Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа психолога-консультанта с клиентом, склонным к критике




 

Подчас психолог сталкивается в консультации с клиентом, который очень склонен к критике.Это может препятствовать конструктивному взаимодействию психолога-консультанта и клиента. Е.Г. Вельская [1998, с. 74-76] описала несколько кон­структивных методов реакции психолога-консультанта на кри­тику:

1. Метод сочувствия и разоружения.Он заключается в том, чтобы:

 

1) задать человеку несколько вопросов, чтобы лучше понять, что он имеет в виду; при этом избегать роли судьи или за­щитника. Нужно собрать как можно больше информации, чтобы появилась возможность взглянуть на мир глазами критика. Вопросы следует задавать с сочувствием, даже если клиент несправедлив;

84

2) разоружение критики. Вне зависимости от правильно­сти утверждений критика нужно найти способ согла­ситься с ним. Когда критик не встречает сопротивления, он обычно теряет весь свой пыл. Если критик успокаива-'• ■ ■ ■ ется, то приходит в более подходящее состояние для об­щения. Основная ошибка в ситуации критики - домини­рующая тенденция защитить себя от любых несправед­ливых нападок. Каждая попытка защитить себя лишь ? подогревает пыл противника.

2. Метод самоконтроля.Актуален не только для психоло­гов-консультантов, но и для преподавателей. Ориентирован на случай выскочки, который:

1) критикует настойчиво, но является некомпетентным в том, что критикует, не вникает в представленный мате­риал;

2) не очень хорошо воспринимается в своем кругу обще­ния;

3) его стиль критики носит подавляющий, унижающий характер.

Как реагировать на такого критика:

1) немедленно поблагодарить за комментарии;

2) подчеркнуть, что поднятые вопросы достаточно важны;

3) отметить необходимость знаний поставленных вопросов - > пусть это вдохновляет его на самостоятельную работу;

4) предложить обсудить эту тему после изучения.

3. Техника «Я-высказывание».Суть этой техники заклю­чается в том, что психолог должен сделать клиенту заявление согласно следующей структуре:

1) событие. Ситуация должна быть описана клиенту объек­тивно. Это помогает клиенту увидеть свои действия в но­вом свете;

2) отклик психолога. Показать, какое воздействие поступ­ки клиента оказали на Вас. Это должно его подтолкнуть на пересмотр своего поведения;

85

3) изложение клиенту версии предполагаемого исхода. Де­лается это для того, чтобы дать возможность клиенту ощутить свободу выбора. Необходимо предложить не­сколько версий развития ситуации и оставить вариант ис­хода открытым. Можно предложить клиенту свой вариант поведения в сложившейся ситуации.

 

 

Структура консультативного процесса

 

Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса

 

Б.М. Мастеров [1998] описывает следующие основные ори­ентации психологов относительно структуры консультативно­го процесса:

1. Аналитико-интерпретативная ориентация.  Психолог по мере предъявления клиентом проблемы анализирует и ин­терпретирует ее содержание, а также происходящее «здесь и те­перь» взаимодействие в терминах той теории, адептом которой он является. Клиент должен увидеть свою проблему и самого себя глазами психолога, принять это видение и сделать его сво­им. Именно психолог здесь ставит задачу на изменение, и со­ставной частью этого изменения обязательно будет изменение картины мира клиента. Именно психолог выбирает средства изменения и использует их. Примером такого подхода к работе с клиентом является работа с ним в рамках разных вариантов психоанализа.

2. Рационально-констатирующая ориентация.По мере предъявления проблемы клиентом психолог старается по­мочь ему сформулировать эту проблему наиболее четко, в ра­циональной форме и в терминах клиента. Это помогает кли­енту осознать свои представления о реальности и себе самом, что дает возможность ему самостоятельно или совместно с психологом поставить задачу на изменение, но редко позво­ляет самостоятельно найти средства для осуществления этих изменений. Отсюда возникает обоснованный запрос клиента к психологу-консультанту на овладение техниками изменний.

86

3. Процессуальная ориентация.Психолога здесь интере­сует не само содержание, предъявляемое клиентом, а динами­ка развертывания этого содержания в ситуации «здесь и те­перь». Психолог следует за клиентом и усиливает проявления спонтанности с помощью различных приемов и техник. Клиент получает реальный новый опыт в ситуации «здесь и теперь»: происходит изменение эмоционального состояния, возникают новые поведенческие реакции. Наиболее яркие представите­ли из известных в нашей стране — Милтон Эриксон и Эми Минделл.

4. Эмпатическая ориентация (частный случай процессу­альной ориентации). Внимание психолога сконцентрировано на чувствах клиента, возникающих в ситуации «здесь и те­перь», на характере эмоциональных отношений с клиентом. Основные представители - Карл Роджерс, Ролло Мэй.

5. Парадоксальная ориентация.Психолог своим поведе­нием стремится разрушить ролевые ожидания и стереотипы от­ношений клиента. Это ведет к изменению состояний клиента, к разрушению стереотипов общения и отношений, стереотипов в восприятии себя и других людей. Это делает клиентов более «пластичными», эмоциональносензитивными и рефлексивны­ми. Так работали Милтон Эриксон и Карл Витакер. Многие психологи используют техники этой ориентации на этапе дебю­та как вспомогательные.

6. Реконструктивная ориентация.  Направлена на вос­создание «здесь и теперь» контекста проблемы. Психолог вос­создает жизненный контекст, в котором существует проблема клиента, реконструирует в ситуации «здесь и теперь» фраг­мент субъективной картины мира (СКМ) клиента в той ее час­ти, которая имеет отношение к проблеме клиента. Внимание психолога сосредоточено не на содержании проблемы и отно­шениях с клиентом как таковых, а на процессе реконструк­ции и средствах, которыми она осуществляется. Саму рекон­струкцию осуществляет клиент, используя предложенные ему средства и процедуры. Клиент начинает видеть, думать, переживать, находясь внутри этой реальности. Психолог об­ращает внимание клиента на какие-либо аспекты его СКМ, которые клиент ранее не рефлексировал, и помогает клиенту получить новый опыт в этой реконструированной реальности.

87

Категории, внесенные психологом из его психологической картины мира, в качестве средства реконструкции (а не в ка­честве средства интерпретации) переструктурируют и расши­ряют воссоздаваемый «здесь и теперь» фрагмент субъектив­ной картины мира клиента, имеющей отношение к его про­блеме. Клиент начинает использовать эти категории как средства структурирования своего опыта и ориентации в нем, наполняя его своим содержанием. Этот подход разрабатывает­ся Б.М. Мастеровым [1998]. Он выделил базовые компоненты СКМ клиента: пространство, время и оценка, образующие систему координат, которая помогает понять восприятие мира и его фрагментов клиентом, закономерности членения их на «проблемные» и «беспроблемные». На этом пути он вы­делил следующие миры: чувств и эмоциональных состоя­ний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов, физический, психологический, символи­ческий, эстетический и др.

Измерения беседы между специалистом, оказывающим










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 366.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...