Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Базовый подход к сопротивлению




 

Имеется в виду то, как специалист, оказывающий воздейст­вие, работает с сопротивлением воздействию.

104

Сопротивление - это импульсивное действие, направленное на защиту привычной идентичности и знакомого мира от того, что воспринимается как угроза. В глубинной работе с клиен­том, в работе, направленной на глубокие личностные измене­ния, сопротивление - это способы, с помощью которых клиент избегает состояния истинного субъективного присутствия -открытости и экспрессивности. Сопротивление проявляется в том, что клиент сопротивляется погружению в глубинную работу.

Зачастую практическому психологу приходится сталки­ваться с тем, что имеют место серьезные «жизнеограничиваю-щие» процессы, которые удерживают клиента от погружения в самого себя. Сопротивление для человека может быть типич­ной формой жизненного поведения. Человек часто выхолащи­вает мир до тех пропорций, внутри которых чувствует себя защищенным.

Дж. Бьюдженталь [2001, с. 177] описывает следующие спо­собы работы с сопротивлением:

1. Отслеживание.Психолог идентифицирует для себя од­ну кажущуюся наиболее заметной и доступной осознанию клиента группу его ответов, выражающих сопротивление. За­тем он снова и снова привлекает к этому паттерну внимание клиента.

2. Разъяснение эффектов сопротивления.Психолог не просто обращает внимание клиента на выделенный паттерн, но показывает клиенту, как он снижает его эмоциональную вовлеченность, концентрацию на субъективности. Мотива­ция сопротивления будет раскрыта на более поздних эта­пах.

3. Разъяснение случайности.По мере осознания клиентом своего паттерна сопротивления имеет смысл разъяснять ему, что подобное поведение является не просто плохой речевой привычкой или мимолетной небрежностью, а мотивирован­ным действием.

4. Демонстрация альтернатив.Имеется в виду демонстра­ция альтернативного типичному поведения. Например, кли­ентке, которую смущение уводило от погружения в субъектив­ность, рекомендуется задержаться на этом смущении, побыть

105

в нем. Смущение начинает стимулировать в таком случае не уход от субъективности, а погружение в нее.

5. Разъяснение функций сопротивления,т. е. показ той не­которой пользы, которую приносит клиенту сопротивление.

6. Освобождение и перемещение. Клиент начинает сам иден­тифицировать свое собственное сопротивление, пробовать задер­живаться внутри него, с тем чтобы в некоторой степени быть в контакте со своими внутренними переживаниями, даже при условии, что сопротивление активно работает. Получив возмож­ность поиска ценности в сопротивлении, клиент начинает от­крывать в себе новые области.

7. Понимание глубинной цели сопротивления.По мере того как клиент знакомится с механизмами своих потребностей со­противления, он учится видеть их как части самого себя, а не как чужеродные интроекты, осознает, что у него есть возмож­ность выбора и более регулируемого контроля над их действи­ем.

 

 

Забота как источник силы и направляющий фактор

 

Забота — название для комплекса чувств и отношений чело­века, всерьез задумавшегося о своей жизни и о том, какое тече­ние она приняла. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 193] выделяет в заботе клиента четыре грани: боль, надежду, ориентацию и внутренние обязательства. На практике все подсистемы за­боты одновременно и оптимальным образом работают редко. Если бы они работали как надо, работа психолога была бы не нужна. Чаще всего проявляется более или менее ощутимо только боль. Дж. Бьюдженталь [2001,с. 194] описал следую­щие возможные реакции специалиста, оказывающего воздей­ствие, для того чтобы использовать параметры заботы в работе с клиентом:

1. Понимание боли клиента.Консультант реально воспри­нимает боль клиента, чувствует ее всем телом, понимает ее власть над клиентом, то, как она мешает его полноценному функционированию, то, как он ее боится. Это делается для того, чтобы клиент не пошел по пути отрицания своей боли.

106

2. Понимание надежды клиента.Обращение к психологу уже свидетельствует о том, что у клиента есть некоторая наде­жда на возможное улучшение. Тем не менее для многих кли­ентов характерно отрицание надежды, что является их защит­ным механизмом. Психологу так или иначе предстоит всту­пить в конфронтацию с этим отрицанием.

3. Мобилизация обязательств клиента.Клиента необходи­мо настроить на обязательства по отношению к своей проблеме или заботе. Речь идет о частоте встреч, о затратах, о необходи­мости прилагать усилия, выполнять то, что необходимо. Как это делать Дж. Бьюдженталь[2001, с. 199-203] описывает дос­таточно подробно.

4. Пробуждение внутренней ориентации.Речь идет о заме­не ориентации на изменения других на ориентацию на измене­ние себя, на анализ себя.

В заботе специалиста, оказывающего воздействие, Дж. Бьюдженталь [2001,с. 208] описывает следующие четыре грани:

Потребности специалиста, оказывающего воздействие.

Речь идет о потребности выполнять свою работу. Если, напри­мер, у психолога нет такой потребности, то он должен оставить работу. Одной из самых главных потребностей специалиста, которые можно удовлетворить в психологической работе, Дж. Бьюдженталь [2001, с. 209-210] считает ощущение причастно­сти к тому, что человек, с которым ты установил глубокие отно­шения, начинает жить заново, полнее реализует силы или же достигает большей внутренней умиротворенности.

2. Видение специалиста, оказывающего воздействие.Речь идет о том, что у психолога формируется в процессе работы ощущение или образ той личности, которая скрыта в клиенте. Это интуитивное представление о том, каким может стать клиент, если совместная работа будет максимально эффектив­ной.

Присутствие специалиста, оказывающего воздействие,

т. е. быть по-настоящему доступным и по-настоящему экспрес­сивным. Признаком потери присутствия является ощущение скуки.

107

4. Сензитивность специалиста, оказывающего воздействие.

В развитой форме сензитивность означает:

  • возможность различать такие оттенки чувств и смыслов, которые совершенно недоступны любым попыткам внеш­ней фиксации;
  • делать такие выводы, которые до тонкости совпадают с пе­реживаниями клиента и которые невозможно выразить словами;
  • так формулировать свои интервенции, чтобы они полно­стью совпадали с потребностями клиента как актуальны­ми, так и долговременными.

Такая сензитивность формируется благодаря:

 

1) разнообразному жизненному опыту (часто горькому), су­щественно превышающему опыт среднего человека;

2) обучению и супервизии.

Сензитивность является продуктом разнообразных челове­ческих контактов, открытости перед эстетической стороной жизни, близким знакомством с экзистенциальными условия­ми собственного существования. Возраст может порождать ри­гидность, которая противоположна сензитивности; и вообще, возраст - не гарантия развития.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...