Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематическое параллелирование




 

Речь здесь идет о степени погруженности говорящих (психо­лога и клиента) в один и тот же предмет. Его можно определить

98

как показатель того, насколько один собеседник формулирует содержание своего послания в том же русле, что и предыдущее высказывание собеседника. Когда они говорят об одном и том же и используют близкие слова, мы можем сказать, что они «идут в параллель» или «параллельны друг другу». Когда они не так сильно совпадают, мы говорим, что в разговоре мало па-раллелирования. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 103] указывает, что необходимость идти в параллель с клиентом или же отхо­дить от параллельности зависит от разных этапов разговора и целей, которые возникают на этих этапах. Здесь речь идет о параллелях относительно темы разговора, например, о на­чальниках, коллегах, друзьях, семье, досуге.

Дж. Бьюдженталь [2001, с. 106] выделяет четыре уровня (или четыре степени свободы) относительно того, насколько люди находятся в параллельном общении друг с другом:

1. В параллель.Говорящий остается в том же тематическом русле, в котором сделано предыдущее высказывание.

2. Развитие.Говорящий придерживается той же основной темы, которой было посвящено предыдущее высказывание, но вносит новый элемент, который является следующим логиче­ским шагом в развитии этой темы.

3. Отклонение.Теме, которой было посвящено предыдущее высказывание, уделяется некоторое внимание, но говорящий при этом смещает локус рассмотрения или иначе расставляет акценты. В результате разговор приходит к тем аспектам, кото­рые ранее не затрагивались.

4. Смена.Говорящий практически игнорирует тему преды­дущего высказывания (или уделяет ей самое поверхностное внимание). Происходит существенный сдвиг в предмете обсуж­дения.

Параллелирование чувств

 

Параллелирование чувств означает, что говорящий уделяет чувствам собеседника столько же внимания, сколько только что уделил им другой. В каждом высказывании есть как чувст­венный (аффективный), так и мыслительный (когнитивный)

99

компоненты. Например, фразу «Сегодня восьмое марта» невоз­можно понять без анализа аффективного компонента посла­ния. Если психолог начнет подчеркивать факты и идеи, то и клиент отойдет от своих чувств, станет менее экспрессивным. Это пример отказа от параллелирования. Здесь, следуя Дж. Бьюдженталю [2001, с. 116], можно выделить следующие сте­пени свободы:

1. Параллелирование чувств.

2. Акцент на чувствах. Усиление их.

3. Акцент на идее. Отказ от параллелирования чувств.

 

Параллелирование рамок, ракурса рассмотрения проблемы

 

Речь здесь идет о параллелировании ракурса рассмотрения темы или проблемы. Ракурс этот может меняться от высокой степени конкретности, детальности до высокой степени обоб­щенности, абстрактности. В речи психолога-консультанта призыв к клиенту стать более конкретным может быть выра­жен следующими словами: «Давайте рассмотрим это подроб­нее». Призыв перейти к большей степени обобщенности мо­жет быть выражен следующими словами: «А какова картина в целом?»

Степени свободы здесь - параллель, сужение, расширение.

 

 

Параллелирование локуса внимания собеседника

 

В консультативном диалоге применительно к локусу внима­ния можно выделить следующие степени свободы:

1. Внимание на межличностном:клиент — другие. Име­ется в виду, что в поле внимания клиента в данный момент находятся его взаимоотношения с другими людьми или объектами; все, кроме самого клиента и психолога-консуль­танта.

2. Внимание на межличностном:клиент — консультант.

В поле внимания клиента находятся его взаимоотношения со

100

специалистом, оказывающим воздействие. Дж. Бьюдженталь [2001, с.135] указывает здесь на два полюса, создающих диапа­зон степеней свободы: интимность или конфликт. И то и дру­гое вызывает у клиентов тревогу, с которой они пытаются спра­виться либо нападками на консультанта, либо погружением в зависимость от него, чему соответствуют требования постоян­ного руководства, уговоров, решений.

3. Внимание на интрапсихическом.Речь здесь идет об ана­лизе того, как клиент структурирует свою идентичность и природу мира, в котором он живет; исследовании его системы конструктов «Я-и-мир»; что клиент чувствует, что его заботит в данный момент, почему он хочет себя вести так, а не иначе; каковы его типичные формы поведения, реагирования на раз­ные аспекты ситуаций, в которые он попадает. С точки зрения Дж. Бьюдженталя [2001, с. 138], наиболее фундаментальные личностные изменения происходят именно на этом полюсе внимания субъекта.

Внимание на специалисте, оказывающем воздействие.

Речь идет о ситуации, когда персона консультанта или психо­терапевта стала для клиента на первый план, составляет его за­боту, прежде всего.

 

 

Соотношение объективации и субъективного

 

Речь здесь идет о том, насколько клиент в диалоге готов взять на себя ответственность за собственную жизнь, насколь­ко он не дистанцируется от своих проблем, ощущает свое автор­ство и силу, необходимую для изменений. Это выражается в формах, которые использует клиент для описания своей забо­ты - тех проблем, жалоб, вопросов, которые привели его в кон­сультацию. Дж. Бьюдженталь[2001, с. 148] описал эти формы, или, иными словами, паттерны (образцы), представления сво­ей заботы клиентами, расположив их в порядке нарастания субъективности, т.е. готовности взять ответственность на себя, нарастания того уровня анализа, на котором более всего воз­можны личностные изменения:

1. Паттерны, объективирующие заботу.Под объектива­цией здесь имеется в виду постановка себя в позицию сторонне-

101

го наблюдателя, человека, который не шЙВет возможности что-либо сделать со своей заботой. В этой группе представлены сле­дующие образцы поведения:

v Называние. Любой проблеме клиента можно присвоить каталожное имя - нерешительность, одиночество, депрес­сия. Процесс называния делает проблему предметом обсу­ждения, отодвигает ее. Часто при этом кажется, что тот, кто страдает от той же проблемы, страдает точно так же, страдание больше не кажется уникальным. Подчас назва­ние вообще отрывается от своей основы в процессе кон­сультирования и начинает жить своей самостоятельной жизнью.

v Описание. Это когда клиент не называет свою проблему, а начинает описывать ее характеристики по сравнению с каким-либо иным известным ему состоянием. При этом предполагается, что любой другой человек, имеющий та­кие затруднения, опивает ее точно так же. Человек очень мало внимания уделяет своему личностному, уникально­му переживанию проблемы, что означает потерю способ­ности повлиять на состояние.

v Оценивание. Человек приписывает своей проблеме неко­торые свойства; например, когда клиент говорит, что это делает его таким несчастным. Здесь проблеме придается '    некоторая власть.

 

2. Паттерны с тенденцией к объективации:

v Функциональное ассоциирование. Имеется в виду ситуа­ция, когда человек начинает рассуждать о том, как другие люди справляются с подобного рода проблемами; почему у других людей подобные проблемы не вызывают страданий, а у него они вызывают. Человек заинтересован фак-, том существования индивидуальных различий в реагиро­вании на подобного рода ситуации.

v Причинное или аналитическое ассоциирование. Человек начинает рассуждать о причинах своих затруднений, ис­следовать свою уникальную историю. Здесь таится опас­ность развернутых каузальных построений, которые не мо­гут вызвать заметных изменений в чувствах и поведении.

102

v Детализация истории или жизненных событий. Пред­полагается, что силой обладает эпизод из прошлого, а не сам человек, который вспоминает этот эпизод. Человек ощущает себя жертвой происшествия, которое произошло давно. Осознание этого, как правило, недостаточно, чтобы вызвать изменения. Но все-таки это уже больший шаг на пути погружения в свою субъективность. Человек более ': погружается в свои эмоции, переживание, горе. Он уже менее отстранен от себя самого.

3. Паттерны с тенденцией к субъективности.Клиенты на­чинают в своем собственном опыте искать то, что поможет су­щественно изменить чувства, взгляды или действия. Сюда вхо­дят следующие образцы поведения:

v Осознавание тела и ассоциирование. Человек начинает прислушиваться к голосу своего тела, сосредоточивает свое внимание на том, как он себя чувствует в данный мо­мент; есть ли в его теле напряжение, не нужно ли рассла­биться, избавиться от него. Пытается понять, что он чув­ствует телом, а не разумом.

v Описание снов и фантазий. При этом важно подмечать слова и образы, которые кажутся особенно мучительными для клиента или которые произносятся так, что заставля­ют предположить их аффективную заряженность. Клиен­ту говорят об этом и просят позволить появиться любой ре­акции. Так, клиент погружается в анализ себя, начинает работать на уровне истинной субъективности, если он не переходит к объективации как механизму психологиче­ской защиты.

v Эмоциональное ассоциирование. Человек осознает свою печаль и боль по поводу собственных проблем. Путь к это-му лежит часто через лучшее осознавание потребностей своего тела. Другой путь - подробный рассказ об актуальных жизненных переживаниях.

v Осознавание в процессе. Клиент самостоятельно или с по-■{ мощью своевременных интерпретаций специалиста, ока­зывающего воздействие, осознает, как некоторые из его проблем разворачиваются прямо в процессе диалога. На­пример, он начинает осознавать свою нерешительность.

103

4. В основном субъективные паттерны.Здесь выделяют­ся следующие образцы поведения:

v Спонтанное фантазирование. Клиенту можно предло­жить не стараться о чем-то думать, просто открываться любым образам, которые приходят спонтанно. Необходи-' 'мо позволить образу сформироваться, затем рассказать собеседнику. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 161] указывает на ряд случаев, в которых не следует обращаться к спон­танному фантазированию.

v Свободные ассоциации. Клиент должен говорить все, что приходит в голову, безо всякой цензуры, соображений приемлемости или иных ограничений.

v Поиск, ведомый заботой. Это развитие метода свободных ассоциаций. Клиент не может спонтанно говорить все, что приходит в голову. Для того, чтобы выбирать из множест­ва возможностей, необходим критерий отбора. Эту функ­цию выполняет переживание заботы. Имеется в виду, что

человек действительно заботится о каких-либо вопросах, что он готов вложить в это себя. Для эффективного поиска необходимы три вещи:

§ клиент должен определить жизненный вопрос, который

§ хочет исследовать более глубоко и полно, и подробно описать его консультанту (и делать это часто и много

§ во время этого описания клиент должен быть погружен в процесс настолько глубоко, насколько это возможно - ос­таваться на уровне критических обстоятельств столько, сколько сможет;

§ клиент должен сохранять исследовательские ожидания, к способность удивляться.

Полезны свободные ассоциации, которые возникают по ходу этого процесса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...