Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бихевиорально-ориентированное консультирование




Основные цели

1. Устранение дефицита в поведенческих реакциях.

2. Усиление адаптивного поведения.

3. Ослабление или устранение неадекватного поведения.

4. Устранение изнурительных реакций тревоги.

5. Развитие способности расслабляться.

6. Развитие способности самоутверждаться.

7. Развитие способности к саморегулированию.

Методологические основы

 

  • Работы по классическому обусловливанию Ивана Петро­вича Павлова (1849-1936).
  • Труды по обусловливанию основателя бихевиоризма Джо­на Бродуса Уотсона (1878-1958).
  • Оперантный бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990).
  • Работы по реципрокному торможению Джозефа Вольпе (1915). Йоханнесбург, Южная Африка.

 

Психологическое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или с функционального анализа про­блемных зон клиентов. Фиксируются три рода реакций:

155

1. Стимул ситуационного прошлого (С).Например: «Вче­ра в 15.30 мне требовалось представить 15 коллегам свой про­ект».

2. Переменные реакции (Р).Например: «Волновался, го­ворил быстро».

3. Последствия или переменные результата (П). Напри­мер: «Аудитория выглядела умеренно заинтересованной. Шеф меня поздравил и одобрил мою деятельность».

 

Сбор данных, согласно изложенной выше последовательно­сти, называют СРП-анализом. Иногда эти данные оформляют­ся в виде дневника поведенческого мониторинга:

 

Стимул Реакция Последствия
     

 

При сборе информации игнорируются вопросы, начинаю­щиеся словом «Почему». Задаются вопросы, начинающиеся словами «Как», «Когда», «Где», «Что».

Информация собирается путем:

  • интервью,
  • медицинского обследования,
  • отчетов о проводившемся ранее психологическом наблюдении
  • вопросников, предназначенных для самоотчета (например, «Вопросник страха», фиксирующий, насколько он велик при общении с начальством, коллегами, людьми противо­положного пола и т. д.),
  • самонаблюдения и заполнения таблиц в специальном днев­нике,
  • прямого наблюдения в естественной обстановке,
  • косвенного наблюдения в естественной обстановке - ин­формация собирается у знакомых с клиентом людей,
  • прямого наблюдения в моделируемой обстановке (напри­мер, в обстановке ролевой игры).

156

После сбора информации определяются цели консультиро­вания - какие переменные нуждаются в модификации. Цели стараются определять максимально четко, чтобы и консуль­тант, и клиент могли легко оценивать изменения. Порой наме­чается несколько приоритетов. Работа начинается с наиболее важной проблемы.

Для борьбы с такими рефлекторными реакциями, как ги­первозбуждение и гиперраздражение,используется методи­ка прогрессирующей мышечной релаксации (Progressive Rela­xation - от латинского relaxatio - расслабление) Эдмунда Джекобсона, популяризированная Джозефом Вольпе. Сущ­ность методики заключается в том, что с помощью концен­трации внимания у клиента сначала формируется способ­ность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечно­го расслабления. Затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряженных мышечных групп. Упражнения заключаются в 5-7-секундном напряже­нии групп мышц, которые затем полностью расслабляются. Внимание клиента при этом сосредоточивается на чувстве ре­лаксации.

В случае, когда необходимо бороться с тревогой, страхами (монофобиями),используются методика систематической десенсибилизации, другие виды десенсибилизации. Данная ме­тодика была предложена Дж. Вольпе (Wolpe J.) в 1952 г.

 

v Теоретические основы метода систематической десенсиби­лизации:

v Неадаптивное поведение человека, в том числе невротиче­ское, включая интерперсональное поведение, в значитель­ной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня.

v Действия, совершаемые в воображении, можно прирав­нять к действиям, совершаемым в реальности, в томчисле если это делать в состоянии релаксации.

v Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антаго­нистичные страху.

v У человека одним из действенных стимулов, противо­стоящих страху, является релаксация. Поэтому если

157

обучить клиента глубокой релаксации ив этом состоя­нии побудить его вызывать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, про­изойдет десенсибилизация (понижение чувствительно­сти) клиента к реальным стимулам или ситуациям, вы­зывающим страх.

Сущность методики.Человек, находящийся в состоянии глубокой релаксации (достигнутой с помощью методики про­грессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона), вызы­вает у себя в сознании представления о ситуациях, приводя­щих к возникновению страха. Он воображает эти ситуации 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления ре­лаксации (до 20 с). Работа начинается с той ситуации, которая вызывает наименьший страх. Представление ситуации повто­ряется несколько раз, и если у клиента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. За одно за­нятие отрабатываются 3-4 ситуации. Количество сеансов мо­жет варьировать от 4-5 до 12 и более. Работа заканчивается, когда самый сильный стимул перестанет вызывать у клиента страх.

Выделяют также следующие виды десенсибилизации:

1. Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни).Данный вид десенсибилизации применим к тем ситуациям, которые могут быть многократно повторены в действительности. Эта­пы работы:

а) составляется иерархия ситуаций, вызывающих страх;

б) тренировка в реальных ситуациях: клиента побуждают сталкиваться с ситуациями, вызывающими страх, в при­сутствии психолога, которому клиент доверяет и в при­сутствии которого он испытывает глубокое чувство безо­пасности. Здесь фактором, противостоящим страху, яв­ляется чувство безопасности в присутствии конкретного человека - психолога.

2. Контактная десенсибилизация.  Клиента побуждают прикоснуться к объекту, вызывающему страх (например, собаке), в присутствии психолога и при наличии гарантий безопасности. Зачастую этому предшествует моделирова-

158

ние:другой человек, не испытывающий данного страха, на глазах у клиента совершает ряд действий с объектом, вызы­вающим у клиента страх, согласно заранее составленному списку.

3. Эмотивное воображение.Используется в работе с деть­ми. Ребенок в роли любимого героя, разыгрывая ситуации из его жизни, постепенно сталкивается с ситуациями, ранее вызывавшими у него страх. Хорошо развитое у детей вооб­ражение помогает им при этом переключиться на иные, чем наблюдалось раньше, способы эмоционального реагирова­ния.

При недостаточном развитии навыков межличностного взаимодействия(неумение выслушивать собеседника, само­раскрываться, предоставлять обратную связь) используется метод репетиции поведения - разыгрывание ролевых игр, при которых клиента побуждают проигрывать новые адек­ватные реакции.

Бели клиент имеет привычку реагировать тревогой на пове­дение других людей,используется тренинг ассертивности. Ас-сертивность Дж. Вольпе определяет как способность приемлемо выражать любую отличную от тревоги эмоцию, имеющую отно­шение к другому человеку.

Консультант оказывает поддержку клиенту в выражении за­конных эмоций. Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие оппозицион­ного поведения. В последнее время все больше внимания уделя­ется проявлению различных оттенков положительных эмоций по отношению к другому лицу: любви, внимания, заботы (там, где это уместно).

Консультант и клиент много обсуждают, какое поведение будет наиболее подходящим в разных ситуациях, учитывает­ся индивидуальный стиль поведения клиента. Тренинг при­меняется в форме как индивидуальной, так и групповой ра­боты. Анализируются результаты ассертивного поведения клиента в реальной жизни, консультант привлекает внима­ние клиента к положительным последствиям этого поведе­ния.

С целью изменения поведенияпосредством его последствий используются методы подкрепления.

159

Выделяют положительные и отрицательные подкрепляю­щие стимулы: положительные предполагают предъявление чего-либо, а отрицательные - удаление чего-либо в данной си­туации.

При угасании соответствующего подкрепления снижается вероятность возникновения реакции.

В качестве положительных подкрепляющих стимулов ис­пользуются похвала, проявления привязанности, интереса.

Иногда для оценки того, какие стимулы будут для клиента более значимы, используются специальные опросники (План исследования подкрепления Каутела, План приятных событий Макфиллами и Левинсон).

В прикладных окружающих средах главный метод измене­ния поведения — позитивное подкрепление. При этом положи­тельно могут подкрепляться и альтернативные, несовмести­мые с нежелательным виды поведения. Зачастую создаются программы позитивного подкрепления с помощью значимых других. Подкрепление можно осуществлять косвенно - с помо­щью символов (например, жетонов), которые могут быть впо­следствии обменены на значимые для субъекта стимулы. Под­крепление может быть опосредованным - когда клиенты на­блюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Психолог активно оказывает помощь клиентам в получении желаемых подкреплений: им помогают активно разыскивать людей, виды деятельности, ситуации, которые могли бы обес­печить подкрепление.

Могут использоваться и методы, наказания. Примером по­добного рода методик является техника «тайм-аут», которую применяют к детям, имеющим «взрывной» характер. Таких детей удаляют из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление (например, деструктивное поведение ребенка в классе, нацеленное на привлечение внимания). При этом дети должны быть четко предупреждены, какое поведение влечет за собой «тайм-аут». Для детей «тайм-аут» назначается во временном промежутке от 5 до 20 мин, для очень малень­ких - от 1 до 5 мин.

Одним из методов использования подкрепления является процедура наблюдения за собой с последующим выстраива­нием диаграмм, отображающих удельный вес в жизни данного человека за единицу времени элементов желательного и нежелательного поведения (например, диаграмма количе­ства выкуренных сигарет за день, диаграмма изменений веса и т. д.).

Другим методом, родившимся из идеи подкрепления, явля­ется метод контроля окружающей среды. Клиента побуждают удалять из поля зрения все объекты, могущие побудить к неже­лательному поведению, и помещать в поле зрения те предметы, которые могут побудить к желательному поведению. Напри­мер, клиенту, который борется с лишним весом, можно предло­жить так организовать пространство вокруг себя, чтобы пища и предметы, к ней относящиеся, оказывались большую часть дня вне поля зрения, а атрибуты спортивной активности всегда были на глазах и как бы приглашали заняться деятельностью, связанной с движением.

Можно предложить клиенту активно использовать для достижения своих целей методы самоподкрепления. Приме­ром положительного самоподкрепления является ситуация, когда человек говорит себе всякий раз, когда сделает что-ли­бо удачно: «хорошо сделано», «потрясающе», «здорово», «классно» и т. д. Примеры самонаказания - отдавать на ну­жды благотворительности определенную сумму за каждые лишние съеденные 100 Ккалорий, воображать неприятные последствия во время совершения нежелательных дейст­вий, воображать, что тебя ругают, когда ешь шоколадный торт.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...