Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность психолога-консультанта на подэтапе




«Коррекция установок клиента»

 

Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет вы­полнена, если в сознании клиента обозначится следующая це­почка событий: а) чувство или переживание клиента, дли­тельно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценно­сти прожитой жизни и т. д.); б) неадекватные средства, изби­раемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях; в) негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Например, женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судь­ба дочери может сложиться печально. Она хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относи­лась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила ком­панию друзей с отклоняющимся поведением. Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про бо­лее глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели. Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны». Бывает, что родители в такой ситуации настолько взволнованы и напря­жены, что постоянно, на протяжении нескольких лет совер­шают одни и те же повторяющиеся действия, которые не только не приводят к желаемым результатам, а наоборот, ве­дут процесс социализации ребенка в обратном направлении. Они плохо осознают свои цели, смысл своих действий, их по­следствия для себя и окружающих. И вот первым этапом по­мощи этим людям будет реконструкция в их сознании эле­ментов представленной выше цепочки. Первым элементом цепочки представлений, которую мы должны воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, тре­вога, цели, потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери - ее здоровье, образова-

67

ние, успешная социализация в обществе, высокий уровень развития личности, нормальная семья в будущем и т. д. Это первый элемент цепочки.

Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздавае­мому в сознании клиентки, - средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта жен­щина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается. Если дочь задер­жалась дома, эта женщина каждые 15 мин заглядывает в ком­нату дочери: - что дочь делает? Регулярные проверки карма­нов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасен­су, пыталась поставить на учет в милиции. Желательно со­брать максимально полный список средств, с помощью кото­рых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо прежде всего для того, чтобы роди­тель осознал, что он, по сути, делает на протяжении послед­них нескольких месяцев или нескольких лет. То есть вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными пережива­ниями клиенту необходимо осознать свои реальные действия и соотнести их со своими целями. Эти реальные действия - вто­рой элемент цепочки.

И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки — ре­зультаты. Добилась ли мама за последние несколько лет же­лаемого? Улучшилось ли поведение дочери? Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его. Дочь прореагировала на активность матери усилением деви-антного поведения, что только усугубило материнские пробле­мы. До прихода в консультацию мать могла этого не осозна­вать, она вся в плену текущих задач: что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня но­чью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное - как плохо те­перь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом: вот чего он хочет, желает, вот что он делает, а вот к чему это реально приводит.

Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал их не-

68

эффективность, чтобы начал искать более эффективное пове­дение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента ра­зобранную выше цепочку событий, психолог-консультант мо­жет использовать разные средства, приемы. Перечислим неко­торые из них.

 

  1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, т. е. подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, ана­лизируемыми.
  2. Переформулирование и переструктурирование ок­ружающей клиента реальности при помощи комментариев -интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.
  3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, т. е. предложение клиенту посмотреть на происходящее глазами других участников ситуации и оценить с их позиции собст­венное поведение.
  4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктив­ными действиями, если ничто иное не в силах пробить его много­численные психологические защиты, а его поведение наносит вред окружающим.
  5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помог­ла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изме­нить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее за­дание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.
  6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, час­тые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигу­рирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель - создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.
  7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, ин­терпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

69

  1. Самораскрытие психолога-консультанта, которое пред­полагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его за­труднений, рассказ о своем собственном или известном и лич-ностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

 

Более подробно на этих и других приемах ведения консуль­тативной беседы мы остановимся впоследствии в рамках кур­сов «Концепции и методы психологической помощи» и «Пси­хология семьи и семейное консультирование», когда будем изучать теоретический и социальный контекст, в рамках кото­рого они возникли.

Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консульти­рования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установ­ка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реали­ям возникшей ситуации способов поведения. Переход собствен­но к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...