Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическая ценность письма как жанра




 

Написание письма зарубежному другу входит в число конечных требо­ваний к выпускникам основной школы в области иноязычной письменной речи, поэтому в нашей работе следует раскрыть понятие «письмо» в значении «der Brief».

"Эпистолярный стиль (от греч. epistole - послание письмо) - историче­ски сложившаяся разновидность письменной речи, в которой используется форма "писем" или "посланий" (эпистол)"[11]. Эпистолярный стиль включает разные типы посланий и писем. Их стилистика в различные исторические пе­риоды изменялась. Особенности этого стиля зависели от адресатов и адресан­тов (пишущих). Они отражали социальное положение пишущего, его индиви­дуальные речевые способности. От древнейших образцов (берестяных гра­мот) до современного электронного письма - такова эволюция писем.

В эпистолярном стиле выделяются:

а) письма как особый жанр публицистической и художественной прозы («Бедные люди» Ф.М.Достоевского);

б) письма как средство делового, профессионального и личностного, друже­ского общения (письма A.B. Суворова, А.П. Чехова, М.И. Цветаевой и др.).

В романах, в письмах преобладает образность, художественность из­ложения. В деловых и личных письмах присутствует разговорность стиля, эмоциональность или официальность. К особому типу эпистолярного стиля относится официальная перепис­ка. Она содержит определенные каноны, черты официально-делового стиля, набор клише, принятых в нем в данный исторический период.

Частные письма имеют разное назначение: несут информацию, содер­жат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства. В письмах непосредственность мироощущения, они позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь. В письме пишущая личность выдвигается на первый план, объективное представление уступает место субъективному.

Эпистолярный стиль отличается:

а) точным обозначением адресата и адресанта;

б) переплетением устной разговорной и книжно-письменной речи;

в) принятыми условными эпистолярными формулами обращения;

г) использованием этикетных формул, клише.

В нашу задачу не входит подробное описание структурно-языковых и

композиционных особенностей эпистолярного стиля. Интерес для методики преподавания иностранного языка в массовой школе представляет личное письмо, адресованное зарубежному другу. Этот вид письменных работ попу­лярен также при обучении родному языку.

Действительно, письмо как жанр - наиболее удобный вид письменной работы в школьных условиях. Оно имеет  большую методическую цен­ность, о которой, к сожалению, мало говорится в методической литературе. Кратко перечислим преимущества письма, как вида письменной работы для овладения другими видами речевой деятельности:

1. Письмо, по мнению Г.К. Левицкой и У. Файндлея легче других жан­ров, т.к. его содержание можно легко регулировать в зависимости от уровня
языковой подготовки учащихся. Это самая ранняя и самая простая форма со­чинения.

2. Письмо допускает некоторую спонтанность, и поэтому в нем можно
более динамично и произвольно переходить от темы к теме.

3. Деятельность учащегося носит при этом более непринужденный ха­рактер.

4. Это наиболее интересный для учащихся вид письменной деятельности, особенно когда переписка - реальный шаг.

5. Написание письма полезно и для развития письменной речи в более
широком плане, ибо в нем используются различные способы изложения содержания: рассказ, описание, рассуждение.

Написание письма сверстнику в страну изучаемого языка является требованием программы. Это прекрасный способ выявления интересов уча­щихся, их гражданской зрелости и жизненной позиции. Учащиеся 7-9 классов относятся к старшему подростковому возрасту, когда происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, возникают такие новообразования как стремление к взрослости, развитие самооценки. В этом возрасте подросток формирует и развивает на основе рефлексии и свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я».

В этом возрасте возникают благоприятные условия для формирования таких приемов и форм работы, которые бы удовлетворяли потребности школьников в общении с зарубежными сверстниками. Они ищут контакты, пытаясь реализовать знания иностранного языка в электронных письмах, SMS-сообщениях, делая попытку таким образом самоутвердиться, усваивают правила и нормы вербального и невербального поведения [10].

К тому же всякое письмо - это эф­фективный отсроченный контроль уровня сформированности речевых уме­ний обучающихся по иностранному языку, где познавательный интерес проявля­ется в полной мере. Программа школ с расширенной сеткой часов предусматривает  разви­тие социокультурных знаний учащихся, в том числе понятий о культуре письменного общения на изучаемом языке.

Основными письменными произведениями учащихся могут быть: личное письмо другу; письмо в газету или журнал, логически организо­ванное и правильно оформленное; анкеты / формуляры с целью запроса ин­формации и сообщения сведений личного характера. Это требует от учащихся следующих умений:

- сообщать адресату основную информацию, выражая свое мнение / оценку событий и т. д.;

- фиксировать письменно основные сведения / фактические данные из прочитанного или прослушанного текста;

- составлять письменные планы или тезисы устных высказываний;

- логично излагать суть обсуждаемой темы / вопроса в письменном виде

[6; 251].

Письмо включает в себя разнообразные виды информационного обме­на: знакомство со страной, ее городами, культурой, искусством, музыкой, с жизнью зарубежных школ. Все это вызывает огромный познавательный интерес, а чтение и напи­сание ответного письма является глубоким внутренним мотивом при изуче­нии иностранного языка.

Кроме того, написание письма позволяет учителю индивидуализиро­вать процесс обучения, контролировать каждого ученика, причем контроль не является в таком случае обременительным и нежелательным для учащего­ся. Он достаточно объективен и приобретает характер массового контроля при минимуме затраченного времени.

Такой процесс обучения является естественной коммуникацией особо­го рода, зависящей от того, как учащийся может применить свои знания. Учащийся понимает, что это естественное общение. В процессе письма он вынужден совершенствовать формы связного монологического высказыва­ния с тем, чтобы его правильно поняли, и задавать вопросы адресату.

Известно, что письменная речь и речь устная – понятия неадекватные даже в средней школе и что нельзя определить полностью уровень устных речевых умений с помощью письма. Какие показания устной речи можно определить на основе письма? К ним относятся:

а) информативность в соответствии с заданной темой;

б) логичность и мотивированность сообщения;

в) объем информации;

г) языковая качественность при оформлении высказывания;

д) глубина вербальной памяти учащегося;

е) его жизненные позиции и интересы.

В ряде стран (а теперь и в России) написание письма школьнику в стра­ну изучаемого языка является одним из компонентов  итогового контроля. В свою очередь в некоторых странах на экзамене по русскому языку ученики по­лучают письмо, написанное по-русски, прочитывают и отвечают на него в течение полутора часов рабочего времени. Оценка при этом проводится дифферен­цированно с учетом содержания (информативности), объема, грамматической и орфографической правильности, в соответствии с раз­работанной шкалой оценок за каждый указанный показатель речи.

Методисты разработали различные виды писем, которым необходимо обучать специально. Первым из них является письмо-описание. Учитель учит сначала оформлению письма (расположе­ние даты, обращения, написание адреса, подпись и т. д.), а содержанием письма могут стать описание классной комнаты, рассказ о семье, о своей школе. Этот вид работы ре­комендуется проводить с первого года обучения языку. Образцы таких писем необходимо вывесить в кабинете иностранного языка.

Вторым видом письма является письмо-рассуждение с элементами дискуссии, над которым учитель начинает работать в 6-7 классах. Основой может служить прочитанный текст, содержащий проблему.

И, наконец, третий вид письма - это письмо-оценка. Сюда входят эле­менты рецензирования и аннотирования. Это сложный вид письма, который возможен в хорошо подготовленных в языковом отношении классах, с хоро­шим общим кругозором и подготовкой по гуманитарным наукам. Однако, обучать этому виду письма необходимо, так как старшекласснику свойствен­но стремление к самостоятельной творческой деятельности, к запросу инте­ресной информации, к самовыражению и оценке событий [1].

Если ученик получает письмо из Германии, и ему необходимо написать ответ, то он пишет такое письмо дома, затем может показать его учителю, который помогает откорректировать написанное. Таким образом, ученик пишет за месяц два письма (одно в классе, дру­гое дома). Учитель принимает самое непосредственное участие в его состав­лении и корректировке. Он предлагает ученику смысловые ориентиры, реко­мендует справочную литературу, помогает в языковом оформлении письма, контролирует одновременно формирование речевых умений.

Наиболее плодотворна при оформлении речевых умений учащихся ин­дивидуальная переписка между сверстниками и переписка между классами. Этому способствует общность взглядов и интересов школьников. Если условия не позволяют вступить в реальную переписку, то творчески ра­ботающий учитель может писать ответы каждому ученику индивидуально в соответствии с содержанием его письма. Подобный порядок работы дисциплинирует учащегося, значительно повышает интерес к языку, способствует умственному развитию каждого ученика, развитию и сохранению его познавательной активности.

Итак, написание письма полностью оправдывает себя с мето­дической точки зрения. Его можно рассматривать как упраж­нение, позволяющее создать естественный стимул для актуализации приобретенных языковых знаний и накопленных речевых образцов в памяти. В письме школьник может выразить свои мысли в любой речевой форме, на своем языковом уровне.

 

Таким образом, следует дифференцировать понятия «письмо» и «письменная речь» с точки зрения методики и лингвистики. Проанализировав литературу по данной проблеме, мы сделали вывод о том, что «письмо» является основой «письменной речи», и готовит обучающихся к «письменной речи» как составляющей коммуникативной компетенции. Письмо связано с другими видами речевой деятельности. Выполнение разнообразных письменных упражнений способствует усвоению всех приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков по иностранному языку. А одним из наиболее ценных видов письменных упражнений является написание письма зарубежному другу.

Написание письма можно рассматривать как упражнение, позволяющее создать естественный стимул для актуализации приобретенных языковых знаний, накопленных речевых образцов в памяти. Это вызывает огромный интерес, а чтение и написание ответного письма является глубоким внутренним мотивом при изучении иностранного языка. Кроме того, письмо как эпистолярный жанр является наиболее приемлемым и естественным  видом письменных упражнений для учащихся 8-го класса, так как одной из характеристик старшего подросткового возраста является потребность в общении: оно – неотъемлемая часть их жизни, канал информации, вид деятельности, и межличностных отношений. Они хотят быть услышанными сверстниками из других стран. Учитель должен научить детей делать это правильно, в соответствии с принятыми в стране изучаемого языка нормами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...