Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методическая ценность письма как жанра
Написание письма зарубежному другу входит в число конечных требований к выпускникам основной школы в области иноязычной письменной речи, поэтому в нашей работе следует раскрыть понятие «письмо» в значении «der Brief». "Эпистолярный стиль (от греч. epistole - послание письмо) - исторически сложившаяся разновидность письменной речи, в которой используется форма "писем" или "посланий" (эпистол)"[11]. Эпистолярный стиль включает разные типы посланий и писем. Их стилистика в различные исторические периоды изменялась. Особенности этого стиля зависели от адресатов и адресантов (пишущих). Они отражали социальное положение пишущего, его индивидуальные речевые способности. От древнейших образцов (берестяных грамот) до современного электронного письма - такова эволюция писем. В эпистолярном стиле выделяются: а) письма как особый жанр публицистической и художественной прозы («Бедные люди» Ф.М.Достоевского); б) письма как средство делового, профессионального и личностного, дружеского общения (письма A.B. Суворова, А.П. Чехова, М.И. Цветаевой и др.). В романах, в письмах преобладает образность, художественность изложения. В деловых и личных письмах присутствует разговорность стиля, эмоциональность или официальность. К особому типу эпистолярного стиля относится официальная переписка. Она содержит определенные каноны, черты официально-делового стиля, набор клише, принятых в нем в данный исторический период. Частные письма имеют разное назначение: несут информацию, содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства. В письмах непосредственность мироощущения, они позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь. В письме пишущая личность выдвигается на первый план, объективное представление уступает место субъективному. Эпистолярный стиль отличается: а) точным обозначением адресата и адресанта; б) переплетением устной разговорной и книжно-письменной речи; в) принятыми условными эпистолярными формулами обращения; г) использованием этикетных формул, клише. В нашу задачу не входит подробное описание структурно-языковых и композиционных особенностей эпистолярного стиля. Интерес для методики преподавания иностранного языка в массовой школе представляет личное письмо, адресованное зарубежному другу. Этот вид письменных работ популярен также при обучении родному языку. Действительно, письмо как жанр - наиболее удобный вид письменной работы в школьных условиях. Оно имеет большую методическую ценность, о которой, к сожалению, мало говорится в методической литературе. Кратко перечислим преимущества письма, как вида письменной работы для овладения другими видами речевой деятельности: 1. Письмо, по мнению Г.К. Левицкой и У. Файндлея легче других жанров, т.к. его содержание можно легко регулировать в зависимости от уровня 2. Письмо допускает некоторую спонтанность, и поэтому в нем можно 3. Деятельность учащегося носит при этом более непринужденный характер. 4. Это наиболее интересный для учащихся вид письменной деятельности, особенно когда переписка - реальный шаг. 5. Написание письма полезно и для развития письменной речи в более Написание письма сверстнику в страну изучаемого языка является требованием программы. Это прекрасный способ выявления интересов учащихся, их гражданской зрелости и жизненной позиции. Учащиеся 7-9 классов относятся к старшему подростковому возрасту, когда происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, возникают такие новообразования как стремление к взрослости, развитие самооценки. В этом возрасте подросток формирует и развивает на основе рефлексии и свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». В этом возрасте возникают благоприятные условия для формирования таких приемов и форм работы, которые бы удовлетворяли потребности школьников в общении с зарубежными сверстниками. Они ищут контакты, пытаясь реализовать знания иностранного языка в электронных письмах, SMS-сообщениях, делая попытку таким образом самоутвердиться, усваивают правила и нормы вербального и невербального поведения [10]. К тому же всякое письмо - это эффективный отсроченный контроль уровня сформированности речевых умений обучающихся по иностранному языку, где познавательный интерес проявляется в полной мере. Программа школ с расширенной сеткой часов предусматривает развитие социокультурных знаний учащихся, в том числе понятий о культуре письменного общения на изучаемом языке. Основными письменными произведениями учащихся могут быть: личное письмо другу; письмо в газету или журнал, логически организованное и правильно оформленное; анкеты / формуляры с целью запроса информации и сообщения сведений личного характера. Это требует от учащихся следующих умений: - сообщать адресату основную информацию, выражая свое мнение / оценку событий и т. д.; - фиксировать письменно основные сведения / фактические данные из прочитанного или прослушанного текста; - составлять письменные планы или тезисы устных высказываний; - логично излагать суть обсуждаемой темы / вопроса в письменном виде [6; 251]. Письмо включает в себя разнообразные виды информационного обмена: знакомство со страной, ее городами, культурой, искусством, музыкой, с жизнью зарубежных школ. Все это вызывает огромный познавательный интерес, а чтение и написание ответного письма является глубоким внутренним мотивом при изучении иностранного языка. Кроме того, написание письма позволяет учителю индивидуализировать процесс обучения, контролировать каждого ученика, причем контроль не является в таком случае обременительным и нежелательным для учащегося. Он достаточно объективен и приобретает характер массового контроля при минимуме затраченного времени. Такой процесс обучения является естественной коммуникацией особого рода, зависящей от того, как учащийся может применить свои знания. Учащийся понимает, что это естественное общение. В процессе письма он вынужден совершенствовать формы связного монологического высказывания с тем, чтобы его правильно поняли, и задавать вопросы адресату. Известно, что письменная речь и речь устная – понятия неадекватные даже в средней школе и что нельзя определить полностью уровень устных речевых умений с помощью письма. Какие показания устной речи можно определить на основе письма? К ним относятся: а) информативность в соответствии с заданной темой; б) логичность и мотивированность сообщения; в) объем информации; г) языковая качественность при оформлении высказывания; д) глубина вербальной памяти учащегося; е) его жизненные позиции и интересы. В ряде стран (а теперь и в России) написание письма школьнику в страну изучаемого языка является одним из компонентов итогового контроля. В свою очередь в некоторых странах на экзамене по русскому языку ученики получают письмо, написанное по-русски, прочитывают и отвечают на него в течение полутора часов рабочего времени. Оценка при этом проводится дифференцированно с учетом содержания (информативности), объема, грамматической и орфографической правильности, в соответствии с разработанной шкалой оценок за каждый указанный показатель речи. Методисты разработали различные виды писем, которым необходимо обучать специально. Первым из них является письмо-описание. Учитель учит сначала оформлению письма (расположение даты, обращения, написание адреса, подпись и т. д.), а содержанием письма могут стать описание классной комнаты, рассказ о семье, о своей школе. Этот вид работы рекомендуется проводить с первого года обучения языку. Образцы таких писем необходимо вывесить в кабинете иностранного языка. Вторым видом письма является письмо-рассуждение с элементами дискуссии, над которым учитель начинает работать в 6-7 классах. Основой может служить прочитанный текст, содержащий проблему. И, наконец, третий вид письма - это письмо-оценка. Сюда входят элементы рецензирования и аннотирования. Это сложный вид письма, который возможен в хорошо подготовленных в языковом отношении классах, с хорошим общим кругозором и подготовкой по гуманитарным наукам. Однако, обучать этому виду письма необходимо, так как старшекласснику свойственно стремление к самостоятельной творческой деятельности, к запросу интересной информации, к самовыражению и оценке событий [1]. Если ученик получает письмо из Германии, и ему необходимо написать ответ, то он пишет такое письмо дома, затем может показать его учителю, который помогает откорректировать написанное. Таким образом, ученик пишет за месяц два письма (одно в классе, другое дома). Учитель принимает самое непосредственное участие в его составлении и корректировке. Он предлагает ученику смысловые ориентиры, рекомендует справочную литературу, помогает в языковом оформлении письма, контролирует одновременно формирование речевых умений. Наиболее плодотворна при оформлении речевых умений учащихся индивидуальная переписка между сверстниками и переписка между классами. Этому способствует общность взглядов и интересов школьников. Если условия не позволяют вступить в реальную переписку, то творчески работающий учитель может писать ответы каждому ученику индивидуально в соответствии с содержанием его письма. Подобный порядок работы дисциплинирует учащегося, значительно повышает интерес к языку, способствует умственному развитию каждого ученика, развитию и сохранению его познавательной активности. Итак, написание письма полностью оправдывает себя с методической точки зрения. Его можно рассматривать как упражнение, позволяющее создать естественный стимул для актуализации приобретенных языковых знаний и накопленных речевых образцов в памяти. В письме школьник может выразить свои мысли в любой речевой форме, на своем языковом уровне.
Таким образом, следует дифференцировать понятия «письмо» и «письменная речь» с точки зрения методики и лингвистики. Проанализировав литературу по данной проблеме, мы сделали вывод о том, что «письмо» является основой «письменной речи», и готовит обучающихся к «письменной речи» как составляющей коммуникативной компетенции. Письмо связано с другими видами речевой деятельности. Выполнение разнообразных письменных упражнений способствует усвоению всех приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков по иностранному языку. А одним из наиболее ценных видов письменных упражнений является написание письма зарубежному другу. Написание письма можно рассматривать как упражнение, позволяющее создать естественный стимул для актуализации приобретенных языковых знаний, накопленных речевых образцов в памяти. Это вызывает огромный интерес, а чтение и написание ответного письма является глубоким внутренним мотивом при изучении иностранного языка. Кроме того, письмо как эпистолярный жанр является наиболее приемлемым и естественным видом письменных упражнений для учащихся 8-го класса, так как одной из характеристик старшего подросткового возраста является потребность в общении: оно – неотъемлемая часть их жизни, канал информации, вид деятельности, и межличностных отношений. Они хотят быть услышанными сверстниками из других стран. Учитель должен научить детей делать это правильно, в соответствии с принятыми в стране изучаемого языка нормами. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |