Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интенциональность и неодушевленность




 

Интенциональность — характеристика человеческой жизни или поведения человека в данный момент времени, отражаю­щая то, насколько человек актуализирует свой потенциал. Име­ется в виду то, что само наше существование побуждает нас к де­ланию, действию, взаимодействию и т. д. Человек всю жизнь борется за то, чтобы вырвать свое бытие из-под влияния других, внешних сил, и направить его в соответствии со своими внутрен­ними побуждениями, возникающими в реальности бессозна­тельного, - интенциями. Интенции имеют тенденцию направ­лять жизнь человека согласно следующим фазам:

1. Собственно интенциональность.Имеется в виду сосредо­точие побуждений в бессознательном. Исходящие оттуда им-

108

пульсы проходят контроль на то, есть ли какая-то возможность сделать их осознанными. Если есть, то эти импульсы поднима­ются на уровень желаний.

2. Желание.Оно обычно неконкретно, спонтанно, причуд­ливо. Направлено скорее на переживание. Пример: «Я желал бы летать как птица». Желание проходит контроль на реали­стичность. Если оно реалистично, то переносится на уровень хотений.

3. Хотение.Хотение - это уже побуждение пережить соот­ветствующий опыт в реальности. Ему соответствуют надежды, томления, стремления. Пример: «Когда-нибудь я хочу нау­читься летать». На этом уровне решается вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы пропустить это хотение вперед? Если субъ­ект готов отказаться от многого иного, чтобы пропустить это побуждение вперед, то оно переходит на уровень волевых наме­рений.

4. Волевое намерение.Волевые - значит, убивающие одни возможности для того, чтобы другие могли существовать в на­ших планах. Пример: «Скоро я научусь управлять самолетом». Решается вопрос: нужно ли предпринимать какие-то открытые действия, чтобы волевое намерение начало осуществляться?

5. Действие.Имеется в виду предварительное, примероч­ное,пробное поведение на пути, обозначенном интенцией. На­пример, звонок в школу пилотов. Решается вопрос: нужно ли осуществлять его полностью?

6. Актуализация.То, что задавалось интенцией, превраща­ется в реальность, в часть жизни человека. Например, поступ­ление на курсы пилотов и их окончание. На этом уровне реша­ется вопрос о дальнейших более глубоких изменениях в жизни.

7. Взаимодействие.На этом уровне человек совершает пере­стройку всего прежнего поведения относительно новой дея­тельности. Возможно, он отказывается от других интенций, например, бросает заниматься гольфом, чтобы иметь время летать.

 

С точки зрения Дж. Бьюдженталя[2001,с. 220-221], самым главным «бизнесом» человеческой жизни является перевод

109

интенций вдействительное, по мере того как мы стараемся по­лучить тот жизненный опыт, который, как мы уверены, нам нужен и которого мы хотим. Если этого не происходит, интен-циональность человека блокируется, то это сопровождается чувствами уныния, тревоги, человек становится пассивным. Это состояние Дж. Бьюдженталь назвал невоодушевленностьюи описал способы работы с ним.

 

Обязательства специалиста, осуществляющего воздействие

 

Дж. Бьюдженталь [2001, с. 237] выделил и описал пять ас­пектов подобного рода обязательств:

1. Обязательства за собственное бытие во время встречи с клиентом.Быть во время встречи полностью присутствую­щим, быть готовым противопоставить клиенту собственное бытие, если это в данном случае приемлемо. Психолог не дол­жен брать на себя обязательств быть хорошим специалистом в том смысле, в котором это может означать надевание роле­вой маски.

2. Обязательства перед собственным бытием за стремле­ние клиентов стать более аутентичными.Не позволять клиен­ту увлекать психолога на неаутентичный путь, не позволять за­ставить себя удовлетворять потребности клиента в одобрении, уверенности, любви, наказании. В глубинной работе с клиен­том не идти по пути улучшения его внутренних достоинств, де­лания его более положительным, увеличения его потенциала.

3. Обязательство выполнять свой внутренний долг по отно­шениюк «семье» клиента.В данном случае «семья» — это те люди, которые составляют значительную часть жизни клиен­та. Тонким попыткам клиента соблазнить консультанта на то, чтобы соединиться с ним против окружающего мира, нужно противопоставить осознание бытия других людей и уважение к ним.

4. Обязательства перед обществом, в котором психолог и клиент существуют.Имеется в виду обязательство не подда­ваться собственному импульсивному желанию и всегдашней

110

готовности множества интеллектуально развитых клиентов объяснять все наши дистрессы, фрустрации и разочарования «болезнями общества», в котором мы живем. Эти проблемы хоть и существуют, но не избавляют нас от ответственности. Иначе разговор может пойти по пути невротического бегства от экзистенциальной конфронтации. Клиент и психолог не­сут определенную долю и своей ответственности за то, что происходит в обществе. Имеется также в виду желание, что­бы каждый клиент после работы с ним стал агентом социаль­ного изменения, вобрав в себя общество и участвуя в его из­менении.

5. Обязательства в отношениях с клиентом в связи со всем Человечеством и Тайной, в которой мы живем.Слово «Человечество» есть здесь некоторая попытка не писать слов «Бог» или «Абсолют». Имеется в виду, что аутентичная лич­ность осознает свою конечность и, осознавая это, стремится к таким отношениям, которые находятся за пределами из­вестного. В практическом отношении это означает для психо­лога то, что он ценит и защищает (и в отношении самого себя, и в отношении клиента) чувство возможного, неизвест­ного, чего-то такого, что находится за пределами нашего кру­гозора, но с чем мы еще можем столкнуться. Иногда это озна­чает открытость для обсуждения переживаний клиента, связанных со случаями экстрасенсорного восприятия, с мис­тическими откровениями или соприкосновением с такими уровнями человеческого опыта, о которых мы знаем слишком мало или вообще ничего.

 

 

Артистизм специалиста, оказывающего воздействие

 

Дж. Бьюдженталь [2001, с. 250] склонен рассматривать прак­тику работы с клиентами как искусство. Поэтому он приписыва­ет этому те атрибуты, которые склонен приписывать всем ос­тальным формам искусства (графика, музыка, театр, кино):

1. Собственная личность является основным инструмен­том.Это утверждается по аналогии с художником, когда и он сам, и окружающие его люди признают, что художник, его личность, являются основным инструментом выражения

111

художественного импульса. Вот почему, несмотря на то что все художники проходят более или менее одинаковую школу обучения, мы ждем, что художник будет чем-то отличаться от всех остальных.

2. Незавершенность.Психолог-художник проходит через бесконечный цикл:

а) переживание феноменов консультативной работы на оп­ределенном уровне;

б) знакомство с этим уровнем и достижение внутри него со­стояния комфорта;

в) постепенное осознавание различий и сходства между теми ,    явлениями в своей работе, на которые прежде не обращал

внимания;

г) сознательное встраивание этого нового осознания в пере-i   живание феноменов консультативной беседы и, таким об-г   разом, переход на новый уровень;

д) знакомство с новым уровнем, достижение комфортного состояния внутри него и перевод нового осознания на предсознательный уровень, чтобы больше не требовалось сосредоточивать на нем внимание;

е) постепенное осознавание нового различия и сходства меж-!   ду явлениями консультативной работы, на которые преж­де не обращалось внимание.

ж) и так снова и снова.

3. Специально развитая чувствительность.Если мы при­знаем, что инструментом художника является он сам, то мы ви­дим, что суть этого инструмента состоит в его чувствительно­сти, чуткости. Консультант должен оттачивать свою способ­ность выделять даже слабые намеки на чувства, быть в этом плане прекрасным «резонатором».

4. Определенного рода результат.Имеется в виду достиже­ние действительно значимых результатов в работе, чтобы в сильной степени актуализировать свое искусство в ответ на требования взволновавшей ситуации.

5. Личные стандарты.Имеется в виду то, что только сам художник, в конце концов, может оценить свою работу, сопос-

112

тавить замысел с качеством реализации. Если художник уста­навливает для себя слишком высокие стандарты, они могут задушить его творческий порыв. Если же стандарты слишком низкие, порыв тонет в посредственности.

6. Идентификацияс работой. Художник идентифицирует­ся со своей работой таким образом, как если бы работа была частью его самого, а он сам - частью работы. Необходимо соз­давать эту взаимосвязь между тем, кт. е. человек, и тем, что он делает. Необходимо также осознавать, что порой иденти­фикация с работой может создавать сложности в других об­стоятельствах жизни человека или препятствовать тому, что­бы человек оставил эту работу, если того потребует эволюция его как личности.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...