Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интенциональность и неодушевленность
Интенциональность — характеристика человеческой жизни или поведения человека в данный момент времени, отражающая то, насколько человек актуализирует свой потенциал. Имеется в виду то, что само наше существование побуждает нас к деланию, действию, взаимодействию и т. д. Человек всю жизнь борется за то, чтобы вырвать свое бытие из-под влияния других, внешних сил, и направить его в соответствии со своими внутренними побуждениями, возникающими в реальности бессознательного, - интенциями. Интенции имеют тенденцию направлять жизнь человека согласно следующим фазам: 1. Собственно интенциональность.Имеется в виду сосредоточие побуждений в бессознательном. Исходящие оттуда им- 108 пульсы проходят контроль на то, есть ли какая-то возможность сделать их осознанными. Если есть, то эти импульсы поднимаются на уровень желаний. 2. Желание.Оно обычно неконкретно, спонтанно, причудливо. Направлено скорее на переживание. Пример: «Я желал бы летать как птица». Желание проходит контроль на реалистичность. Если оно реалистично, то переносится на уровень хотений. 3. Хотение.Хотение - это уже побуждение пережить соответствующий опыт в реальности. Ему соответствуют надежды, томления, стремления. Пример: «Когда-нибудь я хочу научиться летать». На этом уровне решается вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы пропустить это хотение вперед? Если субъект готов отказаться от многого иного, чтобы пропустить это побуждение вперед, то оно переходит на уровень волевых намерений. 4. Волевое намерение.Волевые - значит, убивающие одни возможности для того, чтобы другие могли существовать в наших планах. Пример: «Скоро я научусь управлять самолетом». Решается вопрос: нужно ли предпринимать какие-то открытые действия, чтобы волевое намерение начало осуществляться? 5. Действие.Имеется в виду предварительное, примерочное,пробное поведение на пути, обозначенном интенцией. Например, звонок в школу пилотов. Решается вопрос: нужно ли осуществлять его полностью? 6. Актуализация.То, что задавалось интенцией, превращается в реальность, в часть жизни человека. Например, поступление на курсы пилотов и их окончание. На этом уровне решается вопрос о дальнейших более глубоких изменениях в жизни. 7. Взаимодействие.На этом уровне человек совершает перестройку всего прежнего поведения относительно новой деятельности. Возможно, он отказывается от других интенций, например, бросает заниматься гольфом, чтобы иметь время летать.
С точки зрения Дж. Бьюдженталя[2001,с. 220-221], самым главным «бизнесом» человеческой жизни является перевод 109 интенций вдействительное, по мере того как мы стараемся получить тот жизненный опыт, который, как мы уверены, нам нужен и которого мы хотим. Если этого не происходит, интен-циональность человека блокируется, то это сопровождается чувствами уныния, тревоги, человек становится пассивным. Это состояние Дж. Бьюдженталь назвал невоодушевленностьюи описал способы работы с ним.
Обязательства специалиста, осуществляющего воздействие
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 237] выделил и описал пять аспектов подобного рода обязательств: 1. Обязательства за собственное бытие во время встречи с клиентом.Быть во время встречи полностью присутствующим, быть готовым противопоставить клиенту собственное бытие, если это в данном случае приемлемо. Психолог не должен брать на себя обязательств быть хорошим специалистом в том смысле, в котором это может означать надевание ролевой маски. 2. Обязательства перед собственным бытием за стремление клиентов стать более аутентичными.Не позволять клиенту увлекать психолога на неаутентичный путь, не позволять заставить себя удовлетворять потребности клиента в одобрении, уверенности, любви, наказании. В глубинной работе с клиентом не идти по пути улучшения его внутренних достоинств, делания его более положительным, увеличения его потенциала. 3. Обязательство выполнять свой внутренний долг по отношениюк «семье» клиента.В данном случае «семья» — это те люди, которые составляют значительную часть жизни клиента. Тонким попыткам клиента соблазнить консультанта на то, чтобы соединиться с ним против окружающего мира, нужно противопоставить осознание бытия других людей и уважение к ним. 4. Обязательства перед обществом, в котором психолог и клиент существуют.Имеется в виду обязательство не поддаваться собственному импульсивному желанию и всегдашней 110 готовности множества интеллектуально развитых клиентов объяснять все наши дистрессы, фрустрации и разочарования «болезнями общества», в котором мы живем. Эти проблемы хоть и существуют, но не избавляют нас от ответственности. Иначе разговор может пойти по пути невротического бегства от экзистенциальной конфронтации. Клиент и психолог несут определенную долю и своей ответственности за то, что происходит в обществе. Имеется также в виду желание, чтобы каждый клиент после работы с ним стал агентом социального изменения, вобрав в себя общество и участвуя в его изменении. 5. Обязательства в отношениях с клиентом в связи со всем Человечеством и Тайной, в которой мы живем.Слово «Человечество» есть здесь некоторая попытка не писать слов «Бог» или «Абсолют». Имеется в виду, что аутентичная личность осознает свою конечность и, осознавая это, стремится к таким отношениям, которые находятся за пределами известного. В практическом отношении это означает для психолога то, что он ценит и защищает (и в отношении самого себя, и в отношении клиента) чувство возможного, неизвестного, чего-то такого, что находится за пределами нашего кругозора, но с чем мы еще можем столкнуться. Иногда это означает открытость для обсуждения переживаний клиента, связанных со случаями экстрасенсорного восприятия, с мистическими откровениями или соприкосновением с такими уровнями человеческого опыта, о которых мы знаем слишком мало или вообще ничего.
Артистизм специалиста, оказывающего воздействие
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 250] склонен рассматривать практику работы с клиентами как искусство. Поэтому он приписывает этому те атрибуты, которые склонен приписывать всем остальным формам искусства (графика, музыка, театр, кино): 1. Собственная личность является основным инструментом.Это утверждается по аналогии с художником, когда и он сам, и окружающие его люди признают, что художник, его личность, являются основным инструментом выражения 111 художественного импульса. Вот почему, несмотря на то что все художники проходят более или менее одинаковую школу обучения, мы ждем, что художник будет чем-то отличаться от всех остальных. 2. Незавершенность.Психолог-художник проходит через бесконечный цикл: а) переживание феноменов консультативной работы на определенном уровне; б) знакомство с этим уровнем и достижение внутри него состояния комфорта; в) постепенное осознавание различий и сходства между теми , явлениями в своей работе, на которые прежде не обращал внимания; г) сознательное встраивание этого нового осознания в пере-i живание феноменов консультативной беседы и, таким об-г разом, переход на новый уровень; д) знакомство с новым уровнем, достижение комфортного состояния внутри него и перевод нового осознания на предсознательный уровень, чтобы больше не требовалось сосредоточивать на нем внимание; е) постепенное осознавание нового различия и сходства меж-! ду явлениями консультативной работы, на которые прежде не обращалось внимание. ж) и так снова и снова. 3. Специально развитая чувствительность.Если мы признаем, что инструментом художника является он сам, то мы видим, что суть этого инструмента состоит в его чувствительности, чуткости. Консультант должен оттачивать свою способность выделять даже слабые намеки на чувства, быть в этом плане прекрасным «резонатором». 4. Определенного рода результат.Имеется в виду достижение действительно значимых результатов в работе, чтобы в сильной степени актуализировать свое искусство в ответ на требования взволновавшей ситуации. 5. Личные стандарты.Имеется в виду то, что только сам художник, в конце концов, может оценить свою работу, сопос- 112 тавить замысел с качеством реализации. Если художник устанавливает для себя слишком высокие стандарты, они могут задушить его творческий порыв. Если же стандарты слишком низкие, порыв тонет в посредственности. 6. Идентификацияс работой. Художник идентифицируется со своей работой таким образом, как если бы работа была частью его самого, а он сам - частью работы. Необходимо создавать эту взаимосвязь между тем, кт. е. человек, и тем, что он делает. Необходимо также осознавать, что порой идентификация с работой может создавать сложности в других обстоятельствах жизни человека или препятствовать тому, чтобы человек оставил эту работу, если того потребует эволюция его как личности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |