Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Письмо как средство обучения иностранному языку
Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. При обучении иностранному языку учащиеся должны овладеть письмом в той мере, которая необходима, чтобы помочь им в освоении чужого языка, в овладении его лексико-грамматическим материалом, необходимым для развития и совершенствования устной речи и чтения на изучаемом иностранном языке, следовательно, письмо определяется как средство обучения. Весь успех обучения прямо связан с эффективностью используемых средств. На начальном этапе обучения учащихся иностранному языку необходимо заложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить школьникам возможность пользоваться письмом на следующих этапах. Овладение орфографическими навыками является важнейшей составной частью обучения письменной речи. При обучении орфографии широко используется списывание. Использование данного приема учит правильному написанию и ускоряет темп списывания, способствует лучшему запоминанию слов как лексических единиц. Ведущими принципами в орфографии немецкого языка являются фонетический и морфологический, поэтому им должно быть уделено наибольшее внимание при формировании орфографических навыков [6]. Обучение орфографии должно осуществляться параллельно с обучением грамматическим явлениям в письменных упражнениях на закрепление этих явлений в письменной форме. Более всего для этих целей пригодны языковые грамматические упражнения на списывание, грамматическую трансформацию, грамматическую подстановку, дописывание падежных окончаний с использованием соответствующих грамматических правил и другие упражнения. Какие виды письменных работ должны уметь выполнять обучающиеся основной школы? Обратимся к требованиям программы в области обучения письму и письменной речи. К концу 9 класса обучающиеся должны уметь: - делать выписки из текста; - писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками; - выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая написание адреса); - заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); - писать личное письмо по образцу или без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая написание адреса) [21; 15]. В 9 классе обучающимся следует давать задания на реферирование и аннотирование. Такие задания сначала выполняются коллективно на уроке, а затем эта работа задается на дом. Для составления аннотации даются фразы-клише, которые учащиеся записывают в тетрадях и пользуются ими при устном и письменном выполнении заданий. Письменная речь выступает в учебном процессе как эффективное средство обучения языку: она позволяет сохранить языковые и фактические знания, положительно влияет на устную речь, обогащая и совершенствуя ее языковую и содержательную сторону. Письменная речь служит надежным инструментом мышления, стимулирует слушание и чтение на иностранном языке, поэтому письменные упражнения должны присутствовать на каждом этапе изучения иностранного языка. Кроме средства обучения письменная речь используется как средство контроля. С помощью классных и домашних работ можно за непродолжительный отрезок времени определить степень усвоения языкового материала и уровень владения некоторыми речевыми умениями и навыками [12]. Решение задач, связанных с обучением письму на любом языке, сопряжено с целым рядом трудностей. Первый комплекс трудностей связан с длительностью процесса овладения письменной формой речи, с одной стороны, и недостаточным учебным временем, выделяемым программой для решения этой задачи, с другой стороны. Другой комплекс трудностей усматривается в неисследованности письма как дидактико-методического объекта в связи с - частичной востребованностью его как целевого вида речевой деятельности; - недооценкой богатых потенциальных возможностей письма для языкового и интеллектуального развития личности; - сложностью междисциплинарной интерпретации письма как многокомпонентного, многоуровневого процесса [6]. Над ошибками нужно работать систематически, приучать детей не бояться их. Е.Н.Соловова считает, что орфографические ошибки неизбежны, однако их количество можно и нужно сократить до минимума, если сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся. Она предлагает следующие упражнения на формирование орфографических навыков: 1) рифмовка слов; 2) группировка слов на основе графемных соответствий; 3) группировка слов на основе фонемных соответствий; 4) вставить пропущенные буквы в словах; 5) закончить начатые слова; 6) найти ошибки в данных словах или предложениях; 7) списать слова; 8) зрительный диктант или самодиктант; 9) словарный диктант или контрольный диктант [26]. Обучая написанию личного письма, мы обращаем, прежде всего, внимание на логику, последовательность, структурированность текста письма, то есть мы учим производству текстов. Качество подобных письменных текстов говорит о степени коммуникативного развития автора и его речевой готовности. Письменные тексты можно проверить, обращаясь к ним неоднократно. При этом принимается во внимание языковая и содержательная стороны, а также степень самостоятельности в решении коммуникативной задачи. Способы контроля дифференцируются в зависимости от этапа обучения. Ошибки в письменных текстах делятся на орфографические (о них говорилось выше), лексико-грамматические, фактические (относящиеся к логике изложения), ошибки в оформлении письменного текста. Над каждой группой ошибок учитель работает по-особому. Таким образом, письмо и письменная речь в процессе обучения иностранному языку выступают как средство и как цель обучения. Техническая сторона письма является материальной базой для письменной речи. Чтобы сделать письмо эффективным средством обучения, нужно учить ему специально: сначала графике, затем орфографии, записи (слов, словосочетаний, предложений) и, наконец, письменному произведению речи. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |