Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика обучения написанию письма как одной из форм общения




Взаимосвязь устной и письменной форм коммуникации может служить надежной основой обучения, если учитель хорошо представляет себе особенность каждой из них и прилагает усилия к умелому переносу навыков и умений с одной формы коммуникации на другую. При построении урока необходимо руководствоваться следующими соображениями: основная часть урока на начальном и среднем этапах должна быть посвящена устной речи. Письменные упражнения должны занимать на уроке незначительное время, за исключением непродолжительного периода обучения технике письма и проведения письменного контроля усвоенного (в виде изложения, сочинения и т.д.). Вся письменная тренировка осуществляется преимущественно дома с последующим устным разбором или устной проверкой домашних работ, так как при общей практической направленности преподавания на обучение письменной речи на уроке не хватает времени, а значит не приносит желаемых результатов в области развития умений письма [24]. А ведь письменная речь является одним из важных средств обучения иностранному языку.

Написанию письма предшествует большой подготовительный этап, который состоит из:

- подготовительной беседы, являющейся важным шагом на пути привития детям интереса к написанию письма (приложение 8).

- ознакомления учащихся с формами оформления письма и конверта;

- подготовительных упражнений;

- основных/осмысленных упражнений;

Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросно-ответным умениям, выборочному переводу и др.[6].

К подготовительным упражнениям следует отнести:

1) упражнения на развитие графики и орфографии;

2) упражнения с эпистолярными моделями;

3) упражнения на расширение предложения;

4) упражнения на сочетание предложений;

5) упражнения на связывание текста.

Приведем примеры таких упражнений:

1. а) напишите по-немецки следующие имена: Свенья, Ессика, Лиза, Настя, Матиас, Себастьян, Рене, Робби, Кристина, Габи.

2. а) спишите каждую фразу, заменяя всякий раз подчеркнутые слова другими, подходящими по смыслу:

1) Heute will ich dir schreiben.

2) Meine Eltern lassen dich grüßen.

a) заадресуйте конверт письма к Максу в соответствии с трафаретом: Сашин друг, Макс живет в Берлине, в доме № 3 на улице Святого Николая.

В кабинете немецкого языка должны быть вывешены все эпистолярные формулы: трафарет конверта с адресом получателя и отправителя; трафарет текста письма, на котором демонстрируется расположение даты, обращение, заключение и конечная формула.

3. а) Учитель выдает каждому ученику конверт с 20 карточками, на каждой из которых записано слово или словосочетание, взятое из одного и того же текста на немецком языке. Ученикам дается задание составить из них предложение, которое можно было бы включить в текст с определенным заголовком (например, «Mein Freund»). Учитель предупреждает учеников, что в конверте есть карточки с лишними словами. Из полученных предложений ребята составляют связный рассказ по теме.

b) дополните данные предложения:

1. Heute gehe ich nach den Stunden in die Bibliothek, weil…

2. Heute soll ich meine Hausaufgabe machen, deshalb…

3. Das Wetter ist gut, um…zu…

4. Соедините два простых предложения, используя следующие союзы…

5. а) дополните по смыслу недостающее в тексте предложение (есть начало и конец, нужно придумать середину);

b) поставьте фрагменты текста в правильной последовательности;

c) продолжите рассказ. Чем закончилась история?

d) соберите разорванный листок с объяснением в любви.

Подготовительные упражнения предваряют основные, осмысленные упражнения. Осмысленные (или речевые) упражнения – это упражнения с изложением своих мыслей в письменном виде на иностранном языке. Они являются наиболее трудными.

Е.В. Мусницкая, Н.И. Гез и Н.Д. Гальскова предлагают такую классификацию типов письменных высказываний и формирующих их упражнений.

1. Самодиктант на основе письменного воспроизведения прочитанных связных по смыслу предложений или письменная реконструкция знакомого текста по ключевым словам.

2. Написание плана прочитанного (прослушанного) текста в форме: вопросов, назывных или простых утвердительных предложений. Это задание повышает культуру мышления, улучшает логику и является важной опорой запоминания. Как варианты упражнений в составлении плана можно предложить:

а) озаглавливание выделенных частей текста;

б) написание тезисов – развернутого плана, отражающего смысловые вехи письменного сообщения.

3. Изложение. Оно формирует умение логично, последовательно, выразительно, четко излагать в письменной форме имеющуюся информацию. Различают следующие виды изложений: краткий письменный пересказ фабульного текста; подробное изложение услышанного рассказа; изложение повествования от другого лица, от имени одного из персонажей.

4. Описание. Это письменная передача впечатлений автора от фактов, явлений, событий.

5. Сочинение. Это творческое упражнение, которое требует самостоятельного отбора фактов или событий и выражения своих и чужих мыслей в письменной форме. Письмо – это своего рода сочинение, только оно облечено в форму письма.

6. Написание письма. Оно может быть личным или деловым и имеет целью передачу адресату определенной информации и (или) побуждение его к определенной деятельности. Для письма нужно владеть:

а) этикетными формулами неофициального и делового письма (приветствие, прощание, благодарность и запрос сведений);

б) правилами организации иноязычного письменного текста, включая умение оформлять адрес на конверте;

в) соблюдение правил орфографии и пунктуации [6].

В письмах сочетаются все формы выражения мыслей: изложение, описание, повествование, рассуждение и другие. Начинать обучение письму следует с более легких форм, например: составление текста записки к однокласснику, другу с просьбой принести книгу, позвонить, сходить вместе в кино. Разновидностями эпистолярной письменной речи являются тексты поздравлений, телеграмм, приглашений, объявлений, тексты заявлений (о потере, пропаже). Приведем в пример некоторые формулировки таких упражнений:

а) напиши записку другу о месте и времени проведения кружка;

б) составь поздравление родственников с Рождеством;

в) пригласи своего друга на день рождения;

г) напиши своему другу, чем ты занимаешься в свободное время;

д) твой сверстник из Дрездена рассказал о своем городе и просит тебя рассказать о Вологде. Что ты напишешь ему о прошлом твоего города и о том, как он выглядит сейчас. Приобщи к письму открытки с видами Вологды и дай к ним аннотацию;

е) опиши, как празднуют окончание школы в России, и поинтересуйся, как проходит это событие в Германии.

Все выше предложенные упражнения учитель может использовать на любом этапе урока, необходимо только творчески подойти к его планированию.

    Учителю следует обратить внимание учащихся на то, что текст письма имеет свои особенности. Все учебно-эпистолярные тексты имеют, как правило, небольшой объем (80-90 слов), что, однако, не мешает пишущему реализовать свой замысел. Каждое письмо имеет коммуникативную направленность (автор описывает, рассказывает, приводит свои рассуждения).

Следует познакомить учащихся с механизмом письменного составления текста, который осуществляется примерно следующим образом:

1) наличие у автора письменного текста речевого намерения, т.е. представление о том, что будет написано, кому и с какой целью;

2) отбор языковых средств для реализации коммуникативной задачи;

3) выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения;

4) осуществление связи между предложениями с помощью адекватного выбора строевых слов.

Как уже упоминалось, основными композиционными формами в зависимости от коммуникативной задачи высказывания являются:

1) сообщение (повествование);

2) описание;

3) рассуждение.

Эти речевые формы могут употребляться раздельно, а чаще всего комплексно в одном и том же тексте. В «чистом» виде речевые формы встречаются редко [8].

Конечно, легче всего учащимся дается повествование, несколько труднее описание, т.к. в нем нет динамики развития событий, наиболее трудно -  рассуждения. Учитель не может дать ученикам задание писать в той или иной речевой форме. Обучающиеся интуитивно выбирают нужную композиционную форму.

    Таким образом, реализуя требование программы обучения иностранному языку, в том числе и немецкому, учитель должен научить обучающихся писать личное письмо. Методика обучения письменной коммуникации основана на принципах от простого к сложному, последовательности выполнения упражнений, систематичности этого вида работы, анализа и коррекции ошибок.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...