Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аналитическая психология Карла Густава Юнга




(1875-1961)

 

Швейцарский психиатр и психолог. Собственные особые взгляды и методы стали зарождаться с 1910-1912 г.

К.Г. Юнг выступил против постулата 3. Фрейда об опреде­ляющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности. Под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия.

Юнг оспаривал позицию Фрейда, выводившего бессозна­тельное из сознания (путем вытеснения из сознания неприем­лемых для него влечений и травмирующих переживаний). Он считал, что все, что возникает в сознании, сначала с очевидно­стью не осознается и осознание возникает из неосознанного со­стояния. Бессознательное аккумулирует и перерабатывает ин­формацию, поступающую от органов чувств, лишь незначи­тельная часть этой информации доходит до сознания (только то, что сознание готово принять).

Структуру психического бытия Юнг представлял в виде двух фундаментальных сфер - сознания и психического бес­сознательного. Бессознательная сфера психического не под­дается прямому наблюдению и проявляется в своих продук­тах, переходящих порог сознания, которые Юнг делил на два класса:

1.Познаваемый материал сугубо личного происхождения.

Этот класс содержаний Юнг назвал подсознательным разумом или личностным бессознательным, состоящим из элементов, организующих человеческую личность как целое, формирую­щихся в течении жизни индивида. Сюда входят и вытесненные побуждения, забытые травмирующие впечатления.

2.Класс содержаний, не имеющих индивидуального проис-" хождения - коллективное бессознательное. Содержания эти принадлежат типу, воплощающему свойства не отдельного психического бытия, а всего человечества или отдельной его ветви. Эти коллективные паттерны Юнг назвал архетипами (буквально: «первичные модели»). Слово «архетип» происхо­дит от греческого apxexvnov (ар%г|- начало и тояо^ - образ). В позднеантичной философии (Филон Александрийский, око­ло 25 лет до н.э. - около 50 лет н.э.) это слово означало прооб­раз, идею.

Архетип можно понимать как отпечаток или энграмму (en-gram), развившуюся в результате уплотнения бесчисленных вновь и вновь повторяющихся психических переживаний, т. е. продукт равно постоянных и повсеместно существующих влия­ний извне. Архетип придает смысл как внутренним, так и внешним восприятиям и направляет действие в соответст­вующее этому смыслу русло, является предшественником идеи [Одайник, 1996, с. 190-191]. В форме архетипов передается по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих по­колений. Можно указать на следующие архетипы: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учи­тель, физически или сексуально привлекательный мужчина или женщина, роковая женщина и романтический мужчина, мать с ребенком, деятельный мужчина, мудрый старец, мудрая старуха, архетип единства и порядка, соединения противопо­ложностей, инцеста, вотан, мана, анима и анимус у мужчины, персона, тень, самость, мудрец, бог.

Цель терапии Юнг определил следующим образом: «Самость должна заменить Оно (Ид)».

Самость (self) - архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуа-ции, т. е. психотерапия должна помогать в процессе интегра­ции содержаний бессознательного и сознания. Психическое развитие при этом рассматривается как процесс, детермини­руемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изна­чально заложено в бессознательной сфере индивида.

Юнг предлагает три метода для достижения сферы бессоз­нательного:

1. Ассоциативный эксперимент, тест словестных ассоциа­ций.Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на сло­ва-стимулы первым пришедшим в голову словом-ответом. При

121

этом фиксируется время реакции. Юнг описал 12 различных типов нарушения реакции: увеличение времени реакции; ре­акция более чем одним словом; реакция, выраженная не сло­весно, а мимикой; неправильное воспроизведение и т. д. Нару­шение реакции рассматривается как «индикатор комплекса». Комплекс - неосознаваемое образование, группа психических процессов, объединенная единым аффектом, обусловливающая структуру и направленность сознания. Комплексы имеют тен­денцию образовывать как бы «отдельную маленькую лич­ность». Бессознательное состоит из некоторого неизвестного числа комплексов.

2. Анализ сновиденийосуществляется с целью выяснить, «что бессознательное делает с комплексами». Юнг видел в сно­видении сигнал, что «индивид отклонился от собственного пути». Важным условием анализа является согласие клиента с толкованием, что говорит о том, что послание бессознательно­го дошло до сознания. В сновидении бессознательное пытается послать сознанию некоторую информацию, приноравливаясь к способности сознания ее воспринять. Необходимым условием анализа сновидений, по Юнгу, является предварительный ана­лиз реальной жизненной ситуации клиента, ибо именно реа­лии этой ситуации побуждают бессознательное посылать соз­нанию послания в виде снов. Естественно, что далеко не все сны имеют такой важный для человека характер. Анализировать следует те сны, которые сознание особенно отметило - которые запомнились, поразили, не выходят из головы, часто повторя­ются.

3. «Активное воображение»- термин Юнга, обозначаю­щий процесс сознательного наблюдения и реакции на образы и символы бессознательного. Процесс этот можно описать как «сознательное сновидение» (conscious dreaming). Во мно­гих отношениях совпадает с определенными формами меди­тации.

Содержания коллективного бессознательного, по Юнгу, не­сут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жиз­ни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой. Сознание, письменность, передача опыта от поколения к поколению были неразвиты. Условием выживания племени, сохранения потомства была готовность взрослых особей к самопожертвованию во имя интересов пле­мени. Требования этого периода существования человечества отражаются в поведении и современных людей. Юнг очень на­стороженно относился ко всем проявлениям одержимости, экс­таза, упоения, воинственной нетерпимости по отношению к представителям других групп. Такое поведение в современ­ных условиях зачастую толкает человека к гибели, не принося пользы никому. С этими явлениями Юнг связывал появление фашизма в Германии.

Со временем в первобытных ордах стали появляться люди, наделенные сознанием. Это было полезно для племени: переда­вался и накапливался опыт, текущие задачи решались не только с помощью отваги и самопожертвования, но и мастерства, ана­лиза ситуации, размышления. Жизнь людей, наделенных высо­ким уровнем развития сознания, представляла ценность. Отсю­да стали возникать идеи ценности личности, свободы личности, индивидуальной ответственности, границ личности, ценности человеческой жизни.

В современном человеке, как и в современном обществе, происходит борьба между этими полюсами - коллективными или индивидуальными формами жизни. Сознание человека тоже выросло в свое время из бессознательного. Одна часть нашего бессознательного старается помогать сознанию, дру­гая стремится захлестнуть сознание, вернуть человека к со­стоянию члена первобытной орды. Трезвый анализ человеком того, что с ним происходит, интеграция всех противоборст­вующих в психике сил с учетом реалий контекста, в котором человек живет, приводит человека к гармоничному и эффек­тивному функционированию, субъективному ощущению бла­гополучия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...