, Абсолютном, Едином и т. п.) и об условиях познания Бытия.

3. Ставится вопрос о месте человека в Мире, смысле его теоретической, практической и творческой деятельности.

4. Задаются вопросы о месте и о смысле того или иного явления (отдельного предмета теоретической, практической и творческой деятельности) в мире как целом.

5. Предлагается анализ знания и той картины мира, которую дают наука, религия, искусство. Главным вопросом становится способ (метод) получения знания.

6. Философия выходит за собственные пределы и предлагает свои научные, религиозные (теологические), художественные (поэтические) решения.

Как правило, все эти шесть уровней, или «слоев», философского познания можно обнаружить у большинства выдающихся философов. При этом у каждого философа есть своя центральная тема: Бытие. Человек, Искусство, Наука и др.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

· Имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

· Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Все наше знание, считал Аристотель, а философское знание в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным.

Способность удивляться (любознательность) — драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом, ожиданием все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, по Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)

Также, как здоровому, физически развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», — писал великий философ и ученый Р. Декарт. Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс добавлял: «духовно богатый человек — всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить». А. Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем.

Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.

Чисто интеллектуальный источник философской мудрости не просто дополняется, но вдохновляется смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению И. Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории - предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы.

1.3. Философия может существовать на обыденном и абстрактно-логическом уровне. Обыденное философствование - первая форма обобщенного отражения жизни людей, окружающего мира, самого человека. На абстрактно-логическом уровне мышления формируются философские учения, концепции и теории. Результатом этого мышления является и научная философия.

Научной философией считается теоретическое, систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов и суждений. Научной философией признаются те учения, теории и институты, которые приобрели статус науки как явления общества. Основными признаками науки являются: получение истинного теоретического знания, наличие объекта и предмета исследования, наличие кадров и институтов науки, категорийный аппарат, методология исследования, система критериев проверки истины.

Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличаются от объектов и предметов других наук прежде всего их всеобщностью, высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний. Философия - это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном и других проявлениях бытия. Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Предмет философии как совокупной науки исторически конкретизировался. Он уточняется по сей день различными философскими школами и направлениями. Предметом религиозной философии является бытие бога, содержание его творений; натурфилософских школ - природа и космос; школ антропологического направления - человек, его существование, смысл жизни.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют основные разделы:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• логика (учение о формах и методах познания);

• аксиология (учение о ценностях);

• философская антропология (учение о человеке);

• социальная философия (учение об обществе);

• этика (учение о нравственности и морали);

• эстетика (учение о прекрасном);

• история философии.

В рамках данных основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия, происхождение бытия, материя (субстанция), ее формы, сознание, его происхождение и природа, взаимоотношение материи и сознания, бессознательное, человек, его сущность и существование, душа, духовный мир человека, общество, общество и человек, природа, природа и общество, духовная сфера жизни общества, материально-экономическая сфера жизни общества, социальная сфера общества, общественно-экономические формации, цивилизации, перспективы человека, общества, экология, проблемы выживания, особенности познания, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, ограниченность и безграничность познания, движение, философские категории, диалектика и ее законы, иные вопросы.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

• диалектика;

• метафизика;

• догматика;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматика - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).

Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусстно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно, кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика - метод правильного прочтения, истолкования и интерпретации смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

· материализм;

· идеализм;

· эмпиризм;

· рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи.

Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен на Западе.

Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)

 Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов определяет широкий спектр философских функций

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. Принято выделять: мировоззренческую,методологическую,мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую,аксиологическую,социальную,воспитательно-гуманитарную, прогностическую.

Мировоззренческая функцияспособствует формирования целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные универсальные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая функция– одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающиймир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

1.4.Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Он возвышается над всей философской проблематикой.

Ф.Энгельс определил основной вопрос философии следующей формулировкой: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию».

 Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и место человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в тоже время противоположные характеристики бытия. В связи этим существует две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а так же эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделять такие направления, как:

-объективный идеализм;

-субъективный идеализм;

-материализм;

-вульгарный материализм;

-дуализм;

-деизм;

-гносеологической (познавательной) стороны;

-гностицизм;

-агностицизм;

-эмпиризм (сенсуализм);

-рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

материализм;

идеализм;

дуализм.

Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

- материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и развивается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием), оно вторично.

  К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро и иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

  Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

  Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализма выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт, Бюхнер) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Идеализм («линия Платона») –направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

- Объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

- Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте, Сократ)

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

- Реально существует только идея;

- Идея первична;

- Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «Мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

- «Мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

- Каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

- Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

- Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- Все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

- Идеи существуют в разуме человека;

- Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

- Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Р. Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

- Существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством притяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

- Все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

- В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

- Материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

- Основного вопроса философии (что первично – материя или сознания) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

- Эмпиризмом (сенсуализмом);

- Рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль, деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом. В основе иррационалистического познания – интуиция, инстинкт, воля.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма(как правило, материалисты) считают, что:

- Мир принципиально познаваем;

- Возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- Мир принципиально непознаваем;

- Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия, антиномии), которые человеком не будут разгаданы никогда.

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В XX веке в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

1.5. Философия в системе культуры.Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая – этику, экономику и политику, а третья философия – поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как «главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить». Творец «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон (1561 – 1626) писал, что различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем «первая философия», или же «мудрость». «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства».

У Аристотеля и Ф. Бэкона, которых разделяют более полутора тысяч лет, нет принципиального расхождения в понимании сути философии как учения о всеобщем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным обширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзогенного плана, а у Ф. Бэкона – эндогенного. Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает во все области культуры, являясь ее общим основанием (или «корнем»).

Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками натуралистского, естественнонаучного знания: объективностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т.п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т.п.) проникают в саму ткань различных естественнонаучных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов). Конечно, ученый может выбрать не самое лучшее среди философских понятий и принципов, и тогда философия не приведет к успеху. Нужно научиться умению выбирать из многоразличного философского материала то, что окажется эффективным в решении частнонаучных проблем, т.е. в построении гипотез и теорий. С другой стороны, научные понятия, и прежде всего общенаучные, служат одним из источников развития философии и способны порой переходить в философские категории (пример – понятия «система», «элемент», «структура»). Аналогично и взаимоотношение философии с идеологией, с гуманитарным знанием, с искусством. Связь с искусством проявляется, в частности, в том, что в философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения философа. Проникая друг в друга, философия и наука, философия и идеология, философия и искусство в целом содействуют позитивному развитию всей культуры. Известный русский мыслитель М. М. Бахтин отмечал, что философию «можно определить как метаязык всей науки и всех видов познания и сознания».

Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры и в то же время мировоззренческое и методологическое её основание.

Тема № 1

 Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и сущность философии. Философия как теоретическое ядро мировоззрения.

2.Что такое философское мировоззрение? Чем отличается от других исторических типов мировоззрения (мифологического, религиозного)?

3. Основные сферы философского познания и предмет философии.

4. Специфика философского познания.

5. Основные функции философии.

6. Универсальные методы философского познания.

7. Структура философского знания.

8. Материализм, идеализм и дуализм как основные идейно-теоретические направления философии.

9. Основной вопрос философии и его стороны.

10. Место и роль философии в системе культуры.

Литература по теме № 1

1.Алексеев П.В., Панина А.В. Философия: Учебник – М.: “Проспект”, 2010. – с.4-42.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2010. – с.4-40.

3. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник – М.:Юристъ, 2007. – с.8-30.

4. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – с.3-12.

5. Радчанин В.Г. Философия для технических вузов: исторический и систематический курс: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -с.6-15

6. Якушев А.В. Философия: конспект лекций. – М.: “Приор-издат”, 2007. –с.3-16.

Дополнительная литература

1. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: “Проспект”, 2011. – 336с.

2. Канке В.А. Современная философия: учебник для магистров. – М.: Издательство “Омега – Л”, 2013. – 336с.

3. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. – М.: “Кнорус”, 2012. – 192с.

4. Марков Б.В. Философия: учебник для вузов. – Санкт-Петербург.: “Питер”, 2012. – 432с.

 

 

Тема №2. Единство и многообразие историко-философского процесса.

 План лекций:

1. Происхождение философии.

2. Особенности и специфика античной философии (VII до н.э. – V в. н.э.)

3. Теологическая философия средних веков (V – XVI вв. н.э.)

4. Основные направления и характерные черты философии Возрождения (XIV –  

XVI вв.)

5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

  6. Философия французского Просвещения XVIII в.

7. Немецкая классическая философия XIX в.

8.Русская философия (IX – XXI вв.)

9. Особенности и специфика современной западной философии (XX – XXI вв.)

 

2. 1.  Процесс возникновения и развития философских идей составля­ет предмет особой науки — истории философии. Эта наука рас­сматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже JI. Фейербах показал, что человек, философствуя, вы­ступает от имени всего человеческого рода.

Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилиза­ции стали формироваться устойчивые формы «первой», или пра- (пред-) философии. Такими центрами признаны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды — сборники гимнов богам, песнопений, ри­туалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

В VI-V в. до н. э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии.

Первыми письменными источниками предфилософии Древне­го Китая являются: «Книга песен», «Книга истории», «Книга пере­мен», «Книга обрядов (порядков)» и «Летопись весны и осени». Они формировались в XI-I в. до н. э., отражали воззрения на кос­мос, человека, мифологию, жизнедеятельность общества и челове­ка, отношение к божествам.

В VII-III в. до н. э. возникают философские школы: конфуцианст­во, моизм, школа закона (легизм), даосизм, школа инь-ян (натур­философы), школа имен и др. Многие идеи этих школ, как и в индий­ской философии, существуют и сегодня.

Воззрения философского характера возникали в Древнем Егип­те, в других очагах древней культуры. Затем они развивались и со­вершенствовались по мере передвижения мирового сообщества по пути прогресса от одной эпохи к другой.

В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки — граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря.

Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что еще раньше они же «изобре­ли» демократию, а еще раньше осознали самоценность умствен­ной деятельности, радость от свободного искания истины.

История философии - неотъемлемая часть истории культуры. Можно по-разному периодизировать путь, пройденный философией за две с половиной тысячи лет (от времен дневных греков и древних римлян). Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют своим основанием общественно-экономические формации, способы социального и духовного производства.

В историческом плане принято выделять пять основных типов философии:

-философия Древнего мира(VII до н.э. – V вв. н. э.);

- философия Средневековья (II-XIV вв.);

- философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);

- философия Нового времени (XVII-XIX вв.);

- современная философия (XX – XXI вв.)

2. 2.  Первый исторически крупный этап в развитии философии - ан­тичная философия (VII в. до н.э. - V в. н.э.). Ее творцы - древние греки и древние римляне (последние в позднюю античность). Ве­личайшим достижением этих философов была сама постановка веч­ных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свобо­де и необходимости, жизни и смерти, мес­те и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о пре­красном и возвышенном, о мудрости и человеческом достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другом, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» поз­нания - созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность.

Античная философия возникла как стихийно-диалектичес­кая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя замечательными идеями: идеей об универсальной, всеобщей свя­зи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития. Уже в античной философии сложились два альтерна­тивных гносеологических направления: материализм и идеализм. Материалист Демокрит, опережая века и тысячелетия, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Иде­алист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще раз­работал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях человеческого творчества и поныне.

Древнегреческая (античная) философия в своем развитие прошла четыре основных периода:

- демократический VII – V вв. до нашей эры (милетская школа «физиков- Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский,; школа атомистов – Демокрит, Левкипп; пифагорийская школа –Пифагор; элейская школа – Парминид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский).

- класический (сократический) – середина – конец IV вв. до н. э. (школа софистов – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий, Ликофрон, Алкидамант, Трассимах; Киренская школа – Аристипп; Мегарская школа – Евклид,, Евбулит, Крон; классическая философия Сократа, Платона, Аристотеля).

- эллинистический – конец III-I вв.до н. э (школа киников- Антисфен, Диоген Синопский, Кратет; школа стойков – Зенон Китийский, Клеанф, Христип,Панеттий, Посидоний)

- римский – I в до н.э. – V в. н. э. (стойки – Санека, Эпиктет, Марк Аврелий; школа неоплатоников – Плотин.)

Сократ, отказавшись от космологии, перенес свои исследования в нравственную область, стремясь к самопознанию, т.е. к тому, чтобы найти всеобщее и безусловное знание, имеющее основу не в чем-либо внешнем, а в самом себе. Высшего расцвета греческая философия достигла в лице Платона и Аристотеля, положивших начало двум главнейшим направлениям философской мысли: идеализму и материализму. Ученики Платона и Аристоте­ля основали в Греции, Риме и Александрии несколько философ­ских школ: стоиков (Зенон, Хрисипп), эпикурейцев (Эпикур), киников (Антисфен, Диоген Синопский), скептиков (Пиррон, Карнеад). Позже из синтеза учений различных школ возникло эклектическое на­правление (Цицерон, Плутарх), а из сочетания греческой филосо­фии с восточными и еврейскими элементами - неопифагорейство (Никомах) и неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Для философии античности характерны:

- Органическая связь натурфилософии и космологии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;

- понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;

 - подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам нравственности состоит в правильном осуществлении добродетели;

    - отсутствие субъективного восприятия мира: любое философ­ское знание проникает в разум индивида извне (в качестве части­цы Логоса, единого бытия или потенции перводвигателя);

 - в философии античности антагонизм идеи и материи не имеет смысла, т.к. сама Вселенная является символом единства зри­мого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона) в фило­софии, выражая противостояние чувственного восприятия и умо­зрительного знания;

- инерционность любого движения, которое характеризуется не­пременным стремлением к покою: античным философам было неизвестно понятие вечного движения, зависящего от физиче­ских законов;

- отсюда обязательная цикличность мирового исторического про­цесса: 

вечным может быть лишь бесконечное повторение цик­ла «возникновение - гибель»;

- тесная связь с наукой, параллельное развитие науки и философии.

2. 3.  Второй этап в развитии европейской философии - философия средневековья (V-XV вв. н.э.). По духу и содержанию своему это религиозная (христианская) философия, обосновывавшая и ук­реплявшая во всех странах Западной Европы христианскую (като­лическую) веру. На протяжении более тысячи лет ортодоксальная идеология христианства, опиралась на могущество церкви и упорную борьбу с «ересями», «вольнодумством», т.е. с малейшими отступлениями от догм и канонов Ватикана. Хотя и в этих услови­ях философия отстаивала права разума, но при условии признания господства над разумом веры. Не согласных с этим ждали костры Инквизиции. Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания: их стали почитать как «отцов» Церкви.

Наиболее яркими представителями средневековой теологической филосо­фии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 - 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уильям Оккам (1285 - 1349), Николай из Отрекура (XIV в.).

Можно выделить следующие основные черты средневековой теологи­ческой философии:

- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);

- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о

творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом Себе) в Библии;

- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божествен­ного предопределения;

- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

- мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванно­стью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

Многие особенности средневековой философии проявились в про­исходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма.

Реализм - философское учение, согласно которому подлин­ной реальностью обладают только общие понятия, или универса­лии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно заметить, что средневековый реализм близок уче­нию Платона об идеях. Согласно реализму универсалии существу­ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в Божественном ра­зуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Отсюда следовало, что познание возмож­но лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

В номинализме подчеркивался приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам общее понятие есть только имена, они не обладают никакой самостоятельностью, помимо единичных вещей, и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, об­щих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Наиболее яркими представителями номинализма были: Росцелин, Уильям Оккам, Иоганн Буридан, Николай из Отрекура.

Характерной чертой философии Средневековья является повсе­местное обращение к теоцентризму - христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первооснове сотворенного им мира. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принци­па, тесно связанных между собой: идеи творения и идеи откровения. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесто­ронняя зависимость средневековой философии от теологии.

В средневековой философии выделяются две основные вехи - патристика и схоластика, определяющие и отражающие ее станов­ление и развитие. Для патристики характерно стремление решить основные философские вопросы с опорой на Священное писание, и в первую очередь на Евангелие. Среди представителей данно­го движения можно отметить Юстина, Матира, Эрнея, Теофана Антиохийского и др. Однако самым известным представителемпатристики является Блаженный Августин. Бог, по его мнению, первичен, только он один обладает необходимым существовани­ем, бытие же всего остального в той или иной степени случай­но. А потому первичны душа и воля, которые превосходят по сво­ей важности тело и разум. Разум это всего лишь проявление земной природы человека.

Хотя на ранних этапах развития христианства союз между ре­лигией и античной философией казался невозможным и неприем­лемым, со временем положение изменилось на прямо противопо­ложное. Постепенно христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуж­даются в нем. Так появилась схоластика, называемая также «школь­ной философией». Среди ярких представителей этого направления следует назвать Эриугену, Иоанна Росцелина и Пьера Абеляра. Однако наиболее крупным представителем схоластики по праву считается Фома Аквинский. Отдавая дань авторитету Аристотеля, он предпринял грандиозную попытку соединить, органически свя­зать между собой античную мудрость с догматикой и вероучением христианства. С этих позиций разум (наука) и вера не противоречат друг другу, если только это «правильная» вера, т.е. вера христианская. Его учение пользовалось большим влиянием и было официально признано римской церковью.

Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:

- стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени;

- сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку воз­никла на основе античной философии христианского учения;

- способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо он­тологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной филосо­фией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании);

-  способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

- положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии;

- пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.

2. 4.Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мыш­лением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом филосо­фию эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцен­тризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления ста­новится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрож­дения были:

- совершенствование орудий труда и производственных отношений; кризис феодализма; развитие ремесла и торговли;

- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, куль­турные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

- появление первых парламентов;

- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

- повышение уровня образованности в Европе в целом;

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопе­чатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно- технические достижения).

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV - XV вв.) представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизи­ровало над догматами Церкви;

неоплатоническое(сер. XV - XVI вв.), представители которого Нико­лай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точ­ки зрения идеализма;

натурфилософское(XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Нико­лай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся раз­венчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттер­дамский и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

политическое (XV - XVI вв., Николо Макиавелли) изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.,) представители: - Томас Мои. Томмазо Кампанелла и др. - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулирова­нии со стороны государственной власти.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

- антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслу­живающей интересы Церкви философии - схоластики);

- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; принципиально новое, научно-материалистическое понимание окру­жающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Зем­ли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

- большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; торжество индивидуализма;

- широкое распространение идеи социального равенства.

В период Возрождения формируются новые философские направ­ления: пантеизми деизм. С точки зрения пантеизма Бог — это то же самое, что и мир. Одним из первых к пантеизму пришел НиколайКузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства на­турфилософских учений, противостоящих религиозному учению о со­творении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с приро­дой, пока не стал по существу ее псевдонимом.

Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневного вме­шательства в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, т.е. безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои предсказа­ния о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали незави­симость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общест­ва в небожественной предопределенности.

Культура эпохи Возрождения, таким образом, характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих устоев, на всех его уровнях – от религиозного до художественно-эстетического, от философского до обыденного, в центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не космос античности, не бог средневековья, а человек.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...