Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы




1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится пе­рестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как, сталкивается с трудностями в этом плане.Это наи­более желательный для психологов-консультантов тип клиен­тов.

2. Клиент, который в ситуации затруднения стремится соз­давать многообразные субъективно-личностные версии, при­званные сохранить хорошее мнение в своих глазах и в глазах других людей.Версии неуспешности чаще всего связываются с внешними обстоятельствами либо с низкой личной заинтере­сованностью в данном виде деятельности. Например, студент, не сдавший как следует экзамены и отчисленный из вуза, мо­жет объяснять это невозможностью для него учиться вследст­вие необходимости зарабатывать деньги или же тем, что про­филь вуза не соответствовал его интересам. Недовольство собой, порождаемое низкой самооценкой, может усложнять субъективно-личностную версию. Этот феномен заключается в том, что субъективно-личностная версия начинает расслаи­ваться на несколько — «для себя» (которых может быть много) и «для других». Например, в случае неудачи на экзамене сту­дентка может объяснять себе эту неудачу тем, что попался пло­хой преподаватель, а преподавателю объяснять свою неудачу физическим недомоганием. При этом противоречивость ситуа­ции, которая часто возникает в случае создания субъективно-личностных версий, может не замечаться. Можно говорить о различных приемах работы с клиентами этого типа. Порой бывает полезно использовать прием интерпретации, сделать знание о субъективно-личностных версиях доступным клиен­ту. Можно обратить внимание клиента на противоречия в его рассказе: «Возможно, преподаватель неудачный, но ведь большинство студентов вашего курса сдали ему экзамен и даже многие получили хорошие оценки. Как им это удалось? Почему это не удалось вам?». В случае эшелонированной пси­хологической защиты, когда состояние клиента приближа­ется к невротическому, нет смысла оспаривать субъективно-личностную версию. Эшелонированная психологическая защи-

77

та связана, как правило, с тем, что клиент не видит путей конструктивного разрешения ситуаций. Создание субъектив­но-личностных версий - единственный известный такому че­ловеку способ справиться с ситуацией. В этом случае целесо­образно принять версию клиента, солидаризироваться с ним. Как это делать, довольно неплохо показывают нам Р. Бэндлер иДж. Гриндер[1994, особенное. 99-100]. Затемможно, напри­мер, использовать прием самораскрытия: рассказать о своем подобном опыте, о том, что чувствовал тогда, о том, как уда­лось разрешить трудности. Можно привести не свой, а про­сто известный психологу-консультанту опыт. Это должно обогатить клиента навыками конструктивного поведения в ситуации. В более тяжелых случаях требуется психотерапия.

IV. Влияние пола клиента на процесс консультирования

 

Согласно данным, приводимым Н.Н. Обозовым[1993], муж­чины и женщины имеют разные ожидания относительно пси­хологического консультирования. Соответственно, психологи-консультанты мужчины и психологи-консультанты женщины по-разному видят себя в роли психолога-консультанта, готовят себя к этой роли.

Женщины в большей мере стремятся к сопереживающему, сочувствующему стилю общения, обращая внимание в первую очередь на отзывчивость, чуткость. При описании эталона кон­сультанта они упоминают черты характера, темперамента, т. е. их интересуют особенности личностной организации специали­ста, оказывающего воздействие. Можно сказать, что женщины в большей степени ориентированы на эмпатический контакт, чем мужчины.

Мужчины в консультировании предпочитают эмоциональ­но нейтральный, рабочий стиль общения. Они более ориенти­рованы на когнитивные аспекты ситуации, на психологиче­скую информацию. При описании эталона консультанта они делают упор на такие черты, как серьезность, внимательность, чувство долга.

Было установлено, что мужчины-клиенты больше предпо­читают работать с мужчинами. Позиция женщин-клиентов

78

нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением тоже своего пола. Но главное тут не пол, а способность к сочувствию.

Женщине-консультанту при работе с мужчиной можно ре­комендовать более ориентироваться на рабочий стиль отноше­ний, на подачу информации, на когнитивный анализ ситуа­ции.

Мужчине-консультанту при работе с женщиной следует стре­миться к большему сопереживанию, сочувствию, проявлению эмпатии.

Н.Н. Обозов [1993]приводит сведения, согласно которым большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их дея­тельности, у женщин - в семейно-брачных отношениях.

V. Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования

 

Лица с атлетическим телосложением обычно стремятся до­минировать в общении и отношениях. Их шумное и самоуве­ренное поведение либо подавляет других, либо вызывает агрес­сивность со стороны таких же, как они. Все это может создавать проблемы в личной жизни и деловых контактах.

Лица с астеническим телосложением чаще имеют затрудне­ния в общественных и межличностных контактах за счет сво­его концентрированного, скрытого, субъективного мышления, своей интравертированности. Это, как правило, люди с высо­ким уровнем развития самосознания, интеллекта, непохожие на большинство. Отсюда и возникают их трудности в личной и деловой жизни. Во-первых, они могут быть малопонятны для большинства окружающих. Во-вторых, они нетипичны, уни­кальны, поэтому им труднее найти путь к другому человеку.

В психологическом консультировании (как, впрочем, и в жизни) с людьми астенического телосложения нужно быть предельно предупредительными. Межличностную дистанцию и доверительность общения они предпочитают регулировать сами, поэтому вопросы им следует задавать очень осторожно.

Женщины с пикническим телосложением с проблемами своей личной жизни справляются проще и сами, так как лег­кость в обращении и внешне выражаемые чувства упрощают отношения с другими людьми.

79

 

 

Позиции психолога-консультанта

В консультативном диалоге в зависимости

От типа клиента

 

 

В работе с перечисленными выше типами клиентов психо­лог может использовать различные ролевые позиции. Н.В. Са-моукина [1997]выделила и описала пять приемлемых позиций психолога-консультанта в консультативном диалоге примени­тельно к различным типам клиентов:

1. Психолог- «нейтральный советчик»выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации.

2. Психолог-«программист».Психолог разрабатывает про­грамму для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда де­лать», например режим жизни школьника.

3. Психолог-«слушатель». Врезультате «разговора с хоро­шим и умным человеком » клиент получает облегчение, удовле­творение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы.

4. Психолог-«зеркало». Психолог объясняет, что объек­тивно происходит, рисует для клиента объективное отраже­ние события, помогает понять его роль в этих событиях, а так­же позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию.

5. Психолог-«катализатор»для людей, которые все пони­мают, но ничего не делают, принимают на себя роль неудач­ников. Необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачи­вающиеся события его собственной жизни, например, через укрепление его уверенности в себе, в его «добрых силах», его способности к управлению событиями своей личной жизни, ожиданию желаемого положительного результата.

Н.В. Самоукина [1997] полагает, что позиции «нейтраль­ный советчик» или «программист» подойдут для случаев, ко­гда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигент­ный человек. Позиции «зеркало» и «программист» более по-

80

дойдут для человека, у которого эмоции обычно преобладают над доводами разума.

Позиция психолог-«слушатель» подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно слу­чившимися событиями. Позиция психолог-«катализатор» по­дойдет для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...