Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные защитные механизмы (Грановская, 1988, с. 274-282)




1. Отрицание- информация, которая тревожит и может при­вести к внутреннему конфликту, не воспринимается. Напри-

117

мер, при массовом социологическом обследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. «Да» сказали 54% некуря­щих и только 28% курящих. Принятие материала означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.

2. Вытеснение -истинные, но неприятные мотивы вытесня­ются, отвергаются «цензурой» на пороге сознания с тем, чтобы их заменили другие, приемлемые с точки зрения общества. Вы­тесненный мотив создает эмоционально-вегетативное напря­жение, которое субъективно воспринимается как состояние не­определенной тревоги, страха.

3. Проекция- бессознательное приписывание другому ли­цу собственных чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемле­мость.

4. Идентификация- бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, но желательных для себя. У детей это простейший механизм усвоения норм социаль­ного поведения и этических ценностей. Благодаря идентифика­ции достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. Идентификация в расширенном смысле этого слова - неосознаваемое следование образцам, идеалам, по­зволяющее преодолеть собственную слабость, чувство неполно­ценности.

5. Рационализация- псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных при­чинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности, рационализация связана с попыткой снизить цен­ность недоступного («кислый виноград») или преувеличить цен­ность имеющегося («сладкий лимон»). Например, если человек пренебрежительно относится к высшему образованию, не исклю­чено, что он, таким образом, защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.

6. Включение- значимость травмирующего фактора сни­жается за счет того, что прежняя система ценностей помещает­ся как часть в новую, более глобальную систему. Относитель­ная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис (от греч. katharsis - очищение) - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании драматическим ситуациям других людей, существенно более тягостным и трав­мирующим, чем собственные. Издревле катарсис связывался с театром.

7. Замещение- перенос действия, направленного на недос­тупный объект, на действие с доступным объектом. Например, деятельность может переводиться из практической плоскости в область фантазии.

8. Изоляция, илиотчуждение — обособление внутри созна­ния травмирующих человека факторов. Неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-ли­бо событием и его эмоциональной окраской не отражается в соз­нании. Утрачивается эмоциональная связь с другими людьми. С этим защитным механизмом связаны феномены дереализа­ции, деперсонализации, расщепления личности (множествен­ность «Я»).

9. Регрессия- форма психологической защиты, заключаю­щаяся в возвращении к ранним, связанным с детством, типам поведения, переходом на предшествующие уровни психиче­ского развития. Актуализируются успешные в прошлом спосо­бы реагирования. Индивид возвращается к той стадии психи­ческого развития, на которой переживается чувство удовольст­вия (например, от еды).

10. Реактивное образование— человек защищается от запрет­ных импульсов, выражая в поведении и мыслях противополож­ные побуждения. Социально одобряемое поведение при этом вы­глядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, ко­торая испытывает тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать в своем кругу непреклон­ным борцом с порнографическими фильмами.

11. Сублимация- энергия инстинктов отводится по другим каналам выражения - тем, которые общество полагает приемле­мыми. Например, если со временем мастурбация вызывает у юноши все большую тревогу, он может сублимировать свои импульсы в социально одобряемую деятельность — футбол,

119

хоккей, другие виды спорта. В рамках классического психоана­лиза принято считать, что сублимация сексуальных импульсов послужила главным толчком для великих достижений в запад­ной науке и культуре. ,  / ,>..-.-

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...