Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Проблема сознания в философии, подходы к ее сущности.




ФИЛОСОФИЯ: конспект лекций

Пособие для подготовки к практическим занятиям и итоговой аттестации

Петропавловск-Камчатский

2016

К78Философия: конспект лекций/ Под. ред. В.Г. Краюшкина. Пособие для подготовки к практическим занятиям и итоговой аттестации. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2015. с.

 

Данное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Предназначено для специалистов и бакалавров всех направлений технического вуза. Данное издание не является учебником, представляет собой опорный, вспомогательный материал для подготовки к практическим занятиям и итоговой аттестации, составлено на основе лучших конспектов студентов и аспирантов вузов Камчатки. Материал изложен по основным проблемам философии в соответствии с принятыми рабочими программами и планами семинарских занятий по основному курсу философии. В приложении даны контрольные тесты по каждой из предложенных лекций, а также развернутый словарь основных философских школ, направлений и персоналий.

 

Введение

Философия всегда оказывала значительное воздействие на развитие всех отраслей науки, как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас в эпоху научно-технического прогресса, радикального изменения отношения человека к миру, к природе, глобальных интеграционных процессов, как в науке, так и в духовной культуре в целом. Подготовка современного бакалавра (специалиста) с широким базовым образованием предполагает философское ознакомление с историей и современным состоянием научно-философского познания. Изучение данного курса способствует выработке у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку, онтологического, гносеологического и аксиологического отношения к действительности.

Философия – это не только совокупность знаний. Как отмечал К. Поппер: «...Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории, как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподавая, таким образом, т.е. как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного университетского образования, целью которого было бы готовить людей, которые могли бы отличать шарлатана от специалиста. (К. Поппер. Открытое общество и его враги. – Т.2. – М., 1992. – С. 327 - 328).

В настоящее время значительно расширился диапазон взаимодействия научно-философского мировоззрения, естественных и социально-гуманитарных наук, усилилась их структурная и функциональная взаимосвязь. Возникли новые каналы связи между ними, в результате намного повысилось надежность функционирования и действенность системы «философия – человек, общество, природа».

Философия непосредственно связана не только с результатами естественнонаучного и социально-гуманитарного познания, но и соответствующим видом деятельности, с самим процессом производства научного знания, с научным поиском, с субъектами этого поиска.

Философское обоснование современной научной картины мира в сочетании с изучением основных вех истории науки, с характеристикой предшествующих картин мира выступает как базовый элемент культуры, как важнейший мировоззренческий фактор.

Фундаментальные философские идеи включаются в содержание научно-философского мировоззрения, а мировоззренческие категории, принципы, законы вплетаются в сам процесс научного творчества, процесс профессиональной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе.

Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы. Возникновение философии. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных типов мировоззрения. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм – стадии эволюции философского мировоззрения. Специфика философского знания. Определение философии и её место в системе научного знания. Предмет и методы философии. Структура философии. Сущность философских проблем. Функции философии. Основной вопрос философии. Место и роль философии в системе культуры. Соотношение истории и теории философии.

 

Тема 2. Единство и многообразие историко-философского процесса.

Соотношение истории и теории философии. Предмет истории философии. Генезис философии от мифа к логосу. Становление философии как науки. Основные философские доктрины. Общее понятие и характерные черты китайской философии. Древнеиндийская философия. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты. Теологическая философия средних веков. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения. Арабская философия средних веков. Рационализм и эмпиризм как направления в философии. Механистическая, метафизическая философия Нового времени. Общая характеристика философии французского Просвещения XVIII века. Немецкая классическая философия XIX века, как специфическое явление мировой философии, ее основные направления и идеи. Философия марксизма. Общее понятие, периодизация и характерные черты русской философии. Основные направления и общая характеристика современной западной философии.

Тема 3. Религия и философия: происхождение, генезис и сущность.

Предпосылки возникновения религии. Религия как тип мировоззрения. Религия и философия: их соотношение. Вопросы которые исследует религия. Психологические, гносиологические и социальные корни религии. Основные и специфические функции религии. Религия как исторически сложившееся явление, как специфический социальный институт. Религия и наука, религия и искусство, религия и политика их взаимосвязь и соотношение. Религия как феномен культуры. Буддизм, христианство и ислам как мировые религии. Место и роль религии в развитии культуры, нравственности, государственности. Место и роль православия в современной российской действительности.

Тема 4. Картина материального единства мира.

Категории «бытие», «субстанция», «материя» как фундаментальные научно-философские категории. Формирование представлений о бытие, субстанции, материи в истории философии. Бытие и небытие. Теоретическое и практическое постижение бытия. Бытие как проблема. Формы бытия. Бытие природы. Общественное бытие и бытие духовное. Бытие как процесс. Бытие материального и идеального. Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя». Структура материи: ее элементы и уровни. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации. Движение, пространство и время как атрибуты материи. Движение – способ существования материи. Пространство и время – формы существования материи. Единство материи, движения, пространства и времени. Способность материи к самоорганизации. Понятие и сущность картины мира. Научные, религиозные и философские картины мира. Картина материального единства мира.

 

Тема 5. Проблема сознания в философии, подходы к ее сущности.

Сложность проблемы сознания в философии. Основные историко-философские подходы к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический) материализм. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция. Формы биологического отражения. Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность. Мозг, как высокоорганизованная материя. Основные элементы и структурные уровни сознания. Функции сознания. Идеальность, интенциональность, идеаторность как главные свойства сознания. Общественное, индивидуальное и самосознание. Структура общественного сознания, его основные уровни и формы. Сознание и язык. Язык как способ существования сознания. Естественные и искусственные языки. Информация и коммуникация.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...