Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Письмо как средство обучения иностранному языку




 

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является раз­витие способности школьника к общению на иностранном языке. При обуче­нии иностранному языку учащиеся должны овладеть письмом в той мере, ко­торая необходима, чтобы помочь им в освоении чужого языка, в овладении его лексико-грамматическим материалом, необходимым для развития и со­вершенствования устной речи и чтения на изучаемом иностранном языке, следовательно, письмо определяется как средство обучения. Весь успех обучения прямо связан с эффективностью используемых средств.

На начальном этапе обучения учащихся иностранному языку необходимо за­ложить прочные основы графических и орфографических навыков, чтобы обеспечить школьникам возможность пользоваться письмом на следующих этапах. Овладение орфографическими навыками является важнейшей состав­ной частью обучения письменной речи.

При обучении орфографии широко используется списывание. Исполь­зование данного приема учит правильному написанию и ускоряет темп спи­сывания, способствует лучшему запоминанию слов как лексических единиц. Ведущими принципами в орфографии немецкого языка являются фонетиче­ский и морфологический, поэтому им должно быть уделено наибольшее внимание при формировании орфографических навыков [6].

Обучение орфографии должно осуществляться парал­лельно с обучением грамматическим явлениям в письменных упражнениях на закрепление этих явлений в письменной форме. Более всего для этих це­лей пригодны языковые грамматические упражнения на списывание, грамма­тическую трансформацию, грамматическую подстановку, дописывание па­дежных окончаний с использованием соответствующих грамматических пра­вил и другие упражнения. Какие виды письменных работ должны уметь выполнять обучающиеся основной школы? Обратимся к требованиям программы в области обучения письму и письмен­ной речи. К концу 9 класса обучающиеся должны уметь:

- делать выписки из текста;

- писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками;

- выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);

- заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

- писать личное письмо по образцу или без опоры на образец (расспраши­вать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать бла­годарность, просьбу, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая написа­ние адреса) [21; 15].

      В 9 классе обучающимся следует давать задания на реферирование и аннотирование. Такие задания сначала вы­полняются коллективно на уроке, а затем эта работа задается на дом. Для со­ставления аннотации даются фразы-клише, которые учащиеся записывают в тетрадях и пользуются ими при устном и письменном выполнении заданий.

     Письменная речь выступает в учебном процессе как эффективное средство обучения языку: она позволяет сохранить языковые и фактические знания, положительно влияет на устную речь, обогащая и совершенствуя ее языковую и содержательную сторону. Письменная речь служит надежным инструментом мышления, стимулирует слуша­ние и чтение на иностранном языке,  поэтому письменные упражнения долж­ны присутствовать на каждом этапе изучения иностранного языка.

Кроме средства обучения письменная речь используется как средство контроля. С помощью классных и домашних работ можно за непродолжительный отрезок времени определить степень усвоения языкового материала и уровень владения некоторыми речевыми умениями и навыками [12].

Решение задач, связанных с обучением письму на любом языке, сопряжено с целым рядом трудностей. Первый комплекс трудностей связан с длительностью процесса овладения письмен­ной формой речи, с одной стороны, и недостаточным учебным временем, вы­деляемым программой для решения этой задачи, с другой стороны.

Другой комплекс трудностей усматривается в неисследованности письма как дидактико-методического объекта в связи с

    - частичной востребованностью его как целевого вида речевой дея­тельности;

     - недооценкой богатых потенциальных возможностей письма для язы­кового и интеллектуального развития личности;

     - сложностью междисциплинарной интерпретации письма как многокомпонентного, многоуровневого процесса [6].

Над ошибками нужно работать систематически, приучать детей не бояться их. Е.Н.Соловова считает, что орфографические ошибки неизбежны, одна­ко их количество можно и нужно сократить до минимума, если сформиро­вать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся. Она предлагает следующие упражнения на формирование орфографических навыков:

1) рифмовка слов;

2) группировка слов на основе графемных соответствий;

3) группировка слов на основе фонемных соответствий;

4) вставить пропущенные буквы в словах;

5) закончить начатые слова;

6) найти ошибки в данных словах или предложениях;

7) списать слова;

8) зрительный диктант или самодиктант;

9) словарный диктант или контрольный диктант [26].

Обучая написанию личного письма, мы обращаем, прежде всего, внимание на логику, последовательность, структурированность текста письма, то есть мы учим производству текстов. Качество подобных письменных текстов говорит о степени коммуникативного развития автора и его речевой готовно­сти.

Письменные тексты можно проверить, обращаясь к ним неоднократно. При этом принимается во внимание языковая и содержательная стороны, а также степень самостоятельности в решении коммуникативной задачи. Спо­собы контроля дифференцируются в зависимости от этапа обучения. Ошибки в письменных текстах делятся на орфографические (о них говорилось выше), лексико-грамматические, фактические (относящиеся к логике изложения), ошибки в оформлении письменного текста. Над каждой группой ошибок учитель работает по-особому.

Таким образом, письмо и письменная речь в процессе обучения иностранному языку выступают как средство и как цель обучения.  Техническая сторона письма является материальной базой для письменной речи. Чтобы сделать письмо эффективным средством обучения, нужно учить ему специально: сначала графике, затем орфографии, записи (слов, словосочетаний, предложений) и, наконец, письменному произведению речи.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 251.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...