Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Бихевиорально-ориентированное консультирование
Основные цели 1. Устранение дефицита в поведенческих реакциях. 2. Усиление адаптивного поведения. 3. Ослабление или устранение неадекватного поведения. 4. Устранение изнурительных реакций тревоги. 5. Развитие способности расслабляться. 6. Развитие способности самоутверждаться. 7. Развитие способности к саморегулированию. Методологические основы
Психологическое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или с функционального анализа проблемных зон клиентов. Фиксируются три рода реакций: 155 1. Стимул ситуационного прошлого (С).Например: «Вчера в 15.30 мне требовалось представить 15 коллегам свой проект». 2. Переменные реакции (Р).Например: «Волновался, говорил быстро». 3. Последствия или переменные результата (П). Например: «Аудитория выглядела умеренно заинтересованной. Шеф меня поздравил и одобрил мою деятельность».
Сбор данных, согласно изложенной выше последовательности, называют СРП-анализом. Иногда эти данные оформляются в виде дневника поведенческого мониторинга:
При сборе информации игнорируются вопросы, начинающиеся словом «Почему». Задаются вопросы, начинающиеся словами «Как», «Когда», «Где», «Что». Информация собирается путем:
156 После сбора информации определяются цели консультирования - какие переменные нуждаются в модификации. Цели стараются определять максимально четко, чтобы и консультант, и клиент могли легко оценивать изменения. Порой намечается несколько приоритетов. Работа начинается с наиболее важной проблемы. Для борьбы с такими рефлекторными реакциями, как гипервозбуждение и гиперраздражение,используется методика прогрессирующей мышечной релаксации (Progressive Relaxation - от латинского relaxatio - расслабление) Эдмунда Джекобсона, популяризированная Джозефом Вольпе. Сущность методики заключается в том, что с помощью концентрации внимания у клиента сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления. Затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряженных мышечных групп. Упражнения заключаются в 5-7-секундном напряжении групп мышц, которые затем полностью расслабляются. Внимание клиента при этом сосредоточивается на чувстве релаксации. В случае, когда необходимо бороться с тревогой, страхами (монофобиями),используются методика систематической десенсибилизации, другие виды десенсибилизации. Данная методика была предложена Дж. Вольпе (Wolpe J.) в 1952 г.
v Теоретические основы метода систематической десенсибилизации: v Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включая интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. v Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым в реальности, в томчисле если это делать в состоянии релаксации. v Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. v У человека одним из действенных стимулов, противостоящих страху, является релаксация. Поэтому если 157 обучить клиента глубокой релаксации ив этом состоянии побудить его вызывать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация (понижение чувствительности) клиента к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Сущность методики.Человек, находящийся в состоянии глубокой релаксации (достигнутой с помощью методики прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона), вызывает у себя в сознании представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Он воображает эти ситуации 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации (до 20 с). Работа начинается с той ситуации, которая вызывает наименьший страх. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у клиента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. За одно занятие отрабатываются 3-4 ситуации. Количество сеансов может варьировать от 4-5 до 12 и более. Работа заканчивается, когда самый сильный стимул перестанет вызывать у клиента страх. Выделяют также следующие виды десенсибилизации: 1. Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни).Данный вид десенсибилизации применим к тем ситуациям, которые могут быть многократно повторены в действительности. Этапы работы: а) составляется иерархия ситуаций, вызывающих страх; б) тренировка в реальных ситуациях: клиента побуждают сталкиваться с ситуациями, вызывающими страх, в присутствии психолога, которому клиент доверяет и в присутствии которого он испытывает глубокое чувство безопасности. Здесь фактором, противостоящим страху, является чувство безопасности в присутствии конкретного человека - психолога. 2. Контактная десенсибилизация. Клиента побуждают прикоснуться к объекту, вызывающему страх (например, собаке), в присутствии психолога и при наличии гарантий безопасности. Зачастую этому предшествует моделирова- 158 ние:другой человек, не испытывающий данного страха, на глазах у клиента совершает ряд действий с объектом, вызывающим у клиента страх, согласно заранее составленному списку. 3. Эмотивное воображение.Используется в работе с детьми. Ребенок в роли любимого героя, разыгрывая ситуации из его жизни, постепенно сталкивается с ситуациями, ранее вызывавшими у него страх. Хорошо развитое у детей воображение помогает им при этом переключиться на иные, чем наблюдалось раньше, способы эмоционального реагирования. При недостаточном развитии навыков межличностного взаимодействия(неумение выслушивать собеседника, самораскрываться, предоставлять обратную связь) используется метод репетиции поведения - разыгрывание ролевых игр, при которых клиента побуждают проигрывать новые адекватные реакции. Бели клиент имеет привычку реагировать тревогой на поведение других людей,используется тренинг ассертивности. Ас-сертивность Дж. Вольпе определяет как способность приемлемо выражать любую отличную от тревоги эмоцию, имеющую отношение к другому человеку. Консультант оказывает поддержку клиенту в выражении законных эмоций. Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие оппозиционного поведения. В последнее время все больше внимания уделяется проявлению различных оттенков положительных эмоций по отношению к другому лицу: любви, внимания, заботы (там, где это уместно). Консультант и клиент много обсуждают, какое поведение будет наиболее подходящим в разных ситуациях, учитывается индивидуальный стиль поведения клиента. Тренинг применяется в форме как индивидуальной, так и групповой работы. Анализируются результаты ассертивного поведения клиента в реальной жизни, консультант привлекает внимание клиента к положительным последствиям этого поведения. С целью изменения поведенияпосредством его последствий используются методы подкрепления. 159 Выделяют положительные и отрицательные подкрепляющие стимулы: положительные предполагают предъявление чего-либо, а отрицательные - удаление чего-либо в данной ситуации. При угасании соответствующего подкрепления снижается вероятность возникновения реакции. В качестве положительных подкрепляющих стимулов используются похвала, проявления привязанности, интереса. Иногда для оценки того, какие стимулы будут для клиента более значимы, используются специальные опросники (План исследования подкрепления Каутела, План приятных событий Макфиллами и Левинсон). В прикладных окружающих средах главный метод изменения поведения — позитивное подкрепление. При этом положительно могут подкрепляться и альтернативные, несовместимые с нежелательным виды поведения. Зачастую создаются программы позитивного подкрепления с помощью значимых других. Подкрепление можно осуществлять косвенно - с помощью символов (например, жетонов), которые могут быть впоследствии обменены на значимые для субъекта стимулы. Подкрепление может быть опосредованным - когда клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение. Психолог активно оказывает помощь клиентам в получении желаемых подкреплений: им помогают активно разыскивать людей, виды деятельности, ситуации, которые могли бы обеспечить подкрепление. Могут использоваться и методы, наказания. Примером подобного рода методик является техника «тайм-аут», которую применяют к детям, имеющим «взрывной» характер. Таких детей удаляют из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление (например, деструктивное поведение ребенка в классе, нацеленное на привлечение внимания). При этом дети должны быть четко предупреждены, какое поведение влечет за собой «тайм-аут». Для детей «тайм-аут» назначается во временном промежутке от 5 до 20 мин, для очень маленьких - от 1 до 5 мин. Одним из методов использования подкрепления является процедура наблюдения за собой с последующим выстраиванием диаграмм, отображающих удельный вес в жизни данного человека за единицу времени элементов желательного и нежелательного поведения (например, диаграмма количества выкуренных сигарет за день, диаграмма изменений веса и т. д.). Другим методом, родившимся из идеи подкрепления, является метод контроля окружающей среды. Клиента побуждают удалять из поля зрения все объекты, могущие побудить к нежелательному поведению, и помещать в поле зрения те предметы, которые могут побудить к желательному поведению. Например, клиенту, который борется с лишним весом, можно предложить так организовать пространство вокруг себя, чтобы пища и предметы, к ней относящиеся, оказывались большую часть дня вне поля зрения, а атрибуты спортивной активности всегда были на глазах и как бы приглашали заняться деятельностью, связанной с движением. Можно предложить клиенту активно использовать для достижения своих целей методы самоподкрепления. Примером положительного самоподкрепления является ситуация, когда человек говорит себе всякий раз, когда сделает что-либо удачно: «хорошо сделано», «потрясающе», «здорово», «классно» и т. д. Примеры самонаказания - отдавать на нужды благотворительности определенную сумму за каждые лишние съеденные 100 Ккалорий, воображать неприятные последствия во время совершения нежелательных действий, воображать, что тебя ругают, когда ешь шоколадный торт.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |