Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивидуальная психология Альфреда Адлера
(1870-1937)
А. Адлер был австрийским психологом. Полагал, что структура личности закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого стиля жизни, который предопределяет все последующее психическое развитие. Ребенок из-за недоразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и утвердить себя складываются его цели (стать агрессивным, могущественным, недосягаемым). Валено, чтобы стремление к превосходству, вытекающее из чувства неполноценности, сочеталось с социальным интересом, т. е. стремление к превосходству должно быть социально позитивно, включать стремление к благополучию всех людей. Если у человека социальный интерес выражен недостаточно, то такой человек эгоистичен, борется за личное превосходство и главенство над другими, поглощен своими 129 интересами и самозащитой. Социальный интерес должен развиваться в семье матерью через чувство сотрудничества, установление взаимосвязей и товарищеских взаимоотношений. Мать должна поощрять направление социального интереса за пределы сферы ее внимания. Преувеличение здорового стремления постоянно преодолевать чувство неполноценности может переоформиться в комплекс неполноценности — навязчивую тенденцию преувеличивать свои физические или интеллектуальные способности подчас через неадекватные действия, лишенные социального интереса (постоянная демонстрация своей компетентности, склонность к конкуренции, привычка постоянно «сажать в калошу» других). Индивидуальные различия Адлер описывал с помощью двух переменных: наличия или отсутствия социального интереса, высокого или низкого уровня жизненной активности. Он выделил следующие типы людей: 1) управляющий (высокая активность, но низкий социальный интерес); 2) берущий (не очень высокая активность, низкий социальный интерес); 3) избегающий (низкая активность, низкий социальный интерес); 4) социально-полезный тип (высокая активность сочетается с высоким социальным интересом).
Цели работы с клиентом
1. Снижение чувства неполноценности. 2. Развитие социального интереса. 3. Коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни, учитывая первые две цели. Этапы работы с клиентом [Осипова, 2000, с. 43—47]
I. Установление правильных отношений — уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка, подбадривание. II. Анализ личностной динамики 1. Цели жизни: v В чем Вы видите свое предназначение? v Вам нравится то, на что Вы расходуете своюжизнь? 2. Анализ семейного созвездия: v Как Ваш отец относился к детям? v Кто был любимым ребенком в семье? v В каких отношениях Вы были с отцом и матерью? v Каким ребенком Вы были? 3. Анализ ранних воспоминаний: v Я бы хотел услышать о Ваших самых первых детских воспоминаниях. Пожалуйста, расскажите что-нибудь из самых первых Ваших впечатлений. v Хотелось бы услышать Ваше самое яркое воспоминание, относящееся к первым 6 годам жизни. Собирают около четырех ответов по каждому пункту. Фиксируют: § доминирующую тему; § повторяющуюся реакцию; § позицию (участник - наблюдатель); § одиночество или включенность в группу; § центральное чувство, которое выражается в воспоминаниях.
4. Анализ сновидения. Детские сны рассматриваются как репетиция будущих действий. 5. Приоритеты, приоритетные ценности:комфорт, контроль, превосходство, желание быть принятым. Клиента просят рассказать о своем обычном дне:
131
Главная задача: помочь осознать приоритет, но не изменять его! 6. Подведение итогов.По каждой из предыдущих техник готовится резюме. Резюме обсуждается с клиентом, причем сам клиент читает резюме вслух, при этом обращается внимание на его невербальное поведение. Смысл процедуры - нахождение главных ошибок в суждении о мире:
III. Подбадривание -признание личного мужества клиента, его духовных сил, наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания.
IV. Поощрение инсайта(озарения). Методы: Психологическая поддержка в сочетании с конфронтацией и интерпретациями (намеки, подсказки, предположения). Цель: высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни, подвести клиента к реальному самопониманию.
V. Помощь в переориентации или воплощение инсайта в действие.Цель: изменение прежних целей, принятие новых решений. Приемы: 1. Антисуггестия (парадоксальная интенция)- многократное преувеличение пропорций нежелательной активности, чтобы клиент осознал неадекватность и неуместность, нежелательность своих действий. 132 2. «Если бы ...»Клиенту предлагают действовать так, как если бы его желание уже осуществилось. 3. Постановка целей и принятие обязательств.Цель должна быть достижима, приятна клиенту, время ограничено. Если цель не осуществляется, ее пересматривают. В случае удачи клиент поощряется к принятию более долгосрочных обязательств в желательном для него направлении. 4. «Поймай себя».Отслеживать элементы своего деструктивного поведения, имевшего место прежде, в нынешней жизни с теплым юмором в отношении себя. 5. «Нажатие кнопки».Если клиент чувствует себя жертвой противоположных эмоций, ему предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние «нажатием кнопки», т. е. принимая решение о том, на каких мыслях или образах стоит сосредоточиться. 6. «Избегание плакунчика».Если позиция клиента «Меня никто не любит, никому я не нужен», не стоит подкреплять эту позицию. Наоборот, следует подкреплять поведение, соответствующее психологической зрелости, когда выбор позиции зависит от человека, от его свободного решения.
Гуманистически-ориентированное консультирование
Данное направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям. В психоаналитических подходах неприемлемым для представителей этого направления является детерминизм поведения человека влечениями низшими, схожими с влечениями животных, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте. 133 В бихевиористских подходах неприемлемым для представителей этого направления является почти однозначная заданность поведения человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных. В когнитивистских подходах неприемлемым для представителей этого направления является трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |